ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Рабочие места требующие специальной оценке условий труда. Спецоценка условий труда: правила и последствия

Начиная с 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» проводится спецоценка условий труда, до этого проводилась аттестация рабочих мест. Смысл примерно одинаков, но тем не менее внесены некоторые изменения.

Проводить ее необходимо всем работодателям. На основании выше указанного закона были внесены поправки, в результате чего были увеличены административные наказания в случае отказа от проведения спецоценки, а также ужесточили уголовное наказание в отношении лиц, по чьей вине на производстве произошел несчастный случай.

Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212. С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.

Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)

В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст. 212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет. Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.

Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.

Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).

По каким рабочим местам необходимо проводить спецоценку

Имеется ряд отличий между рабочими местами, которые подлежат сейчас спецоценке и по которым ранее проводилась аттестация рабочих мест.

Так, ранее, аттестация рабочих мест проводилась в случае использования на них ручного инструмента, механизмов, оборудования, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, при наличии источников опасности. Начиная с 2014 года, в случае спецоценки таких ограничений не установлено, в связи с этим она проводится вне зависимости от того, есть на рабочих местах вышеперечисленные факторы или нет.

Еще одно отличие, касательно работников, работающих дистанционно и надомников. По этим рабочим места проводилась аттестация рабочих мест, проводимой на общих основаниях. На основании закона №426-ФЗ, в котором в настоящее время четко написано по данному вопросу – специальную оценку труда в отношении работников, работающих удаленно, проводить не нужно.

Читайте также:

Зарплата меньше прожиточного минимума - возможно ли это, куда жаловаться работнику

Что касается офисных сотрудников, таких большинство и вопрос заслуживает особого внимания. Ранее в законе не было ясности по поводу необходимости проведения аттестации. Закон №426-ФЗ внес ясность, поскольку ограничений в отношений офисных сотрудников нет, в отношении этих рабочих мест также необходимо в обязательном порядке проводить спецоценку.

Подытожим, спецоценку необходимо проводить для всех рабочих мест, за исключением следующих:

  • В случае, если работник занимается надомным трудом.
  • В отношении мест работников, которые работают дистанционно.
  • Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, которое не является ИП.

Периодичность проведения спецоценки

Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.

Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:

  • При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
  • В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
  • На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.

Чем грозит отказ от проведения спецоценки

В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.

До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц – от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания – приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:

  • Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Для юр.лиц составляет от 60 до 80 тыс. рублей.
  • Предусмотрено так же и предупреждение.

В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:

  • Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
  • Для юр. лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.

Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?

В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:

  • Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
  • В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
  • Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Спецоценка: просто о сложном

Разбираемся с нюансами проведения спецоценки, предоставления гарантий работникам и уплаты взносов по ее результатам

С этого года все организации обязаны проводить спецоценк уч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) . А ее непроведение со следующего года чревато штрафами. Мы расскажем о некоторых нюансах.

Кого касается спецоценка

Малые предприятия тоже должны проводить спецоценку

Даже если у вас работает всего 2 человека - директор и бухгалтер, - вам надо проводить спецоценку. Никаких исключений для малых предприятий нет, и неважно, какая у вас численность работнико вч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Причем ваш директор должен лично участвовать в комиссии по спецоценк еч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ .

Отсутствие деятельности не освобождает от спецоценки

Если в компании оформлен только один директор и компания деятельности не ведет, спецоценку надо проводить, если у директора есть рабочее место вне дома. Если же он выполняет обязанности директора на дому, то проводить спецоценку не над о.

Для дистанционных рабочих мест и надомников не нужна спецоценка

Если все сотрудники фирмы - дистанционные и надомные работники, что указано в их трудовых договорах, то спецоценку проводить не над оч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ .

Безопасные условия труда не освобождают от спецоценки

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Даже если новое рабочее место аналогично уже существующим, все равно надо проводить спецоценк у.

Если по результатам аттестации условия труда в организации были признаны безопасными, то не надо было проводить повторную аттестацию. Однако на этом основании сейчас нельзя просто подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям без проведения их спецоценк ич. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Если проведенная спецоценка подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5 лет после этого у вас не будет несчастных случаев (профзаболеваний), то повторную спецоценку вы можете не проводить. Достаточно будет подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 летч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ .

В офисах надо проводить спецоценку

Если в компании только офисные рабочие места, спецоценку надо будет провести обязательн оч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Но, скорее всего, она завершится для вас на этапе идентификации: если эксперт оценивающей организации не идентифицирует вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах в вашем офисе, то условия труда на рабочих местах признаются комиссией допустимыми. Тогда второй этап спецоценки - исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов - не проводитс яч. 2 , ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ .

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов - это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих мес тч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ , а именно:

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списк иподп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ ; Списки № 1 и № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с занятостью на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (повышение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда, сокращенное рабочее время - не более 36 часов в неделю, дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней)статьи 92 , , , 219 ТК РФ ;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

И если спецоценка закончится для вас на этапе идентификации, то достаточно будет оформить по утвержденной форм еприложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н декларацию соответствия рабочих мест установленным норматива мч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ . Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке надо подать эту декларацию в трудинспекцию региона по месту нахождения компани ипп. 3- 5 приложения № 2 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н :

  • <или> почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • <или> в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя;
  • <или> посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда (сейчас сервис проходит финальную стадию тестирования).

Оценивают не штатные единицы, а рабочие места

Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании. Или же на имеющемся оборудованном рабочем месте может никто не работать, так как эта должность в штатном расписании в момент проведения спецоценки вакантна.

Если нет «вредников», со спецоценкой можно не торопиться

Если у организации, которая раньше никогда не проводила аттестацию рабочих мест, нет «вредных» рабочих мест, то с проведением спецоценки можно не спешить. Вам надо завершить спецоценку до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Сроки проведения спецоценки

Для новых фирм сроки те же, что и для действующих

Спецоценку рабочих мест вновь созданных организаций надо провести в течение полуго дап. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ Вновь созданные организации обязаны проводить внеплановую оценку рабочих мест, так как все рабочие места у них вновь организованны еп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ . Работодатель обязан отразить все вновь организованные рабочие места в структуре организации, в частности в технической документации, либо в локальных нормативных актах. Если рабочее место вводится в эксплуатацию путем составления акта приемки - то со дня подписания акта. В других случаях днем введения рабочего места в эксплуатацию следует считать включение должности, по которой работник трудится на вновь созданном рабочем месте, в штатное расписание организаци и” .

Вместе с тем если вы планируете открыть фирму в ближайшее время и там не будет «вредных» рабочих мест, то спецоценку вы можете проводить поэтапно в течение 5 лет, то есть до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Когда проводить спецоценку, если срок действия аттестации истекает в 2014 г.

Если срок действия аттестации, по результатам которой условия труда были признаны допустимыми, истекает в 2014 г. и в организации нет «вредников» по Спискам, проводить спецоценку можно поэтапно до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ Ведь у вас нет «вредных» рабочих мест.

Спецоценку можно проводить до истечения срока аттестации

Если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, а организация провела мероприятия по улучшению условий труда, то дожидаться окончания срока действия аттестации не обязательно. Можно провести спецоценку и раньше. Ведь если по результатам спецоценки условия труда будут признаны допустимыми (2 класс), то с даты утверждения отчета о спецоценке вы больше не обязаны будете предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, а также уплачивать взносы в ПФР по доптариф уч. 3, 4 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее - Закон № 421-ФЗ); ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

Как проводить спецоценку

Аттестующие организации пока могут проводить спецоценку

Перечень аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно найти: сайт Минтруда → Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

За проведением спецоценки можно обратиться в ту же организацию, которая проводила у вас аттестацию рабочих мест.

Эта фирма вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестата ее испытательных лабораторий. Если срок действия аттестата истекает в этом году, то она может проводить спецоценку до его окончани яч. 1, 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .

Рабочие места «разъездников» оценивают в общем порядке

Как провести спецоценку рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы, выполняющих ремонтные и монтажные работы по месту нахождения организаций-заказчиков, нам рассказали в Роструде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Спецоценка условий труда работников с разъездным характером работы (это должно быть отражено в трудовом договоре) проводится в общем порядке в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Спецоценке может подлежать часть таких рабочих мест с отнесением других рабочих мест к аналогичным.

При заключении трудовых договоров, в соответствии с которыми работник будет выполнять работу не по месту нахождения работодателя, можно в них предусмотреть дополнительные условия, в частности о рабочем месте. Тогда спецоценка условий труда будет проводиться как раз на тех рабочих местах, которые указываются в трудовом договор е” .

Роструд

На спецоценке аналогичных рабочих мест можно сэкономить

Если комиссия по проведению спецоценки, определяя перечень рабочих мест, выявит аналогичные, то проводить спецоценку каждого такого места не нужно - хватит проверки 20% от их общего количества (но не меньше двух таких рабочих мест)ч. 5 ст. 9 , ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ . Однако если в процессе спецоценки выяснится, что хотя бы одно из таких рабочих мест не отвечает признакам аналогичности, спецоценку придется провести на всех рабочих места хч. 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ .

Аналогичные рабочие места - это рабочие мест ач. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ :

  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на которых трудятся работники:

Одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;

В одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;

С использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

Обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Итоги спецоценки

Куда надо направлять результаты спецоценки

По результатам спецоценки проводившая ее специализированная организация оформляет отче тч. 1- 3 ст. 15 Закона № 426-ФЗ по утвержденной форм еприложение № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н . Он должен быть подписан всеми членами комиссии по спецоценке, включающей представителей работодателя и работнико вч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ . Вы можете, но не обязаны направить результаты спецоценки в трудинспекцию по месту нахождения. Это имеет смысл делать, чтобы подстраховаться на случай, если оценивающая организация не введет данные в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Она обязана будет это делать с 2016 г. Тогда данные введет трудинспекция.

Форму отчета о проведении специальной оценки условий труда в электронном виде можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Если у вашей компании есть сайт, то вы обязаны разместить сводные данные о результатах спецоценки на нем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчет ач. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ .

Кроме того, вы должны в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки также в течение 30 календарных дней, исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуск ап. 4 ч. 2 ст. 4 , ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ .

Указываем условия труда на рабочем месте в трудовом договоре

В трудовом договоре обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем мест ест. 57 ТК РФ . Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Это условие может выглядеть так.

3.5. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми условиями труда (2 класс), что подтверждается отчетом о проведении специально оценки условий труда, утвержденным 01.07.2014.

После проведения спецоценки и утверждения отчета о спецоценке такое условие надо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор был заключен до проведения спецоценки, то это условие включается в трудовой договор после ее проведения дополнительным соглашение мст. 57 ТК РФ ; . Если сотрудник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая спецоценка в течение 6 месяцев с момента его создани яп. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ , такое условие также включается в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения после утверждения отчета о спецоценке.

Какие компенсации «за вредность» положены работникам в этом году

До проведения спецоценки вы должны предоставлять работникам те же гарантии и компенсации, что и в прошлом году, если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия тру да

  • дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней;
  • сокращенная рабочая неделя не более 36 часов.
  • Если впоследствии спецоценка подтвердит прежние условия труда, то гарантии и компенсации надо будет предоставлять в тех же размерах, что и до проведения спецоценк ич. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ . И только если спецоценка признает условия труда допустимыми, работникам не надо будет предоставлять гарантии и компенсации «за вредность »Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298 .

    Если по результатам спецоценки объем предоставляемых работнику гарантий и компенсаций (надбавка к зарплате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск) изменился, надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, изменяющее его положения об условиях труда и предоставляемых гарантиях и компенсация х

    . Прекратить уплату взносов в ПФР по доптарифу вы сможете, только если те же условия труда установит спецоценка.

    Когда за «вредников» не надо платить взносы в ПФР по доптарифу

    Если по результатам аттестации по всем рабочим местам установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) условия труда, но ни одна из должностей не указана в подп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списках № 1 и № 2утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 , то платить взносы в ПФР по доптарифу не над оПисьмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. 1) . Ведь ваши сотрудники не заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Если у вас есть «вредные» рабочие места, то вам, возможно, имеет смысл поторопиться со спецоценкой, не дожидаясь истечения срока действия результатов аттестации. Ведь только это позволит вам сэкономить на взносах в ПФР по доптарифу, если условия на рабочем месте, включенном в «пенсионные» Списки, будут признаны допустимыми.

    Специальная оценка условий труда – это обязанность всех работодателей, предусмотренная Трудовым Кодексом. Рассмотрим основные аспекты, связанные с ее организацией и проведением.

    Понятие и правовые основы спецоценки условий труда

    Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой систему мероприятий по оценке вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника.

    Обязанность ее проведения установлена ТК РФ (ст. 212). Основным нормативным документом, регламентирующим СОУТ, является закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Кроме того, отдельные вопросы, связанные с проведением СОУТ, более подробно раскрываются в постановлениях Правительства и документах профильных ведомств (Минтруда, Минздравсоцразвития).

    Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ

    Спецоценка в обязательном порядке проводится всеми экономическими субъектами (юридическими лицами и ИП), пользующимися услугами наемных работников. Оценивать нужно все рабочие места, как постоянные, так и временные, даже если речь идет о сотрудниках с разъездным характером работы.

    СОУТ не проводится только в отношении следующих категорий работников (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ):

    1. Работающих на дому или дистанционно.
    2. Работников, нанятых физическими лицами, не являющимися ИП (помощники по хозяйству, репетиторы и т.п.).
    СОУТ в общем случае нужно проводить не реже один раз в пять лет (ст. 8 закона № 426-ФЗ).

    Для конкретного работодателя сроки проведения СОУТ устанавливаются с учетом переходных положений, предусмотренных в ст. 27 закона № 426-ФЗ. Дело в том, что спецоценка является «преемницей» действовавшей до 2014г. аттестации рабочих мест. Поэтому если на предприятии до 31.12.2013г. была проведена аттестация, то СОУТ можно не проводить в течение 5 лет после нее. Переходный период заканчивается 31.12.2018г., к этому времени все работодатели должны провести СОУТ по новым правилам.

    Однако для отдельных категорий рабочих мест следует провести спецоценку в кратчайшие сроки, не дожидаясь завершения переходного периода. Речь идет о рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Их категории перечислены в п. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ.

    Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 1 ст.17 Закона № 426-ФЗ, оценку условий труда на рабочем месте следует проводить вне плана. В первую очередь это касается появления новых рабочих мест или существенных изменений условий работы на существующих местах. Кроме того, внеплановая СОУТ проводится после несчастного случая, на основании предписания контролирующих органов или по заявке профсоюза. Сроки проведения внеплановой СОУТ – от 6 до 12 месяцев, в зависимости от основания.

    Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.

    В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.

    Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.

    Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.

    Информация о результатах СОУТ:

    1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
    2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
    3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
    4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

    Читайте также Сколько дополнительных дней отпуска полагается ветеранам труда

    Правовые последствия СОУТ

    Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.

    Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:

    1. Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
    2. Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
    3. Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
    4. Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
    5. Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
    6. Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
    7. Предоставление средств индивидуальной защиты.
    8. Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

    Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.

    ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.

    Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.

    Санкции за нарушения порядка проведения СОУТ

    Административный кодекс предусматривает санкции за эти нарушения как для работодателей, так и для специализированных организаций, проводящих оценку.

    Работодатели при первом нарушении законодательства о СОУТ получают предупреждение либо подвергаются следующим штрафным санкциям (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

    1. Должностные лица и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
    2. Юридические лица – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.