ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Плановые проверки объектов специалистами роспотребнадзора проводятся. Проверки Роспотребнадзора – к чему нужно готовиться? Что запрещено проверяющим

В сфере государственного регулирования учреждениям, осуществляющим проверки по качеству выполнения своих функций организациями, отведена особая роль, которая основывается на защите прав людей.

Такое ведомство, как Роспотребнадзор, совмещает в себе несколько направлений деятельности:

  • контроль санитарно-эпидемиологического состояния в сфере здравоохранения, обслуживания, строительства, промышленности, медицинских учреждениях, образовательных организациях, продуктовых магазинах;
  • надзор соблюдения норм законодательства, регламентирующего защиту потребительских интересов;
  • оформление заключений после проведения санитарно-эпидемиологических проверок;
  • процесс аттестации специалистов, работающих в учреждениях по реализации, хранению, перевозке пищевой продукции.

Что проверяет Роспотребнадзор

Роспотребнадзор проверяет организации, руководствуясь постановлением Правительства под номером 322, действующим на федеральном уровне с 30 июня 2004 года, а также законом о защите прав потребителей.

Контролирующий надзорный орган имеет право проверять:

  • Оборудование помещений производственного и торгового характера, оформлен ли , имеется ли книга жалоб и предложений. Важно отследить, что размещена информация с телефонами ведомств, куда можно обратиться при нарушении законодательства. Кроме того, специалисты проверяют помещения на соответствие структурным и эпидемиологическим требованиям.
  • Роспотребнадзор проверяет документы на предприятии, что является основополагающим мероприятием. Эти действия производятся относительно организационно-распорядительного документооборота: устав, лицензии на ведение той или иной деятельности, административные регламенты. В зону контроля попадают также сведения о законности принятия на работу сотрудников: должностные инструкции, трудовые книжки, информация о состоянии их здоровья, не имеется ли противопоказаний, насколько часто проводятся медицинские осмотры.
  • Сотрудники службы дают заключение о возможности перевода жилого помещения в разряд коммерческой площади для организации рабочего процесса и торговли. Таковое не может быть использовано по договору аренды как коммерческое, поскольку это нарушение правил санитарно-эпидемиологического благополучия населения (необходимы выписки из ЕГРН, свидетельства, договоры аренды).
  • Механизм по утилизации отходов, оказанию клининговых услуг (договоры на вывоз продуктов с истекшим сроком хранения, сведения о проведении уборок, их периодичности, дезинфекции).
  • Порядок оформления ценников на товары, направления ценовой политики, сертификаты.
  • Планы контроля технического состояния помещений и оборудования, задействованного на производстве.
  • Учетные книги и журналы, где фиксируются все проверки магазина Роспотребнадзором: даты, содержание, замечания и предписания, сроки устранения и мероприятия по их реализации.

ВНИМАНИЕ! Инспекторы не вправе осуществлять проверку направлений и функций, не относящихся к предмету контроля, делать пробы продуктов с превышением нормы по количеству образцов, а также без соответствующего акта. Им запрещено распространение сведений, которые получены в результате проверочных действий, превышать сроки их проведения.

Виды проверок

Проверка Роспотребнадзора реализуется по различным основаниям в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 . Инспекторы лично выезжают в организацию и осматривают помещения, документы, другую интересующую их информацию в пределах компетенции.

Проверки Роспотребнадзора делятся на два типа:

  • плановые;
  • внеплановые.

Они отличаются друг от друга условиями, основаниями для проведения.

Плановая проверка

Проверочные действия планового характера проводятся на базе любого учреждения, вне зависимости от вида организационно-правовой формы, как в бюджетных учреждениях (школах, детских садах, больницах), так и в коммерческих организациях (магазинах, торговых центрах).

Перед тем как реализовать плановую проверку Роспотребнадзором, создается приказ о ее проведении, который подписывается начальником территориального управления. Порядок проведения, обязанности и права сторон отражены в Приказе от 16.07.2012 № 764.

При таком типе контроля основанием для мероприятий по надзору считается план проверок Роспотребнадзора, с которым можно ознакомиться на официальном сайте контролирующего органа.

ВНИМАНИЕ! Каждое учреждение проверяют в плановом режиме один раз в 3 года, исключением являются учреждения здравоохранения, инспекторы бывают у них чаще – один раз в 2 года.

Перед приездом представителя для проверочных мероприятий, руководитель предприятия уведомляется за 3 дня до начала их проведения. Оповещение может быть направлено по почте либо вручено лично одному из работников под роспись о получении. Вся деятельность специалистов производится в присутствии минимум одного представителя проверяемой организации.

Внеплановые проверки

Внеплановую проверку Роспотребнадзор осуществляет без каких-либо предварительно составляемых графиков и планов, ограничений во времени. Для нее проведения необходимо одно из следующих оснований:

  • поступила жалоба потребителя или другого физического лица о продаже товаров, при эксплуатации которых обнаружен брак либо оказаны некачественные услуги;
  • в Роспотребнадзор оформлена жалоба со стороны должностного лица о наличии некачественной продукции в той или иной торговой точке;
  • в средствах массовой информации опубликована информация о нарушениях в работе организаций, которые связаны с неудовлетворительными санитарно-эпидемиологическими нормами, продажей продуктов или услуг ненадлежащего качества.

ВАЖНО! При намерении провести внеплановую проверку, специалисты уведомляют руководителя организации за сутки до приезда. Если присутствует угроза для прав покупателя, государства или экологической обстановки, контролирующий орган имеет право посетить учреждение без предупреждения.

При отсутствии оповещения о приезде инспекторов, необходимо ознакомиться с их служебными удостоверениями, так как мошеннические действия со стороны злоумышленников распространены, могут привести к печальным последствиям (большим затратам и расходам предприятия).

Результаты надзорных мероприятий

Аудит на предприятии, не связанного со здравоохранением, образованием и общественным питанием, проводится один раз в 3 года, поэтому в планах каждого учреждения должна значиться подготовка к этой процедуре. План-график выездов инспекторов размещается на официальном сайте контролирующего органа, поэтому организация заранее имеет возможность получить информацию о времени визита.

Представители ведомства проверяют качество оказания услуг, товара, прогнозируют существующие риски нарушения прав граждан, являющихся потребителями. Они обязаны зафиксировать все нарушения и недостатки, которые будут выявлены в ходе деятельности по обследованию помещений, осуществлению проб и взятию образцов продукции.

После того как плановая проверка проведена, специалисты делают общие выводы и подводят итоги, выявляя недостатки в работе организации. Их перечень оформляется в письменном виде в качестве предписания об устранении выявленных нарушений.

В этом документе отображаются следующие сведения:

  • дата проведения обследования;
  • информация о специалисте, проводившем обследование (его фамилия, имя, отчество);
  • изложение ситуации: если она осуществляется в плановом режиме, то основания для проведения, в случае внепланового аудита – какой жалобой руководствуется надзорный орган;
  • описание формата изучения деятельности учреждения, указываются сведения о действиях специалистов, какие данные были проверены;
  • констатация фактов по результатам и выявленным недостаткам, в каких направлениях руководителю необходимо провести дополнительную работу по устранению ошибок;
  • дата оформления документа и росписи проверявших специалистов.

ВАЖНО! Главная роль предписания в том, чтобы начальник принял к сведению позицию Роспотребнадзора, проанализировал работу своей организации, провел оптимизацию, если это потребуется, устранил все недостатки в полном объеме.

По правилам, установленным законодательством, фирма должна представить официальный ответ на предписание в течение 30 календарных дней с момента регистрации документа в своем предприятии. В его содержании должно быть указано, какие мероприятия проведены руководством в целях исправления нарушений, что планируется сделать для повышения качества оказания услуг или товаров.

Предписание является оспоримым документом, поэтому при несогласии руководителя с его аспектами, он может обратиться в суд и обжаловать его.

Санкции и штрафы

Штрафные санкции – нередкое явление в практике работы контролирующего органа. За незначительные нарушения фирма может получить предписание, в котором указано, какие моменты нуждаются в доработке.

Существуют и более серьезные случаи, когда дело доходит до административной или уголовной ответственности юридического лица:

  • если нарушены нормы санитарного состояния помещения – от 10 до 20 тыс. руб. либо приостановка работы на срок до 90 суток;
  • правила продажи товаров не соответствуют требованиям – от 100 до 300 тыс. руб.;
  • низкое качество продаваемых товаров – от 20 до 30 тыс. руб.;
  • действия, совершаемые для обмана потребителя – от 20 до 50 тыс. руб.;
  • покупатель введен в заблуждение – от 10 до 50 тыс. руб.;
  • предписание не исполнено в указанный срок – от 10 до 20 тыс. руб.

Все штрафные санкции основываются на минимальном размере оплаты труда, установленном в регионе, где организуют свою деятельность фирмы. Предприниматель может оказаться плательщиком штрафа не только за нарушение законодательства и ущемление прав граждан, но и свое бездействие. Это происходит тогда, когда на предприятии сотрудники неверно руководствуются нормами права, но руководитель не предпринимает никаких действий по разрешению этой ситуации.

Деятельность Роспотребнадзора является одним из главных направлений, функционирующих для мотивации предприятий на поддержание качественного уровня обслуживания и продажи товаров. Гражданин, чьи права нарушены, может обратиться в эту организацию с жалобой, которая обязательно анализируется и проверяется. После этой процедуры человек получает письменный ответ, где указано, какие меры приняты по отношению к нарушителю.

Узнали о готовящейся проверке Роспотребнадзора? У Вас в фирме прошла проверка и Вас привлекли к ответственности? Не согласны с результатами проверки и желаете их обжаловать?

В данной статье, подготовленной юристами компании «Проверки.Нет», рассказывается о процедуре проверки Роспотребнадзора, о сроках и видах проверки Роспотребнадзора, о правах и обязанностях инспектора, а также о возможности обжалования ее результатов.

В настоящей статьей мы затронули следующие темы. Что проверяет Роспотребнадзор. План проверок Роспотребнадзора. Какие организации проверяет Роспотребнадзор. Виды проверок Роспотребнадзора. Как оформляются результаты проверок. Какие предусмотрены основания для признания результатов проверки Роспотребнадзора недействительными и пр.

1) Что проверяет Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор (сокр.) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Роспотребнадзор действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 и осуществляет следующие виды проверок в отношении организаций и предпринимателей:

1) Проверки соблюдения организациями и предпринимателями санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов в порядке, установленном в Положении о санитарно-эпидемиологическом надзоре от 15 сентября 2005 года № 569.

2) Проверки соблюдения организациями и предпринимателями норм Закона о защите прав потребителей в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей от 2 мая 2012 года № 412. Данный вид проверки Роспотребнадзора дополнительно включает в себя:

организацию и проведение проверок соблюдения организациями и предпринимателями прав потребителей.

организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей и окружающей среды.

Кроме того Роспотребнадзор организует и проводит проверки соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, а также качества и безопасности отдельных видов продукции.

Роспотребнадзор уполномочен выдавать предписания о прекращении и устранении выявленных при проверке нарушений, привлекать виновных лиц к административной ответственности, применять неотложные меры, в случае наличия существенной реальной угрозы жизни и здоровью граждан и окружающей среде (одной из таких мер является временный запрет деятельности, о котором мы расскажем немного позже).

2) Кого проверяет Роспотребнадзор?

Учитывая задачи и предмет контроля, который выполняет Роспотребнадзор, данное ведомство может проверить практически любую организацию. Но чаще всего в поле зрения проверяющих из Роспотребнадзора попадают организации и предприниматели, чья деятельность связана с оказанием услуг населению либо с организаций общественного питания (кафе, рестораны, клубы, магазины, торговые павильоны и пр.)

Проверка магазина Роспотребнадзором; проверка ИП Роспотребнадзором; проверка предприятия Роспотребнадзором; проверка Роспотребнадзором детского сада; проверка школы Роспотребнадзором; проверка аптеки Роспотребнадзором; проверка Роспотребнадзора в ресторане; проверка парикмахерской Роспотребнадзором; проверка общепита Роспотребнадзором (столовых, кафе).

3) Проверки Роспотребнадзора (виды, сроки, основания).

Проверки Роспотребнадзора бывают плановыми и внеплановыми, документарными и выездными.

Плановая проверка Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор проводит плановые проверки в соответствии с ежегодным планом, размещенном на официальном сайте территориальных органов Роспотребнадзора и на сайтах региональных прокуратур. План проверок Роспотребнадзора содержит сведения о запланированных Роспотребнадзора проверках (датах, продолжительности проверки, наименовании лица, в отношении которого планируется проверка, предмет проверки).

Требования к порядку проведения плановых проверок Роспотребнадзора сформулированы в Законе о защите прав предпринимателей при проведении проверок (далее — Закон № 294-ФЗ). В соответствии с названным законом организациям или предприниматель извещаются о начале проведения плановой проверки Роспотребнадзора не позднее, чем за 3 дня до ее начала.

Уведомление о начале проверки Роспотребнадзора направляется по юридическому адресу организации или предпринимателя вместе с распоряжением о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручает законному представителю организации (предпринимателя) под подпись.

Основанием к проведению плановой проверки Роспотребнадзора является истечение трех лет с момента:

регистрации организации или предпринимателя.

начала осуществления предпринимательской деятельности.

окончания последней плановой проверки.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора.

Проводиться в случае:

истечения срока исполнения выданного ранее предписания.

поступления в Роспотребнадзор сведений о фактах возникновения угрозы, причинении вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде. Такая информация может поступить в Роспотребнадзор от граждан, организаций, от государственных органов, а также из СМИ.

поступления в Роспотребнадзор сведений о нарушения прав потребителей (если в Роспотребнадзор обращается гражданин, права которого нарушены).

Проверка не проводиться по анонимным обращениям, а также в случаях, когда в обращении отсутствуют конкретные сведения о вышеуказанных фактах.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора подлежит согласованию с прокуратурой. Отступление от данного правила является основанием для признания результатов проверки Роспотребнадзора недействительными. Исключения составляют случаи, когда проверка Роспотребнадзора инициирована в связи с поступлением в Роспотребнадзор информации об угрозе либо причинении вреда жизни и здоровью граждан, животным и растениям, безопасности государства, объектам культурного наследия.

Уведомление о проведении внеплановой проверки Роспотребнадзора направляется в организацию (предпринимателю) заблаговременно. В соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ проверяемая организация должна быть извещена о проведении внеплановой проверки Роспотребнадзора не позднее, чем за 24 часа до начала ее проведения, за исключением случаев, когда она проводиться на основании поступивших в Роспотребнадзор сведений об угрозе жизни и здоровью человека, угрозе окружающей среде.

Документарные и выездные проверки Роспотребнадзора.

Документарные и выездные проверки Роспотребнадзора могут быть как плановыми, так и внеплановыми, и отличаются следующим.

При документарной проверке инспектор Роспотребнадзора истребует от организации (предпринимателя) документы и проверяет их, не посещая помещения организации. И только, если в результате изучения документов организации проверяющий инспектор усматривает такую необходимость, назначается выездная проверка.

При документарной проверке Роспотребнадзором, как правило, понадобятся учредительные документы организации, лицензии, сертификаты, декларации, документы о качестве продукции, приказы о назначении ответственных должностных лиц, журналы и пр. распорядительно-хозяйственные документы. При документарной проверке Роспотребнадзора не исключена возможность проведения специальных исследований по представленным на проверку документам и образцам продукции.

О назначении выездной проверки Роспотребнадзора руководителем его территориального органа (его заместителем) должно выноситься самостоятельное распоряжение. О запланированной выездной проверке Роспотребнадзора организация и предприниматель извещаются заблаговременно.

При выездной проверке инспектор Роспотребнадзора проверяет не только документы, но посещает помещения, территории, используемые организацией (предпринимателем), а также проверяют товары и оборудование.

5) Как проходит проверка Роспотребнадзора?

При проверке инспектор Роспотребнадзора обязан представиться, предъявить служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки, подписанное руководителем территориального органа Роспотребнадзора. В распоряжении также должны быть указаны данные инспекторов, уполномоченных проводить проверку, даты начала и окончания проверки, адрес по которому проводиться проверка.

По письменному требованию инспектора ему обязаны предъявить все необходимые документы. За неисполнение требования инспектора Роспотребнадзора при проведении им проверки организация (предприниматель) несет административную ответственность по ч. 1 ст19.4 КоАП РФ. Поэтому, если какие-либо документы в организации отсутствуют необходимо письменно уведомить инспектора об этом. Все документы, предоставляемые по запросу инспектора Роспотребнадзора, также советуем отражать в описи и сдавать инспектору под подпись.

При проведении проверки, в случае необходимости, инспектор Роспотребнадзора вправе отбирать образы продукции, брать пробы на исследования, составляя об этом протоколы. Копия протокола должна быть вручена представителю организации (предпринимателю) под подпись.

По окончанию проверки инспектор Роспотребнадзора делает соответствующую запись в журнале учета проверок и оформляет ее результаты.

6) Ограничение срока проведения проверки Роспотребнадзора.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней и только в исключительных случаях может быть продлен по решению руководителя территориального органа Роспотребнадзора. С решение о продлении срока проведения проверки инспектор Роспотребнадзора обязан ознакомить законного представителя организации.

Для малых предприятий срок проведения плановой проверки не может превышать 50 часов, а для микропредприятия – 15 часов в год. Указанное исключение действует только лишь в отношении плановых выездных проверок Роспотребнадзора. При проведении документарной или внеплановой проверки применяется общий срок (20 рабочих дней).

Обратите внимание, что исчисляя срок проведения проверки, необходимо суммировать время всех проверок (проверок, проведенных всеми надзорными органами в отношении организации (предпринимателя) за год.

7) Оформление результатов проверки Роспотребнадзора.

По результатам проверки инспектор Роспотребнадзора составляет акт в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю организации (предпринимателю), их законным представителям под подпись, либо (в случае невозможности вручения акта) направляется в адрес организации (предпринимателя) заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае несогласия с фактами, отраженными в акте проверки Роспотребнадзора, на него можно подать письменные возражения в течение 15 дней с момента его вручения. К возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие их обоснованность, а также аудио и видеозаписи, объяснения работников и пр. Возражения рассматриваются руководителем территориального органа Роспотребнадзора или его заместителем в течение 30 дней, после чего выноситься мотивированное решение. О принятом решении сообщается в организацию (предпринимателю), подавшую возражения.

В случае выявление по результатам проверки нарушений Роспотребнадзор возбуждает дело об административном правонарушении и выдает обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

8) Меры реагирования на нарушения, выявленные при проверке.

Если при проверке выявлены нарушения инспектор Роспотребнадзора вправе:

Возбудить дело об административном правонарушении. С момента вынесения инспектором Роспотребнадзора определения (в отдельных случаях – с момента составления протокола) возбуждается дело об административном правонарушении. Для составления протокола инспектор Роспотребнадзора обязан пригласить предпринимателя в помещение территориального органа Роспотребнадзора, предварительно уведомив о дате, месте и времени его составления. После составления протокола назначается рассмотрение административного дела по существу (вынесения постановления). По итогам рассмотрения дела выноситься постановление о назначении наказания.

Постановление о привлечении к ответственности может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток с момента его вручения.

Выдать предписание. Предписание содержит требования по устранению нарушений, выявленных при проверке и обязательно к исполнению в установленный в нем срок. За неисполнение предписания организация (предприниматель) может быть привлечена к ответственности по ст.19.5 КоАП РФ.

Предписание Роспотребнадзора также может быть обжаловано в судебном порядке.

Составить протокол о временном запрете деятельности. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается законному представителю организации. Временный запрет деятельности является мерой обеспечения производства по административному делу. Обоснованность и законность применения временного запрета деятельности может быть проверена судом по заявлению организации (предпринимателя) в отношении которого она установлена. В заявлении Вы вправе заявить о несогласии с действиями инспектора по применению к Вам временного запрета деятельности, им будет дана оценка. Временный запрет деятельности может устанавливать только до вынесения постановления по административному делу. После того, постановление по делу вынесено, временный запрет деятельности снимается.

Обратиться в суд с иском о запрещении деятельности. Это крайняя мера реагирования на нарушения и применяется она только в отношении злостных нарушителей, когда деятельность организации создает реальную опасность жизни и здоровью граждан в будущем и не может быть устранена.

9) Ограничения при проверке Роспотребнадзора.

Закон № 194-ФЗ устанавливает следующие ограничения при проверке Роспотребнадзора:

  1. проверять соблюдение требований, не относящихся к компетенции Роспотребнадзора.
  2. проводить проверку в отсутствие руководителя организации, предпринимателя, их уполномоченных представителей.
  3. требовать предоставление документов, не относящихся к предмету проверки.
  4. отбирать образцы продукции, пробы, если они не являются объектами проверки и без оформления протокола в установленном порядке.
  5. распространять информацию, полученную в ходе проведения проверки.
  6. превышать сроки проверки.
  7. предлагать проведение проверки за счет организации (предпринимателя).

Ни один предприниматель не застрахован от проверки инспекторами Роспотребнадзора его заведения. Если в процессе проверки будут выявлены какие-либо нарушения, то владелец может быть привлечен к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и даже уголовной ответственности. Поэтому крайне важно заранее побеспокоиться о том, чтобы успешно пройти любую плановую или внеплановую проверку.

Кого может проверить Роспотребнадзор

Теоретически Управление Роспотребнадзора имеет право на проверку любого индивидуального предпринимателя или юридического лица. Однако у контролирующего органа имеются определенные приоритеты:

  • Предприятия пищевой промышленности и общепита. Поскольку нарушение санитарных правил или ошибки в технологическом процессе на таких предприятиях могут привести к серьезным последствиям для здоровья и даже жизни людей, их проверяют чаще прочих.
  • Организации, специализирующиеся на отдыхе, воспитании или обучении детей. Защита подрастающего поколения занимает особое место в работе правоохранительных и контролирующих органов, поэтому если вы являетесь владельцем подобной организации - будьте уверены, что вам придется столкнуться не с одной проверкой Роспотребнадзора.
  • Компании, тесно взаимодействующие с потребителями. Речь идет о торговле, работе в сфере услуг, образовательной деятельности - любых видах организаций, которые непосредственно контактируют с большим количеством людей.

Плановые и внеплановые проверки

Проверки Роспотребнадзора делятся на две основные категории:

Плановые

Они проводятся раз в три года на основе графика, который формируется в начале года на последующие 12 месяцев. Ознакомиться с актуальным графиком можно на официальном сайте Управления Роспотребнадзора. В этом документе указано, когда и на что планируется выполнить проверку каждой конкретной организации. За три дня до начала плановой проверки вас должны предупредить о ее проведении. Соответствующее уведомление может быть передано непосредственно адресату в руки, либо отправлено почтовой службой.

В 2017 и 2018 годах представители малого бизнеса были освобождены от проведения плановых проверок. Это освобождение не касается организаций, работающих в сфере организации массовых мероприятий, образования и здравоохранения.

Внеплановые

Такие проверки производятся без графика, чаще всего они связаны с жалобами потребителей. При этом не каждое обращение потребителя может стать причиной для организации внеплановой проверки: если в нем не упомянуты реальные случаи нарушения санитарных или других правил, то заявителю будет отказано. Отказ произойдет и в том случае, если заявитель направил свое обращение анонимно.

Внеплановая проверка не является исключительно инициативой Роспотребнадзора. Чтобы она действительно состоялась, ее должны одобрить органы прокуратуры. По закону контролирующий орган должен сообщить вам о внеплановой проверке за 24 часа до ее начала. На организации, которые работают с продуктами питания, это правило не распространяется: к ним сотрудники Роспотребнадзора могут прийти без предварительного предупреждения.

Кроме того, в случае возникновения ЧС, создающих угрозу для здоровья или жизни людей или животных, контролирующий орган может прийти с проверкой без одобрения прокуратуры и без предупреждения за 24 часа, даже если организация не работает с продуктами питания.

Все случаи, когда может быть организована внеплановая проверка, сводятся к следующим:

  • Обоснованные жалобы граждан на нарушения их законных интересов и прав деятельностью организации.
  • Появление угрозы для окружающей среды, безопасности страны, для жизни или здоровья людей, животных, растений, а также вероятности возникновения ЧС техногенного или природного характера.
  • Нанесение ущерба окружающей среде, безопасности страны, жизни или здоровью людей, животных, растений, а также возникновение ЧС техногенного и природного характера.
  • Завершение периода, отведенного на исполнение предписания о необходимости устранить какое-либо нарушение (т.е. повторная проверка после той, которую не удалось пройти без замечаний).

Что будут проверять в магазине, в документах

Сотрудники Роспотребнадзора обязательно проверят:

  • Соблюдение требований закона о защите прав потребителей.
  • Следование санитарно-гигиеническим нормам.
  • Аттестацию сотрудников в зависимости от направления работы (к примеру, поваров, фармацевтов).
  • Наличие актуальных санкнижек у сотрудников, работающих с продуктами, занимающихся уходом за детьми и т.п.
  • Следование требованиям законов о повышении энергетической эффективности и энергосбережении.

Если проверка будет проводиться из-за жалобы потребителя, то сотрудники Роспотребнадзора могут расширить ее и также проконтролировать:

  • Наличие сертификатов на продаваемые товары.
  • Качество продукции (для этого будут взяты пробы, которые впоследствии пройдут проверку в лаборатории).
  • Правильность оформления трудовых договоров с работниками организации.
  • Правильность работы и настройки контрольно-кассовых машин.
  • Соответствие помещений, в которых располагается ваша организация, актуальным требованиям и нормам (для этого, помимо прочего, будут выполнены необходимые замеры).

Отдельно стоит отметить перечень документов, которые должны быть правильно оформлены во избежание претензий со стороны контролирующего органа:

  • Учредительные документы, такие как Устав организации и ИНН.
  • Лицензии на продажу товаров или оказание услуг.
  • Программа контроля на производстве (в ней должна быть регламентирована температура воздуха и степень освещенности в помещениях, периодичность уборки, стирки белья и т.п.).
  • Вывески.
  • Меню, каталоги, прайс-листы.
  • Уголки потребителя.
  • Договор аренды помещения или документы, подтверждающие ваше право владения им.
  • Договора со специализированными организациями, которые занимаются дезинфекцией, вывозом и утилизацией отходов, и т.п.
  • Зарегистрированный журнал учета средств дезинфекции.
  • Журнал эпидемиологических и санитарных проверок.
  • Санитарные книжки сотрудников, если таковые необходимы для занятия вашим видом деятельности.

Как проходит проверка

Любая проверка Роспотребнадзора начинается с того, что проверяемому предпринимателю или юридическому лицу предъявляется распоряжение о ее проведении. На этом документе должна стоять подпись главы территориального отдела Управления Роспотребнадзора.

Также там должны быть указаны данные инспекторов, которые будут проверять вашу организацию, информация о сроке проверки, адресе ее проведения. Все специалисты контролирующего органа, с которыми вы будете контактировать, должны предъявлять свои удостоверения.

Проверка может проводиться в одном из двух форматов:

Документарный

В таком случае изначально инспектора изучают документацию индивидуального предпринимателя или юридического лица, которая уже имеется в их распоряжении (уведомление о начале работы, результаты прошлых проверок, дела о правонарушениях и т.д.). Если данные, содержащиеся в этих документах, вызовут у сотрудников Роспотребнадзора сомнения в своей подлинности, или если их окажется недостаточно для оценки выполнения законодательных требований, то у владельца проверяемой организации будут запрошены другие документы. При этом требовать бумаги, не имеющие отношения к предмету проверки, инспектора не имеют права.

Выездной

При организации такой проверки представителей Роспотребнадзора будут интересовать не только документы, но и многое другое: к примеру, соответствие сотрудников установленным требованиям и нормам, состояние помещений, сооружений и оборудования, качество продаваемых и/или производимых товаров, и т.д. Выездная проверка организовывается в том случае, если документарная не позволила бы получить максимально полные и достоверные данные. Кроме того, ее проводят для оценки соответствия реальной деятельности организации актуальным требованиям законодательства.

Выездная проверка будет включать в себя ознакомление инспекторов с документами, визуальный осмотр помещений предприятия (в том числе, освещения, холодильного оборудования, вентиляции) и проверку качества товара. Обратите внимание: инспектора не имеют права забирать у вас оригиналы документов, то есть они могут затребовать только их копии.

При визуальном осмотре обязательно должен присутствовать руководитель организации или его уполномоченное лицо. При отсутствии его на месте сотрудники Роспотребнадзора могут провести осмотр только в том случае, если речь идет о внеплановой проверке, связанной с возникновением и распространением инфекций или неинфекционных массовых заболеваний.

Для проверки качества продукции может выполняться контрольная закупка. Также во время выездной проверки могут собираться пробы и образцы продаваемых товаров для измерений и исследований, однако соответствующие положения должны быть указаны в распоряжении.

По завершению всей процедуры сотрудники контролирующего органа оформляют акт в двух экземплярах, где указывают результаты проверочных действий. На акте обязательно ставится пометка о том, что руководитель организации ознакомлен с ним, или о том, что на предложение ознакомиться он ответил отказом. В этом же акте вы можете указать, что согласны или не согласны с итогами проверки или с какими-либо отдельными действиями представителей Роспотребнадзора.

Штрафы по результатам: какие бывают, за что их назначают, и сколько придется платить

Если в ходе проверки будут обнаружены какие-либо нарушения, то вы столкнетесь с одной из следующих ситуаций:

Предписание об устранении

Составление предписания о необходимости устранить обнаруженное нарушение. Это самый щадящий вариант санкций от Роспотребнадзора. По прошествии определенного срока, который будет указан в предписании, в вашем заведении вновь проведут проверку и проконтролируют исправление нарушения.

Штрафы

Наложение штрафных санкций в соответствии с тяжестью выявленных нарушений, например:

  • От 0,5 до 10 минимальных заработных плат за несоблюдение санитарных норм и требований.
  • От 10 до 20 минимальных заработных плат за нарушение правил эксплуатации помещений.

Наложение штрафных санкций в особо крупном размере (от 100 до 200 минимальных заработных плат) при обнаружении:

  • Реальных угроз для людских жизней.
  • Фактов причинения вреда животным и/или окружающей среде.
  • Нарушений, которые способны вызвать отравления или массовые инфекционные заболевания.
  • Товаров или услуг, которые представляют собой потенциальную опасность для нации.

Лишение свободы

Лишение свободы на срок от 2 до 5 лет при обнаружении глобальных нарушений актуальных норм и правил, постоянном халатном отношении к своим обязанностям, а также создании опасности для жизней большого числа людей. Конкретный срок в таком случае будет зависеть от масштабов того вреда, который причинила деятельность организации.

Стоит также отметить, что к ответственности могут привлекаться и те юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые уклоняются от уплаты штрафов, выписанных им после предыдущих проверок Роспотребнадзора.

Сроки проверки

Процедура не может длиться более 20 рабочих дней. Кроме того, в отношении одного представителя малого бизнеса суммарный период проведения выездных проверок (планового типа) должен составлять не более:

  • 50 часов для малого предприятия в год.
  • 15 часов для микропредприятия в год.

Если во время проверки появляется необходимость в проведении длительных и сложных экспертиз, расследований и исследований, то срок ее проведения может быть продлен еще на 20 рабочих дней. Для малых предприятий и микропредриятий допустимо продление периода проведения процедуры на 15 часов.

Как вести себя во время проверки

Грамотное поведение руководителя во время проверки Роспотребнадзора хоть и не является залогом благоприятного исхода, но может хорошо ему поспособствовать. Чтобы не усугубить ситуацию своим поведением и, возможно, даже несколько ее улучшить, вы можете воспользоваться следующими советами:

  • Выполняйте видеосъемку всего процесса проверки и постарайтесь четко зафиксировать любые нарушения, которые допустят проверяющие. Впоследствии это поможет вам доказать свою правоту и оспорить результаты процедуры.
  • Внимательно изучайте распоряжение о проведении проверки и не позволяйте инспекторам лишнего. Они не должны требовать документы, которые не относятся к предмету проверки, и вы не обязаны их предоставлять. Более того, такие требования являются противоречащими закону и могут стать основанием для отмены результатов проверки.
  • Если вы сомневаетесь в том, что процедура будет выполнена корректно, то вы можете запросить участие в проверке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе, в котором вы работаете, Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей или адвоката.
  • Помните, что в течение 15 дней после составления акта с результатами проверки вы можете их оспорить, приложив соответствующие доказательства (документы, видеозаписи и т.п.).
  • Постарайтесь готовиться к проверкам Роспотребнадзора не в последний день, а постоянно. Другими словами, старайтесь соблюдать большинство требований и норм, предписанных законом для вашего бизнеса. В противном случае сотрудники, привыкшие к другому формату работы, могут допустить ошибки, которые будут стоить вам больших денег. Некоторые предприниматели даже специально проводят проверки-тренинги, чтобы убедиться в готовности своего штата к приходу настоящих инспекторов.
  • Не хамите и не грубите сотрудникам Роспотребнадзора, чтобы не настроить их против себя или, еще хуже, не получить иск за оскорбление. Общайтесь с ними вежливо и тактично, но при этом показывайте, что знаете свои права, и уверенно их отстаивайте.

Нарушения со стороны инспекции

Если вы считаете, что инспектор указал в акте недостоверные сведения, или если он интересовался вопросами, которые не имеют отношения к объекту проверки, то можно говорить о нарушениях со стороны представителей Роспотребнадзора. Вы можете и должны оспаривать неправомерное решение, а также имеете право обратиться за поддержкой в Торгово-промышленную палату или профильные общественные организации.

Если вам не удастся добиться справедливости на этом этапе, то вы можете обратиться в прокуратуру и к омбудсменам различных уровней. Если же и после этого спор с надзорным органом не будет решен, то вам стоит направить иск в судебные органы. Однако желательно, чтобы результаты проверки были аннулированы на предыдущих этапах, поскольку судебные разбирательства порой длятся на протяжении нескольких лет.

Заключение

Таким образом, проверка Роспотребнадзора - это достаточно серьезное испытание, однако вам более чем под силу его преодолеть. Достаточно лишь следовать большинству правил во время работы и достойно подготовиться к началу проверки. При этом не бойтесь снимать процедуру на камеру и защищать свои права, а при нарушениях со стороны инспекторов - требовать отмены результатов их работы.

Читайте также

У нас есть готовое решение и оборудование для

Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно

Соглашение о конфиденциальности

и обработке персональных данных

1.Общие положения

1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее - Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее - Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.

1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.

«Инсейлс» - Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП 771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее - «Инсейлс»), с одной стороны, и

«Пользователь» -

либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

которое приняло условия настоящего Соглашения.

1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.

1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).

2.Обязанности Сторон

2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.

2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.

2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.

(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;

(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;

(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;

(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;

(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.

2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.

2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».

2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.

Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс - .

2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.

2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.

Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.

2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.

2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.

3.Ответственность Сторон

3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.

4.Иные положения

4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.

4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).

4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».

Дата публикации: 01.12.2016г.

Полное наименование на русском языке:

Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»

Сокращенное наименование на русском языке:

ООО «Инсейлс Рус»

Наименование на английском языке:

InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)

Юридический адрес:

125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11

Почтовый адрес:

107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»

ИНН: 7714843760 КПП: 771401001

Банковские реквизиты:

Федеральная служба по надзору в сфере и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы уполномочены осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569).
Основные задачи такого надзора - предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Данный вид надзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя (п. п. 2, 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) на основании утвержденного руководителем территориального органа Роспотребнадзора ежегодного плана проведения проверок.
В плане перечисляются субъекты, подлежащие проверке, а также цель, основание, дата и сроки проведения плановой проверки.
Ежегодный план утверждается руководителем органа Роспотребнадзора, размещается на сайте rospotrebnadzor.ru или распространяется другим образом.
А еще раньше этот план должен быть одобрен прокуратурой, для чего каждый год до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект плана направляется в прокуратуру (п. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Рассмотрев план на предмет законности, прокуратура в срок до 1 октября выносит предложения руководителям органов Роспотребнадзора о проведении совместных плановых проверок с иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля (п. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Далее в срок до 1 ноября Роспотребнадзор направляет в прокуратуру окончательный вариант плана проверок, подписанный руководителями органов Роспотребнадзора либо их заместителями (п. 6.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Генеральная прокуратура формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок субъектов предпринимательства и размещает его на сайте genproc.gov.ru до 31 декабря текущего года (п. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Плановые проверки: основания и порядок

Основанием для включения плановой проверки юридического лица , предпринимателя в ежегодный план ее проведения является окончание трехлетнего срока со дня (п. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ):
- их ;
- окончания проведения последней плановой проверки;
- начала осуществления ими деятельности, требующей представления уведомления для отдельных видов деятельности (п. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ).
Это закрытый перечень, и если проверка будет проведена при отсутствии на то оснований, то данный факт послужит причиной для привлечения проверяющих к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.6.1 КоАП РФ).
Плановые проверки могут проводиться в форме документарной или выездной проверки (п. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Документарная проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа и осуществляется на основании сведений, содержащихся в документах юридического лица, предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, используемых при ведении деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, исполнением предписаний и постановлений органов (ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Выездная проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности хозсубъекта.
Проверяются сведения, содержащиеся в документах, соответствие работников установленным требованиям, состояние используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров, услуг и принимаемые меры по исполнению обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
О проведении проверки Роспотребнадзор должен уведомить предприятие не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем направления в адрес проверяемого заказного письма с уведомлением о вручении или иным доступным способом (п. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Срок , в течение которого осуществляется плановая проверка, не может превышать 20 рабочих дней, а общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (п. п. 1, 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
В исключительных случаях срок выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов (п. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Жалоба как повод для внеплановой проверки

Согласно ст. 33 Конституции РФ гражданин имеет право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе в Роспотребнадзор.
Согласно Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин может реализовать свое право на обращение в одной из трех форм: предложение, заявление и жалоба.
Обращение может быть направлено в письменной, устной форме и (начиная с 1 января 2011 г., после вступления изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ) в форме электронного документа. Отправить обращение можно и через официальный сайт Роспотребнадзора.
Если в результате проверки обращения выяснится, что:
- события, описанные в нем, затрагивают исключительно личные имущественные интересы потребителя;
- отсутствуют основания для возбуждения дела об административном правонарушении, -
то Роспотребнадзор предлагает заявителю самостоятельно отстаивать свои права в суде.
Гражданин при этом вправе привлечь Роспотребнадзор для дачи заключения в суде по делу в целях защиты прав потребителей (ст. 47 ГПК РФ, п. 3 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Если, напротив, выяснится, что затронуты законные интересы неопределенного круга потребителей, то территориальный орган Роспотребнадзора может принять решение о предъявлении в суд искового заявления о признании противоправными действий соответствующего лица в отношении неопределенного круга потребителей (п. 1 ст. 46 ГПК РФ).
Однако прежде контролирующий орган может провести внеплановые мероприятия по контролю за деятельностью предприятия и при наличии оснований возбудить дело об административном правонарушении (п. 5 Письма Роспотребнадзора от 24.03.2008 N 01/2555-8-32).
Поводом для внеплановой проверки может послужить жалоба гражданина , содержащая информацию о нарушении его потребительских прав. Это является одним из оснований для проведения внеплановой проверки (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Проверка может быть документарной и (или) выездной (п. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Кстати, на внеплановую проверку в связи с нарушением прав потребителей согласование с органами прокуратуры не обязательно (п. 5 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
На внеплановые проверки не распространяется упомянутое выше ограничение по продолжительности проверок, установленное п. п. 1 и 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ.
О проведении внеплановой проверки по жалобе потребителя Роспотребнадзор не обязан предупреждать проверяемое лицо (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Тот факт, что продавец, изготовитель, исполнитель устранили последствия допущенного ими нарушения прав потребителя, не может служить поводом для прекращения внеплановой проверки, основанием для которой послужила жалоба потребителя. Этот факт может быть только учтен при назначении административного наказания как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
По результатам внеплановой проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах:
- один - для проверяемого лица;
- другой - для контролирующего органа (ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Если нарушения выявлены, то представитель Роспотребнадзора прежде всего выдает предписание о сроках их устранения.
Невыполнение такого предписания в срок влечет за собой наложение административного штрафа (ст. 19.5 КоАП РФ):
- на граждан - от 300 до 500 руб.;
- на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
При предъявлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в орган Роспотребнадзора до вынесения им предписания доказательств, свидетельствующих о добровольном прекращении нарушений обязательных требований, предписание не выносится (п. 10.5 Приказа Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103).
Далее представитель Роспотребнадзора должен принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Если в ходе проверки обнаруживаются достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
В частности, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения грозит штрафом:
- должностным лицам и предпринимателям - от 2000 до 3000 руб.;
- юридическим лицам - от 20 000 до 30 000 руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Если будет установлено, что деятельность проверяемого лица представляет непосредственную угрозу причинению вреда жизни, здоровью граждан, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред уже причинен, то должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять меры:
- по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности в порядке, установленном КоАП РФ;
- отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота;
- доведению до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (п. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).
При выявлении в ходе проверки признаков уголовно наказуемых преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, представитель Роспотребнадзора направляет в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (Письмо Роспотребнадзора от 28.07.2010 N 01/11198-0-23) по факту, например:
- нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекшего по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, а также смерть человека (ст. 236 УК РФ);
- производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ).

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».