ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Отметьте сильные стороны малого предпринимательства. Малый бизнес в санаторно-курортной сфере: региональное развитие

Недостаток оборотных и инвестиционных средств - одна из основных проблем малого бизнеса, которая мешает предпринимателям развивать и масштабировать свое дело. В рамках нацпроекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" Минэкономразвития разработало программу кредитования, которая призвана обеспечить малые компании заемными средствами по льготным условиям. Она была запущена в феврале этого года и рассчитана сроком на 5 лет до 2024 года. В 2019 году малому бизнесу планируется выдать 336 млрд рублей льготных кредитов, а затем более 1 трлн рублей ежегодно.

Как работает программа?

  • Предприниматель получает кредит в любом из отделений 91 уполномоченного банка-участника программы. Конечная ставка не превышает 8,5%.
  • Так как кредитные продукты на рынке имеют ставку выше указанной, государство компенсирует банкам недополученную прибыль в размере 3,5% по кредитам для малого бизнеса и 3% - для сделок со средними компаниями.

Моя сфера бизнеса подходит под программу?

Сегодня государство выделяет приоритетные сферы малого и среднего бизнеса, которые несут особую социальную и экономическую значимость для общества и нуждаются в дополнительной поддержке со стороны властей:

  • Сельское хозяйство
  • Обрабатывающее производство
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  • Строительство;
  • Внутренний туризм;
  • Информация и связь;
  • Транспортировка и хранение;
  • Здравоохранение, образование, культура и спорт;
  • Бытовые услуги, в том числе переработка мусора во вторичное сырье;
  • Гостиничный, ресторанный бизнес и предприятия общественного питания;
  • Наука и техника;
  • Оптовая и розничная торговля;

Что в первую очередь будет учитывать банк при рассмотрении моей заявки?

  • Юридический статус компании: она должна быть зарегистрирована на территории России, подходить под параметры малого и среднего бизнеса, то есть ее выручка за год не должна превышать 2 млрд рублей, а штат - 250 человек, не находится в процессе банкротства.
  • Отсутствие налоговых задолженностей и задолженностей перед персоналом по оплате труда, а также просрочек по ранее взятым кредитам, займам, договорам поручительства.
  • Банки также смотрят на такие параметры как возраст заемщика, его трудовой стаж, наличие постоянного источника дохода, положительной кредитной истории, соответствующего обеспечения и другие параметры, говорящие о возможности возврата займа.
  • Не забудьте убедиться, что бизнес относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Сделать это можно на сайте ФНС, проверив его по Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.

Какие документы у меня попросят в банке?

  • Кредитную заявку;
  • Анкету от заемщика;
  • Копии паспортов первых лиц организации или предпринимателя;
  • Правоустанавливающие документы на бизнес;
  • Договор аренды/субаренды, свидетельство о регистрации права собственности на помещение на юридический и фактический адреса и пр.;
  • Финансовую или налоговую отчетность за несколько последних периодов;
  • Справки из других банков о задолженностях, об оборотах;
  • Справка из ФНС об отсутствии долгов перед бюджетом;
  • Перечень объектов, которые будут предоставляться в залог плюс копии документов на это имущество;
  • Копии договоров с крупнейшими и действующими контрагентами;

Помимо типового пакета каждый банк вправе запросить дополнительные документы, подтверждающие соответствие бизнеса программе.

Предлагаются рекомендации и возможные направления стратегии государственной поддержки предприятий малого бизнеса в республике и деятельности общественных объединений предпринимателей и международных институтов в данной сфере.

Выбору направлений предшествовал анализ основных "благ" и "злодеяний", приписываемых малому бизнесу различными сторонами, участвующими в регулировании и поддержке его деятельности. Существующие "мифы о малом бизнесе" в значительной степени искажают его реальную социально-экономическую значимость, что негативно отражается на экономическом прогнозировании результатов его деятельности.

Малый бизнес в Казахстане продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по устранению административных барьеров преодолению коррупции.

Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности предприятий, в формировании отраслевой и региональной структуры малого бизнеса, его ориентацию на теневую экономику, отходе предпринимателей от производства, свидетельствуют о несистемном характере становления важнейшего сектора современной экономики. Причина заключается не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, отсутствии его развитой инфраструктуры, но и в том, что не была выработана оптимальная государственная стратегия поддержки малого предпринимательства, не выявлены соответствующие отраслевые и региональные приоритеты, отсутствовали обратная связь, реальный мониторинг происходящих процессов и их идентификация.

Малый бизнес - дело трудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. “Плюсы” и “минусы” этой формы экономической деятельности можно проиллюстрировать с помощью SWOT- анализа (см.Таблица 1) .

Таблица 1

SWOT- анализ малого бизнеса

Сильные стороны МБ

Слабые стороны МБ

Возможности МБ

Угрозы существованию МБ

Небольшой стартовый капитал

Ограниченный (локально) рынок

Освоение новых видов продукции

Короткий жизненный цикл

Легкость проникновения на рынок

Ограниченные ресурсы для развития производства и привлечения специалистов

Ускоренное освоение инвестиций, высокая оборачиваемость капитала и инновационная деятельность

Административные барьеры / Чрезмерное регулирование со стороны государства

Быстрое реагирование на изменения конъюнктуры рынка

Уязвимость к различного рода экономическим кризисам и зависимость от платежеспособного спроса

Развитие через кооперацию с крупными предприятиями

Высокая конкуренция

Способность быстрой переориентации деятельности

Отсутствие мощного лобби

Рост до уровня “большого” бизнеса

Уязвимость к попыткам силового давления “сильных

мира сего”

Жизнь малого предпринимателя - это с одной стороны богатое поле возможностей, а с другой огромное количество трудностей и “ловушек”. Данная ситуация характерна как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для стран с переходной экономикой.

Несмотря на относительно юный возраст и относительную свою немногочисленность, малое предпринимательство уже обросло рядом укоренившихся мифов. При этом мифы о малом бизнесе возникают как с “отрицательным”, так и с “положительным” знаком. Они очень мешают разобраться в действительном положении в данном секторе экономики и понять реальные возможности и перспективы малого бизнеса.

Поскольку некоторые из этих мифов уже обрели прочность укоренившегося предрассудка, то первое, с чего необходимо начать, прежде чем разрабатывать новую стратегию поддержки малого бизнеса - выявить их и попытаться “обезвредить”.

В настоящее время в рассматриваемом секторе экономики преобладают предприятия малого бизнеса, занятые в сфере торговли и оказания услуг, которые, как правило, не нуждаются в долгосрочных кредитах. В первую очередь это обусловлено коротким инвестиционным циклом на данных предприятиях. В то же время, производственные малые предприятия для модернизации основных фондов и расширения своей деятельности нуждаются в более дешевых и долгосрочных кредитах, чем предприятия торговли.

Объяснение сложившейся ситуации кроется в законах рынка. Преобладание сферы торговли в малом бизнесе связано с относительно низкими первоначальными капиталовложениями, быстрой окупаемостью затрат и достаточной высокой рентабельностью. Привлекательность данной сферы для предпринимателей формирует спрос на краткосрочные кредиты, когда достаточно высокая стоимость кредита с лихвой компенсируется полученной прибылью. Таким образом, до тех пор пока на рынке кредитных капиталов существует высокий спрос со стороны предпринимателей на подобного рода кредиты, финансовым институтам не выгодно снижать процентные ставки.

Как уже отмечалось, по-прежнему актуальной остается проблема залогового обеспечения запрашиваемого кредита. Суть проблемы кроется в отсутствии или нехватке залогового обеспечения и специфике оценки предоставляемого залога экспертами банков.

Проблема отсутствия или нехватки залогового имущества очень тесно связана с оценкой его рыночной стоимости и ликвидности. На сегодняшний день в качестве залога банки второго уровня принимают недвижимость, оборудование, средства в обороте, транспортные средства, гарантийные поручительства, ценные бумаги. Стоимость и ликвидность залога определяется залоговыми экспертами банка. Стоимость залога должна покрывать сумму запрашиваемого кредита не менее чем на 30%. При этом оценочная стоимость залога, как правило, колеблется в пределах от 50% до 80% ее рыночной стоимости, т. е. реально предоставляемый залог должен покрывать сумму кредита уже не на 30%, а на 50-70%. В большинстве случаев, исходя из данной схемы оценки залога, предприниматели не в состоянии предоставить адекватное залоговое обеспечение для получения необходимого кредита.

Для решения проблемы обеспечения кредита залогом, в рамках политики поддержки малого предпринимательства, в нормативно-законодательных актах предусматривается возможность использования коммунальной (municipal) собственности в качестве залога за кредит. Однако на практике данные меры не работают.

Возникали ситуации, когда предприниматели брали кредит, предоставляя в качестве залога коммунальную собственность, а после этого скрывались с полученными деньгами. Когда банк требовал передать им залоговое имущество в качестве возмещения за невозвращенный кредит, акимат, в свою очередь, отвечал отказом, мотивируя это отсутствием легитимных процедур и механизмов передачи коммунальной собственности в собственность банка.

Изучение зарубежного опыта указывает на то, что внедрение системы институтов страхования рисков банков второго уровня и институтов гарантирования возвратности кредитов в значительной степени снижает риски для банков, сокращает сроки рассмотрения заявки и выдачи кредита и способствует расширению доступа предприятий малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам.

Адаптация и внедрение подобной практики в Казахстане позволит стимулировать заинтересованность финансовых институтов работать с малыми предприятиями и как следствие расширить доступ отечественных предпринимателей к кредитным ресурсам.

Предприниматели отмечают, что наряду с благоприятными тенденциями в сфере взаимодействия с государственными органами, наблюдается ужесточение административного регулирования предпринимательской деятельности. В своей практике в процессе взаимодействия с государственными органами они сталкиваются со следующими проблемами:

Основная причина существования имеющихся административных барьеров заключается в качестве действующих нормативно-законодательных актов, регулирующих различные аспекты взаимодействия предпринимателей с соответствующими государственными органами. В дополнение к этому имеет место недостаточно четкое выполнение действующих нормативно-законодательных актов как чиновниками, так и самими предпринимателями, что приводит к снижению их эффективности на практике.

Большую озабоченность среди предпринимателей вызывает Кодекс об административных правонарушениях. По их мнению, меры, предусмотренные в кодексе, носят в большинстве своем карательный характер, когда даже незначительные нарушения со стороны предпринимателей наказываются большими штрафами. При этом не соблюдается принцип равенства перед законом, когда чиновники государственных органов практически не несут ответственности за нанесение ущерба предпринимателю своими действиями.

Меры, принимаемые для преодоления административных барьеров, недостаточно эффективны из-за использования упрощенного подхода. В настоящее время регулирование деятельности предприятий малого бизнеса со стороны государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции, осуществляется без учета отраслевой специфики объекта регулирования.

Проблема взаимодействия с государственными органами возникает по двум основным причинам: первая заключается в несовершенстве разработанных нормативных документов, вторая причина кроется в искусственно создаваемых чиновниками административных барьерах, что по сути является следствием первой причины. При этом, проблемы взаимодействия малых предприятий с чиновниками государственных органов существуют практически во всех странах СНГ. Так, например исследования сектора малого предпринимательства в России, подтверждают, что необоснованное вмешательство в деятельность малых предприятий наиболее часто имеет место со стороны налоговых служб, пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической станции. В среднем на каждое предприятие приходится порядка 10 проверок в год. Данный показатель варьируется в пределах от 3 до 20 проверок за год.

Для успешного развития своего бизнеса предприниматели должны иметь свободный доступ к нормативным и законодательным актам, разъяснительным документам и инструкциям, регулирующим их деятельность. Помимо этого им необходимо владеть информацией о спросе и предложении на рынке, конкурентах, поставщиках сырья, возможностях сбыта готовой продукции и участия в тендерах. Не менее важным для предпринимателей является наличие возможности для повышения уровня знаний и специализированных навыков, которые они применяют в своей повседневной деятельности.

Тот факт, что малый бизнес обладает рядом бесспорных преимуществ и является неотъемлемым элементом любой рыночной экономики, отнюдь не означает, что крупное производство должно быть искоренено как таковое. Во всех без исключения высокоразвитых странах малый бизнес, абсолютно доминируя по числу фирм и по доле занятых, в производстве ВВП занимает все же более скромное место. И это понятно - средняя производительность труда на крупных предприятиях все-таки значительно выше, чем по всему сектору малого бизнеса (что не исключает, конечно, наличия отдельных высокоэффективных фирм с небольшим числом занятых, демонстрирующих высокую производительность труда и эффективность организации производства).

Мировой опыт показывает, что разумный симбиоз малого и крупного бизнеса - в форме субподрядной кооперации или франчайзинговых цепочек - является залогом динамичного и сбалансированного развития экономики. Там же, где сформировался только малый бизнес, а крупное производство отсутствует, сам малый бизнес постепенно вырождается, там воцаряются кустарные промыслы и лоточная торговля.

В зарубежных странах подобные услуги малым предприятиям оказываются специализированными организациями (BDS organisation). Деятельность подобных организаций осуществляется на основе следующих принципов:

  • - спектр предоставляемых услуг определяется на основе изучения конкретных потребностей предпринимателей;
  • - в предоставлении услуг используется бизнес подход, при котором предприниматели рассматриваются в качестве клиентов, а не получателей помощи;
  • - услуги предоставляются на платной основе, при этом стоимость соразмерна выгоде, получаемой предпринимателем от этой услуги;
  • - предоставляемые услуги ориентированы на достижение долгосрочного эффекта, который может быть измерен количественными показателями (увеличение количества действующих предприятий, рост занятых в малом бизнесе, рост доходов, увеличение объемов продаж).

На сегодняшний день в Казахстане в рамках политики поддержки малого бизнеса действует ряд организаций, предоставляющих услуги предприятиям малого бизнеса: ЗАО "Республиканский информационно-выставочный центр", ЗАО "Фонд поддержки малого предпринимательства", региональные и отраслевые ассоциации предпринимателей, Казахстанская ассоциация бизнес инкубаторов и инновационных центров, действующие бизнес инкубаторы. В рамках деятельности этих организаций предпринимаются попытки создания сферы услуг для малого бизнеса, отвечающей существующим потребностям. Круг предоставляемых услуг включает в себя проведение тематических семинаров, консультирование, проведение исследований и подготовка публикаций, организация выставок и конференций, а также представление интересов предпринимателей в различных государственных органах. Помимо этого данные организации принимают активное участие в разработке политики в сфере малого бизнеса.

Приходится констатировать, что в Казахстане сфера услуг по поддержке малого бизнеса развивается неравномерно. Наиболее полезными, по мнению предпринимателей, являются услуги региональных и отраслевых ассоциаций. В то же время финансируемые из бюджета крупные организации, располагая значительными ресурсами и возможностями, зачастую менее эффективны. Это объясняется тем, что региональные и отраслевые ассоциации напрямую взаимодействуют со своими клиентами и хорошо осведомлены о специфических потребностях предпринимателей на местах.

Однако, ассоциации в силу ограниченных возможностей и ресурсов не в состоянии удовлетворить существующий спрос на соответствующие услуги. Помимо этого, в настоящее время предприниматели из-за сложившихся стереотипов мышления недооценивают потенциал и возможности ассоциаций в отстаивании и лоббировании своих интересов, а также преимуществ упрощенного доступа к услугам, необходимым для развития своего бизнеса.

Сфера бизнес услуг для предпринимателей - относительно новый рынок для Казахстана, который обладает значительным потенциалом для развития и привлечения ресурсов. Мировой опыт показывает, что его успешное развитие в равной степени зависит и от государственной поддержки и от предпринимателей, нуждающихся в этих услугах и заинтересованных в развитии собственного бизнеса.

SWOT-анализ - это инструмент стратегического планирования, который помогает владельцу бизнеса идентифицировать свои собственные сильные и слабые стороны, а также любые возможности и угрозы, которые могут существовать в конкретной деловой ситуации. Анализ SWOT наиболее часто используется как часть маркетингового плана, но он также является хорошим инструментом для общей стратегии бизнеса и используется в качестве отправной точки для обсуждения в команде.

При тщательном анализе SWOT-анализ может выявить массу информации и может быть полезен в ряде ситуаций.

В этой статье вы узнаете, как провести SWOT-анализ и предоставить несколько советов, которые помогут вам эффективно использовать инструмент.

Использование матрицы SWOT-анализа

Матрица SWOT обычно изображается как квадрат, разделенный на четыре квадранта. Каждый квадрант представляет собой один из элементов SWOT-анализа - Сильные стороны, Слабые стороны, Возможности, Угрозы.

Вопросы для запроса во время процесса

Самый простой способ начать заполнение каждого квадранта в приведенной выше матрице - это ответить на ряд вопросов. Используйте приведенный ниже список, чтобы начать работу, сосредоточив внимание на вопросах, которые наиболее важны для вашего бизнеса и текущей ситуации.

Сильные стороны: Для этого квадранта подумайте об атрибутах себя и своего бизнеса, которые помогут вам достичь своей цели. Вопросы для рассмотрения:

  • Что вы делаете хорошо?
  • Каковы ваши уникальные навыки?
  • Какие у вас есть экспертные или специализированные знания?
  • Какой у вас опыт?
  • Чем вы занимаетесь лучше, чем ваши конкуренты?
  • Где вы наиболее выгодны в своем бизнесе?

Слабые стороны: Для этого квадранта подумайте об атрибутах себя и своего бизнеса, которые могут повредить вашему прогрессу в достижении вашей цели. Вопросы для рассмотрения:

  • В каких областях вам необходимо улучшить?
  • Какие ресурсы вам не хватает?
  • Какие части вашего бизнеса не очень выгодны?
  • Где вам нужно дополнительное образование и / или опыт?
  • Сколько стоит вам время и / или деньги?

Возможности: Для этого квадранта подумайте о внешних условиях, которые помогут вам достичь своей цели. Вопросы для рассмотрения:

  • Каковы бизнес-цели, к которым вы сейчас работаете?
  • Как вы можете сделать больше для ваших существующих клиентов или клиентов?
  • Как вы можете использовать технологии для улучшения своего бизнеса?
  • Есть ли у вас новые целевые аудитории, которых вы можете достичь?
  • Есть ли связанные продукты и услуги, которые предоставляют вам возможность для вашего бизнеса?

Угрозы: Для этого квадранта подумайте о внешних условиях, которые могут повредить работе вашего бизнеса. Вопросы для рассмотрения:

  • С какими препятствиями вы сталкиваетесь?
  • Каковы сильные стороны ваших крупнейших конкурентов?
  • Чем ваши конкуренты это делают, а вы нет?
  • Что происходит в экономике?
  • Что происходит в отрасли?

Использование данных, собранных в SWOT-анализе

Одной из наиболее важных частей вашего SWOT-анализа является использование данных, которые вы собрали для определения новых стратегий и целей для вашего бизнеса. Например, вы можете:

  • Создать план для наращивания своих сильных сторон еще больше
  • Список способов, которыми вы можете работать для наращивания своих слабых сторон
  • Установить цели SMART для каждой из выявленных вами возможностей
  • Разработать планируйте использовать свои сильные стороны для уменьшения выявленных вами угроз

Затем найдите способы объединения данных из разных квадрантов еще больше:

  • Узнайте, как вы можете комбинировать свои сильные стороны и возможности для разработки новых стратегий
  • Попробуйте сочетая сильные стороны и угрозы для выявления угроз, которые вы можете устранить
  • Посмотрите на свои слабости и возможности для создания списка областей, готовых к улучшению
  • Составьте список областей, которые следует избегать, которые попадают под слабые стороны и угрозы

Как только вы поймете как скомпилировать ваши SWOT-данные и найти способы их использования стратегически, SWOT-анализ станет инструментом, который вы можете использовать снова и снова в своем бизнесе, чтобы исследовать новые возможности и улучшить процесс принятия решений.

Субъекты малого предпринимательства, как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

  • · более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • · большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
  • · гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • · относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
  • · более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
  • · рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан, сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • · создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • · разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • · ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • · мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, а также более эффективное их использование.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

  • · более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • · зависимость от крупных компаний;
  • · недостатки в управлении собственным делом;
  • · слабая компетентность руководителей;
  • · трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов и другие.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого бизнеса определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий.

Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой.

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.

Существенная роль малых предприятий в экономической жизни страны с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП.

В аспекте воздействия малого бизнеса на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить его роль в формировании конкурентной среды. Несомненна также роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. По оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок.

В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. Учебное пособие для вузов.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.

С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели, малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень. Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х - начале 1990-х годов, пока полностью не оправдываются.

Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

(К. Геращенко, учащийся 11 класса. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ /Вольное экономическое общество, 2008)

По-яс-не-ние.

В от-ве-те могут быть при-ве-де-ны сле-ду-ю-щие не-до-стат-ки ма-ло-го биз-не-са:

Вы-со-кий риск ка-пи-таль-ных вло-же-нии, как след-ствие слож-но-сти с при-вле-че-ни-ем круп-ных ин-ве-сти-ций;

Огра-ни-чен-ные воз-мож-но-сти при-вле-че-ния про-фес-си-о-на-лов: юри-стов, эко-но-ми-стов, ди-зай-не-ров, про-грам-ми-стов и др.;

Огра-ни-чен-ные воз-мож-но-сти ре-кла-мы, как ре-зуль-тат сла-бая кон-ку-рен-то-спо-соб-ность по срав-не-нию с круп-ны-ми фир-ма-ми про-из-во-дя-щи-ми ана-ло-гич-ный товар;

Огра-ни-чен-ные воз-мож-но-сти роста и раз-ви-тия биз-не-са, вы-зван-ные слож-но-стью с при-вле-че-ни-ем круп-ных ин-ве-сти-ций.

Могут быть на-зва-ны дру-гие не-до-стат-ки.