ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Перспективы развития организации работы органов сзн. Перспективы, цели и задачи развития системы социальной защиты населения в россии

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2000. № 83. 12 мая включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.

2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.

Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

Решение проблем социальной защиты населения России требует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур. В ближайшее время государство займется реализацией решений этих проблем.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

– Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств;

– Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства;

– Диверсификация обслуживания. Главные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора.

Кроме того, в следующем году почти в два раза увеличится размер бюджетных ассигнований, направленных на функционирование областных учреждений социального обслуживания населения.

В ходе обсуждений в некоторых регионах России, было отмечено, что этот год ознаменовался принятием ряда новых нормативных актов социальной направленности. За текущий год на 6,5 процента снизилось число семей, находящихся в социально опасном положении, увеличилось число устроенных на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открыто 11 «социальных поликлиник». Это лишь некоторые показатели работы.

Выделенные средства направлены на выплаты 137 видов социальных пособий, компенсаций и предоставление социальных услуг для 2,3 миллиона получателей. Категории получателей выплат и услуг разнообразны - это граждане старшего поколения, люди с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и многие другие. Практически каждый второй житель области является получателем социальных услуг.

В 2011 году в некоторых регионах страны приняты программы социальной защиты: «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, «Старшее поколение», финансирование которого увеличится в 2012 году. Дополнительно на мероприятия программы в следующем году будет выделено 85,2 миллиона рублей. Действие данной программы пролонгировано до 2015 года.

Одной из основных задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, является повышение эффективности своей деятельности, в том числе в рамках работы комиссии по модернизации. Для этого разработаны новые направления, которые уже реализуются в текущем году. Так, внедряются инновационные принципы организации социального обслуживания, такие как служба «социальное такси», заключение социальных контрактов с малоимущими семьями, функционирование виртуального концертного зала и многие другие.



В 2011 году была продолжена работа по повышению качества обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Для них приобреталось медицинское, реабилитационное, бытовое оборудование, автотранспорт, были сделаны ремонты зданий, устанавливалось энергосберегающее оборудование и обеспечена пожарная безопасность, проводилась подготовка и переподготовка кадров.

Одна из главных задача в данном направлении – это снижение срока ожидания и ликвидации очередности в дома-интернаты. С этой целью в психоневрологических интернатах велось строительство двухэтажных бытовых корпусов на 200 мест с медицинской частью и административным помещением, установкой технологического оборудования в пищевом блоке.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

– изучены теоретические основы социальной защиты населения;



– произведен анализ основных проблем системы социальной защиты населения и выявлены пути их решения;

– рассмотрены проблемы в сфере социальной защиты населения;

– рассмотрены перспективы развития системы социальной защиты населения.

Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Изучив теоретические основы социальной защиты населения, необходимо подробно рассмотреть механизм, который предоставляет государственную социальную помощь.

Определив сущность механизма предоставления социальной защиты населения, можно сделать вывод, что федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования и без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Условия финансового кризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики, имеющей ряд проблем, которые необходимо проанализировать и найти возможные пути решения.

В министерстве социальной защиты населения в следующем году в одном из первых органов государственной власти начнет функционировать электронный документооборот, который ускорит оформление документов на получение услуги, льготы, звания.

Все направления деятельности, осуществляемые министерством социальной защиты населения в настоящее время, продолжат реализовываться в будущем году. Социальная поддержка в будущем году будет увеличена по объемам финансирования и по спектру предоставляемых услуг.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т.д. Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Решение данных проблем возможно при условии разработки и реализации целевых программ и законов по поддержке социально-незащищенных групп населения с привлечением средств как муниципального бюджета, так и дополнительных источников финансирования, в числе которых могут выступать благотворительные фонды, частные предприниматели и организации. Такие программы, как«Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области», «Старшее поколение» и многие другие имеют перспективный характер и направлены на совершенствование системы социальной защиты населения. Кроме того, все направления деятельности, осуществляемые Министерством социальной защиты населения, продолжат реализовываться в последующие годы.

Подведя итоги, важно отметить, что эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач выхода Российской экономики из кризиса.

Цель курсовой работы – изучить проблемы социальной защиты в России.
Объект изучения – проблемы социальной защиты в России.
Предмет – теоретические основы и особенности, современное состояние, проблемы социальной защиты в России и перспективы их решения.

Введение …………………………………………………………….….. 3
1. Теоретические основы социальной защиты населения……….. 5
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения………….5
1.2. Методы социальной защиты населения…………………………8
2. Анализ практики социальной защиты в России………………..13
2.1. Система социальной защиты населения России………..……..13
2.2. Проблемы социальной защиты в России……………………....18
3. Перспективы развития системы социальной защиты
населения в России ……………………………………………………..25
Заключение ………………………………………………….………..….30
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Социальные службы государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу .

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы:

  • пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;
  • социально-бытового обслуживания;
  • материальной помощи; социального обслуживания на дому;
  • специализированного стационарного социального обслуживания;
  • протезирования, ортезирования и протезостроения;
  • технических средств реабилитации;
  • специального транспортного обслуживания;
  • медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
  • медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;
  • детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;
  • специальные профессиональные образовательные учреждения;
  • поддержки семьи, женщин и детей;
  • реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;
  • по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.;
  • другие.

Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли – социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

Вывод: создаваемая в настоящее время система социальной защиты населения во многом базируется на опыте наиболее развитых зарубежных стран с рыночной экономикой. Однако если в России ее основные элементы создаются одноразово, на законодательной основе и в основном на государственной экономической базе, то в большинстве других стран система социальной защиты явилась результатом достаточно длительного развития и отличается множеством форм и экономических источников. В то же время системы социальной поддержки имеют и общие, обусловленные основными особенностями социализированной экономики характеристики, что позволяет творчески заимствовать опыт других стран.

2. Анализ практики социальной защиты в России

2.1. Система социальной защиты населения России

Особое место в системе социальной защиты населения России занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу социальной защиты населения.

Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

- первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;

- вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;

- третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети- инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;

- четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;

- пятая группа - иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.

Выделяют следующие группы органов социальной защиты населения:

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

а) Государственные социальные службы , являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.

б) Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти.

В связи с этим, например, в январе 2006 года в Республике Дагестан принято постановление Правительства Республике Дагестан от 30.12.2005г. № 242 «О создании территориальных органов социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Министерства труда и социального развития Республики Дагестан».

в) Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ.

Структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Центральный элемент и функция системы социальной защиты – социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите.

Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны социума.

Поскольку понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка» являются новыми для российской науки и практики, следует уделить им особое внимание.

Социальная помощь - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей.

Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией.

Наличие устойчивых связей и взаимодействие структурных компонентов системы социальной защиты имеет важное значение для относительно самостоятельного устойчивого ее функционирования.

Социальные потребности, на удовлетворение которых в первую очередь направлена социальная политика, имеют объединяющее значение. Их удовлетворение должно гарантироваться обществом, государством каждому человеку.

Можно выделить три ряда минимума: физиологический, уровень доходов которого предназначен только для физического выживания человека, второй минимум - уровень доходов которого обеспечивает выживание человека в обществе как социального существа; третий, необходимый для того, чтобы полноценно жить. Однако минимальная гарантия - важная составляющая в системе социальной защиты населения.

Важная роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Социальные потребности не сводятся к минимальным, гарантируемым государством, обществом индивиду, не исчерпываются ими. Они предполагают развитие всех форм активной деятельности человека и социальных групп, в том числе: самозащиты, самопомощи, заботы человека о самом себе и т. д. Для российского общества актуальна проблема преодоления иждивенческого отношения к жизни, социальному положению.

Выделяют два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную .

Ограниченная социальная защита - обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е. определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.

Абсолютная защита - представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан с целью застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, - от возможного снижения уровня их доходов.

Социальная защищенность - это комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности. Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и созданными механизмами обеспечения защищенности.

Вывод: социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

Перспективы развития социальной защиты населения

О.В. Занина,

преподаватель кафедры «Налоги, налогообложение и финансовый менеджмент», Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И. И. Иванова (305040, Россия, г. Курск, ул. К. Маркса 70; email: [email protected])

Аннотация. В статье представлены перспективы развития социальной защиты населения, обоснована необходимость рационализации социальных гарантий. Проведен анализ структура российского общества, на его основе разработаны уровни социальной защиты населения. Согласно представленным уровням разработаны рекомендации по совершенствованию действующих пособий и выплат.

Abstract. The paper presents the perspectives of development of social protection, the necessity of rationalization of social guarantees. The analysis of the structure of Russian society, on its basis the levels of social protection. According to the reported levels of recommendations on improvement of existing benefits and payments.

Ключевые слова: социальная защита населения, социальные гарантии, уровень доходов населения.

Keywords: social protection, social security, in

За последние двадцать лет фактически не было пересмотра и совершенствования социальных гарантий, установленные значения еще в 1990-х гг. даже с учетом ежегодной индексации не учитывают изменения развития экономики. В нашей стране большинство действующих механизмов социальной защиты населения не относятся к понятию «социального государства». Принципы, закрепленные на государственном уровне, фактически не выполняются, что вызывает социальную напряженность среди общества. Зарубежный опыт показал, что равенство перед законом и социальное равенство носят противоположный смысл. В современных условиях главными принципами служат адаптация и адресность социальных гарантий. Именно поэтому так важно помочь населению, которое находится за чертой бедности и нуждается в поддержке от государства. А также учесть факт отсутствия необходимости обеспечения тех, чьи доходы в десятки раз выше уровня прожиточного минимума. Условно, предоставляя части состоятельного населения незначительную для них выплату, эффективнее обеспечить население, чьи доходы ниже прожиточного минимума, которым данная сумма послужит реальной социальной помощью. Именно поэтому важнейшим направлением на сегодняшний день служит не только повышение эффективности предоставляемых социальных гарантий, но и рационализация их применения.

Рационализация это не только сокращение направлений социальной защиты, в большей мере, это эффективное и адресное использование предусмотренных законодательством элементов социальной защиты.

На сегодняшний день в Российской Федерации в отличие от европейских стран нет как таковой модели социальной защиты населения. 70-80-е годы ХХ века стали завершающими действующей «советской модели», на смену которой «новая» в нашей стране так и не пришла. На рисунке 1 представлена система защиты.

На наш взгляд, необходимо разработать совершенно новый подход к установлению минимальных социальных гарантий, основанный на прожиточном минимуме. Именно прожиточный

минимум должен быть основой установления социальных гарантий, так как минимальная заработная плата может быть больше прожиточного минимума, а он, в свою очередь, должен обеспечивать достойный уровень жизни работника (гражданина). В связи с тем, что минимальная заработная плата в регионе может существенно превосходить ПМ, то, например, платить пособие безработным необходимо не исходя МЗП, а на основе ПМ. Это будет стимулировать данную категорию к поиску работу и в тоже время, с позиции социального государства, обеспечивать минимальной социальной гарантией.

Проведенное исследование показало приемлемый уровень размера социальных гарантий в отношении пособия по временной нетрудоспособности, а также в отношении пособия по безработице для граждан в первый год потери работы, поэтому считаем допустимым, оставить указанные размеры пособий на том же уровне. Государственный сертификат на материнский капитал также соответствует приемлемому уровню, помимо этого он ежегодно индексируется. В отношении остальных видов пособий предлагается внести изменения, основой которых будет служить прожиточный минимум.

Особое внимание необходимо уделить получателям пособий. Ученые выделяют до шести уровней в зависимости от получаемых доходов населением. Всероссийским центром уровня жизни под руководством В. Н. Бобкова представлена система нормативных потребительских бюджетов, ориентированная на российское общество .

Согласно полученным данным видим, что в Российской Федерации и Курской области наибольшую долю среди населения занимают группы - низкообеспеченные (39,8% и 54%) и обеспеченные ниже среднего уровня (36,85 и 33,1%).

Таким образом, проводимые изменения в совершенствовании предоставления социальных гарантий для населения необходимо проводить, во-первых, на основе прожиточного минимума, это позволит восстановить принципы социальной защиты населения, учесть рекомендации международной организации труда, раз-

О.В. Занина Перспективы развития социальной защиты

решить проблему ежегодной индексации. Во-вторых, опираясь на структуру общества по уровням доходов, что позволит скорректировать адресность получателей пособий и выплат.

В зависимости от рассмотренных групп доходов населения предлагается дифференци-

ровать пособия для представленных получателей по нескольким уровням. На основе структуры уровня доходов предлагается выделить три уровня социальной защиты населения (таблица 2).

Система социальной защиты

> прожиточный

> трудовые

> пособия

> налоговые

> компенсацнон

ные выплаты

Негосударственная

(корпоративная) система социальной защиты работников

Социальное обеспечение Социальное страхование

> материальная

помощь: индексация

заработных плат.

премирование

питание, жилье.

> компенсации

> обеспечение условий

труда: обучение

> натуральная помощь:

питание, жилье.

> корпоративно

е пенсионное

страхование

> корпоративно

медицинское

страхование

> страхование

от несчастных

Социальные гарантии

Корпоративные социальные гарантии

Рис. 1. Система социальной защиты населения и работников.

Таблица 1

Структура российского общества по уровню доходов__

Группы населения Уровень дохода Численность,в %

Относительно величины прожиточного минимума (ПМ) В месяц на душу населения, руб. Российская Федерация Курская область

Российская Федерация Курская область

Наиболее нуждающиеся Ниже ПМ меньше 7326 меньше 5925 9,8 5,3

Низкообеспеченные От ПМ до 3ПМ от 7326 до 21978 от 5925 до 17775 39,8 54,0

Обеспеченные ниже среднего уровня От 3ПМ до 7ПМ от 21978 до 51282 от 17775 до 41475 36,8 33,1

Среднеобеспеченные От 7ПМ до 11 ПМ от 51282 до80586 от 41475 до 65175 10,4 6,2

Высокообеспеченные Более 11 ПМ свыше 80586 свыше 65175 3,2 1,4

Источник:

Таблица 2

Предлагаемые уровни социальной защиты населения__

№ Наименование уровня Характеристика Группы населения

I Бедное население Предоставление всех элементов социальной защиты населения 1.Наиболее нуждающиеся. 2.Низкообеспеченные

II Средний достаток населения Предоставление всех элементов социальной защиты населения, за исключением всех видов пособий по беременности 3. Обеспеченные ниже среднего уровня. 4.Среднеобеспечен-ные

III Высокообес-печенное население Предоставление элементов, предполагающих государственное обеспечение при: - потери работы; - погребении; - рождении ребенка; - нахождении в декретном отпуске (пособие на ребенка); - обучении на очной форме обучения. 5.Высокообеспечен-ные

Практика зарубежного опыта показывает, что пособия и выплаты должны носить адресный характер. Адресный характер является основным направлением рационализации элементов социальной защиты населения.

По нашему мнению, необходимо выделить три основных уровня: бедное население, население со средним достатком, высокообеспеченное население. В зависимости от уровня будет варьироваться набор элементов для предоставления.

Таблица 3

Предлагаемые изменения минимальных социальных гарантий_

Вид пособия Размер пособия Дифференциация пособий по уровням

фактический предлагаемый

Пособие по безработице

граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 2б календарных недель 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

Минимальный размер стипендии студентов (учащихся), обучающихся по очной форме в:

федеральных государственных высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию 1100 1 ПМ ребенка 1-111 уровни

федеральных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию 400 1 ПМ ребенка 1-111 уровни

Поддержка населения

Социальное пособие на погребение 4764 2 ПМ 1-111 уровни

Предлагается, взамен фактическим размерам пособий установить пособия на уровне прожиточного минимума. Пособие по безработице нецелесообразно получать в размере 1МРОТ, так человек, находящийся в поисках работы должен поддерживать минимальный уровень жизнедеятельности, а значит его доход, не должен быть меньше Пм. В России Тк РФ устанавливает, что ПМ = МРОТ, однако проведенные исследования показали, что это условие не выполняется.

Большинство студентов, обучающихся на очной форме обучения, живут самостоятельно, поэтому их для обеспечения целесообразно установить размер стипендии на уровне прожиточного минимума ребенка. В годы СССР стипендия студента позволяла полноценное обеспечение, ее размер составлял 30-50 рублей, при заработной плате рабочего 60- 100 рублей. На сегодняш

БИТ-ШАБО ИНЕССА ВИТАЛЬЕВНА - 2013 г.

  • Перспективы развития финансового обеспечения системы социальной защиты населения в россии

    ШАНИХИНА Н.Н. - 2014 г.