ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Общественные объединения, общественные организации и общественные движения. Регистрация общественного движения Высшим руководящим органом общественного движения

1) первая создается на основе членства, второе - нет

2) первая является общероссийским объединением, второе - религиозным

3) первая является местным объединением, второе - межрегиональным

4) второе создается на основе членства, первая – нет

5) первая является региональным объединением, второе - местным

36. Некоммерческим партнерством признается

1. основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей некоммерческого характера.

2. .некоммерческая организация, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

3. .добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства.

4. добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

5. не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Тема 7: Государство и иные публичные образования как субъекты гражданского права

Вопросы:

1. Понятие, содержание и особенности гражданской правосубъектности государства, государственных и муниципальных образований.

2. Органы, уполномоченные государством на участие в гражданских правоотношениях.

3. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

4. Гражданская правосубъектность иностранных государств на территории РФ.

5. Ответственность по обязательствам РФ, ее субъектов, муниципальных образований.

В первом вопросе раскрыть понятие правосубъектности публично-правовых образований: организационное единство, обособление имущества, ответственность по своим обязательствам, выступление от собственного имени. Принцип равенства участников гражданских правоотношений.

Во втором вопросе , перечислить органы уполномоченные государством, субъектом РФ, муниципальным образованием на участие в гражданских правоотношениях. Государство, как субъект исключительных прав.

В третьем вопросе раскрыть участие публично-правовых образований в вещных, договорных, корпоративных, наследственных, обязательственных правоотношениях.

В четвертом вопросе раскрыть участие иностранных государств в гражданских правоотношения на территории РФ: вещные, обязательственные, корпоративные правоотношения.

В пятом вопросе отразить особенности ответственности публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом. Судебный иммунитет государства.

Тема 8: Объекты гражданских правоотношений

Вопросы:

1. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений.

2. Понятие и классификация вещей. Правовое значение классификации вещей.

3. Понятие, признаки и общая характеристика ценных бумаг как объектов гражданских правоотношений.

4. Классификация ценных бумаг.

5. Виды ценных бумаг.

6. Понятие и особенности денег как объектов гражданских правоотношений.

7. Понятие и виды нематериальных объектов гражданских правоотношений.

8. Особенности правового регулирования творческой деятельности и результатов этой деятельности как нематериальных объектов гражданских правоотношений. Понятие интеллектуальной собственности.

9. Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений.

Отвечая на первый вопрос, необходимо раскрыть, что понимается под объектом гражданского правоотношения. Перечислить виды объектов и дать краткую характеристику каждого вида в отдельности. Показать роль органов внутренних дел в обеспечении правового режима объектов гражданских прав.

Ответ на второй вопрос следует начать с определения вещи. Показать значение такого объекта как вещь в жизни общества и в гражданском обороте. Затем необходимо отметить, что в юридической науке вещи принято разделять на виды в зависимости от различных оснований, перечислить виды вещей, раскрывая понятие каждого вида и приводя примеры. Говоря о классификации вещей также нужно отметить и ее практическое значение. В завершении ответа необходимо указать, что в гражданском праве понимается под имуществом и каково его соотношение с вещами.

Ответ на третий вопрос необходимо указать на то, что среди объектов гражданских правоотношений особо выделяются деньги и ценные бумаги, отметив, в чем состоят особенности ценных бумаг. Затем нужно дать определение ценной бумаги, выделив ее признаки, и указать, какими нормативными актами в настоящее время регулируется выпуск и обращение ценных бумаг.

При ответе на четвертый вопрос необходимо провести классификацию ценных бумаг по различным основаниям, раскрывая понятие каждого вида и приводя примеры на каждый вид ценных бумаг.

Отвечая на пятый вопрос, следует дать определение облигации, векселя, депозитного и сберегательного сертификата, банковской сберегательной книжки на предъявителя, коносамента, акции и приватизационных ценных бумаг и кратко охарактеризовать каждую из перечисленных ценных бумаг, придерживаясь следующей схемы: понятие, правовое регулирование выпуска и обращения данной ценной бумаги, реквизиты, виды.

Ответ на шестой вопрос должен содержать определение денег, перечисление их функций и особенностей. Также необходимо дать характеристику денег как вещей, отметить, кто наделен правом осуществлять эмиссию денег и каким образом на территории Российской Федерации допускается использование иностранной валюты.

При ответе на седьмой вопрос следует раскрыть общее понятие нематериальных благ, указав на их особенности. Перечислить и раскрыть нематериальные блага, являющиеся объектами гражданских правоотношений.

Отвечая на восьмой вопрос, необходимо показать, что в гражданском праве понимается под результатами творческой деятельности и каковы их особенности как объекта гражданских прав. Дать определение интеллектуальной собственности и перечислить, какие права составляют это понятие.

Ответ на девятый вопрос следует начать с определения работы и услуги и указать особенности данных объектов гражданских правоотношений. Провести разграничение между работами и услугами по различным критериям.

Тестовые задания:

1. К объектам гражданских прав НЕ относится…

1. деньги 2 ценные бумаги 3 имущественные права

4 атмосферный воздух

Общественное движение (далее - Движение) - это некоммерческое общественное объединение, созданное по инициативе группы граждан на принципах самоуправляемости и на основе общности интересов, для реализации определенных в Уставе целей.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Основные положения создания и деятельности общественных движений:

Общественное движение это не имеющее членства общественное объединение, т.е. с момента государственной регистрация общественного движения лица, учредившие общественное движение, становятся его участниками.

Общественное движение может быть создано гражданами и (или) юридическими лицами (общественными объединениями) (Общественное движение может быть учреждено как минимум тремя лицами).

По территориальной сфере общественное движение делится на:

  • Общероссийское общественное движение (такое движение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
  • Межрегиональное общественное движение (такое движение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
  • Региональное общественное движение (такое движение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);
  • Местное общественное движение (такое движение, деятельность которого осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).

Учредительным документом Общественного движения является Устав .

Высшим органом управления в Общественном движении является Съезд (Конференция) или Общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом Общественного движения является выборный коллегиальный орган (Правление, Совет и др.), подотчетный Съезду (Конференции) или Общему собранию.

Движение обладает следующими правами и возможностями

  • от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
  • быть истцом и ответчиком в суде;
  • в интересах достижения уставных целей совершать сделки, соответствующие уставным целям Движения и законодательству РФ, как на территории РФ, так и за рубежом;
  • иметь самостоятельный баланс, рублевые и валютные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием;
  • иметь собственный флаг, штампы, эмблемы, вымпелы и другую символику, подлежащую государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ;
  • свобода определения своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности.

Прайс-лист на проведение регистрационных действий Общественного движения

Вид услуги

Стоимость в рублях РФ

Срок исполнения

Регистрация Общественного движения

от 40 000

(в зависимости от территориальной сферы деятельности)

от 3 месяцев

Внесение изменений в Общественное движение

по договоренности

от 1 месяца

Реорганизация путем слияния, присоединения, разделения и выделения

по договоренности

от 3 месяцев

Реорганизация путем преобразования

по договоренности

от 3 месяцев

Ликвидация Общественного движения

  • Избирательные права граждан
  • Избирательные права граждан и их ограничения
    • Активное, пассивное и иные избирательные права
    • С какого возраста граждане могут осуществлять свои избирательные права?
    • Дополнительные ограничения избирательных прав
    • Избирательные права и место жительства
  • Избирательное законодательство и гарантии избирательных прав граждан
    • Конституция Российской Федерации и международные избирательные стандарты
    • Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав
    • Специальные избирательные законы
    • Гарантии избирательных прав
    • Другие законы и нормативные акты
  • Механизмы защиты избирательных прав граждан
    • Куда обращаться - в избирательную комиссию или в суд?
    • Защита избирательных прав в избирательных комиссиях
    • Защита избирательных прав в суде
    • Защита избирательных прав путем обращения в прокуратуру и иные правоохранительные органы
  • Право граждан участвовать в организации и проведении выборов
    • Избирательные комиссии должны быть независимы от органов власти
    • Система избирательных комиссий в Российской Федерации
    • Как формируются избирательные комиссии?
    • Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса
    • Что могут члены избирательной комиссии?
  • Учет и защита прав и интересов граждан при нарезке избирательных округов
    • Как нарезка избирательных округов влияет на права избирателей?
    • Процедура нарезки избирательных округов
    • Одномандатные и многомандатные избирательные округа
    • Правила нарезки избирательных округов
    • Как граждане могут повлиять на нарезку избирательных округов?
  • Выдвижение и регистрация кандидатов - одна из самых болевых точек в реализации избирательных прав граждан
    • Способы выдвижения кандидатов
    • Выбор: подписи или залог?
    • Сбор подписей и их проверка
    • Проблемы при внесении избирательного залога
    • Проблемы оформления документов
  • Права граждан, связанные с информационным обеспечением выборов
    • Информирование граждан и предвыборная агитация
    • Право граждан на получение информации, связанной с выборами
    • Участие граждан в информационном обеспечении выборов
    • Контроль за проведением предвыборной агитации
  • Списки избирателей и контроль за их ведением
    • Составление списков избирателей
    • Форма списка избирателей
    • Контроль за ведением списка избирателей
  • Общественный контроль при проведении голосования и подсчете голосов
    • Методы контроля
    • Общая схема организации наблюдения в день голосования и при подсчете голосов
    • Мотивация общественных контролеров
    • Основные трудности набора и подготовки общественных контролеров
    • Пакет документов для общественного контролера в участковой избирательной комиссии
    • Основные задачи обучающего занятия
    • Контроль в вышестоящих комиссиях
    • Сбор и анализ копий протоколов и жалоб
  • Право граждан на участие в референдуме
  • Что необходимо знать о референдуме?
    • Объем прав и виды референдумов
    • Что общего и какие различия между выборами и референдумом?
    • Где можно найти информацию о правилах проведения референдума?
    • Какие вопросы могут выноситься на референдум?
  • Порядок организации и проведения референдума
    • Как происходит выдвижение и оформление инициативы проведения референдума?
    • В какие сроки происходит подготовка и проведение референдума?
    • Как создать агитационную группу участников референдума?
    • Гражданин должен иметь право ознакомиться с текстом нормативного акта, выносимого на референдум
    • Юридическая сила решения, принятого на референдуме
    • Особенности проведения референдумов по вопросам преобразования или изменения границ муниципальных образований
  • Право граждан на объединение
  • Что нужно знать гражданину о праве на объединение?
    • Где содержится информация об общественных объединениях?
      • Законы об общественных объединениях
      • Подзаконные нормативные правовые акты об общественных объединениях
      • Внутренние нормативные акты
      • Уставы политических партий
    • Что такое общественное объединение и общественные объединения каких видов можно создавать?
  • Как создать и зарегистрировать общественное объединение или политическую партию?
    • Как создать общественное объединение?
      • Кто не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения?
      • Существуют ли какие-либо запреты на создание и деятельность общественных объединений?
      • Регистрировать общественное объединение или нет?
      • В какой орган необходимо подавать документы о государственной регистрации общественного объединения?
      • Как принимается решение о государственной регистрации общественного объединения?
      • Почему отказывают в государственной регистрации? Практика обжалования
      • Реорганизация - один из способов создания общественного объединения
    • Как создать политическую партию?
      • Преобразование в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения
      • Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений
      • Причины отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения
  • Государственный контроль за деятельностью общественных объединений и политических партий
    • Пределы государственного контроля
    • Обязанности общественных объединений
    • Обязанности политической партии
    • Государственный надзор и контроль за деятельностью общественных объединений
      • Финансовый контроль
      • Кто осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям?
      • Какие существуют формы и методы контроля?
    • Контроль за деятельностью политических партий
  • Приостановление и прекращение деятельности общественных объединений, политических партий
    • Порядок приостановления деятельности общественных объединений и политических партий
      • Основания для приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
    • Прекращение деятельности общественного объединения и политической партии
      • Порядок ликвидации общественного объединения
      • Основания ликвидации политической партии
      • Ликвидация регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии без ликвидации всей политической партии
      • Каковы последствия ликвидации и реорганизации политической партии?
    • Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации
  • Право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования
  • Публичные мероприятия граждан
    • Законодательное регулирование
    • Ограничения и принципы проведения публичных мероприятий
    • Что такое публичное мероприятие и какие виды публичных мероприятий выделяют?
    • Особенности проведения отдельных видов публичных мероприятий
  • Как организовать проведение публичного мероприятия?
    • Организатор публичного мероприятия
    • Уведомительный порядок - в помощь организатору!
    • Где и когда проводить публичные мероприятия?
      • Особенности проведения публичных мероприятий на территориях памятников истории и культуры
    • Организационные условия проведения публичных мероприятий
  • Органы власти и организаторы, участники публичных мероприятий
    • Органы власти и их полномочные представители
    • Права и обязанности представителей правоохранительных органов по отношению к организаторам и участникам публичных мероприятий
    • Ответственность организаторов и участников публичных мероприятий
  • Право граждан на судебную защиту
  • Международное и российское законодательство о праве на судебную защиту
    • Международное законодательство
    • Законодательство Российской Федерации
    • В какой суд идти?
  • Защита прав граждан в делах, возникающих из публичных правоотношений
    • Виды, общие и специальные правила производства по делам, возникающим из публичных правоотношений
    • Заявление - начало дела, вытекающего из публичных правоотношений
    • Дела о признании недействующими нормативных правовых актов
      • Кто имеет право обратиться в суд?
      • Порядок рассмотрения заявлений
    • Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
    • Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме
  • Право на судебную защиту в Конституционном Суде Российской Федерации
    • О Конституционном Суде и его полномочиях
    • Юридическая сила решений Конституционного Суда
      • Действие постановлений Конституционного Суда в пространстве
    • Как обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации и какие условия при этом необходимо соблюсти?
      • Как правильно составить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации?

Что такое общественное объединение и общественные объединения каких видов можно создавать?

Общественное объединение - это некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Обязательным условием создания и деятельности общественного объединения является добровольность участия в нем.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Принцип добровольности означает, что никто не вправе принуждать кого- либо вступать или не вступать в общественное объединение. Принцип равноправия означает, что все члены и участники общественного объединения обладают равными правами и обязанностями.

Под принципом самоуправления следует понимать полную самостоятельность деятельности общественного объединения в рамках закона. Принцип законности означает, что общественное объединение обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Поэтому вмешательство государства в эту деятельность недопустимо.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. Одним из основных способов достижения этого является опубликование соответствующих данных в средствах массовой информации. Данное право конкретизируется и уточняется в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

При распространении информации о деятельности общественного объединения следует также учитывать положения Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация;
  2. общественное движение;
  3. общественный фонд;
  4. общественное учреждение;
  5. орган общественной самодеятельности;
  6. политическая партия.

Следует заметить, что только общественная организация и политическая партия основаны на членстве, а все остальные организационно-правовые формы общественных объединений членства не имеют.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законом. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд - это разновидность некоммерческого фонда, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества в общественно полезных целях. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  1. она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  2. в ней должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов; в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;
  3. руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Основные виды общественных объединений:

  1. общественные объединения по сферам коммерческой деятельности (предпринимателей и др.);
  2. профсоюзы (профессиональные союзы, федерации, конфедерации профсоюзов);
  3. творческие, научные, научно-технические и культурно-просветительские общественные объединения (творческие союзы писателей, журналистов, художников, архитекторов, артистов и др., общества изобретателей и рационализаторов, популяризаторские общества, общества любителей книги, охраны памятников культуры, природоохранные и др.);
  4. физкультурно-спортивные общественные объединения (спортивные, оборонно-спортивные, охотников, автолюбителей, пожарные, оздоровительные и др.);
  5. объединения социальной защиты (женские, студенческие, детские, ветеранские объединения, общества инвалидов, общества спасения на водах, общественные - детские, мира и др. - фонды;
  6. международные организации и органы (представительства и отделения международных организаций).

В зависимости от территории, на которой действует общественное объединение, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Деятельность регионального общественного объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Федерации.

Деятельность местного общественного объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Правовое положение общественных движений в Российской Федерации закреплено Федеральным законом «Об общественных объединениях». В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации , за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определено уставом конкретного движения).

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание . Также каждое движение должно иметь постоянно действующий руководящий орган общественного движения - выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественные движения, как и другие формы общественных объединений, могут регистрироваться в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица , либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом .

Права общественных объединений (и, в том числе, общественных движений), закреплены в статье 27 закона «Об общественных объединениях». В частности, предусматривается право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Реальное положение общественных движений (как зарегистрированных, так и незарегистрированных) в российском правовом поле претерпевает постоянную эволюцию, проходя различные этапы . С начала 1990-х годов в России периодически изменяются степень контроля государства за деятельностью общественных движений и уровень их государственной поддержки.

Виды общественных движений

В целом, законодательно правовое положение общественного движения не отличается от других видов общественных объединений (за исключением политических партий). Так, могут существовать:

  • молодёжные общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет);
  • детские общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет).

По территориальной сфере деятельности могут создаваться и действовать следующие виды общественных движений:

  • общероссийские (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
  • межрегиональные (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
  • региональные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);
  • местные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).

Общественные движения и политические партии

Ранее, в соответствии с федеральным законом «О политических партиях» , общероссийские общественные движения (равно как и общероссийские общественные организации) могли преобразовываться в политические партии , что являлось одним из двух предусмотренных законом форм создания политических партий. В этом случае съезд общероссийского общественного движения принимал решение о преобразовании данного общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании его региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Новая политическая партия считалась созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц .

Вместе с тем, после вступления в силу в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», имел место обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёстким требованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональных отделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.

В мае 2015 года был принят новый закон о политических партиях , который запрещает создание новых партий из общественных движений. Также общественным движениям запрещено использовать слово "партия" в своём названии.

Общественным движением является, состоящее из участников и не имеющее членства, массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Посредством участия в общественных движениях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством и обществом, донося свои требования.

Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам . Отличительными чертами общественного движения от других общественных объединений являются многочисленность его участников, отсутствие фиксированного членства и четкой организационной структуры.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях», общественные организации могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно этому же Закону, граждане могут быть учредителями и участниками общественных движений только по достижении 18 лет . При этом сказано, что участниками молодежных общественных движений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а участниками детских общественных движений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Условия и порядок участия, включая условия выбытия из участия в общественном движении по возрасту, определяются уставом соответствующего общественного движения. Государственная регистрация молодежных и детских общественных движений осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных движений. То есть, учредителями любого общественного движения вправе выступать только полностью дееспособные граждане.

В случае госрегистрации общественного движения, его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом, который является учредительным документом движения. Постоянно действующий орган общественного движения является коллегиальным и выборным, он подотчетен съезду (конференции) или общему собранию участников движения. Учредителями общественного движения могут быть физические лица, их должно быть не менее трех, а также другие зарегистрированные общественные объединения. Но только общественные объединения не могут создать общественное движение, в составе учредителей обязательно должны быть физические лица. Учредители не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество, не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию общественных движений, является Министерство Юстиции РФ или его территориальные органы . Документы представленные в МинЮст для регистрации проходят доскональнейшую проверку. Проверяется правильность заполнения документов, достоверность указанных в них сведений, соответствие положений устава закону, и т. п. Поводом для отказа в госрегистрации может стать любая мелочь: неправильная форма гарантийного письма, подтверждающего адрес, непредставление решения органа исполнительной власти по месту нахождения движения, подтверждающего право на использование в названии имени государственного или общественного деятеля, несоответствие видов экономической деятельности целям создания движения и др. Особую сложность представляет приведение положений устава в соответствие с законом, но отказ в регистрации можно получить и за лишнюю галочку в каком-либо из приложений к заявлению. Поэтому, во избежание лишней траты денег и нервов, лучше доверить проведение государственной регистрации общественного движения