Конституция Российской Федерации целей перед системой образования прямо не ставит. Можно считать, конечно, что доступность и бесплатность образования в определенных пределах и есть цель. Но это будет не совсем точно, ведь доступным и бесплатным может быть и некачественное образование, которое не будет нужным учащимся. В конечном итоге для людей важно в первую очередь качество образования, а затем уже - доступ к нему и затраты на его получение. Причем именно в указанном порядке, поскольку за качественное образование люди готовы платить (не все, конечно). Хотя, на каком-то этапе можно, по всей видимости, мириться с не очень качественным, но общедоступным образованием.
Определение качества образования - это сложная и самостоятельная задача. Для целей лекции будем считать, что качество-это признание полученного образования в тех сферах, где собирается трудиться или продолжать обучение обученный или выученный человек. Иногда говорят, что чем лучше человек выучен, тем легче ему адаптироваться в различных сферах деятельности, но это уже относится, скорее, к содержанию образования.
Отсюда можно предположить, что основной целью функционирования системы образования является приведение ее в такое состояние, при котором качественное образование доступно всем, кто желает его получить. Вряд ли такое состояние достижимо, но цель может и не достигаться, система будет постепенно приближаться к ней, двигаясь в нужном направлении и, добавим, достигая при этом движении некоторых важных (или не очень) промежуточных результатов. Разумеется, движение подобного рода следует понимать как процесс постепенного изменения системы, количественного и (или) качественного.
Можно в качестве цели определить и некие конкретные параметры нового состояния системы образования:
Способность обучать не менее 500 студентов на 10 тыс. человек населения (в Законе ”Об образовании“ - не менее 170);
Обеспечить качественное, на уровне современных требований обучение всех детей в школе не менее 12 лет;
Сделать так, чтобы математическая подготовка в городских школах была лучшей в мире и т. д.
Примеры такого рода не следует воспринимать буквально. Понятно, что новое состояние можно описать по - разному. Главное, чтобы эта цель ставилась перед той частью системы или всей системой, которой она напрямую касается. Не следует относить, например, к цели всей системы образования поголовный охват детей дошкольным воспитанием, поскольку эта цель касается только части системы.
Цель, таким образом, должна быть сформулирована, количественно и (или) качественно определена, обозначена, представлена на уровне понимания. Управление должно обеспечить изменение состояния системы, т.е. согласованную деятельность всех ее элементов, обеспечивающую движение к заданной цели и ее достижение.
Важной характеристикой управления является то, что это обособленный вид деятельности, реализуемый отдельно от образовательного процесса. Это означает, что для управления системой образования создаются специальные организации со своей системой взаимоотношений, решаемых задач и осуществляемых видов действий - структура управления с определенной соподчиненностью, распределением между подразделениями функций управления.
Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по так называемой линейно-функциональной схеме, которая характеризуется следующими основными чертами:
Наличие нескольких уровней, в которых каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего-решения вышестоящих органов являются обязательными для нижестоящих;
Ограничение административного подчинения нижестоящих уровней управления вышестоящим отдельными функциями или некоторым их набором-вышестоящий орган может принимать обязательные для нижестоящего решения по ограниченному кругу вопросов;
Возможность для органа управления управлять только теми организациями, которые находятся в его непосредственном административном ведении.
Обобщенная структура управления образованием изображена на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Обобщенная структура управления образованием
Конкретная реализация структуры управления в разное время определялась разными условиями, часто скрывавшимися за стандартными формулировками ”в целях совершенствования. Для характеристики происходивших структурных изменений больше всего подходит понятие ”субъективного фактора“, поскольку масштабы системы образования росли постоянно, задачи, судя по формулировкам в официальных документах, постоянно же усложнялись. С моей точки зрения, особенного усложнения управленческих задач не происходило, они просто менялись и даже не очень сильно.
Процесс же изменения структуры управления больше напоминал колебания. Изменения в органах управления образованием происходили и происходят достаточно регулярно, причем изменения эти все время воспроизводят все ту же линейно-функциональную структуру. В качестве примера обратимся к сравнительно недавней истории (табл. 3.1).
Как видно из приведенной информации, изменения в структуре управления образованием осуществлялись с завидной регулярностью. Необходимо обратить внимание еще на одну важную особенность: при формальном требовании к обособленному существованию управления отдельно от управляемого объекта органы управления образования формально же включены в состав системы образования (в соответствии с определением, данным в Законе ” Об образовании“). Из этого кажущегося маловажным обстоятельства следует весьма важный вывод: при изменении структуры органов управления образованием должно (!) меняться состояние системы образования. Однако при проектировании изменений такого рода обычно это обстоятельство в расчет не принимается, а системные изменения не только не прогнозируются, но даже и не обсуждаются. Речь идет о чем угодно: о сокращении бюрократов, исключении не свойственных функций, дублирования и т. д.,- но только не о том, что изменение управления может самым серьезным образом повлиять на систему образования. Утешает только то, что в других отраслях положение ничуть не лучше, на стадии проектирования никто не знает, к чему эти преобразования приведут.
До апреля 2004 г. федеральный уровень управления был представлен Министерством образования Российской Федерации, в ведении которого к тому времени находились 658 учреждений среднего и 326 высшего профессионального образования федерального уровня. На этом же уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляли также и другие министерства и ведомства Российской Федерации. В частности, 2576 средних специальных учебных заведений находились в ведении 26 министерств и ведомств, 590 вузов-в ведении 20 министерств и ведомств.
Такое распределение на федеральном уровне складывалось в значительной мере исторически. Учебные заведения создавались министерствами и ведомствами в качестве необходимого элемента реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны - охраны здоровья населения, всеобщей грамотности, индустриализации, развития сельского хозяйства, укрепления обороноспособности. Соответственно создавались медицинские, педагогические, сельскохозяйственные учебные заведения (вузы, техникумы, училища), втузы, политехникумы. Развивающиеся научно-образовательные школы выделялись из состава вузов. От такого мощного вузовского центра, как, например, МВТУ им. Н.Э.Баумана в свое время ”отпочковались“ МИСИ, МЭИ, МАИ, Академия химзащиты, Ижевский механический институт, факультеты МИХМ, МХТИ, МИФИ, а от Ленинградского политехнического института-Ленинградский кораблестроительный институт, Сельскохозяйственный институт, втуз при ЛМЗ и др. И такие процессы происходили не только в Москве и Ленинграде. Кроме того, наличие ”собственных“ отраслевых учебных заведений свидетельствовало о высоком потенциале отрасли и руководящего ею министерства. Относительно территориального расположения учебных заведений действовали обычные принципы размещения производительных сил:
Ближе к источникам энергии, в качестве которых выступали образовательные и научные центры;
Ближе к месту потребления-в каждой области должны быть учебные заведения, готовящие учителей, медработников, специалистов сельского хозяйства;
Во вновь осваиваемых районах-Новосибирский и Дальневосточный научные центры, например.
Иначе говоря, учебные заведения создавались там, где по условиям того времени это признавалось необходимым. Собственно, сейчас происходит то же самое с поправкой на изменившиеся социально-экономические условия.
В то же время в ведении органов управления образованием субъектов Российской Федерации (ранее-краев, областей, автономных областей и округов) учебных заведений практически не было. А подавляющее большинство образовательных учреждений дошкольного и общего образования-яслей, детских садов, школ-находилось (и находится в настоящее время) в ведении муниципальных органов управления образованием.
После изменений в структуре органов государственной власти и управления России в апреле 2004 г. федеральный уровень управления образованием представляют Министерство образования и науки Российской Федерации, которое является центральным органом управления образованием в России, и находящиеся в его ведении государственные органы управления:
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
Федеральное агентство по науке;
Федеральное агентство по образованию.
Структура управления образованием приведена к виду, изображенному на рис. 3.3.
Рис. 3.3. Действующая структура управления образованием
Для образовательных учреждений федерального ведения выстроена трехзвенная“ структура управления: от министерства через агентство к образовательному учреждению. По существу, агентство представляет собой промежуточное звено, транслирующее распоряжения министерства образовательным учреждениям посредством реализации отдельных управленческих функций. Подобные преобразования в структуре управления экономикой осуществлялись и раньше, когда из министерств выделялись главные управления (главки) для руководства подотраслями экономики.
Затем это расценивалось как создание излишних управленческих звеньев, и главки ликвидировались.
Для образовательных учреждений регионального и муниципального ведения создана комбинированная двух-, трехзвенная структура управления, когда между образовательным учреждением и органом управления образованием нет промежуточных звеньев (двухзвенная) или такое звено представлено муниципальным органом управления образованием (трехзвенная). В данном случае не обсуждается вопрос о том, какая структура ”лучше“. Как будет показано дальше, обе они имеют право на существование в сформированных условиях функционирования образовательных учреждений и распределения обязанностей в области образования между уровнями государственной власти и управления.
С учетом же федеральной составляющей управления образованием для учебных заведений муниципального уровня выстроена четырехзвенная структура управления:
Министерство образования и науки Российской Федерации → орган управления образованием субъекта Российской Федерации → орган власти муниципального образования → учебное заведение.
Несколько более сложно выглядела структура управления образованием до 1996 г., когда существовали два министерства образования федерального уровня:
Госкомвуз России и другие министерства и ведомства по ”двухзвенной“ схеме управляли учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования. Одновременно Госкомвуз России являлся органом функционального управления высшим и средним специальным образованием;
Минобразования России по ”четырехзвенной“ схеме осуществляло функциональное управление остальными учебными заведениями, будучи одновременно органом управления учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования (педагогические вузы, педагогические училища, профессионально-технические училища).
В результате объединения Госкомвуза России и Минобразования России в 1996 г. было создано одно министерство с большой сетью подведомственных учебных заведений, причем в непосредственном административном ведении находилось около 2 тыс. организаций. При этом Министерство стало и органом функционального управления для всей системы образования.
Региональный уровень управления образованием представлен управлениями (министерствами, комитетами, главными управлениями и т. д.) образования субъектов Российской Федерации. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они по большей части не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений, осуществляя, таким образом, преимущественно функциональное управление системой образования в пределах региона.
Следует отметить, что роль региональных органов управления образованием последовательно усиливается:
В ведение субъектов федерации передаются расположенные на их территории образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования, ранее находившиеся в ведении федерального уровня - в 2005/06 учебном году в ведении субъектов Федерации и муниципальных образований находилось 1199 учреждений среднего профессионального образования (44,6% от общего числа учреждений этого уровня образования);
В ведении субъектов федерации находилось 48 высших учебных заведений.
По отношению к этим учебным заведениям региональные органы управления образованием выступают как вышестоящие органы.
Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами народного образования (или просто отделами образования, название особого значения не имеет), созданными соответствующими муниципальными органами власти. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями общего образования, основная масса которых сосредоточена на муниципальном уровне.
В этой связи хочется отметить одну весьма важную особенность управления образованием. Если посмотреть на структуру управления, то нетрудно видеть, что основная масса учебных заведений относится к муниципальному уровню управления. Известно также, что муниципальный уровень вообще и муниципальные органы управления в частности не являются государственным управлением. Отсюда следует, что муниципальные учебные заведения также формально не являются государственными. Государственные гарантии, провозглашенные Конституцией, таким образом, реализуются через сеть формально негосударственных учебных заведений.
В таком построении управления образованием можно усмотреть несоответствие конституционной норме, которая должна реализоваться через сеть государственных учебных заведений.
Представленная структура управления предъявляет весьма высокие требования к взаимодействию между уровнями и субъектами управления, распределению между ними функций управления.
Управление образованием - это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий - то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого - минимум, граничащий с безграмотностью.
Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Процесс получения образования, как и любой другой, управляем. На самом низком уровне (т.е. самом приближенном к процессу обучения) он управляется учителем. На уровне государственном этот процесс находится под контролем национальных органов управления образованием.
Под управлением понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.
В соответствии со ст.37 Закона «Об образовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:
Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
Федеральные ведомственные органы управления образованием;
Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:
Министерство образования Российской Федерации;
Министерства образования республик в составе Российской Федерации;
Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;
Комитеты (департаменты) образования городов.
Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.
Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.
Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:
1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;
3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии, с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Управление образованием включает в себя органы управления трех уровней.
Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием.
Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации.
К третьему , местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием.
Функции федеральных органов управления :
1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной программы развития образования);
3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
4)разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;
5)установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
6)установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
7)установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:
1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;
2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.
Формы получения образования:
1) вформе очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
2)в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Первая форма характеризуется тем, что входе образования постоянно существует связь «обучаемый - преподаватель».
При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы.
Для современной СО характерны такие признаки : вариативность (организационно-правовых форм, типов ОУ, форм получения образования, содержания образования в зависимости от типа и вида ОУ, организации пед. процесса в ОУ), интегративность (СО входит в единое мировое пед. пространство), инновационность (нововведения: в общественном положении образования и уровне финансирования системы, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы, в отношениях «учитель-ученик», в методах обучения,в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании, в строительстве зданий и помещений для учебных заведений).
Принципы государственной политики в области образования: 1) гуманистический характер образования; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства; 3) общедоступность образования; 4) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Органы управления образованием пpoвoдят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов. Задача органов управления образованием состоит в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Для_ последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные, ведомственные, республиканские и т.д.
Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления - совета школы. Функции и coдepжaние работы совета определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избираются совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности.
Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения . О бщая направленность Устава задается Типовым положением об общеобразовательном учебном заведении. В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы. Совет школы организует выполнение решений конференций, обеспечивает социальную защиту учащихся, устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы.
Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.
Разгосударствление системы образования означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения. Диверсификация образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей и т.д.
Вопрос7: Сотрудничество школы с семьей в воспитании детей и подростков.
Воспитание всесторонне развитой личности может быть успешно, если оно осуществляется в сотрудничестве с семьей. Это обусловлено тем огромным влиянием, которое оказывает семья на все стороны развития и воспитания ребенка.
Семья - это малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны отношением взаимопомощи, взаимной моральной поддержкой и ответственностью.
В настоящее время школа и семья развиваются в сложных противоречивых условиях. С одной стороны наблюдается поворот общества к нуждам и проблемам семьи. Разрабатываются целевые комплексные программы поддержки семьи. С другой стороны наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: это рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей; падение жизненного уровня большинства семей; увеличение числа неполных семей; семей, имеющих одного ребенка. Значительная часть детей отдаляется от родителей.
В настоящее время изменяется сфера занятости родителей. Большая часть из них заняты в негосударственной сфере. Появилось большое количество матерей-домохозяек.
Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, с медленной адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям. Следствием этого являются: резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение материальной обеспеченности богатых семей, резкое увеличение безнадзорных детей, рост детской преступности, приобщение детей к алкоголю, наркотикам, половой распущенности, рост фактов подросткового и юношеского суицидов, резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.
Характеризуя современную семью, можно выделить такие ее особенности :
1. разница в социальном укладе городской и сельской семьи
2. столкновение разных методов воспитания детей в семье
3. разный уровень материального достатка
4. разукрупнение семей – выделение молодой семьи, обособление от старшего поколения
5. сокращение рождаемости детей.
Выделяют следующие функции семьи:
1. по отношению к обществу
Физическое воспроизводство населения
Воспитательная
Производственно-хозяйственная
Организация досуга
2. по отношению к человеку
Супружеская
Родительская
Организация быта.
Основные задачи совместной работы школы и родителей:
1. формирование жизненно-важной активной педагогической позиции родителей
2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями
3. изучение, обобщение лучшего семейного опыта воспитания.
Система совместной работы школы и семьи складывается из таких направлений :
1. повышение психолого-педагогических знаний родителей
Формы работы: педагогические семинары, практикумы, открытые уроки и внеклассные занятия, индивидуальные тематические консультации.
2. вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс
Формы работы: родители могут организовывать кружки, студии, спортивные секции, оказывать материальную помощь в укреплении материально-физической базы школы, осуществляют индивидуальное шефство над неблагополучными семьями и трудными подростками, организуют родительские патрули.
3. вовлечение родителей и общественности в управление школой
Формы работы: участвуют в работе совета школы, в работе классных родительских комитетов, организуют советы содействия семье и школе.
Для того, чтобы успешно осуществлять работу с родителями, важно знать и уметь определять тип семьи по нравственному потенциалу.
Выделяют 5 типов таких семей:
1. семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера. Дети получают правильное воспитание, поэтому частое вмешательство школы в такую семью не нужно.
2. семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при это не обеспечивающие правильную направленность в воспитании детей. Дети находятся в центре особой заботы родителей и у них формируются эгоистические потребительские качества. Это должно вызывать тревогу педагогов.
3. конфликтные семьи. В таких семьях родителям не до детей. Они не могут разобраться в своих отношениях, все пущено на самотек, нет никакого разумного воспитания. Поэтому активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, чтобы не потерять растущего в нем человека.
4. внешне благополучные семьи, в них процветают бездуховность, отсутствуют эмоциональные связи между поколениями, отсутствуют истинные нравственные ценности. Работа с такими семьями требует особого внимания.
5. неблагополучные семьи. Для них характерны грубость, скандалы, пьянство, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания школы, административного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Можно выделить следующие правила установления контактов с семьей школьника:
1. в основе работы школы, классного руководителя с семьей должны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
2. педагогический такт в общении и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
3. доверительность к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
4. жизнеутверждающий мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества в ребенке, посильные стороны семейного воспитания.
Основной формой работы классного руководителя с родителями является родительское собрание. Оно проводится 3-4 раза в год.
Виды собраний: организационное, тематическое, итоговое, собрание-диспут, собрание-диалог и т.д.
Положения о классном родительском собрании:
1. классное родительское собрание – это высший орган самоуправления родителей в классе, созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в учебную четверть.
2. классное родительское собрание: определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, избирает классный родительский комитет и делегатов на школьную родительскую конференцию, слушает отчеты, информацию о работе классного родительского комитета, рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей,утверждает порядок оказания материальной помощи нуждающимся семьям.
3. правила проведения собраний: классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию по теме. Каждое собрание требует своего «сценария». Родители приглашаются на собрание не позднее, чем за 3 дня до даты проведения. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня, не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители.
4. Принципы проведения родительского собрания: родители на собрании должны чувствовать уважение к себе,быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет, родительское собрание – место получения важной педагогической информации. Задача родителей и учителей – искать совместные пути решения разных проблем, касающихся детей.
Вопрос 8: Сущность и движущие силы обучения. Деятельность учащихся в процессе обучения. Мотивы учения. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников.
Процесс обучения – это специально организованный управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей ребенка, на выработку и закрепление навыков самообразования.
Исходя из определения, можно выделить такие признаки процесса обучения: целенаправленный, специально организованный, двусторонний, управляемый.
В процессе обучения в комплексе реализуются 3 основные функции обучения :
1. образовательная – предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков
2. развивающая – предполагает формирование интеллектуальных умений, направлена развитие мышления, речи
3. Воспитывающая – направлена на формирование базовой культуры личности.
Методологической основой процесса обучения является философская теория познания. Опираясь на диалектико-материалистическую методологию, ученые, педагоги, психологи раскрыли мировоззренческое значение процесса обучения, показали значение единства исторического и логического в педагогических процессах.
Диалектический путь познания объективной реальности идет «…от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…» В процессе живого созерцания посредством ощущений, восприятия, активного изучения объективной реальности возникают определенные представления о тех или иных предметах, явлениях. Эти представления дают основу для обобщений.
Абстрактное мышление позволяет установить общие, существенные признаки познаваемых явлений, установить, усвоить понятия, суждения, умозаключения, вывести определенные законы.
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Стратегической задачей системы государственного управления в настоящее время является построение общества, основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации. Основы его закладываются в образовательных учреждениях. Образовательная сфера является одним из важнейших ресурсов нашей страны и несет функцию национальной безопасности. Тенденции современной общественной жизни предъявляют все новые требования к системе образования. Ее динамичное развитие способствует экономическому и духовному процветанию России, вместе с тем, требует грамотного управленческого труда.
Объектом реферата выступила система образования.
Предметом - структура управления образованием.
Цель реферата - изучить структуру управления образованием.
- Определить понятие и структуру системы образования.
- Рассмотреть общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент.
- Проанализировать структуру управления образованием.
1. Понятие и структура системы образования
Сегодня в каждом развитом государстве существует устоявшаяся и стабильно функционирующая система образования, направленная на удовлетворение запросов государства, общества и личности. Функционирование этой системы регулируется законодательными документами. Система образования представляет собой совокупность образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающих непрерывное образование личности.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих :
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Функционирование системы образования в Российской Федерации определяется следующими принципами:
- Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
- Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
- Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
- Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
- Свобода и плюрализм в образовании.
- Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
Содержание российского образования определяется образовательными программами двух видов: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоение профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего и послевузовского. Образовательный минимум содержания каждой программы устанавливается соответствующим государственным стандартом. Они реализуются через следующую сеть учебно-воспитательных заведений:
- дошкольные: ясли, детские сады, детские центры;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи;
- профессионального образования (начального, среднего, высшего): училища, колледжи, техникумы, университеты;
- специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и т.д.;
- учреждения дополнительного образования: музыкальные, спортивные, художественные школы, дома творчества юных и т.д.;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детские дома, интернаты;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Дошкольные образовательные учреждения создаются для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития Они открываются в помощь семье, так как первыми и главными педагогами ребенка являются его родители. Основными типами дошкольных образовательных учреждений являются детские ясли - сад, детский сад, прогимназия, детский развивающий центр. Семьям, где дети дошкольного возраста воспитываются на дому, должна оказываться методическая, диагностическая и консультативная помощь, организуемая органами местного самоуправления.
В задачи дошкольных образовательных учреждений входит охрана жизни и здоровья детей, их интеллектуальное и физическое развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям и взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка. В условиях современного открытого образовательного пространства дошкольные образовательные учреждения свободны в выборе определенного направления учебно-воспитательного процесса, образовательных программ и методик. Исходя из этого, в российской практике встречаются разные виды детских садов. Например, детский сад компенсирующего вида с приоритетным направлением коррекции отклонений в физическом и психическом развитии ребенка или детский сад развивающего вида с приоритетным направлением интеллектуального, художественного или физического развития ребенка.
Общеобразовательные учреждения представлены в основном государственными общеобразовательными школами. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени :
I ступень - начальная школа (4 года обучения),
II ступень - основная школа (5 лет),
III ступень - средняя школа (2 года).
Для детей с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, направленные на их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию. В такие специфические образовательные учреждения дети направляются органами управления образования только с согласия родителей или опекунов по заключению психолого-медико-педагогической консультации.
Для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, существуют специальные образовательные учреждения, направленные на их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. В такие образовательные учреждения принимаются дети, достигшие одиннадцати лет. Направление подростка туда для обучения возможно только по решению суда.
Исходя из гарантированного государством права на образование, для граждан, находящихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования.
Профессиональные образовательные учреждения открываются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Основным типом образовательного учреждения, реализующего начальную профессиональную программу, являются профессионально-технические училища.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (институтах, университетах, академиях). Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Одним из важных признаков современной системы образования является вариативность, проявляющаяся в узаконенных организационно-правовых формах образовательных учреждений (государственные, муниципальные, негосударственные), формах получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейное, экстернат, дистанционное), содержании образования и организации педагогического процесса в учебном заведении. Современная система образования уходит от прежней унификации и стандартности. И что самое важное, сегодня сфера образования начинает приобретать черты одной из немногих социальных областей, где реально сталкиваются интересы государства, общества и личности. К тому же принимая во внимание федеративный характер государственного устройства, в подходе к решению проблем образовательной сферы обнаруживаются также и интересы регионального порядка, обусловленные спецификой образовательного комплекса и его интеллектуального потенциала.
2. Общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент
Управление системой образования представляет собой специальную деятельность, в рамках которой ее субъекты, посредством решения управленческих задач, обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемых подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений. Центральным объектом управления образованием является формирование и развитие всех систем жизнеобеспечения образовательного процесса во всех типах образовательных учреждений. Как и любая управленческая деятельность, она строится на определенных принципах, способствующих ее эффективности. Исследовательские коллективы, занимающиеся проблемами управления образованием, выделяют различные группы основополагающих принципов. Среди них можно отметить наиболее распространенные.
Принципы демократизации и гуманизации управления образованием являются ответной реакцией на происходящие изменения в обществе. Кроме того, именно на этих принципах строится государственная политика в области образования. Демократизация предполагает развитие активности и инициативы субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся и руководителей образованием. Одной из форм участия в управлении является участие в процессе коллегиального принятия управленческих решений. Это возможно только в случае открытости и доступности управленческой информации. Развитию демократических начал в управлении способствуют введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров. Доминирование гуманистических ценностей в культуре постиндустриального общества нашло отражение и в образовании. Оно коснулось не только педагогического процесса, но и процесса управления образованием, проявившись в ориентации на сотрудничество, толерантность, интеллектуальную и творческую независимость .
Принцип оптимального сочетания государственного и общественного начал органично сочетается с принципом демократизации. Он ориентирован на сбалансированный учет интересов личности, общества и государства в реализации образовательного процесса и управления им. По сути, этот принцип реализуется в процессах централизации и децентрализации управления образованием, направленных на поиск оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Он предполагает единоначалие и коллегиальность в управлении образованием. Единоначалие заключается в праве руководителя конкретного уровня на единоличное решение вопросов, входящих в его компетенцию. Оно обеспечивает дисциплину и порядок и целесообразно в случае оперативного принятия решений, за которые руководитель несет персональную ответственность. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и исполнителей конкретных решений. Коллегиальность целесообразна при определении стратегических действий. От оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении образованием зависит эффективность образовательного процесса .
Принцип научности предполагает учет в построении системы управления новейших данных управленческой науки, законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления. В реализации этого принципа необходимо опираться на достижения педагогической науки и менеджмента. Реализация принципа научной обоснованности управления определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.
Принцип системности и целостности в управлении предполагает взаимодействие и взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Отношение к педагогическому процессу как целостному и системному явлению создает реальные условия для эффективного управления им.
Из классификации П.И. Третьякова к этим принципам можно добавить принципы объективности и конкретности, оптимальности и эффективности.
Надо отметить, что в последнее время среди управленческого сообщества распространенным становится понятие «педагогический менеджмент». Это научно организованное иерархическое управление - руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых, - осуществляемое по различным моделям. В исследованиях В.П. Симонова выделяются следующие принципы педагогического менеджмента: целеполагание, целенаправленность управления, кооперация и разделение управленческого труда, функциональность, комплексность и систематическое самосовершенствование.
С точки зрения В.П. Симонова, функции педагогического менеджмента - «это особые виды действий субъекта менеджмента с информацией». В число функций входит: принятие решения; организация выполнения принятых решений; предварительный, текущий и итоговый контроль. Методы педагогического менеджмента рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализация основных его функций.
Существует 4 группы методов :
1) методы экономического стимулирования педколлектива,
2) организационно-распорядительные или административные методы,
3) методы психолого-педагогического воздействия,
4) методы общественного воздействия.
Решения, принимаемые управленцами должны соответствовать следующим требованиям: иметь целевую направленность, быть обоснованными и иметь конкретный адрес, согласованными с общей системой управленческих решений, соответствовать оптимальной затрате сил, средств и времени, быть актуальными, современными, краткими и четкими.
Таким образом, управление образованием - это определенное научное направление, имеющее важную прикладную значимость. Эффективное развитие образования зависит от компетентности и профессиональности управленцев этой сферы, их опоры на научные достижения, реализацию научных принципов и рекомендаций на практике.
3. Структура управления образованием
Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления (распределение административного ведения по уровням управления) с распределением функций по уровням управления. Она характеризуется следующими положениями.
Федеральный уровень управления представлен Министерством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования. На этом уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляют также и другие министерства и ведомства Российской Федерации.
Часть учебных заведений федерального ведения имеет двухзвенную структуру управления, когда учебное заведение находится непосредственно в административном ведении соответствующего министерства (ведомства). Такими учебными заведениями являются главным образом, учреждения профессионального образования.
Для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ, части учреждений профессионального образования характерна четырехзвенная структура управления: Министерство образования Российской Федерации —> орган управления образованием субъекта Российской Федерации —> орган власти муниципального образования —> образовательное учреждение.
(региональный) представлен органами управлениями образованием субъектов Российской Федерации — министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субъекта федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации законодательно установлены 18 функций управления. Они во многом повторяют функции федерального уровня, но сфера их реализации ограничена определенной территорией субъекта федерации. Эти функции также можно объединить в аналогичные группы.
- Формирование и осуществление государственной (региональной) политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования. Главным инструментом ее формирования являются региональные программы развития образования. Они разрабатываются в соответствии с Федеральной программой развития образования, но имеют выраженную региональную направленность, объединяя региональный образовательный потенциал на решение в первую очередь региональных задач и проблем.
- Определение специфических условий функционирования системы образования и образовательных учреждений в регионе, включая правовое регулирование в пределах своей компетенции. В первую очередь — это установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
- Установление дополнительных региональных льгот, экономических нормативов, различных норм и правил: льгот по уплате налогов в региональный бюджет, региональных нормативов и порядка финансирования, дополнительных по отношению к федеральным социальных льгот учащимся и работникам, строительных, эксплуатационных, медицинских и других норм, правил и т.д.
- Создание учебных заведений регионального ведения и непосредственное руководство ими: осуществление функций вышестоящего органа, учредителя, прямое финансирование образовательной деятельности.
- Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
- Реализация специфических функций — лицензирование образовательных учреждений (за исключением лицензирования по программам высшего и послевузовского профессионального образования), организация подготовки и переподготовки педагогических работников.
На муниципальном уровне органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение установленного законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. Таково требование Закона Российской Федерации "Об образовании", и можно еще раз убедиться в том, что государство уже на уровне распределения управленческих полномочий переложило ответственность за реализацию важнейшей конституционной гарантии на формально негосударственные органы власти и управления, т.е. практически перевело осуществление государственной гарантии почти на уровень общественного самоуправления.
К исключительной компетенции муниципальных органов власти относятся следующие функции.
- Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений с целью осуществления государственной политики в области образования.
- Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования.
- Предоставление гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения.
- Регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования.
- Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
- Создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием.
- Назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
- Строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
- Контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями.
Заключение
В процессе исследования было выяснено, что структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме. Федеральный уровень управления представлен Министерством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования.
Для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ, части учреждений профессионального образования характерна четырехзвенная структура управления: Министерство образования Российской Федерации - орган управления образованием субъекта Российской Федерации - орган власти муниципального образования - образовательное учреждение.
Уровень управления образованием субъектов Российской Федерации (региональный) представлен органами управлениями образованием субъектов Российской Федерации - министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субъекта федерации.
Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования (отделами образования или другими структурными подразделениями органов власти муниципальных образований). По отношению к образовательным учреждениям, относящимся к муниципальному уровню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители, осуществляя управление ими по двухзвенной схеме.
Негосударственные образовательные учреждения стоят в структуре управления особняком, поскольку не входят в административное ведение государственных и муниципальных органов управления. По отношению к этим образовательным учреждениям государственные и (или) муниципальные органы осуществляют так называемое функциональное управление, т.е. реализуют отдельные функции управления.
Таким образом, система управления образованием имеет четкую структуру, подразделяющуюся на общефедеральное, региональное и муниципальное управление.
Список использованных источников
- Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимов Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Университетское управление: практика и анализ. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016. - 228 с.
- Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. - М., 2014. - 547 с.
- Кванина В.В., Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. - М., 2015. - 309 с.
- Козырин А.Н., Корф Д.В., Ялбулганов А.А. Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право. - 2010. - № 3. - С. 43 - 62.