ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Естественное и общественное разделение труда. Разделение труда Естественное разделение труда обусловлено

Естественное разделение труда, как основа организации всей жизнедеятельности общества, есть принципиальный признак всех бесклассовых обществ, основанных на общественной собственности на средства производства. Как и почему оно складывается в коммуне?

Общественные отношения устанавливаются как следствие производственных отношений, а последние должны, если они не находятся в противоречии, соответствовать уровню и характеру производительных сил, существующих в обществе. Естественное разделение труда (а в коммуне трудовые и общественные отношения – единое целое) устанавливается как необходимое условие воспитания работника развитого автоматизированного производства, как вырастание производителя во всесторонне развитую личность, что является требованием для равного отношения к общим средствам производства в результате равного использования их для общих целей обеспечения материальных потребностей при неограниченных возможностях развития всех природных способностей людей и в общих интересах. Всестороннее развитие каждого является условием развития всех, условием возможности вести жизнедеятельность в автоматизированных орудиях производства. Это -- не желание людей самоцельно развиваться ради самих себя, а необходимое условие организации труда в условиях такого производства. Нет необходимости предварительно воспитывать в людях какое-то особое сознание, сознательное отношение к труду, общественным порядкам так как это сознание самопроизвольно устанавливается самим образом жизни в коммуне: общественное сознание определяется общественным бытием. Иное невозможно.

Уже сегодня подготовка специалистов в ВУЗах, колледжах, училищах, в отрыве от дейст-вующего производства, в котором будет работать обученный специалист, является малоэф-фективной, схоластической, отнимающей много учебного времени на ненужные ему знания и не образующие его в специфике его будущего труда. Бесценный опыт и знания предприятия специалист постигает уже в процессе непосредственной работы, сумбурно, стихийно, интуитивно, частично и бессистемно. Потери накопленного предприятием опыта и знаний невосполнимы.

Коммуна процесс воспитания работников ставит на наиболее эффективный уровень. Комбинирование воспитания коммунаров в условиях действующей коммуны, непосредственно в производстве с параллельной одновременной подачей им знаний своими и приглашёнными извне высококвалифицированными специалистами разных областей знаний, известных деятелей науки, культуры и коллективов с использованием интернет-вебинаров, системных учебных и научно-популярных фильмов, экскурсий и тренингов на лучших отраслевых объектах – создаёт наиболее современную основу воспитания коммунаров в течение всей жизни.

В естественно и последовательно происходящем процессе воспитания люди проходят определённые возрастные уровни становления. Большинство людей в нормальных условиях проходят такие ступени: детские ясли – детский садначальная школасредняя школа – ВУЗ – производство (повышение квалификации) – научная работа. Каждому периоду воспитания – свой возраст, своя возрастная группа. В армии при естественном росте военнослужащего также хорошо видно возрастное деление, связанное с воспитанием, образованием, опытом, знаниями. Такое деление на периоды воспитания и труда, связанное с возрастом людей, и устанавливает естественное разделение труда, т. е. складывающееся естественно, по мере воспитания, с возрастом.

В коммуне используется автоматизированное высокотехнологичное производство, требующее больших знаний, опыта и навыков, что связано с тяжёлыми последствиями аварий и потерь от так называемого человеческого фактора. Такое производство невозможно изучить в школьном классе, вне производства. Как бы ни был высок уровень теоретической подготовки, требуется обучение навыкам непосредственно в условиях конкретного предприятия. Такое обучение работника проходит по ступеням: детство (с поэтапным приобщением ко всем видам деятельности коммунаров) – школьный период (овладение простыми рабочими процессами и навыками) – высшее образование (с поэтапным последовательным овладением производственными процессами) – академическое образование (с овладением знаниями и навыками управления всем комплексом коммунного управления) – научная деятельность (творчество по совершенствованию материально-технической базы коммуны – свободный творческий процесс по своим талантам, способностям и интересам. Эти ступени совмещённого воспитательно-образовательно-творческого процесса и создают естественное разделение труда в коммуне по возрасту. Производственная деятельность в автоматизированном коммунном предприятии занимает столь малую часть времени, которая по мере совершенствования техники и технологий всё больше сокращается, что оставшееся от производства время коммунары могут и обязаны использовать для участия во всех других видах труда, максимального развития и реализации своих природных способностей и талантов.

Автоматизация позволяет сократить рабочее время работника в конкретном производст-венном процессе до 4 – 1 часа в сутки, а в дальнейшем и ещё менее. Освободившееся время работник обязан отдавать теоретической подготовке, творчеству, научной работе, другим видам деятельности, которые коммунары вынуждены выполнять сами, без наёмных работников. Равное отношение людей к общему средству производства требует от них равного по времени распределения обязанностей. Главной ценностью становится время.

Человечество всё более приходит к технологиям, где преобладает интеллектуальный труд. В коммуне интеллектуальный труд каждого приравнивается к труду производственному, постепенно шаг за шагом получая всё большее значение, большую отдачу. Высокий уровень воспитания коммунаров, максимальное развитие их способностей и талантов, интеллектуализация труда, приводят коммунаров к производственным отношениям нового типа. Материальное производство становится всего лишь необходимой базой всей жизнедеятельности людей, обеспечением их природных материальных потребностей и регламентируется внутренним распорядком как графики равного участия всех в производстве по ступеням в соответствии с возрастными воспитательными уровнями. Интеллектуальное производство не регламентируется обязательным участием в конкретных процессах, но становится обязательным по виду деятельности. Это значит, что все обязаны заниматься какой-то научной работой по собственному выбору , каким-то видом спорта по своим запросам , участвовать в какой-то деятельности в культуре и т. п.

Разделение всей жизнедеятельности коммунаров по полу, составляющее вторую часть естественного разделения труда, описано в предыдущей 5-ой главе ГЕНДЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

На естественном разделении труда основано и равенство всех членов коммуны, которое подразумевает не как механическое равенство ребёнка, старика, взрослого мужчины и женщины, а как равенство пути, проходимого каждым коммунаром за свою жизнь, равенство возможностей для развития и реализации всех своих способностей, но не как равенство труда, равенство способностей, например, физической силы, памяти, склонности к каким-то определённым видам искусства – такие способности у всех от природы разные, а вот возможности для их реализации по способности – у всех равны. Напротив, чем уникальнее способности людей, тем они ценнее для общества. Совокупность всех свойств каждого коммунара считается равной совокупности всех уникальных свойств любого другого члена коммуны. Наблюдающийся в последнее время рост числа людей с несколькими векторами в коммуне, вероятно, ускорится в результате воздействия общественного коллективного бессознательного запроса на разностороннее развитие людей.

Некоторые философы предлагают концепцию перехода от социализма к коммунизму как пошаговое осуществление государством сокращения зарплат трудящихся с одновременным соответствующим увеличением общественных фондов потребления. Они даже называют такие преобразования коммунистической революцией. Их опасения оторваться от последовательного перерастания социализма в коммунизм можно понять: развитие должно идти от жизни, от уже существующего состояния общества, базируясь на предшествующем. И этот путь, вероятно, будет иметь место в совершенствовании социализма даже в длительном сосуществовании его с коммуной. Этот путь будет сглаживать основное противоречие социализма и удерживать от возможности очередной буржуазной контрреволюции. Однако, совершенно очевидно, что как бы ни перерастало частнособственническое потребление в формы общественных фондов, оно не является принципиальным условием установления коммунистический общественных отношений. Главным отличием коммуны от социалистического общества является естественное разделение не только труда в материальном производстве, но и во всей многогранной жизнедеятельности людей. Теоретически можно вообще перестать довольствоваться зарплатой и перейти на полное удовлетворение потребностей людей через ОФП, но при этом оставаться в рамках капиталистического разделения труда, потому что потребление и разделение труда – это разные критерии, но из этого никогда самопроизвольно не вырастут коммунистические отношения, естественное разделение труда. А оплата по труду - главный экономический рычаг социализма -- оказывается угрозой самому его существованию.

Очевидно, что переход на естественное разделение труда, жизнедеятельности, возможен только сознательным целенаправленным построением новой общественной формы – коммуны. Нет такого естественного перерастания социализма в коммунизм. Есть революционное изменение всей общественной системы. Это и есть коммунистическая революция. Классики марксизма однозначно показывали, что без изменения разделения труда никакого коммунистического общества построить невозможно. Как бы ни приближали мы социалистическое предприятие к «справедливому обществу», о котором постоянно твердят коммунистические лидеры, без этой коренной смены разделения труда фундаментально общество останется в полубуржуазном состоянии, именно благодаря сохранению капиталистического разделения труда со всеми исходящими от этого последствиями. Естественное разделение труда – асимптота, к которой как бы ни приближался социализм, он стать коммунизмом не может.

Надо понять, что и оставаться далее в социалистическом теле общество тоже не может. Оно неизменно придёт к новой контрреволюции по собственным законам развития социализма. Неоднородность же социалистического общества, неравномерность его развития как регионально, так и по ряду других оснований не только позволяет, но и требует дифференцированно выделять отрасли производства, технологии, готовить для них кадры, сознательно и планомерно строя новые предприятия – коммуны. В этом случае сразу будут учитываться все необходимые условия их функционирования без какой-либо подгонки, приспособления устаревших общественных форм к новым условиям, что избавит государство от новых неожиданностей.

Разделение труда является общеизвестным феноменом, который присущ не только человеку, но многим живым существам. Половозрастное разделение труда считается самым естественным разделением труда, потому что живые организмы в разных возрастных категориях имеют разные физические способности. Так как разнообразие внешней среды велико, то в результате приспособления у разных видов живых существ, начиная от растений, выработались разные физические данные, определившие естественное разделением труда - различия в поведении для разных полов одного вида для осуществления оплодотворения и выращивания потомства.

Понятие разделения труда

Наиболее ярким примером разделения труда являются общественные насекомые: муравьи и пчелы, в сообществах которых специализации труда приводит даже к дифференциации по внешнему виду за счет изменения тела. Как правило, у таких насекомых половозрелые самки, половозрелые самцы и рабочие бесполые самки (рабочие и солдаты) настолько внешне и физически отличаются, что их легче отнести к разным видам. В соответствии с характером выполняемых обязанностей их тело преобразовалось для самого эффективного выполнения узкоспециализированных операций .

В данном случае с муравьями Природа избрала путь наращивания преимуществ за счет модификации тела живых существ.

Конечно, в отношении животных нельзя использовать слово труд, но во множестве статей про разделение труда оно употребляется. В данной статье под словом труд я подразумевают - деятельность животных .

У огромного числа животных самки отличаются от самцов многократным различием в размерах тела и веса, не говоря уже об различиях формы тела и расцветки. Перебирая все возможные варианты для лучшего выживания вида, Природа порой выбирает, по-мнению людей, причудливые пути, однако, которыми путем естественного отбора создаются самые лучшие приспособления существ из всевозможных к условиям их жизни.

В основе естественного разделения труда лежит приспособление живых существ к среде обитания и осуществления самого эффективного способа экспансии и размножения. Даже двудомность у растений можно рассматривать как зачаток половозрастного разделения труда, а подвижные животные в полной мере пользуются возможностями и преимуществами разных форм поведения и специфическими приспособлениями, которые образуются у них за счет изменения размера и форм их тел.

Собственно, я считаю, что определение естественное разделение труда - не представляет трудности, тут кроме муравьев можно привести в пример семью пчел и еще многих насекомых и животных. Среди млекопитающихся половозрастное разделение труда особенно развито среди стадных и общественных животных, а гендерное разделение труда в наивысшей степени присуще приматам, у которых подобно человеческому роду, может существовать табу на выполнение труда, присущего другому полу просто в силу зачатков социальных установок.

Естественное разделение труда

Среди людей естественное разделение труда особо наглядно видно в семье, в спорте и общественной жизни, где индивидуальные особенности и физические данные по-прежнему играют значительную роль в межличностных взаимоотношениях людей. В некоторых сферах деятельности, как например, в спорте человек может улучшить свои физические данные, в других повысить своё соответствие повышением образования или квалификации, но в производстве мы наблюдаем многовековую тенденцию к снижению к требованиям как физических, так и умственных способностей к выполнению отдельных операций .

Поэтому мы говорим, что в отношении людей Природа избрала иной путь - как раз снижения требования к индивидуальным особенностям отдельной особи. Например, сегодня даже инвалид сможет работать на механизме, если он видит зажигание сигнальной лампочки (или может услышать звуковой сигнал) и вовремя среагировать, нажав на соответствующую кнопку. Такое упрощение труда и снижение требований к индивидуальным особенностям являются следствие крайне высокой степени разделения труда в современной промышленности.

Однако, надо понимать, что естественное разделении труда никуда не делось - после каждого акта , порождающего новую специализацию, приходит время старого архаичного естественного разделения труда в процессе подбора конкретного человека для выполнения этой операции. И тут естественные индивидуальные особенности конкретного претендента могут быть как преимуществами, так и недостатками. Другое дело что, снижение этих требований сегодня не превышает способности человека видеть загорание контрольной лампочки или слышать сигнал гудка и реагировать соответственно нажатием на соответствующую кнопку.

Технологическое разделение труда

Понятие естественное разделение труда представляет собой результат наибольшего соответствия естественных данных человека, как естественных преимуществ, и его рода деятельности. Крупный сильный мужчина может работать кузнецом, а женщина с острым зрением и чувством цвета - больше соответствует профессии вышивальщицы, а если поменять их местами, то эффективность труда упадет многократно.

в узком значении так же можно найти в Википедии :

Разделение труда является первым звеном всей системы организации труда. Технологическое разделение труда - это обособление различных видов трудовой деятельности и деление трудового процесса на части, каждую из которых выполняет определенная группа работников, объединенных по общим функциональным, профессиональным или квалификационным признакам.

Термин технологическое разделение труда в более широком значении применительно ко всем отношениям в воспроизводстве и потреблении продуктов в обществе людей использует в свое новой экономической науке экономист .

Социальная структура общества и личность.

1. Общественное разделение труда и кооперирование труда как основа социальной структуры общества

2. Понятие «социальная структура»

Разделение труда – это обособление людей по различным видам деятельности, которое обусловливает и определяет систему отношений между ними

Разделение труда не тождественно простому распределению функций между людьми

Общественное разделение труда - это такое распределение при котором ограничивается развитие человеческих способностей.

А значит происходит закрепление людей за определенными видами деятельности. Это определенный вид деятельности начинает навязываться

Это такое разделение труда, при котором складываются определенные общественные отношения между людьми

Общественное разделение труда предполагает социальные отношения и социальное неравенство

Технологическое разделение труда, т.е. распределение деятельности людей между различными производственными операциями. Оно происходит на основе технологического способа производства. С точки зрения его вещественной стороны. Этот труд производит потребительную стоимость

Вещь -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - личность

технология

Технологическое разделение труда не предполагает ограничения способностей людей и закрепление их в определенных группах. Оно содержит возможность перемены труда и даже ее предполагает, так как рабочего всегда можно переучить

Технологическое разделение труда возникает непосредственно в сфере производства, а общественное разделение труда проявляется как отношения собственности, а значит больше всего в обмене, распределении и потреблении

Естественное и общественное разделение труда

Естественное разделение труда исторически первое. Оно есть и в животном мире. Это разделение по полу, возрасту и физической силе.

Общественное разделение труда переподчинят себе и естественное разделение труда и технологическое (Например, чаще всего асфальтоукладчицы – женщины, хотя это чисто мужская работа, исходя из физической силы.)

Общественное разделение труда связано с рядом факторов:

1. Наличие определенного уровня развития производительных сил, когда существует прибавочный продукт (продукт сверхнеобходимого для поддержания жизни рабочей силы и ее детей)

2. Наличие обмена в закрепленной форме, когда он необходим

Общественное разделение труда (история)

Отделение скотоводства от земледелия

Отделение ремесла от земледелия

(эти два фактора нуждаются в наличие отношений обмена)

В особый род деятельности превращается торговля (на определенным этапе производство теряет возможность существовать без торговли)

Происходит рост количества продукции предназначенной для обмена, но не предназначенной для удовлетворения потребностей производителя. В этот момент обмен становится товарной формой. Продукты производства начинают противостоять друг другу как товары, в следствие чего происходит закрепление деятельности людей. Т.к.

А. Для любого производства необходимы и другие отрасли

Б. Невозможно самому производителю потребить все то, что он производит

3. Расширение и выделение в особую отрасль функцию управления общественными делами.

Управленец с одной стороны, занят общественно полезным, но не производящим трудом, с другой стороны он производит особый вид деятельности – услуги.

В результате появления управленцев происходит еще большее закрепление

4. Появление частной собственности

Частная собственность – это экономический способ развития разделения труда

Маркс Немецкая идеология: частная собственности и разделение труда – одно и тоже, они взаимообуславливают друг друга

В условиях частной собственности закрепление все больше +усиливается социальное неравенство (классовое разделение труда приводит к появлению частной собственности, начинает эксплуатироваться неравенство)

Общественное разделение труда позволяет определить как производится продукт и в каких общественных отношениях

Кооперирование - Это обратная сторона разделения труда. Кооперирование всегда продукт частной собственности и общественного разделения труда, оно существует всегда, когда есть закрепление деятельности. Это соединение и закрепление общественно разделенного труда. Кооперирование это не тоже что и кооперация

Кооперация – это та форма труда, при которой много лиц работают рядом, взаимодействуют друг с другом в одном и том же месте, процессе производства или в разных но связанных между собой. Это взаимная деятельность ради общего блага.

Кооперация основана на сознательно согласованности деятельности людей.

Кооперация выражает специфику человеческой деятельности – его совместный коллективный характер. Кооперация порождает новую производительную силу – массовую или общественную. Кооперация существует всегда, и до общественного разделения труда.

При анализе общественного разделения труда выделяют две несовпадающие друг с другом стороны: естественно-историческую дифференциацию видов человеческой деятельности и их разделение между людьми. В нервом случае разделение труда представляет собой одновременное и параллельное существование качественно различных форм человеческой деятельности.

Дифференциация общественного разделения труда

Дифференциация трудовой деятельности представляет собой естественное состояние общественного производства на всех этапах его развития. Разделение труда в этом значении обусловлено состоянием технического уровня развития, структурой и характером технологии и является постоянным спутником производства.

Дифференциация труда на качественно различные виды предполагает и их распределение в определенных пропорциях между отраслями производства и сферами общественной жизни. Об этом можно судить по распределению занятых по отраслям народного хозяйства. Совокупный общественный труд разделяется на определенные пропорции, которые состоят из различного количества качественно определенных видов человеческой деятельности. Для того чтобы поддерживать функционирование производства и общества в целом, эти пропорции должны быть строго определенными. Если общество перестанет тратить на производство продуктов потребления какую-то часть совокупного общественного труда, оно просто не сможет существовать. Именно поэтому общество вынуждено разделять или, точнее, распределять труд в определенных пропорциях между сферами и отраслями общественного производства.

Важно знать!

Указанная сторона разделения труда, которую можно назвать естественно-исторической дифференциацией труда, выражает два момента: во-первых, совокупность и сосуществование качественно разнородных видов труда, и во-вторых, их распределение в определенных пропорциях между отраслями производства и сферами общественной жизни. Сам труд в указанном отношении рассматривается как целесообразная человеческая деятельность вообще, и его деление состоит только в наличии качественно различных форм, распределяемых в определенных пропорциях между сферами производства. Такого рода разделение является вечным состоянием труда, имеет значение естественного, непреходящего закона, существующего в любом обществе.

Когда речь идет о второй стороне - разделенном между разными людьми труде - имеется в виду не просто его качественная дифференциация и пропорциональное распределение.

Важно знать!

В данном случае труд рассматривается как персонифицированный труд, и его разделение означает, что на определенном историческом этапе за особыми видами человеческой деятельности постоянно закрепляются специальные люди, поэтому разные формы труда становятся сферой профессиональной деятельности отдельных групп работников. В результате подобного разъединения труда физическая и духовная деятельности выпадают на долю различных индивидов. Таким образом, главную социально-экономическую сущность общественного разделения труда составляет его разделение между разными людьми.

Разделение умственного и физического труда между людьми возникает с небольшим разрывом во времени, поскольку в человеческом обществе с момента появления первых раннеклассовых обществ всегда существовала потребность в выработке обобщений непосредственного практического опыта и последующей фиксации полученных выводов в той или иной форме.

Специализация невозможна без кооперации , которая на более высоком уровне выступает как процесс обобществления производства. Высокий уровень последнего характеризуется тесными взаимосвязями между различными видами производства, в результате чего обмен между ними становится более частым и сложным. Интеллектуальный труд обладает свойствами, наиболее благоприятными для развития ассоциированных форм деятельности. Так, появившиеся вследствие специализации такие крупные виды интеллектуального труда, как инженерный, научный, управленческий труд, впоследствии приобретают новые формы сотрудничества внутри профессиональных групп.

Важно запомнить!

Естественно-историческая дифференциация труда позволяет говорить о существовании двух видов разделения труда. Первый вид - естественное разделение труда - существовал на раннем этапе развития в примитивном обществе и предполагал различие в выполняемых функциях в зависимости от пола и возраста. Второй тип - разделение общественного труда - возник в древних обществах и существует но сей день.

Естественное разделение труда, как основа организации всей жизнедеятельности общества, есть принципиальный признак всех бесклассовых обществ, основанных на общественной собственности на средства производства. Как и почему оно складывается в коммуне?

Общественные отношения устанавливаются как следствие производственных отноше-ний, а последние должны, если они не находятся в противоречии, соответствовать уровню и характеру производительных сил, существующих в обществе. Естественное разделение труда, а в коммуне трудовые и общественные отношения – единое целое, устанавливается как необходимое условие воспитания работника развитого автоматизированного производ-ства, как вырастание производителя во всесторонне развитую личность, являющуюся требованием, исходящим из равного отношения к общим средствам производства в результате равного использования их для общих целей обеспечения материальных потребностей при неограниченных возможностях развития всех природных способностей людей в общих интересах. Всестороннее развитие каждого является условием развития всех, условием возможности вести жизнедеятельность в автоматизированном производстве. Это - не желание людей самоцельно развиваться ради самих себя, а необходимое условие организации труда в условиях такого производства. Нет необходимости предварительно воспитывать в людях какое-то особое сознание, сознательное отношение к труду, общественным порядкам, так как это сознание самопроизвольно устанавливается самим образом жизни в коммуне: общественное сознание определяется общественным бытием. Иное невозможно.

Уже сегодня подготовка специалистов в ВУЗах, колледжах, училищах, в отрыве от действующего производства, в котором будет работать обученный специалист, является малоэффективной, схоластической, отнимающей много учебного времени на ненужные ему знания и не образующие его в специфике его будущего труда. Бесценный опыт и знания предприятия специалист постигает уже в процессе непосредственной работы сумбурно, стихийно, интуитивно, частично и бессистемно. Потери накопленного предприятием опыта и знаний невосполнимы.

Коммуна процесс воспитания работников ставит на наиболее эффективный уровень. Комбинирование воспитания коммунаров в условиях действующей коммуны, непосредственно в производстве с параллельной одновременной подачей им знаний своими и приглашёнными извне высококвалифицированными специалистами разных областей знаний, известных деятелей науки, культуры и коллективов с использованием интернет-вебинаров, системных учебных и научно-популярных фильмов, экскурсий и тренингов на лучших отраслевых объектах – создаёт наиболее современную основу воспитания коммунаров в течение всей жизни.


В естественно и последовательно происходящем процессе воспитания люди проходят опре-делённые возрастные уровни становления. Большинство людей в нормальных условиях проходят такие ступени: детские ясли – детский сад – начальная школа – средняя школа – ВУЗ – производ-ство (повышение квалификации) – научная работа. Каждому периоду воспитания – свой возраст, своя возрастная группа. В армии при естественном росте военнослужащего также хорошо видно возрастное деление, связанное с воспитанием, образованием, опытом, знаниями. Такое деление на периоды воспитания и труда, связанное с возрастом людей, и устанавливает естественное разделение труда, т. е. складывающееся естественно, по мере воспитания, с возрастом.

В коммуне используется автоматизированное высокотехнологичное производство, требую-щее больших знаний, опыта и навыков, что связано с тяжёлыми последствиями аварий и потерь от так называемого человеческого фактора. Такое производство невозможно изучить в школьном классе, вне производства. Как бы ни был высок уровень теоретической подготовки, требуется обучение навыкам непосредственно в условиях конкретного предприятия. Такое обучение работ-ника проходит по ступеням: детство (с поэтапным приобщением ко всем видам деятельности коммунаров) – школьный период (овладение простыми рабочими процессами и навыками) – высшее образование (с поэтапным последовательным овладением производственными процесс-сами) – академическое образование (с овладением знаниями и навыками управления всем комплексом коммунного управления) – научная деятельность (творчество по совершенствованию материально-технической базы коммуны – свободный творческий процесс по своим талантам, способностям и интересам. Эти ступени совмещённого воспитательно-образовательно-творческого процесса и создают естественное разделение труда в коммуне по возрасту. Производственная деятельность в автоматизированном коммунном предприятии занимает столь малую часть време-ни, которая по мере совершенствования техники и технологий всё больше сокращается, что остав-шеся от производства время коммунары могут и обязаны использовать для участия во всех других видах труда, максимального развития и реализации своих природных способностей и талантов.

Автоматизация позволяет сократить рабочее время работника в конкретном производст-венном процессе до 4 – 1 часа в сутки, а в дальнейшем и ещё менее. Освободившееся время работник обязан отдавать теоретической подготовке, творчеству, научной работе, другим видам деятельности, которые коммунары вынуждены выполнять сами, без наёмных работников. Равное отношение людей к общему средству производства требует от них равного по времени распределения обязанностей. Главной ценностью становится время.

Человечество всё более приходит к технологиям, где преобладает интеллектуальный труд. В коммуне интеллектуальный труд каждого приравнивается к труду производственному, постепенно шаг за шагом получая всё большее значение, большую отдачу. Высокий уровень воспитания коммунаров, максимальное развитие их способностей и талантов, интеллектуализация труда приводят коммунаров к производственным отношениям нового типа. Материальное производство становится всего лишь необходимой базой всей жизнедеятельности людей, обеспечением их природных материальных потребностей и регламентируется внутренним распорядком как графики равного участия всех в производстве по ступеням в соответствии с возрастными воспитательными уровнями. Интеллектуальное производство не регламентируется обязательным участием в конкретных процессах, но становится обязательным по виду деятельности. Это значит, что все обязаны заниматься какой-то научной работой по собственному выбору , каким-то видом спорта по своим запросам , участвовать в какой-то деятельности в культуре и т. п.

Разделение всей жизнедеятельности коммунаров по полу, составляющее вторую часть естественного разделения труда, описано в предыдущей 5-ой главе ГЕНДЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

На естественном разделении труда основано и равенство всех членов коммуны, которое подразумевает не как механическое равенство ребёнка, старика, взрослого мужчины и женщины, а как равенство пути, проходимого каждым коммунаром за свою жизнь, равенство возможностей для развития и реализации всех своих способностей, но не как равенство труда, равенство способностей, например, физической силы, памяти, склонности к каким-то определённым видам искусства – такие способности у всех от природы разные, а вот возможности для их реализации по способности – у всех равны. Напротив, чем уникальнее способности людей, тем они ценнее для общества. Совокупность всех свойств каждого коммунара считается равной совокупности всех уникальных свойств любого другого члена коммуны. Наблюдающийся в последнее время рост числа людей с несколькими векторами в коммуне, вероятно, ускорится в результате воздействия общественного коллективного бессознательного запроса на разностороннее развитие людей.

Некоторые философы предлагают концепцию перехода от социализма к коммунизму как пошаговое осуществление государством сокращения зарплат трудящихся с одновремен-ным соответствующим увеличением общественных фондов потребления. Они даже называ-ют такие преобразования коммунистической революцией. Их опасения оторваться от после-довательного перерастания социализма в коммунизм можно понять: развитие должно идти от жизни, от уже существующего состояния общества, базируясь на предшествующем. И этот путь, вероятно, будет иметь место в совершенствовании социализма даже в длительном сосуществовании его с коммуной. Этот путь будет сглаживать основное противоречие социализма и удерживать от возможности очередной буржуазной контррево-люции. Однако, совершенно очевидно, что как бы ни перерастало частнособственническое потребление в формы общественных фондов, оно не является принципиальным условием установления коммунистический общественных отношений. Главным отличием коммуны от социалистического общества является естественное разделение не только труда в матери-альном производстве, но и во всей многогранной жизнедеятельности людей. Теоретически можно вообще перестать довольствоваться зарплатой и перейти на полное удовлетворение потребностей людей через ОФП, но при этом оставаться в рамках капиталистического разделения труда, потому что потребление и разделение труда – это разные критерии. А оплата по труду - главный экономический рычаг социализма - оказывается угрозой его существования.

Очевидно, что переход на естественное разделение труда, жизнедеятельности возможен только сознательным целенаправленным построением новой общественной формы – коммуны. Нет такого естественного перерастания социализма в коммунизм. Есть революционное изменение всей общественной системы. Это и есть коммунистическая революция. Классики марксизма однозначно показывали, что без изменения разделения труда никакого коммунистического общества построить невозможно. Как бы ни приближали мы социалистическое предприятие к «справедливому обществу», о котором постоянно твердят коммунистические лидеры, без этой коренной смены разделения труда фундамен-тально общество останется в полубуржуазном состоянии, именно благодаря сохранению капиталистического разделения труда со всеми исходящими от этого последствиями. Естественное разделение труда – асимптота, к которой как бы ни приближался социализм, он стать коммунизмом не может.

Надо понять, что и оставаться далее в социалистическом теле общество тоже не может. Оно неизменно придёт к новой контрреволюции по собственным законам развития социализма. Неоднородность же социалистического общества, неравномерность его развития как регионально, так и по ряду других оснований не только позволяет, но и требует дифференцированно выделять отрасли производства, технологии, готовить для них кадры, сознательно и планомерно строя новые предприятия – коммуны. В этом случае сразу будут учитываться все необходимые условия их функционирования без какой-либо подгонки, приспособления устаревших общественных форм к новым условиям, что избавит государство от новых неожиданностей.