ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что означает дата включения в мсп. Единый реестр субъектов МСП: системное решение проблем малого бизнеса? Критерии отнесения предприятий к микро, малым и средним предприятиям

Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (235) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (26) 1.2. Открытие ИП (27) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (39) 1.5.1. Открытие ООО (27) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (31) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (13) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (69) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (7) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (11) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (8) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (13) 1.9. Проверки бизнеса (17) 10. Онлайн-кассы (12) 2. Предпринимательство и налоги (408) 2.1. Общие вопросы налогообложения (26) 2.10. Налог на профессиональный доход (7) 2.2. УСН (44) 2.3. ЕНВД (46) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (36) 2.4.1. НДС (17) 2.4.2. НДФЛ (8) 2.5. Патентная система (24) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (60) 2.7.1. Внебюджетные фонды (9) 2.8. Отчетность (86) 2.9. Налоговые льготы (71) 3. Полезные программы и сервисы (40) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (9) 3.2. Сервисы Налог Ру (12) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (103) 5.1. Отпуск (7) 5.10 Оплата труда (6) 5.2. Декретные пособия (1) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (11) 5.5. Общее (22) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (8) 5.7. Охрана труда (9) 5.8. Прием на работу (3) 5.9. Иностранные кадры (1) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (37) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (15) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (12) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (10) 8. Формы документов (82) 8.1. Первичные документы (35) 8.2. Декларации (25) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (12) 8.5. Решения и протоколы (2) 8.6. Уставы ООО (3) 9. Разное (25) 9.1. НОВОСТИ (5) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)

В данной статье мы рассмотрим реестр субъектов малого предпринимательства. Узнаем, для чего нужен реестр субъектов малого предпринимательства. Разберемся, где можно посмотреть список субъектов малого предпринимательства.

База данных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) создана 1 августа 2016 года. Принцип работы реестра основан на доступе к данным заинтересованных физических, юридических лиц, государственных служб без ограничений и дополнительной платы. Информация реестра подлежит ежегодному автоматическому обновлению и ежемесячной корректировке. Ответственность за ведение реестра и регулярное обновление данных возложена на налоговые органы.

Особенности предприятий, имеющие право на статус МСП

В перечень коммерческих предприятий, имеющих право на получение статуса МСП, входят хозяйственные общества, АО, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, КФХ, ИП, хозяйственные партнерства. Не могут быть признаны субъектами МСП некоммерческие организации, государственные или муниципальные учреждения. В реестре размещаются малые (а также микро и средние) предприятия при соответствии их организационных характеристик установленным критериям.

Организационная форма Требование исполнения одного из условий
Доля участия в уставном капитале субъектов РФ составляет менее 25%, иностранных юридических лиц – до 49%
Хозяйственные общества и партнерства Наличие статуса участника проекта «Сколково» либо ведущие деятельность по внедрению ноу-хау, инновационных технологий с исключительными правами
Акционерные общества Наличие акций, принадлежащих к высокотехнологичному сектору экономики
Публичные акционерные общества Количество акций в размере более 50% принадлежит РФ или при наличии у хозяйственного общества более 50% голосующих акций акционерного общества
Юридические лица Принадлежащие к госкорпорациям или созданные в рамках реорганизации Российской корпорации нанотехнологий

Кроме требований к организационной форме предприятий обязательными условиями МСП являются предельные показатели численности и выручки.

Критерии отнесения предприятий к микро, малым и средним предприятиям

Автоматическое формирование данных реестра основывается на отборе предприятий по критериям принадлежности предприятия к средним, малым или микро. Реестр представляет данные предприятий с группировкой по видам. Критерии предельных физических показателей применяются в равной степени для юридических лиц и ИП:

Особенности включения в реестр ряда организационных форм

Имеется ряд особенностей при внесении в реестр данных ряда предприятий:

  • В реестр вносятся организации и ИП в течение первого года деятельности вне зависимости от состава учредителей;
  • ИП, выбравшим патентную систему, сразу присваивается статус микропредприятий с автоматическим включением в реестр;
  • Список об АО не является полным. Данные об отдельных видах акционерных обществ, отвечающих критериям СМП, будет дополнена в августе 2017 году на основании информации держателей реестров акций;
  • Перечень потребительских кооперативов содержит только их сельскохозяйственные виды. В августе 2017 года список будет дополнен остальными видами ПК.

Пример использования показателей предприятия для внесения информации в реестр.

Показатели Данные о предприятии вносятся в реестр Предприятие не сможет попасть в реестр
Регистрация Официальная регистрация организации или ИП Отсутствие данных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП
Представление отчетности Подана отчетность, позволяющая определить численность и доход Отчетность не представлена
Предельные параметры среднесписочной численности, полученного дохода Соблюдаются, для вновь созданных предприятий ограничения не установлено Не соблюдаются в течение 3 лет
Участие субъектов в доли уставного капитала Предельные параметры соблюдены Установленное ограничение не исполняется

Создание реестра и источники поступления информации

Внесение данных о предприятии категории МСП в реестр осуществляется в автоматическом режиме. Источником формирования данных реестра служат сведения, содержащиеся в ЕГР и отчетности организаций или ИП. Предприятия, не представляющие отчетность в ИФНС, не включают в реестр или могут быть исключены из информационной базы. В дальнейшем компаниям не требуется подтверждать статус, контроль данных и исключение из баз осуществляет ИФНС.

Часть сведений обновляется на основании данных, представляемых в ИФНС третьими лицами – организаторами бирж, органами исполнительной власти, учреждениями, контролирующими инновационную деятельность или производящими нормативно-правовое регулирование. Для передачи информации используется электронный сервис.

Реестр субъектов малого предпринимательства: периодичность обновления информации

Дата ежегодного обновления сведений назначена на 10 августа по данным, имеющимся в ИФНС на 1 июля. Дополнительно 10 числа ежемесячно подлежит смене особо актуальная информация о вновь зарегистрированных предприятиях или прекративших деятельность. Обновлению подлежит информация:

  • О вновь зарегистрированных предприятиях;
  • Об организациях или ИП, подлежащих исключению в связи с прекращением деятельности, более не соответствующих критериям или отсутствием отчетности;
  • Сведений, находящихся в реестре по источникам ЕГРЮЛ, ЕГРИП или дополнительных данных о деятельности, контрактах, тендерах.

Исключение из реестра малых предприятий, превысивших предельные показатели численности, долей участия в капитале или выручки, осуществляется не по истечению периода. Лишение статуса малого предприятия производится, если превышение лимитов имеется в течение идущих подряд 3 календарных лет.

Обязательные сведения, содержащиеся в реестре

Данные о лицах, размещенные в базе сервиса, позволяют подтвердить статус малого предприятия. В реестре указываются:

  • Наименование предприятия, ИНН;
  • Месторасположение организации или регистрация ИП;
  • Категория принадлежности компании к микро, малому или среднему предприятию;
  • Информация о видах деятельности, наличии лицензии и прочие сведения;
  • Данные о контрактах, реализованных в предшествующем году;
  • Дата записи и обновления информации.

Кроме информации, внесенной регистратором в автоматическом режиме, предприятия могут внести дополнительные сведения. В дополнение к общей федеральной базе создан отдельный реестр регионального уровня об МСП, получающих государственную поддержку. Информация формируется после начала получения субсидий с сохранением данных в течение 3 лет после окончания предоставления помощи. Сведения необходимы для контроля целевого использования государственных средств.

При поиске предприятий со статусом МСП более достоверную информацию можно получить из реестра федерального уровня. Региональные реестры не всегда включают в перечень предприятия со статусом МСП. Одновременно малые организации или ИП, которые не получали поддержки, не будут внесены в базу.

Изменение информации, размещенной в реестре

Самостоятельная регистрация в ресурсе не предусмотрена. Поступление, изменение, удаление информации производится через регистрирующий орган. Дополнить информацию частного характера о продукции, тендерах, контактах, сайте, телефоне предприятие может после авторизации на ресурсе с использованием усиленной квалификационной подписи.

Предприятия, обнаружившие отсутствие о них сведений или их недостоверность, могут обратиться с электронным сообщением на сайт. При направлении запроса важным реквизитом является код ИФНС, осуществляющий учет. Отсутствие реквизита не позволит регистратору рассмотреть заявку. Выявленные по факту обращения расхождения будут устранены в ежегодном изменении информации по данным, имеющимся на 1 июля текущего года.

Льготы, возникающие у предприятий при отражении данных в реестре

Предприятия малого бизнеса имеют ряд преимуществ благодаря открытому доступу к информации, имеющей официальный источник формирования. Удостоверения о статусе малого предприятия не предусмотрено, что упрощает подтверждение принадлежности к МСП по данным реестра.

Предприятия имеют возможность:

  • Получить преимущество в виде оперативной подачи заявки при участии в тендерах по госзакупкам;
  • Сократить время при подтверждении права на каникулы в отношении неналоговых проверок;
  • Снизить затраты и время на подготовку документов для получения субсидии в форме государственной помощи, направляемой на развитие бизнеса;
  • Подтвердить право на преимущественный выкуп муниципальной собственности, имеющейся в аренде;
  • Сделать доступной информацию о деятельности деловым партнерам, расположенным в других регионах.

Открытый доступ к информации о предприятии позволяет оперативно предоставить потенциальным партнерам сведения о компании, продукции, контрактах и прочих данных.

Ответы на вопросы

Вопрос № 1 . Как поступить в случае размещения в реестре предприятия, не принадлежащего к категории малого? Исключение информации требуется в связи с получением кредита.

Ответ: Для исключения данных необходимо отправить электронное сообщение на сайт. По результатам проверки сведения будут исключены в порядке ежегодного обновления информации.

Вопрос № 2 . Почему выгодно получить статус малого предприятия?

Ответ: Организации или ИП со статусом малого имеют право вести упрощенный учет без использования ряда ПБУ, представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном количестве форм, получать пониженные региональные ставки при ведении специальных режимов. Малый бизнес имеют квоты по тендерам госзакупок и финансовую поддержку со стороны государства.

Вопрос № 3 . Как определяются предельные показатели численности или выручки при отнесении к малым предприятиям?

Ответ: Верхняя граница показателей является допустимой. Например, при наличии среднесписочной численности в количестве 100 человек лимит не считается превышенным.

Вопрос № 4 . Какие субъекты РФ могут быть представлены в составе 25% доли уставного капитала малого предприятия?

Ответ: В состав учредителей могут входить коммерческие предприятия, государственный или муниципальный капитал, некоммерческие общественные, религиозные организации.

Вопрос № 5 . Влияет ли выбранная система налогообложения на получение статуса малого предприятия?

Ответ: В состав критериев отнесения субъекта к малому предприятию вид налогообложения не входит. Статус определяется по составу участников в доле капитала, численности, доходу и иным показателям, зависящим от специфики деятельности.

Москва, Московская область звоните.

" № 10/2016

С 01.08.2016 на сайте ФНС успешно работает Единый реестр субъектов МСП. Как функционирует данный сервис? В чем его преимущества? Какие хозяйствующие субъекты включены в реестр?

Основные цели реестра.

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209-ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

  • снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
  • обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
  • повышение качества проработки мер поддержки МСП;
  • максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

Состав информации Единого реестра.

Состав сведений, вносимых в Единый реестр, установлен ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ и включает:

Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без каких-либо дополнительных административных процедур.

*Кроме сведений, установленных ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ, субъекты МСП могут самостоятельно внести в Единый реестр дополнительную информацию о себе, например, контактные данные (адрес электронной почты, телефон, сайт).

Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП.

В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.

Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.

Здесь уместно напомнить, что с 01.01.2016 изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП . Если раньше использовались показатели «средняя численность работников» и «выручка от реализации», теперь их заменили «среднесписочная численность работников» и «доход от осуществления предпринимательской деятельности». Потребность в изменениях обусловлена в том числе переходом на автоматическую обработку данных в Едином реестре. Предельные значения предпринимательского дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Указанное постановление вступило в силу с 01.08.2016, то есть с момента начала действия Единого реестра.

В связи с тем, что нормы п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016, Письмом ФНС России № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта МСП. Налоговая служба сообщает, что впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 – 2018 годы).

Периодичность обновления сведений Единого реестра.

Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:

  • внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ);
  • исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ);
  • актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, – наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ);
  • внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

Дополнение и изменение сведений субъектами МСП.

Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9 – 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС по адресу https://rmsp.nalog.ru/index.html. Вход в сервис осуществляется в разделе «Информация по работе с реестром», подраздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?». При входе в сервис пользователю предлагается указать, какие из перечисленных сведений не верны. По результатам анализа представленных в заявке сведений пользователю направляется сообщение о включении (корректировке) данных Единого реестра либо об отсутствии оснований для включения (корректировки) сведений.

В разделе «Часто задаваемые вопросы» электронного сервиса размещен Порядок представления сведений субъектами МСП в электронном виде через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет» . Согласно этому Порядку для представления субъектами МСП сведений в электронном виде о производимой продукции, программах партнерства, а также о контрактах (договорах) в целях ведения Единого реестра следует:

В Порядке пошагово описано создание нового документа, редактирование ранее сформированного документа, изменение его статуса, так что никаких затруднений с использованием электронного сервиса у пользователей возникать не должно.

Заключение

Субъектам МСП экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в Едином реестре, были полны и достоверны. Наличие организации (предпринимателя) в Едином реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом № 209-ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам. В связи с этим не будет лишним отметить, что с 2017 года к контрактной системе подключаются унитарные предприятия , что означает увеличение спроса на товары (работы, услуги) субъектов МСП.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Указанный классификатор для целей государственной регистрации юридических лиц и ИП используется с 11.07.2016 (см. также Письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@).

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. (Изменения 9/2016 ОКПД 2, 10/2016 ОКПД 2, принятые приказами Росстандарта от 12.05.2016 № 310-ст, 311-ст, введены в действие с 01.07.2016 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014.)

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пункт 1 ст. 6 и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ.

Https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/reestrquetoin/por_sved_site

Во исполнение ст. 16 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .