ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Какие бывают виды форм собственности? Что значит «форма собственности не является частной»

По формам собственности предприятия подразделяются на :

· частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);

· государственные, под которыми понимаются как чисто государственные (в том числе муниципальные), где капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.

По мощности производственного потенциала предприятия делятся на три группы малые, средние и крупные. В основу классификации заложены следующие признаки: численность персонала, стоимостной объем выпуска продукции, стоимость средств производства.

Для группировки предприятий по мощности используются различные нормативы. В РФ по численности выделяют малые предприятия: в промышленности до 100 человек, в сельском хозяйстве до 60 человек, в розничной торговле до 30 человек, в прочих предприятиях до 50 человек.

Классификация предприятий по отраслевой принадлежности, подразделяет их на :

§ промышленные,

§ сельскохозяйственные,

§ торговые,

§ транспортные,

§ банковские,

§ страховые и т.д.

По правовому статусу (организационно-правовым формам ) в России различают, прежде всего:

§ хозяйственные товарищества и общества;

§ производственные кооперативы;

§ государственные и муниципальные унитарные предприятия;

§ индивидуальных предпринимателей;

§ некоммерческие предприятия.

По структуре производства предприятия делятся на:

· узкоспециализированные (выпускают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, сталь);

· многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента или различного назначения),

· комбинированные (производства, в которых один вид продукции или сырья превращается в другой вид. Например, сырье -пряжа - ткань),

· диверсифицированные.

По признаку доминирующего фактора предприятия делятся на:

· трудоемкие,

· капиталоемкие,

· материалоемкие,

· наукоемкие.

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют:

· национальные (предприятие, капитал которого принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.)

· иностранные (предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.)

· совместные (смешанные) предприятия. (предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран.)


Это пространственная форма организации производственного процесса, которая включает состав и размеры производственных подразделений предприятия, формы их взаимосвязей между собой, соотношение подразделений по мощности (пропускной способности оборудования), численности работников, а также размещение подразделений на территории предприятия.

Производственная структура предприятия отражает характер разделения труда между отдельными подразделениями, а также их кооперированные связи в едином производственном процессе по созданию продукции. Она оказывает существенное влияние на эффективность и конкурентоспособность предприятия. Состав, размеры производственных подразделений, степень их пропорциональности, рациональность размещения на территории предприятия, устойчивость производственных связей влияют на ритмичность производства и равномерность выпуска продукции, определяют издержки производства и, следовательно, уровень чистого дохода предприятия.

Поэтому эффективная производственная структура предприятия должна отвечать следующим требованиям:

· простота производственной структуры (достаточный и ограниченный состав производственных подразделений);

· отсутствие дублирующих производственных звеньев;

· обеспечение прямоточности производственного процесса на основе рационального размещения подразделений на заводской территории;

· пропорциональность мощности цехов, участков, пропускной способности оборудования;

· стабильные формы специализации и кооперирования цехов и участков;

· адаптивность, гибкость производственной структуры, то есть ее способность к оперативной перестройке всей организации производственных процессов в соответствии с изменяющейся конъюнктурой рынка.

Различают два типа производственных структур:

1. Комплексная производственная структура (многостадийная). При ней на предприятии существуют все стадии производственного процесса: заготовительная, обрабатывающая и выпускающая.

2. Специализированная (1–2-стадийная) производственная структура, при которой отсутствуют одна или две стадии. Производственный процесс по недостающим стадиям обеспечивается в форме кооперированных поставок с других предприятий.

Основой в системе социально-экономических отношений становится форма собственности, оказывающая влияние на идеологию, экономику, политику общества, и так далее.

Самое простое понятие собственности – форма присвоения человеком (или группой лиц) тех или иных материальных благ с возможностью пользоваться и распоряжаться ими, продавать их, дарить, обменивать, прочее.

Чтобы собственность не теряла практический смысл, субъектов требуется минимум двое, чтобы было с кем вступать в отношения на предмет владения.

Какие существуют формы собственности

Существуют разные формы, все зависит от того, кто является владельцем. Основные из установленных форм:

  • государственная, которая разделяется на муниципальную и федеральную;
  • частная, бывает индивидуальная или коллективная;
  • достояние религиозных и общественных организаций, имеющих право использовать свое имущество только для определенных целей, в рамках, предписанных учредительными документами конкретной религиозной или общественной организации.

К федеральной собственности относятся:

  • природные ресурсы;
  • уникальные объекты природы;
  • средства государственной казны;
  • культурные и исторические объекты;
  • отдельные сельскохозяйственные, промышленные предприятия;
  • отдельные объекты образования, научные учреждения.

К муниципальному имуществу относятся сооружения, земельные участки, жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, сооружения , находящиеся на территории муниципального образования и принадлежащие органам местного самоуправления.

Основные виды собственности

В современных рыночно-экономических отношениях, после процедуры разгосударствления имущества и приватизации большинства предприятий , определяющим видом становится частная собственность – вид владения результатами производства, его средствами, при котором на первое место выходят интересы владельца, затем следуют интересы коллектива.

К частной собственности может относиться: индивидуальное право обладания, групповая собственность (акционерное общество, товарищество).

Другие виды принадлежности:

  • коллективная – когда имущество выкупается коллективом работников или передается ему безвозмездно;
  • кооперативная – добровольная ассоциация граждан, использующая совместно принадлежащие им средства, арендующая имущество госпредприятий;
  • гражданская – создаваемая на трудовые доходы граждан, участвующих в общественном производстве,
  • акционерного общества – владение имуществом, приобретенным на доходы от продажи акций;
  • индивидуальная трудовая – когда в одном лице соединяются работник и владелец, отличается от личного хозяйства удовлетворением потребностей общественности путем привлечения рынка.

Существуют смешанные формы, когда внутри той или иной формы присутствуют черты нескольких видов владения.

Что такое право собственности

Под этим понятием подразумевается законное право лица по своему усмотрению, согласно личных интересов, не переступая рамки закона, распоряжаться вещью, воздействовать на нее.

Хозяин имеет право требовать устранения недозволенного действия по отношению к вещи тех лиц, которые не являются ее владельцами. Вещью может быть результат труда, средство производства.

Владелец по отношению к своему имуществу руководствуется тремя правомочиями:

  • он имеет право владеть имуществом;
  • право пользоваться своим владением;
  • право распоряжаться (определять юридическую сторону) владением.

Право обладания вещью или имуществом дает возможность распоряжаться им по своему личному усмотрению, но, вместе с тем, на хозяина законом налагается обязанность:

  • содержать свое имущество (обеспечение надлежащего состояния, своевременный ремонт, уплата налогов);
  • ответственность на случай повреждения, износа, гибели имущества, возмещение нанесенного имуществом ущерба.

Если все три правомочия сосредоточены у субъекта владения, ответственность владельца за нее наступает автоматически.

Что такое собственность

Традиционно под этим подразумевается принадлежность средства производства (вещи) определенному владельцу. Такие отношения – не только экономические, но и правовые отношения, которые могут возникать в вопросах владения, распоряжения, пользования имуществом.

Частная (индивидуальная) собственность

К ней относится имущество физического лица (человека) или юридического лица (фирмы, предприятия). Количественно частное имущество не ограничивается, на законном основании физическое или юридическое лицо может быть владельцем, например, целого металлургического комбината, десятков домов или зданий.

В частное владение нельзя приобретать только то имущество, которое изъято из государственного оборота (исторические или культурные памятники, ядерное вооружение, другое).

Гражданину могут принадлежать:

  • предметы, приобретенные для удовлетворения его личных потребностей – участки земли, жилые дома, квартиры, автомобили, гаражи, различные виды бытовой техники, многое другое;
  • транспорт, здания или помещения , служащие для организации предпринимательства, производства;
  • облигации, акции, ценные бумаги , денежные средства;
  • предметы интеллектуальной собственности (литературные произведения, музыкальные, изображения, прочее).

Источником финансирования личного владения являются индивидуальные доходы, полученные им от участия в общественном или частном производстве.

Интеллектуальная собственность

Под этим определением имеются в виду результаты (продукты) творческой деятельности лица (лиц) в области науки, литературы, производства, искусства, которые носят нематериальный характер.

Всемирная организация интеллектуальной собственности учредила ее виды:

  • товарные знаки, логотипы, знаки обслуживания;
  • полезные модели;
  • выведение пород животных, сортов растений;
  • изобретения в самых разных областях человеческой деятельности;
  • научные открытия;
  • результаты исполнительской деятельности артистов, телепередачи, звуковые записи, радиотрансляции;
  • литературные произведения, научные открытия и труды, произведения искусства.

Интеллектуальное достояние может олицетворяться в материальные объекты, становясь разновидностью товара. Но прибыль своим владельцам может приносить только тогда, если будет обеспечена специальной правовой защитой государства (патентами на изобретение, товарными знаками, фирменными наименованиями, прочее).

Земельная собственность

Существующие в России виды владения землей:

  • Государственное федеральное;
  • Государственное субъектов федерации (край, автономная республика, область);
  • Муниципальное (либо городское);
  • Частное.

Владельцами земельных участков могут являться физические или юридические лица, они вправе пользоваться разными формами владения землей:

  • правом обладания землей , когда ее владельцы имеют законное право продавать, закладывать участок или его часть, обменивать, дарить, передавать по наследству;
  • пожизненным наследованием , когда реализуются права владельца, но продаваться, сдаваться в аренду, закладываться участок не может, его можно только передавать по наследству;
  • бессрочным пользованием , когда реализуются права владельца участка, имеющего его в пожизненном пользовании, но по наследству передаваться не может;
  • арендой , которая реализовывается только у хозяев земли.

На владельцев земельных участков налагается обязанность уплаты земельного налога, который исчисляется юридически фиксированной базовой ставкой.

Госсобственность

Госсобственность – имущество, которое принадлежит Российской Федерации, также ее субъектам. Она неоднородна, так как включает в себя:

  • средства госбюджета, госбанки, алмазный фонд, золотой запас, валютный фонд;
  • исторические, культурные ценности общегосударственного значения, художественные ценности;
  • территорию, естественные земельные и водные ресурсы;
  • автодороги федерального использования, организации по их обслуживанию;
  • оборонные объекты;
  • муниципальную казну.

Имущество госсобственности закрепляется за муниципальными учреждениями, предприятиями на правах владения, использования, распоряжения.

Предпринимательство

Это род деятельности, который можно осуществлять в сферах, близких и понятных владельцу. Сферы предпринимательской деятельности:

  • потребительская;
  • промышленная;
  • сервисная;
  • информационная;
  • научная, другие.

Предпринимательство – свое дело, которое оказывает услуги населению, осуществляет производство востребованных товаров, позволяет развиваться рыночной экономике, являясь ее малыми и средними формами.

Чтобы предпринимательство могло успешно существовать, государство должно признавать частную собственность, поддерживать и поощрять малый, средний бизнес, чтобы средства от этих структур регулярно пополняли казну.

Для предпринимателя важно не только умение наладить производство товаров или оказание услуг, от него требуется понимание того, есть ли на эти товары или услуги спрос, поэтому предпринимательская деятельность всегда связана с определенной долей риска.

Каждый гражданин имеет право владеть, распоряжаться, пользоваться своим личным имуществом.

Конституцией России, Гражданским кодексом признаны любые формы собственности, гарантирована защита прав на нее.

Российским Законодательством предусмотрена защита прав хозяина в случае посягательства на них.

Особенности эволюции форм собственности

Эволюция форм собственности начиналась с общинной собственности, когда субъектами присвоения были род, племя, т.е. определённый коллектив. Коллектив присваивал результаты и орудия труда. Коллективное присвоение было связано с необходимостью выжить, т.к. в одиночку человек был не способен вести хозяйство.

Однако постепенно человек приобретает способность к автономному хозяйствованию. На этом этапе появляется частная собственность, приобретающая господствующее положение (которое сохраняет до сих пор). В рамках частной собственности постоянно усиливаются интеграционные процессы. Она постепенно обобществляется, но пока не является полностью обобществлённой, хотя это уже не та частная собственность, которая была раньше. Этот процесс сейчас всё больше усиливается, т.к. масштабные задачи требуют надёжной базы для стабильности.

В рамках товарного хозяйства главным является противоречие между общественным характером производства и частным способом присвоения. Какой-то вид продукции очень сложно сделать с помощью малого числа задействованных людских и производственных ресурсов. В этих случаях, оставаясь частным собственником и действуя в своих интересах, предприниматель не сможет существовать, т.к. при производстве такого продукта все субъекты должны быть взаимосвязаны, и необходимо соответствовать общему ритму работы, прямо как на конвейере.

Во всех крупных корпорациях сейчас развита такая практика, когда данная корпорация, например, нефтяная, создаёт множество юридических лиц, с помощью которых осуществляет все стадии от добычи нефти до изготовления продуктов из неё. Эти юридические лица занимаются геологоразведкой, нефтепроводами, транспортом, переработкой – производство ГСМ, полимеров для пластмасс и т.д. Создаются собственные банки, страховые компании и т.д. И все эти юридические лица делятся друг с другом собственностью – у одного юридического лица часть акций второго, у второго третьего…., первое у последнего. Каждый является соучредителем каждого и все заинтересованы в общем результате. Происходит процесс обобществления собственности, что делает экономику более стабильной.

В декабре 1991 г. начали определять, к какой форме собственности относить конкретное предприятие.

Государственная собственность:

ГУП – собственность на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (казенные предприятия) и учреждения (реализуют конкретные интересы собственника).

Муниципальная собственность:

МУП - собственность на праве хозяйственного ведения и оперативного управления

Отличие права хозяйственного ведения от оперативного управления заключается в том, что предприятие на праве хозяйственного ведения находиться на самофинансировании и способно к самоокупаемости (извлечению прибыли), а предприятие на праве оперативного управления к этому не способно и не находится на самофинансировании.


Частная собственность:

Коммерческие предприятияцелью является извлечение прибыли и распределение доходов между участниками.

Некоммерческие предприятия – не ставят целью извлечение прибыли, могут заниматься предпринимательской деятельностью для реализации уставных целей и задач. Данные организации, за исключение потребительских кооперативов, не могут распределять прибыль между участниками.

Коммерческие предприятия:

1. Товарищества – полное и коммандитное (на вере);

2. Хозяйственные общества – ООО, Общество с дополнительной ответственностью, АО (ЗАО, ОАО);

3. Производственные кооперативы ;

4. Дочерние и зависимые общества – не являются самостоятельными организационными формами, а указывают на соподчинение. Дочерние могут создаваться хозяйственными обществами и товариществами, если они имеют 50% + 1 акция, поэтому могут влиять на управление. Зависимые – это общества, головная компания в которых имеет в уставном капитале от 20 до 50 %.

Некоммерческие предприятия:

1. Потребительский кооператив;

2. Общественная или религиозная организация (объединение);

3. Объединение юридических лиц (ассоциация или союз);

4. Фонд;

5. Учреждение;

6. Некоммерческое товарищество (товарищество собственников жилья и др.);

7. Некоммерческое партнёрство;

8. Автономная некоммерческая организация;

9. Государственная корпорация;

10. Товарная биржа;

11. Торгово-промышленная палата;

12. Объединение работодателей.

Выбор формы зависит от разных факторов, очень большое влияние экономической ситуации на выбор организационно-правовой формы предприятия.

4. Развитие отношений собственности в российском обществе: прошлое, настоящее и будущее

В России в конце XIX начале XX в. развитие отношений собственности дублировало те же процессы, которые происходили в других странах, развивающим свою рыночную экономику, товарное хозяйство.

Наблюдалось многообразие форм собственности – индивидуально-потребительская, индивидуально-эксплуататорская, индивидуально-трудовая, государственная, различные коллективные формы собственности (возникали первые акционерные общества).

Однако была и специфика, она заключается в том, что мы значительно отставали в отношении собственности от высокоразвитых в рыночном отношении стран.

В частности в России традиционно большой удельный вес и сильное влияние имела феодальная собственность, представленная собственностью крупных помещиков, ландифундистов и вплоть до 1861 г. эта форма собственности существовала де-юре и де-факто. После реформы и ликвидации крепостного права пережитки феодальной собственности сохранились вплоть до буржуазной революции в феврале 1917 г.

Кроме того, государственная собственность всегда играла большую роль, и огосударствление экономики было велико.

Наряду с государственной существовала собственность царской семьи, крупных государственных сановников, церковная собственность.

Большое значение также имела общинная собственность, которая, по сути, вышла из недр феодализма и сдерживала развитие капитализма, капиталистических и рыночных отношений. Реформа Столыпина 9 ноября 1906 г. предполагала разрушение общины, но она не была полностью разрушена и сохранила своё влияние вплоть до 1917 г., из неё выделилось 2,5 млн. крестьянских хозяйств – хутора, отруба, т.е. фактически фермерство, а фермерство это индивидуально-трудовая частная собственность, которая тесно связана с предпринимательской деятельностью, рыночными отношениями и способствует их развитию. Община не была разрушена потому, что в ней крестьянам было жить намного легче, выкупные платежи легче выплачивать и т.д.

Ещё одной особенностью нашей страны было слабое развитие по сравнению с другими странами индивидуальной собственности на предметы потребления, т.е. личной собственности граждан. Уровень народного потребления был значительно ниже, чем в других странах. И данное обстоятельство в сочетании с неразвитостью частной собственности вообще и, прежде всего, таких крупных ассоциированных форм собственности капитала как АО по сравнению с другими странами, предопределило возможность сравнительно быстрого перехода от одной формации к другой.

Возможность событий октября 1917 г. прежде всего, детерминировалось этой отсталостью, неразвитостью отношений собственности, в первую очередь, частной собственности в России.

В самом деле, гражданам нечего было терять, т.к. они имели в наличии малое количество потребительных благ, предпринимательство в массовом порядке отсутствовало, сильны были общинные тенденции, феодальные пережитки. Во многом из-за этого была возможность совершить революцию. Если обществу нечего терять, то его легче всего подвигнуть к революционным действиям и направить их энергию на свои красивые цели.

В связи с этим большевики строили своё новое общество и поначалу организовывали революцию 1917 г. имея благоприятный фон именно в плане развития отношений собственности, а поскольку частная собственность была плохо развита, это и открывало прямую дорогу для «квазикоммунистических» преобразований.

Ведь частная собственность - это якорь, который привязывает, закрепляет человека за сегодняшним днём и заставляет его более ответственно относиться к своему будущему, своему имуществу (мы сейчас не говорим о недостатках частной собственности, их много, но в этом частной собственности не откажешь). По крайне мере, субъект, имеющий собственность меньше поддаётся всяким авантюрам, красивым фразам, красивым лозунгам. Отсутствие частной собственности позволяет более эффективно манипулировать человеком, управлять им, что собственно и произошло у нас в России, когда совершилась Октябрьская революция и все последующие действия власти строились на базе сравнительно незначительного развития всех форм собственности кроме партийно-государственной. 1917 год был где-то предопределён и все последующие события Россия обречена была пережить, прежде всего с точки зрения развития собственности в российском обществе.

Сразу же после Октябрьской революции был принят, в числе множества других, и Декрет о земле.

В соответствии с этим Декретом была радикальным образом преобразована собственность на землю, если перед этим господствовала частная собственность, то теперь земля была национализирована, а крестьяне получали землю в бесплатное бессрочное пользование (не в собственность).

То, что у крестьян забрали собственность на землю вообще и отдали государству, в то время не воспринималось болезненно, многие просто не отдавали отчёт тому, что происходит. Какая разница, измученные солдаты пришли с войны, тяга к земле, чтобы что-то на ней произвести, собственность или пользование, тем более бессрочное, бесплатное, такие нюансы в условиях экономически безграмотной России не имели особого значения. Кроме того, крестьян освободил их от всех видов задолженности.

Однако это имело огромное значение для воцаряющейся власти, которая фактически, этим Декретом узурпировало право собственности на важнейший фактор экономической деятельности в условиях аграрной страны - право собственности на землю (мы сейчас также не оцениваем саму категорию государственной собственности на землю, здесь тоже есть свои плюсы и минусы, но установление тогда государственной собственности на землю имело далеко идущие последствия, далее мы увидим, в чём это выражалось).

Национализировали землю (а Россия, как известно, была аграрной страной, поэтому мы и начали с аграрного сектора), но при этом в сельском хозяйстве сохранялась частная собственность на средства производства кроме земли, на произведённую продукцию крестьянскими хозяйствами. Стали появляться первые коллективные хозяйства – различные сельскохозяйственные артели (колхозов тогда ещё не было), товарищества по совместной обработке земли (так называемые ТОЗы), т.е. только первые примитивные формы.

Хотя в первые послереволюционные годы доминировала частная собственность в сельском хозяйстве, она была представлена крестьянами-середниками, олицетворявшими индивидуально-трудовую собственность на землю (сами работали – сами собственники) и кулаками, которые активно использовали наряду с собственным трудом, одновременно использовали и наёмный труд беднейших крестьян.

В промышленности (в не аграрном секторе) практически сразу после революции национализировали банковскую (финансовую) сферу, потом ввели государственную монополию внешней торговли.

Самое главное в этот период – массовая национализация промышленности, которая стартовала практически одновременно с началом гражданской войны в середине 1918 г.

До этого предполагали национализировать промышленность очень медленно, постепенно и в качестве предварительной меры предполагалось ввести так называемый рабочий контроль, когда во главе предприятия остаётся старый собственник, старый менеджер, но одновременно создаются новые органы рабоче-крестьянской власти, эти органы рабочего контроля, которые контролируют собственника. В основном контролируют степень эксплуатации наёмных работников, но потом как-то выяснилось, что органы рабочего контроля слишком рьяно, с фанатизмом взялись за дело и практически сразу «задавили» старых собственников и старых топ-менеджеров. Те ответили бойкотом советской власти – отказывались работать, отказывались управлять предприятиями, и это вынудило советскую власть уже в середине 1918 г. решительным образом активизировать процесс национализации, переходу не только отдельных предприятий, но к практически поголовному переходу всех предприятий в государственную собственность.

Сразу выяснилось, что переход собственности на предприятия в руки государства не означал более эффективного функционирования этих предприятий, оказалось, что этими предприятиями некому управлять – старые менеджеры перестали работать вместе с собственниками, а новые ещё не сформировались.

У рабочего класса не было навыков управления предприятиями. Даже Ленин в то время, в середине 1918 г., написал работы «Очередные задачи советской власти», в которой он сравнил политику национализации в тот период с красногвардейской атакой на капитал. Это кавалерийский авангард, который оторвался от основных частей и тылового обеспечения - вроде захватил территорию противника, но что с ней делать не знает. Так и с национализацией – Россию завоевали, но надо ещё научиться Россией управлять. Т.е., захватили предприятия, а как ими управлять никто не знал.

Такая система просуществовала вплоть до 1921 г.

В годы гражданской войны шла активная национализация и централизация. В сельском хозяйстве, как уже было сказано ранее, сохранялась частная собственность, кроме частной собственности на землю. Однако была введена так называемая продразвёрстка, которая экономически девальвировала частную собственность. Продразвёрстка предполагала изъятие у крестьян сначала лишь прибавочного продукта, а потом забирали практически весь продукт необходимый для деятельности самого крестьянина, забирали практически всё через продразвёрстку. Вроде крестьянин частный собственник и вроде всё можно, кроме проведения операций с землёй. Но, тем не менее, экономически частный собственник не мог реализоваться, т.к. ввели продразвёрстку.

В результате в экономике сложилась очень тяжёлая ситуация – национализированные предприятия перестали работать, т.к. ими не могли нормально управлять, кроме того, многие из них были разрушены в ходе гражданской войны. В сельском хозяйстве крестьяне перестали производить продукцию вообще – сокращались посевные площади, забивали скота и т.д. Какой смысл производить, если всё равно всё заберут продотряды?

Поэтому X съезд РКП (б) в марте 1921 г. берёт курс на новую экономическую политику (НЭП). НЭП - это «оживление частной собственности» в промышленности и ещё в большей степени в сельском хозяйстве.

В сельском хозяйстве вообще убрали продразвёрстку и ввели продналог. Сначала ввели продуктовый, а затем и денежный налог. Размер налога был известен крестьянину до начала года и всё, что он произвёл сверх налога, оставалось за ним, переходило в его собственность. Такая, казалось, простая мера – введение продналога, резко активизировало сельское хозяйство. За три года в три раза увеличился объём валовой сельскохозяйственной продукции. В первый год произвели зерно, во второй, создав кормовую базу – резко увеличили производство животноводческой продукции. На третий год на рынке в достаточном количестве появились продукты переработки сельскохозяйственного сырья (колбасы, сыры, молоко и т.д.). Экономика резко «рванула» вверх.

В промышленности также наблюдалось некоторое оживление частной собственности. Создавались концессии с участием иностранного капитала (в основном в добывающей сфере). Началось развитие бизнеса, правда, не во всех сферах, а только в лёгкой, пищевой промышленности, сфере обслуживания. Появлялись частные предприятия, а с ними и «нэпманы». Была введена система хозяйственного расчёта – многие государственные предприятия были укрупнены, преобразованы в тресты и переведены на хозрасчёт и самофинансирования. Экономика, как говориться, «задышала» и стала развиваться частная собственность.

Это процесс продолжался где-то до 1926 г., когда довольно интенсивно в течение пяти лет после 1926 г. НЭП была свёрнута практически полностью, а вместе с ней практически ликвидирована частная собственность во всех её проявлениях. С 1926 г. этот процесс начался, т.к. в декабре 1925 г. состоялся XIV съезд ВКП (б), который взял курс на индустриализацию, на создание мощной индустрии, на превращение России из страны ввозящую машины в страну, машины производящие. Нужно было в кратчайшие сроки создавать индустрию, оборонную промышленность. Вокруг России было так называемое «враждебное капиталистическое окружение» и чтобы как-то выжить в этом мире необходима мощная промышленность.

Сама по себе индустриализация, которая шла впереди коллективизации в аграрной стране была, в первую очередь, политическим шагом и для его проведения нужно перестроить экономику. Где взять средства на индустриализацию? - Внешних источников практически не было, внутренние – да, можно было взять взаймы у собственного населения и с 1926 г. стали распространятся займы на восстановление и развитие народного хозяйства. Каждый гражданин должен был ежегодно подписаться на облигации внутреннего займа восстановления и развития на сумму одной заработной платы, это было обязательно. Но это всё «копейки».

Основным источником средств стало, конечно, сельское хозяйство, надо было оттуда забрать. Тем более, что 1921 – 1925 гг. это рост аграрного производства, сельское хозяйство поднималось, появилась ресурсная база.

С сельским хозяйством можно разговаривать на двух языках:

1-ый вариант – демократический, Бухарин выступал с этой позицией (концепция «врастания кулака в социализм»). Демократический – когда с помощью налогов, регулирования рыночных цен, с помощью каких-то субсидий со стороны государства оказывается поддержка государством сельского хозяйства, а потом деньги в виде налога идут в бюджет. (Кстати, по этому пути пошли в Китае. Когда они проводили приватизацию поднимали с помощью государства государственный сектор а потом, по мере того как он развивался его приватизировали.) Т.е. можно было постепенно вытаскивать деньги с помощью бюджетного планирования, налогообложения, но это политически не соответствовало той доктрине, которая была взята на вооружение, да и экономически это занимало довольно длительный период времени, а деньги были нужны сейчас, немедленно и как можно быстрее.

Так вот быстрее можно было сделать только силовыми методами (2-ой вариант). Тем более, что крестьяне повели себя «не по социалистически». В 1926 г. стали повышать цены на промышленную продукцию, чтобы её стимулировать – высокая цена это дополнительный стимул, дополнительный источник финансирования для промышленности. В то же время в сельском хозяйстве закупочные цены оставляли на низком уровне, даже несколько их понижая по мере увеличения производства. Следовательно, образовались так называемые «ножницы цен» (что является неотъемлемым спутником российского сельского хозяйства и сейчас один из факторов, который «душит» наше сельское хозяйство), когда постоянно повышаются цены на технику, горюче-смазочные материалы, удобрения, а цены на готовую продукцию не растут и даже снижаются. Это отрицательно сказывается уже в течение 80 лет.

Так вот, крестьянам невыгодно стало продавать свою продукцию по закупочным ценам государства, а рынка зерна уже не было, государство закупало по фиксированным ценам. И крестьяне стали поначалу «придерживать» сельскохозяйственную продукцию, а потом перестали производить вообще.

Тут XV съезд ВКП (б) в 1927 г. берёт курс на коллективизацию. Она задумывалась не столько как мера для подъёма сельского хозяйства, сколько как решение ресурсной проблемы для подъёма промышленности. Потому что коллективизация предполагала устранение частной собственности на средства производства, ресурсы и производимую продукцию. Всё это объявлялось кооперативно-колхозной собственностью. И здесь уже государство, создавая кооперативно-колхозные хозяйства и ставя там своих людей в лице председателя, имели возможность забирать всё уже не с отдельных крестьянских хозяйств как в годы продразвёрстки, а забирать всё необходимое государству у коллективных хозяйств соответствующей продукции. Эта продукция продавалась затем на Запад за валюту и на эти деньги приобретались станки, машины, оборудование и проводилась индустриализация.

Однако сельское хозяйство было «выбито из колеи», т.к. именно здесь как нигде частная собственность проявляет свои позитивные стороны при условии надлежащего законодательного регулирования отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением землёй и её продукцией.

Когда «расправились» с частным собственником в сельском хозяйстве, ликвидировали мелкого собственника в городе и промышленности фактически была уничтожена частная собственность за исключением личной собственности граждан. И XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. (его называют «съездом расстрелянных», т.к. 75% делегатов закончили свою жизнь не естественным путём) провозгласил полную победу социализма в СССР на основании того, что ликвидирована частная собственность, эксплуататорские элементы и, следовательно, реставрация капитализма изнутри. Раз нет частной собственности, то никакой капитализм невозможен. Эта ситуация была закреплена в Сталинской Конституции 1936 г., где была документально закреплена полная победа социализма в СССР. Но затем, в конце 50-х объявили о полной и окончательной победе социализма, окончательная - когда нельзя реставрировать капитализм не только изнутри, но и снаружи, т.к. был создан социалистический лагерь. Хотя никто не отменял вектор развития общества, которое в будущем, скорее всего и будет социалистическим. Многие страны его строят, хотя и не заявляют об этом, но это будет не то, что было у нас в СССР, на Кубе и Северной Корее, где от социализма было одно название. Сейчас пока вообще нет социалистических государств. Но социализм нужно строить снизу, постепенно, каждый субъект должен осознавать свою выгоду и т.д.

По Конституции 1936 г. были следующие формы собственности:

- общественная (государственная и кооперативно-колхозная);

- личная собственность граждан;

- мелкая частная собственность единоличников и кустарей.

Если личная собственность граждан не могла использоваться для извлечения доходов, носила чисто потребительский характер, то частная – предполагала возможность извлечения дохода, являющегося средством существования собственника. Закон выдвигал два необходимых требования к частной собственности: она должна быть мелкой и, главное, исключающей применение наёмного труда – эксплуатацию человека человеком.

Хотя кооперативно-колхозной собственности не было вообще, он была только де-юре. Т.к. колхозы не имели возможности владеть и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Все параметры владения и распоряжения спускались сверху от партийно-государственных органов. Тогда вообще с верху приказывали практически всё – что производить, где производить и когда производить и сеять. Даже нормативы обслуживания сенокосилки спускались сверху. Всё планировалось – цены, фонды и т.д. Никакой свободы у коллективного хозяйства не было.

Личная собственность была, но всемерно проводился курс на недопотребление, ограничение на рост объектов личной собственности. Ресурсы инвестировались на предметы потребления по остаточному принципу, т.е. что от тяжёлой промышленности (группы «Б») остаётся, то и направлялось на предметы потребления граждан. Т.к. чем ниже уровень потребления гражданина, чем менее развиты его потребности, тем больше этот гражданин зависит от центра, тем проще управлять этим субъектом.

Человек с большими потребностями, у которого имеется имущество в собственности – это человек более самостоятельный и более независимый, он в состоянии автономизировать свою деятельность в обществе. У нас же никакая автономия не приветствовалась и всё, что шло с низу всемерно подавлялась, всё шло сверху. Всё это вело к ограничению личной собственности, хотя во всех документах съездов партии на первых страницах говорилось, что главной целью пятилетки является неуклонный рост благосостояния граждан. Оно повышалось, но очень медленно и не находилась на должной высоте.

Такая ситуация, при которой в экономике фактически господствовала партийно-государственная собственность, а личная собственность занимала второстепенное место, существовала вплоть до середины 80-х годов.

В 1977 г., правда, произошли некоторые изменения. В Конституции СССР 1977 г. (и Конституции РСФСР 1978 г.) была введена собственность профсоюзов и иных общественных организация и поставлена на третье место. Но даже в то время эта форма собственности была такой же фикцией, как и колхозно-кооперативная, т.к. профсоюзы и организации сами ничего не решали.

Так вот, с приходом к власти Горбачёва всё начало изменяться. Хотя в первый год он не хотел трогать социалистическую собственность и устранять её монополию. Ни какой серьёзной реформы он тоже не собирался проводить. Речь шла не об отмене социалистической собственности, а о наиболее полном использовании её преимуществ, так ставился вопрос в первый год (1985-1986).

Однако потом выяснилось, что экономика можно сказать «беременна» частной собственностью и требуется её легализация. С 1986 г. начинается и затем большими темпами идёт процесс разгосударствления экономики и собственности. Хотя до приватизации было ещё далеко.

В 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуально-трудовой деятельности» , на который мало кто обратил поначалу внимание. В нём разрешали только индивидам без образования юридического лица, после соответствующей регистрации и получения патента заниматься индивидуально-трудовой деятельностью, не совмещая её с участием в общественном производстве. Раньше тоже было личное подсобное хозяйство (колхозников, работников и т.д.), но на нём можно было работать после того, как отдан «долг» государству, т.е. заниматься своим хозяйством после основной работы, что останется, можно было вести на колхозный рынок.

Индивидуально-трудовая деятельность по Закону была введена не повсеместно, а только в ряде отраслей. Появились тогда первые частные кондитеры, обувные мастерские, службы металлоремонта, практикующие зубные врачи.

Через два месяца появился ещё один закон – Закон СССР «О борьбе с нетрудовыми доходами» , поскольку скоро выяснилось, что доходы частных предпринимателей за эти два месяца настолько возросли, что оказались гораздо выше доходов в государственном секторе. И для того, чтобы как-то остановиться процесс дифференциации принимается этот закон. Увеличиваются ставки налогообложения, фиксируют цены на продукцию для невозможности их повышения.

В 1987 г. решением Совета Министров СССР появляются первые совместные предприятия. Фактически это уже частные предприятия, не государственные, они уже сами отвечают своим имуществом и распоряжаются им. Но государство довольно эффективно контролировало совместные предприятия. Хотя бы потому, что оставляет за собой право формировать уставный капитал в размере не менее 70 % от его объёма. С 1987 г. по 1991 г. доля российского участника в совместном предприятии должна была составлять не менее 70 %. А российским участником могли быть только государственные предприятия, и через преобладание доли российского участника в совместных предприятиях государство фактически контролировало деятельность совместных предприятий.

В мае 1988 г. появляется революционный Закон СССР «О кооперации в СССР» (вступил в силу с 1 июля 1988 г.) Он позволяет развиваться в экономике коллективно-трудовым формам частной собственности, т.к. первоначально была запрещена эксплуатация человека человеком в рамках кооператива.

Однако кооперативы довольно быстро обошли эту норму и практически через несколько месяцев основная их масса превратилась в капиталистические предприятия, коллективно-капиталистические или коллективно-эксплуататорские можно сказать. Но всё-таки в то время кооператоры должны были личным трудом участвовать в деятельности кооператива, что было существенным ограничением, хотя и его можно было обойти. Однако ограничения всё же оставались жёстким, но путь для развития частного, коллективного капитала был открыт.

Меняется, по сравнению с предыдущим законодательством иерархия форм собственности - Закон СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-I «О собственности в СССР» (вступил в силу 1 июля 1990 г.) предусматривал следующие формы собственности:

Советских граждан;

Коллективная собственность;

Государственная собственность;

Собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, совместных предприятий

В 1989 – 1990 г. начинается неупорядоченный процесс формирования различных частнособственнических хозяйственных структур. Появляются всевозможные товарищества, общества. Не конкретизируются формы, в которых можно создавать эти предприятия, поэтому процесс и не упорядоченный. Такой беспорядок продолжался до декабря 1990 г., когда вышел Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (вступил в силу с 1 января 1991 г.), после на его основе были разработаны некоторые положения ГК).

90-е годы – революционный период в развитии всей экономики в целом и отношений собственности в частности. Начинается массовая приватизация экономики.

Если до 1992 г. она носила точечный характер и не была процессом массовым, то с января 1992 г. начинается массовый процесс приватизации. У истоков её стояли Гайдар, Чубайс, Ельцин, естественно, который подписал много документов. Важнейшим из них были Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 1991 г., аналогичный по содержанию вышел Указ Президента РФ от 1 июля 1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (вступил в силу с 6 июля 1992 г). Указ предусматривал превращение приватизированных предприятий в акционерные общества открытого типа (с 1994 г. общества создавались уже не в форме АООТ и АОЗТ, а АО и ЗАО).

Также была принята первая государственная программа приватизации, с тех пор она принимается ежегодно. Уже к 1997 г. 75 % всего экономического потенциала страны было приватизировано, сформировался частный сектор.

Однако сразу же обнаружились противоречия в приватизации (об этом позже). Тогда приватизация осуществлялась двумя основными путями и многими техническими способами:

Приватизация «сверху», которая предполагала превращение государственных предприятий в акционерные общества.

Приватизация «снизу», когда возникало новое предприятие с нуля.

Затем эти два пути объединились, когда на базе приватизированных государственных предприятий формировались новые частно-хозяйственные структуры. И обратный процесс, когда созданные на пустом месте частные предприятия вливались в приватизированные государственные, чаще через присоединение, реже через слияние.

5. Способы приватизации (их было очень много, и некоторые используются до сих пор):

1–ый и основной – акционирование государственных предприятий, превращение их в акционерные общества.

Стоимость предприятия оценивалась, определялась балансовая стоимость, которая вычислялась как сумма чистых активов предприятия на момент продажи.

Сумма чистых активов – это всё имущество предприятия и неимущественные права, которые имеют денежное выражение за вычетом долгов.

2-ой способ – продажа предприятия на аукционе - кто больше заплатит, того и предприятие.

3-ий способ – приватизация через конкурс, когда побеждает не только тот, кто предлагает большую цену, но и который способен выполнить ряд условий в отношении приватизированного имущества. Это, как правило, инвестиционные условия, связанные с дальнейшим развитием предприятия.

4-ый способ – приватизация через внесение государственной собственности в уставной капитал частного предприятия при условии, что доля государственной собственности будет не менее 25 %.

5-ый способ – приватизация через систему залоговых аукционов. Это довольно популярный способ и многие металлургические предприятия, в частности, «Норильский никель» были приватизированы через эту систему. Она предполагает, что государство берёт у какого-то банка (в случае с «Норильским никелем» у «Анексим банка») кредит под залог своей доли в данном предприятии. При этом все знали, что предмет залога никогда не вернётся к собственнику, а когда заканчивался срок договора и государство не отдаёт кредит, собственность на залог переходит к залогодержателю.

6-ой способ – приватизация через аренду с правом выкупа (с помощью него приватизировали малые предприятия с числом работников до 200 человек, а в торговли до 50 человек). Когда сначала, например, трудовой коллектив магазина образовывал какое-то товарищество или общество с ограниченной ответственностью, потом арендовал у государства имущественный комплекс магазина и постепенно, возмещая его стоимость через арендные платежи становился собственником этого имущественного комплекса.

7-ой способ – публичное предложение без объявления цены.

Существовали и другие способы.

6. Проблемы и противоречия приватизации (их очень много, проанализируем основные):

1-ое противоречие – приватизация стала осуществляться в тех условиях, когда предприятия к ней не были готовы. Они были потенциально, а затем стали реально убыточными. Хроническая убыточность огромного количества российских предприятий значительно осложнило процесс приватизации.

Почему было так много убыточных предприятий и только недавно (в ходе приватизации) выяснилось, что это помеха для развития экономики?

Так было, поскольку раньше в условиях государственной монополии убыточным предприятиям было гарантировано существование вне зависимости от результатов его хозяйственной деятельности. Государство оплачивало любому предприятию его продукт вне зависимости от его качества и т.д. Гарантировался сбыт продукции. Потом их приватизировали, и выяснилось, что уже без государственных дотаций эти предприятия развиваться не в состоянии. Они были брошены на произвол судьбы и должны были сами себя обеспечивать. Выяснилось, что предприятия имея юридически статус частных собственников экономически его реализовать не могут, т.к. они убыточны и не способны самофинансироваться.

Хотя убыточные предприятия бывают разными, есть объективно убыточные предприятия , которые изначально обречены на то, чтобы производить низкокачественную продукцию с высокими затратами, они никогда не станут прибыльными. И это огромная нагрузка на бюджет – поддерживать такие предприятия. Проще новое создать, а убыточное ликвидировать. Однако это не всегда возможно, т.к. многие предприятия, особенно в годы первых пятилеток, строились как градообразующие, и вся жизнь города была связана с ним.

Сейчас во многих провинциальных городах эта проблема стоит очень остро, и закрыть такие предприятия невозможно. Инвестор туда не идёт, а если закрыть, то необходимо платить пособие по безработице, возникают социальные проблемы и т.д. Поэтому государство предпочитает финансировать эти предприятия.

Существуют и субъективно убыточные предприятия, у них есть возможность самофинансироваться, но в силу неэффективного менеджмента они остаются убыточными и не могут реализоваться как частные собственники.

Ещё одна очень распространённая группа убыточных предприятий – фиктивно убыточные, которые имеют необходимый потенциал для эффективного развития, способны производить конкурентоспособную продукцию, но при этом остаются убыточными. Их убыточность связана с запутанными схемами управления имущественными потоками предприятий, особенно крупных.

Допустим, существует предприятие, производящее более-менее конкурентоспособную продукцию, например, ВАЗ – головная компания (см. схему). По идее она должна получать прибыль, но чем эффективнее компания функционирует, тем больше она окружает себя различными посредниками десятками, сотнями или тысячами, чтобы замкнуть на себе весь хозяйственный оборот головной компании. Чтобы забрать все её активы и доходы, а ей оставить одни долги.

При этом головная компания должна работать, а посредники это, как правило, ООО, в которых один два участника, у них нет особого имущества – ничего не делают. Например, существует какой-то поставщик, и вместо того, чтобы поставлять продукцию сразу на головную компанию, он продаёт её посреднику по рыночной цене, а головной компании уже посредник продаёт по завышенной цене.

Потребителю готовая продукция также продаётся через посредника – головная компания продаёт посреднику по заниженной цене, а уже он потребителю по завышенной. Получается, головная компания теряет дважды – на входе и на выходе.

За посредниками стоят представители правоохранительных органов, налоговой инспекции. Посредники нужны для того, чтобы, например, тот же генеральный директор головной компании мог получать нормальный доход. Головная компания это же АО, нужно отчёты публиковать, а посредники это другое дело, там всё можно делать закрыто.

В итоге выясняется, что у этой головной фирмы нет имущества для покрытия своих обязательств и т.д. И это выгодно для головной компании, т.к. если нет денег, то можно не платить зарплату рабочим или задержать её (своего рода беспроцентный кредит), можно не платить или задержать выплату налогов (налоговый кредит), можно задержать выплату процентов банку по кредиту или самого кредита. В итоге головная компания может использовать скрытые источники финансирования.

Такая ситуация не может продолжаться до бесконечности, а может, финансовый кризис какой начнётся. Тогда кто-то из головной компании едет в Москву и умоляет дать денег на поддержку предприятия. Деньги дают, например, компания получает беспроцентный кредит в Центробанке.

Деньги должны, по идее, поступить в банк, обслуживающий эту компанию (Б1) и он должен сразу направить их в компанию. Однако вместо этого он предоставляет уже на рыночных условиях на короткое время кредит какому-то внешнему банку (Б2). Дали под 0 % (Б1), а он (Б2) предоставил под, например, 20 %. Получается неплохая прибавка к пенсии. Тем более, если эта схема работает в экспортно-импортном варианте и есть подставные компании в оффшорных зонах это вообще супер. Создаются подставные фирмы, которые принимают на себя налоговую нагрузку, а затем самоликвидируются.

*п – Банк-посредник

Любое убыточное предприятие – это идеальный механизм для раскручивания инфляции (на входе в него вкладывают 1 руб., а на выходе оно даёт продукции на 50 коп.). Из-за этих предприятий происходит обесценивание национальной валюты, дефицит бюджета. Убыточные предприятия же не платят налогов, ничего не давая государству, а только получая от него.

Что же делать с убыточными предприятиями? Частные инвесторы ими заниматься не будут. В условиях экономической нестабильности никто не будет реализовывать такой долгосрочный проект, который потребует большого количества времени и средств, как превращение убыточного предприятия в прибыльное. Необходимо активнее подключать к решению этой проблемы государство, но оно в настоящий момент не располагает достаточными средствами для инвестиций, и так огромные деньги уходят на элементарную поддержку убыточных предприятий.

Что же делать, ведь часто эти предприятия градообразующие и их невозможно просто так закрыть? Единственный выход – привлечение инвестиций на льготных условиях. Необходимы частные инвестиции, и заниматься такими предприятиями должны частные инвесторы, т.к. государство, как показала практика, проявляет себя в качестве плохого менеджера и управляющего. Для этого нужно выдавать льготные кредиты, давать налоговые льготы таким инвесторам, вводить долевое финансирования убыточных предприятий и т.д.

2-ое противоречие (оно одно из главных)подавляющее количество предприятий было продано по заниженной цене. Первоначально предполагалось продать предприятия в частную собственность, сформировав широкий слой «народных собственников» и доходы от продажи должны были поступать в бюджет. Т.е. приватизация рассматривалась в качестве источника дохода и средства борьбы с инфляцией.

Однако надежды государства не оправдались, т.к. в процессе продажи цена предприятий была значительно занижена. Так, например, «Нефтегаз» был продан за 10 млн. долларов, хотя его реальная стоимость была 600 млн. долларов. В среднем новые собственники заплатили лишь 5-10% от реальной стоимости предприятий.

Вообще цену предприятия составляет сумма его чистых активов, которая определяется путём инвентаризации его имущества за вычетом долгов предприятия. В преддверии приватизации делали всё возможное для того, чтобы вывести как можно большее количество активов из предприятия, чтобы оценка была как можно меньше. Для этого заключались всякого рода фиктивные сделки, создавались подставные фирмы и т.д., чтобы вывести имущество из предприятия (часто оно оставалось на месте, но по бумагам уже находилось в собственности другой фирмы) и предприятие продавалось по заниженной цене. Таким образом, государство недополучало средства.

Из-за занижения стоимости происходило и резкое занижение номинала акций (при приватизации предприятия преобразовывались в АО), т.к. он рассчитывался из стоимости чистых активов предприятия. Поэтому лица, имевшие возможность приобрести акции из первых рук, покупали их по заниженной цене. Затем, когда всё вставало на свои места, они могли продать эти акции уже по реальной, гораздо большей цене. Или оставить их у себя, чтобы контролировать АО и выпускать дополнительные акции, чтобы продавать их также уже по реальной большой цене. Или играть на цене акций, применяя различные правовые и не правовые технологии – искусственно ухудшать дела компании, чтобы цена акций снизилась, и их можно было купить за минимальную цену и искусственно улучшать дела компании, чтобы цена акций повысилась, и их можно было бы выгодно продать.

В итоге государство получило только 30% тех средств от приватизации, на которые рассчитывало. Сейчас предлагается ввести «компенсационный налог» на тех, кто тогда не доплатил полную рыночную стоимость предприятий, но это

остаётся предложением, и введут ли его на практике неизвестно.

3-е противоречие – приватизация совпала с бурной монополизацией экономики.

До 1991 г. экономика была очень сильно монополизирована, многие предприятия были фактическими монополистами, а часто и единственными производителями определённой продукции. Социалистическое государство действовало по принципу – один продукт, один производитель. Не считали нужным организовывать много предприятий, а тем более создавать конкуренцию. Особенно так было в годы первых пятилеток.

Но в течение долгого времени монополия себя не проявляла «классическим образом», т.к. все предприятия были государственными, оно определяло цены, планы, количество закупок, рынки сбыта и т.д. Хотя «скрытая» монополия была и многие директора предприятий, которые были единственными производителями каких-то стратегических товаров, чуть ли не ногой открывали двери в министерские кабинеты, чтобы решить какие-то вопросы.

В 90-е гг. такие предприятия приватизировали, и они стали частными. Теперь эти частные собственники стали устанавливать цены, самостоятельно распоряжались своими доходами и т.д. Монополии, получив самостоятельность, стали взвинчивать цены, сокращать объёмы производства, снижать качество (государственный контроль за качеством в прежнем виде уже отсутствовал). Таким образом, монополии стимулировали рост цен и тем самым повышали потребность в деньгах для покупки подорожавших товаров. Государство производило эмиссию, которая, в свою очередь, приводила к инфляции. Она уже приводила к ещё большему сокращению производства, что приводило к уменьшению количества товара, а это идеально для нового витка инфляции, т.к. товарная масса становилась всё меньше денежной. Монополии стали оказывать мощное воздействие на политические органы власти. В 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» , но он не получил широкого применения и интересы монополий активно лоббировались в органах государственной власти.

4-ое противоречие – экономические реформы и приватизация совпали с распадом СССР, что способствовало разрушению хозяйственных связей. Раньше технологические цепочки выстраивались по принципу союзной целостности (например, одно звено в Харькове, другое в Молдавии), определённые звенья для производства продукции были закреплены за отдельными республиками. Теперь возникли самостоятельные государства со своей валютой, органами власти, таможней. Если до этого центр определял взаимоотношения между звеньями, то теперь на пути взаимодействия встали различные препоны – валюта, таможня и т.д. Многие предприятия потеряли поставщиков и потребителей, многие из них разорились, получив статус частного собственника. Они просто не могли работать без поставок или потребителей.

И приватизация подсказала способ как с этой проблемой справиться – путём создания частных предприятий, которые займутся реанимацией нарушенных хозяйственных связей и посредничеством. Раньше был Госплан, Государственный комитет по труду и социальным вопросам, теперь же появились частные предприятий, которые занялись этим вопросом. Государство уже не оказывало поддержки в восстановлении нарушенных связей.

В начале 1993 г. мы занимали первое место в мире по числу бирж, их стало более 3000, и они занимались восстановлением нарушенных хозяйственных связей для получения дохода, поэтому они были коммерческими организациями (а не некоммерческими как во всём мире и сейчас у нас).

Собственники бирж пользовались старыми данным, например, товарно-сырьевые биржи образовались на базе строго Госснаба и имели доступ к информации о бывших связях между предприятиями. Но при этом стоимость подобных услуг завышалась, искусственно удлинялся путь движения товаров, в чём были заинтересованы эти биржи, т.к. на избыточных звеньях в пути большее количество посредников получало доход. Посредники способствовали росту цен, что опять вело к недостатку денег для покупки товаров, эмиссии, а с ней и инфляции. Всё это приводило к финансовой нестабильности и кризису неплатежей, т.к. предприятия испытывали всё большие издержки в связи с инфляцией и ростом цен на услуги посредников. Предприятия должны были устанавливать более высокую цену на свою продукцию, чтобы покрыть свои расходы. Часто предприятия не могли покрыть своих расходов и оплатить полученное сырьё (затем уже никто не хотел это сырьё продавать данному предприятию, поэтому произвести продукцию без сырья становилось невозможно). Другое предприятие, не получив за своё сырьё денег, не могло рассчитаться со своими поставщиками, а те со своими кредиторами и т.д. В итоге такой массовый кризис неплатежей привёл к бартеру.

5-ое противоречие – чрезмерные темпы приватизации, такие, что просто полный… (в 1917 г были чрезмерные темпы национализации).

За первые 4 года было приватизировано 70 % экономического потенциала страны, поэтому многие предприятия экономически были не готовы реализовать себя в качестве частного собственника. Не была сформирована рыночная инфраструктура, банковская система, эффективная система маркетинга и менеджмента, что затрудняло реализацию нового собственника в качестве полноценного частного.

Такие темпы обусловлены тем, что практически за 70 летний период потребность в частной собственности настолько накопилась, что в начале приватизации людям часто было неважно, что они приобретают в собственность. Главное было взять, а потом уже разбираться.

В КНР в 80-е гг. началась приватизация, но её не проводили с фанатизмом методом «шоковой терапии». У них всё происходило постепенно – сначала приватизировали сельское хозяйство, малый и средний бизнес (не тяжёлую промышленность). За счёт поступления доходов от приватизации в бюджет были преобразованы базовые отрасли, чтобы они не испытывали трудностей, подобные нашим. И только тогда крупная промышленность была отчасти приватизирована. Поэтому у них и экономический рост сейчас 15 %.

6-ое противоречие . Первоначально приватизация задумывалась для формирования слоя народных собственников, преодоления отчуждения работников от результатов своей деятельности и превращения их в заинтересованных хозяев. На самом деле собственность оказалась в руках крупных владельцев, и приватизация превратилась в «прихватизацию».

Собственность была разбита на куски, и каждый получил свой, когда партийно-государственная собственность была просто разделена между «своими людьми», а слой народных собственников не был сформирован. Сейчас только 2-3 % ВВП это малый бизнес. Большинство малых предприятий сейчас находятся под контролем крупных или создаются ими.

В 1992-1993 гг. каждый гражданин России получил ваучер на сумму 10 тыс. рублей (1 января 1992 г. общая сумма достигла 4, 5 трл. Если разделить на количество населения (150 млн. чел.), то получим 30 тыс. руб., а не 10 тыс. Так было потому, что ваучеризацию предполагалось провести в 3 этапа). Их можно было обменять на акции или вложить в чековые инвестиционные фонды (80 % из которых вскоре разорилось).

Реально оказалось, что акции стоят значительно дороже номинала ваучера. Если и можно было что-то приобрести, то только в розницу. Поэтому эти ваучеры скупали у населения и те, у кого их было много мог что-то решить. (В Чехии население получало купонные книжки на сумму 2000 долларов)

Возник конфликт между Чубайсом и руководителями крупных промышленных центров, например, Лужковым. Т.к. они не хотели, чтобы на предприятия приходили инвесторы с какими-то бумажками, обменивали их на акции и получали власть.

Отсечение физических лиц от процесса приватизации затруднял формирование среднего класса, который должен выполнять социально-стабилизирующую функцию. Доходы практически не росли и были очень дифференцированными. Доступа к собственности не было. А нет среднего класса – нет стабильности.

7-ое противоречие – в процессе приватизации не была решена главная задача – заинтересованность собственников в развитии своей собственности, а вместе с ней и государства. Сформировались социально неэффективные собственники. Социально неответственные собственники, которые были заинтересованы в получении лишь своего дохода, и им было наплевать на других. Многие не платили налогов. Они не развивали предприятия, а стимулировали собственников, играя на понижении и повышении курса своих акций. Частная собственность стала мощным стимулом для развития теневой экономики. В этих условиях внешняя среда воспринималась лишь в качестве врага – никто не платил налоги, обособлялся, экономика криминализировалась.

8-ое противоречие – приватизация совпала с либерализацией внешнеэкономической деятельности. В 1991 г. частным субъектам было разрешено выходить на внешний рынок вне зависимости от их организационно-правовой формы. Этим воспользовались частные предприятия. Особенно выиграли сырьевые экспортёры. Стали создаваться схемы теневого экспорта и импорта

Прогноз – общемировая тенденция к обобществлению частной собственности, особенно в развивающихся странах. В РФ ситуация примерно такая же, но из-за эйфории приватизации у нас не сформирован класс частных собственников, чтобы можно было преобразовываться в корпоративные компании. Сейчас многие предлагают провести реприватизацию, т.к. много безответственных собственников. В какой-то мере это обоснованно, но вставать на этот путь опасно. Это сразу обвалит весь рынок. Необходимо, чтобы предприятия переходили в руки эффективных частных собственников, а не государства, т.к. оно плохой менеджер. Необходимо вводить прогрессивное налогообложение, рентные налоги на эксклюзивные ресурсы, доходы должны инвестироваться в производство, государство должно выступать соучредителем и соинвестором различных проектов. Можно усилить контроль государства над важнейшими предприятиями через долевое участие.

Тема №5: «Основы рыночной экономики (товарного хозяйства)»

Собственность (от древнерусского «собность» - владение вещью или кем-либо как личным достоянием) - принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания . В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Субъекты и объекты собственности:

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий её субъектов: владение, пользование, распоряжение.

Владение -

Пользование -

Распоряжение -

Также внутри правомочий пользования различают еще два содержания:

Аренда - право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться.

Траст (от англ. trust - доверие) - право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу без права вмешательства в его действия.

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности.

владение, управление и контроль.

Способы прекращения и приобретения права собственности

Формы собственности

Существующие формы собственности весьма разнообразны.

и множества смешанных форм, таких как коллективно-частная или государственно-коллективная

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Собственность (от древнерусского «собность» (пожитки, имущество) - владение вещью или кем-либо как личным достоянием) - это:

1. В экономическом смысле - отношение лица к принадлежащей ему вещи как своей. Экономическое содержание собственности раскрывается через её функциональные характеристики: владение, управление и контроль. Причем главным является контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности.

2. В юридическом (правовом) смысле - единство прав владения, пользования и распоряжения вещью в пределах, установленных законом.

Владение - фактическое обладание данным имуществом, закреплённое юридически.

Пользование - процесс извлечения полезных свойств из данного имущества и получение плодов и доходов.

Распоряжение - возможность изменить состояние, назначение, принадлежность имущества (продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог и т. п.).

В реальной жизни экономическое и юридическое содержание собственности нераз­рывно связаны между собой: экономическое содержание охраняется правом, юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Современная рыночная экономика предполагает существование различных форм собственности, в том числе государственной, коллективной, групповой, индивидуальной и множества смешанных форм, таких как, например, коллективно-частная или государственно-коллективная и др. Современная рыночная экономика - это экономика со смешанной собственностью, как в смысле существования различных форм собственности, так и в смысле образования смешанных форм.

В соответствии с Конституцией в Российской Федера­ции признаются следующие формы собственности.

Формы собственности в Российской Федерации:

Наимено­вание формы собственности

Объекты собственности (имущество)

Собственность граждан и юри­дических лиц (предприятий, организаций, учреждений)

Собственность граждан и юри­дических лиц (предприятий, организаций, учреждений).

Предметы, удовлетворяющие лич­ные потребности: жилые дома, квартиры, земля, дачи, гаражи, автомобили, телевизоры и т. д. Денежные средства; акции (от лат. ctio - распоряжение) - ценные бумаги, выпускаемые ак­ционерным обществом и дающие право их владельцу на получение части прибыли; облигации (от лат. obligatio - обязательство) - ценные бумаги на предъявителя, выпускаемые государством или общественным учреждением, по которым их владелец получает ежегодный доход или участвует в розыгрыше денежных сумм на протяжении срока их действия; иные ценные бумаги. - докумен­ты, удостоверяющие имущест­венные права.

То, что может служить для орга­низации производства, предпри­нимательской деятельности: зда­ния, транспорт и т. д.

Нельзя иметь в частной собствен­ности имущество, которое изъято из оборота, т. е. из перечня того, что можно свободно купить или продать: богатства континенталь­ного шельфа (т. е. части под­водной окраины материков, при­легающей к берегам суши) и морской экологической зоны, природные парки, некоторые ви­ды вооружений, памятники исто­рии и культуры, государственную казну, золотой запас и т. д.

Государственная

Федеральная собственность, собственность субъектов РФ, государственных образова­ний, из которых складывается Российская Фе­дерация (рес­публик, краев, областей и т. д.).

Имущество, изъятое из оборота. Помещения, где располагаются органы власти (например, здания Государственной Думы, Прави­тельства РФ, министерстa в, судов и др.).

Многие оборонные предприятия, транспорт, предприятия связи, промышленность, добывающая нефть, уголь, газ и т. д.

Муници­пальная (от лат. muhicipium - самоуп­равляю­щаяся община)

Имущество го­родских и сель­ских поселе­ний, а также других муни­ципальных об­разований.

Имущество местных органов - жилые дома, магазины, предпри­ятия бытового обслуживания, об­щественного питания и т. д.

Иные формы

собствен­ности

Кооперативная, акционерная собственность, собственность трудовых кол­лективов, об­щественных организаций и т. д.

Земля, жилищный фонд, зда­ния, оборудование, инвентарь, денежные средства, ценные бу­маги, иное имущество, необходи­мое для обеспечения деятельнос­ти, предусмотренной уставом ор­ганизации.

Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности равноправны.

Способы прекращения и приобретения права собственности.

При переходе от одного типа экономической системы к другому особое значение приобретают такие способы прекращения и приобретения права собственности, как национализация и приватизация.

ВОПРОСЫ:

1. В приведённом списке указаны черты сходства акционерной и государственной форм собственности и отличия акционерной формы собственности от государственной. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем - порядковые номера черт отличия (2).

2. Ниже приведён перечень терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «субъект собственности»:

  1. трудовой коллектив;

    земельный участок.

3. (1−6).Прочтите текст и выполните задания 1−6.

«Частная собственность - это не просто имущество (одежда, дом, автомобиль), а это экономические отноше­ния между людьми. Частная собственность означает, что человек относится к имуществу (средствам производства, предметам потребления, деньгам) как «к своим собствен­ным», т. е. выступает хозяином, владельцем или полно­властным распорядителем. Человек и его семья становят­ся заинтересованными в увеличении своего имущества. Обособляясь от других, частные собственники стремятся получить в свое владение, пользование и распоряжение всё больше жизненных благ (имущества). Но чтобы их по­лучить, они вынуждены производить товары для других, получая в обмен всё необходимое для себя. Например, ча­стный, собственник пекарни, желая приобрести автомо­биль, должен выпечь и продать столько хлеба, чтобы вырученных денег хватило на покупку данного автомо­биля. <…>

Частнособственническая психология - это психоло­гия экономической активности и предприимчивости. Стремясь к личному обогащению, частные собственники производят всё больше и больше товаров. Более того, ча­стная собственность формирует человека как личность свободную и независимую от других. Обладание чем-то своим, собственным, пусть и совсем малым - это фунда­мент формирования самостоятельной личности. <…>

Частная собственность на землю, предметы и орудия труда, товары способствуют, таким образом, развитию рыночного хозяйства. Она возбуждает инициативу и са­мостоятельность, оживляет экономику, повышает заин­тересованность в более эффективном, экономном ведении хозяйства.

В то же время надо понимать, что частная собствен­ность далеко не во всём хороша. То, что попадает в руки одних, становится недоступным другим. В итоге может оказаться, что вследствие частной собственности отдель­ные люди могут лишиться того, что у других находится в избытке.

Во избежание этого даже в условиях рыночной эконо­мики государство стремится, чтобы часть благ оставалась общедоступной для всех и находилась в общественной, государственной, муниципальной (местной) собственнос­ти».

(Казаков А. Л. Школьнику о рыночной экономике.

М.: Общество «Знание», 1993. С. 33−34; 35−36.).

1) Составьте план текста. Для этого вы­делите основные смысловые фрагменты текста и оза­главьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) сущность частной собственности;

2) особенности частнособственнической психологии;

3) влияние частной собственности на общество;

4) роль государства в ограничении частной собствен­ности.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

2) Что такое частная собственность? Используя текст, объясните, почему частная собствен­ность является условием свободного рынка.

Согласно тексту, частная собственность - «это не просто имущество, а экономические отношения между людьми»; это «означает, что человек относится к имуще­ству как к своему собственному, т. е. выступает хозяином, владельцем или полновластным распорядителем».

Частная собственность является условием свободного рынка, потому что «обособляясь от других, частные соб­ственники стремятся получить в свое владение, пользование и распоряжение всё больше жизненных благ. Но чтобы их получить, они вынуждены производить товары для других, получая в обмен всё необходимое для себя».

Определение и объяснение могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

3) Как в тексте характеризуется част­нособственническая психология? Что, по мнению автора, выступает фундаментом формирования самостоятельной личности?

Могут быть названы другие разновидности частной собственности.

5) Рассказывая на уроке о частной соб­ственности, ученица отметила, что эта собственность яв­ляется основой рынка, стимулирует развитие производ­ства и прогресс общества, поэтому сдерживать укрепле­ние частной собственности в современной рыночной экономике нет никакого смысла. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

В тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) - в современной рыночной экономике проявление в людях отрицательных качеств вследствие частной собственности (чрезмерный эгоизм, стяжательство, сугубо личная выгода и др.) сдерживает­ся государством благодаря ряду ограничений, не дающих, возможности частной собственности наносить ущерб по­требителям и интересам общества.

Приведен фрагмент текста, например: «…в условиях рыночной экономики государство стремится, чтобы часть благ оставалась общедоступной для всех и находи­лась в общественной, государственной, муниципальной (местной) собственности».

6) Согласны ли вы с тем, что частная собственность «возбуждает инициативу и самостоятель­ность, оживляет экономику, повышает заинтересован­ность в более эффективном, экономном ведении хозяйст­ва», т. е. преимущества частной собственности превосходят её недостатки? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

1) Выражена позиция экзаменуемого: согласие или несогласие с высказанным мнением.

2) Приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что:

Частная собственность выступает материальной ос­новой независимости человека от государства. Индивидуализм предполагает установку на самореализацию, со­трудничество, а значит, частная собственность цементи­рует общество;

Частная собственность может сделать общество бо­гатым, поскольку она побуждает к труду, стимулирует хозяйственную предприимчивость;

в случае несогласия может быть указано, что

Частная собственность порождает неравенство между людьми, поэтому общество, где господствует част­ная собственность, является антидемократическим;

Частная собственность приводит к тому, что чело­век из цели развития превращается в его средство, по­скольку всё подчинено получению прибыли.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Собственность является стержнем любого общества. Она возникла еще на заре развития человечества, выражаясь в присвоении имущества лично и коллективно.

Об обществе не может быть речи, если в нем не существует никакой формы собственности. Во время перехода к рыночной экономики Россия столкнулась с рядом объективных трудностей. Одна из основных причин — проблема собственности. Для этого необходимо разграничивать и понимать формы, виды и типы собственности, о которых пойдет речь в статье.

Понятие формы собственности

Понятие собственности — это отношения распределения и присвоения. Они заключаются в том, что человек или группа лиц (субъект собственности) обладает правом распоряжаться имуществом (объект собственности) в определенных целях.

Субъектов должно быть минимум два. Формы и виды собственности, с точки зрения права, зависят от субъекта собственности.

Собственность человека или домохозяйства называется личной или частной собственностью. Когда речь идет о группе лиц, то такая собственность может быть коллективной, кооперативной, акционерной, общественной или государственной. Законодательно, в РФ утверждено 16 видов собственности.

Объекты собственности — это движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, продукты труда, деньги и т.д. Условно могут быть классифицированы следующим образом:

  • Материальные:
    • неживые — предметы, ресурсы, ископаемые;
    • живые — животные, редко — люди (в рабовладельческом строе).
  • К нематериальным относят интеллектуальную собственность, а также водное, воздушное и космическое пространство.

Классификация форм собственности

Существует 2 типа собственности: частная и коллективная. На основании этих двух типов возникают различные формы собственности.

В Российской Федерации существуют следующие формы собственности:

  • частная;
  • общественная;
  • смешанные формы собственности.

Каждая из форм также классифицируется на мелкие формы, в зависимости от ряда объективных причин.

В условиях рыночной системы главным видом собственности является частная, которая подразделяется на ниже следующие формы.

Единичная — характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует владение, пользование и распоряжение собственностью. Зачастую ими выступает фермерское или семейное хозяйство, то есть производители товара.

Единичная может быть представлена в форме собственности конкретного лица, который использует наемный труд.

Партнерская — эта форма предполагает объединение в конкретной форме имущества, либо объединение капитала ряда физических или юридических лиц. Основная цель — вести общую предпринимательскую деятельность. В данном случае подразумеваются предприятия, основанные при помощи паевых взносов учредителей. Паевыми взносами выступают: земли, деньги, материальные ценности, инновационные идеи и др.

Корпоративная — основывается на работе капитала, который образуется путем продажи акций. Каждый владелец акций — собственник капитала акционерного общества.

Формы общественной собственности

В рамках общественной собственности выделяют: коллективную, государственную и общенародную собственность.

Коллективная — образуется путем ее распределения между работниками коллектива, трудящихся на отдельно взятом предприятии. Другими словами, это закрытое акционерное общество.

Государственная — собственность всех членов общества. Особенность состоит в том, что государство занимается реализацией отношений присвоения через отношения владения. Государство в таком случае призвано олицетворять социально-экономические интересы всех граждан и слоев населения, в том числе социальных и профессиональных групп общества.

Общенародная — такой вид собственности предполагает принадлежность всего общественного достояния одновременно всем и каждому в отдельности. Согласно ст. 9 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются одинаково как частная, государственная, так и муниципальная и иные формы собственности.

Понятие смешанной формы

Это вид собственности характеризуется проникновением одних форм и отношений собственности в другие и, как результат, усложняется внутреннее содержание.

Яркий пример тому: внутри государственных предприятий создаются структуры частной предпринимательской деятельности и кооперативного характера.

На сегодняшний день, экономика, для эффективной работы различных проектов, приходит к объединению разных форм собственности, каждая из которых сохраняет свое особое содержание. Таким образом, создаются комбинированные формы. К ним относят совместные предприятия, холдинги, концерны, финансово-промышленные группы и т.д. У каждого равные права по управлению, распределению прибыли и распоряжению имуществом.

Итак, согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый гражданин вправе иметь имущество, распоряжаться им по своему усмотрению как единолично, так и совместно с другими лицами.

Стоит отметить, что формы собственности могут переходить одна в другую . Это реализуется следующими способами:

  • Национализация. Например, земля, транспорт или промышленность (частная собственность) переходит во владение государства;
  • Приватизация. Происходит передача государственных владений в частные. Например, юридические или физические лица приобретают у государства различные объекты, доли АО и т.д. Приватизации не подлежат объекты национального достояния и культурные ценности;
  • Денационализация. Государство в этом случае возвращает имущество прежним владельцам;
  • Реприватизация. В частную собственность возвращается государственная собственность. Осуществляется путем покупки предприятий, земли, акций.

Современная экономика и ее формирование вызвало необходимость преобразования отношений собственности.