ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что является малым и средним бизнесом. Крупный бизнес

Напомним, что к микро-, малым и средним предприятиям относят организации, чья выручка за прошлый год не превышает установленных предельных значений. Новые компании в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к малому бизнесу, если их показатели со дня их госрегистрации не превышают предельных значений. Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям утверждены , они вступили в силу 25.07.2015. Подробнее смотрите в таблице.

Новые критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям

Признание организации субъектом малого предпринимательства дает ряд преимуществ, нацеленных на развитие данного бизнеса. Так, микро- и малые предприятия могут вести бухучет по упрощенным правилам:

  • использовать сокращенный рабочий план счетов;
  • применять кассовый метод признания доходов и расходов;
  • составлять сокращенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовых результатах;
  • ведение бухгалтерского учета может возложить на себя руководитель;
  • проценты по любым заемным обязательствам учитывать в составе прочих расходов;
  • перспективно отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики;
  • любые ошибки, включая существенные, исправлять как несущественные;
  • не применять требования: , ;
  • не создавать резервы отпусков и переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения.

У микропредприятий есть дополнительные преимущества. Они имеют законное право не принимать к оплате банковские карты , а также вести бухучет без применения двойной записи.

В налоговом учете льготы для субъектов малого предпринимательства НК РФ не установлены, но органы местного самоуправления могут утвердить пониженные тарифы по налогу на имущество и земельному налогу.

Порядок ведения кассовых операций малые предприятия должны соблюдать, но они вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе и хранить все деньги в кассе, не сдавая их в учреждение банка.

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства и предусмотрены благоприятные условия для участия в госзакупках.

Индивидуальное предпринимательство и его основы — с чего начать свое дело, можно ли рассчитывать на поддержку государства, чем отличаются малый и средний бизнес, есть ли особенности его ведения в России? Что такое кредитование малого и среднего бизнеса, а так же несколько бизнес-идей от IQReview.

«Малый и средний бизнес» - в последнее время это словосочетание у всех на слуху. Его развитие важно в любой стране – это способствует созданию рабочих мест, стимулирует здоровую конкуренцию, оснащает рынок необходимыми товарами. Что же это такое, и чем малый и средний бизнес отличаются друг от друга?

Малый бизнес - это предпринимательство, основывающееся на деятельности небольших предприятий, фирм, которые не входят в какие-либо объединения. Их деятельность регулируется Федеральным законом о малом и среднем предпринимательстве, принятым 24 июля 2007 года. Законодательство определяет как предприятие, численность которого составляет от 16 до 100 сотрудников, прибыль от его деятельности не превышает 400 миллионов рублей. Фирмы, в которых трудятся максимум 15 человек, признаются микропредприятиями, и их доход не должен быть выше 60 миллионов рублей.

Средний бизнес уже предполагает, что число сотрудников будет больше – от 101 до 250 человек, а годовая выручка составляет около 100 миллионов рублей.

Сравнение российского малого и среднего бизнеса с зарубежным

Если привести в сравнение данные России, Европы и США, то станет очевидным, что у нас количество малых предприятий намного меньше, чем за кордоном. Например, в Европе налоговые сборы малых предприятий пополняют государственную казну почти на 50%.

Несмотря на положительную динамику роста количества малых предприятий в России, их показатели все равно отстают от зарубежных. Приведем цифры: в нашей стране на тысячу человек приходится приблизительно 12 предприятий, в европейских государствах – от 37 до 70. Сравнение по числу работников тоже не в нашу пользу – 22% против 70%. Что касается ВВП, то и здесь показатели неутешительны: 18% в России и почти 70% на Западе.

Основным отличием развития отечественного бизнеса от западных экономически более развитых стран является то, что он в основном сосредоточен на сфере обслуживания, а число предприятий, занятых в перерабатывающей промышленности или добыче полезных ископаемых, ничтожно мало.

За столь значительную разницу между количеством малых и средних предприятий ответственны многие факторы. Успех малого и среднего бизнеса на Западе обусловлен в первую очередь поддержкой государства – многочисленные программы, регулирующие налогообложение, системы льготного кредитования и прочие поощрения стимулируют развитие предпринимательства.

Проблемы малого и среднего бизнеса

Отечественный бизнес, несмотря на постоянные попытки государства помочь в его развитии, все же сталкивается с огромным количеством проблем – в первую очередь это несовершенство налоговой системы, вмешательство криминальных структур, контролирующих доходы, давление со стороны правительства.

Выходом из ситуации может быть только принятие специальных программ лояльности со стороны правительства.

Кредитование малого и среднего бизнеса

Начать свое дело невозможно , стартового капитала. А если «финансы поют романсы», единственным вариантом остается либо найти инвесторов, либо взять в банке кредит на развитие своего бизнеса.

Самый простой и бюджетный вариант – обратиться за финансовой помощью к знакомым. Если очень повезет, то, возможно, вы получите необходимую сумму без залога, проверок и без процентов. Но если такой возможности нет, остается коммерческое финансирование.

Деньги на создание бизнеса

Еще один путь – обратиться к будущим «коллегам по цеху», нынешним крупным предпринимателям. Возможно, кого-нибудь из них заинтересует ваш грамотно составленный бизнес-план. Единственное «НО» - вашей платой за такую помощь будет доля в предприятии, причем довольно существенная.

Ну и последний вариант – зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и сотрудничать с банком, который выдает кредиты среднему и малому бизнесу.

На сегодняшний день у многих банков есть программы поддержки индивидуального предпринимательства.

В Сбербанке, например, можно получить все необходимые консультации, а на специальном портале информационных ресурсов для частных предпринимателей, который был создан при поддержке АО «Корпорация МСП», с помощью бизнес-навигатора рассчитать все расходы, составить бизнес-план, найти помещение, выяснить, можно ли рассчитывать на государственную поддержку.

Некоторые виды предпринимательской деятельности могут рассчитывать на получение субсидий для приобретения основных средств от государства в размере, не превышающем 500 тысяч рублей. Для этого придется вложить не менее половины собственных денег, осуществить государственную регистрацию. Предприятие не должно специализироваться на торговле – ни на оптовой, ни на розничной.

Сейчас в некоторых регионах России производится финансирование так называемых бизнес-инкубаторов. Эти программы дают неплохой шанс сэкономить, например, на плате за аренду, что является хорошим подспорьем – в крупных городах и в столице за нее приходится отдавать более половины выручки предприятия. При получении такой государственной льготы начинающий предприниматель сможет сохранить дополнительные средства для погашения кредита.

Планирование и организация среднего и малого бизнеса

Стратегическое планирование своего бизнеса является одной из главных функций его управления, которая представляет собой четкое обозначение основных целей организации и путей их решения. Это основа, которая помогает принимать все управленческие решения, так как она является своеобразной «моделью будущего» компании, определяет перспективы ее развития на всеобъемлющем конкурентном рынке.


Стратегическое планирование — важный этап создания бизнеса

В нашей стране подобная тактика стратегического планирования среднего и малого бизнеса еще не слишком распространена, но рыночные отношения развиваются, конкуренция усиливается, и это все больше добавляет ей актуальности. Методы, которые использовались раньше, уже устарели и работают из рук вон плохо. Это заставляет владельцев бизнеса нервничать, сетовать, что всему виной плохой менеджмент, форс-мажорные ситуации, плохой уровень подготовки специалистов. Но на самом деле проблема заключается чаще всего в том, что предприниматель просто не видит стратегии перспективного развития своего дела на ближайшее время и уж тем более его долгосрочных перспектив. Для этого нужно все просчитать – тактику конкурентов, потребности и спрос потребителя, возможные рыночные изменения.

На развитие малого и среднего бизнеса может повлиять множество совершенно непредсказуемых факторов, и не придавать им значения и должного внимания значит заведомо загонять себя в безвыходное положение. Поэтому ключевая задача – это планирование и выработка тактики, стратегии поведения на рынке, с учетом всех обстоятельств – и внутренних, и внешних.

Прогнозирование в малом и среднем бизнесе и его особенности

В отличие от крупного бизнеса, в котором все планы и стратегические разработки ведут представители высшего руководства, и группа проекта может состоять от двадцати до ста человек, а их проектные документы насчитывают сотню-другую страниц, в малом и среднем это явление, скорее, можно назвать программой развития предприятия на определенный период времени. В большинстве своем такой план даже не переносится на бумагу, и является исключительно плодом воображения частного предпринимателя и его личного мнения относительно «живучести» бизнеса на ближайшие пару лет. Но и такой план включает в себя вполне себе определенные задачи, связанные с конкретным временным промежутком, основанные на анализе, понимании рынка, «чутье» на собственный бизнес, изучении его сильных и слабых сторон, возможности противостояния конкурентам, определении перспективы в данной отрасли.

Аналитика помогает провести небольшой аудит нынешнего положения компании, расставить ключевые приоритеты ее деятельности. Эти приоритеты представляются как задачи – точные, согласованные между собой, с четкими сроками исполнениями и с указанием ресурсов. Качество формулирования таких задач оказывает большое влияние на успешность их исполнения, поэтому хорошей помощью для собственника бизнеса могли бы стать простые и действенные инструменты, например, выставление определенных целей по системе SMART.

Что очень важно помнить на начальном этапе развития своего бизнеса

Первое, что нужно «зарубить себе на носу» - необходимо постоянно контролировать исполнение всех задач. Здесь ошибок не прощают, ведь малейшая неточность может сгубить ваш бизнес на корню. Хорошим решением будет расставление точек контроля на минимальных промежутках друг от друга. Фактически в самом начале формирования предприятия малого и среднего бизнеса его управление унитарное – все контролируется директором компании и его помощниками, они вносят необходимые корректировки и так далее. Но хорошим решением было бы обратиться за помощью к временному, наемному персоналу – обычно их квалификация выше, что является несомненным плюсом.

Как правильно ставить цели?

В самом начале этапа реализации некоторые предприниматели сталкиваются с тем, что либо хромает качество исполнения, либо его вообще нет. В 90% случаев это связано даже не с квалификацией или мотивацией ее исполнителя, а с нечетким и туманным планированием, когда цель четко не зафиксирована, ни к чему не привязана, не определена по времени. Просто для сравнения: «нашей целью является увеличение объема продаж продукции» и «основной нашей целью мы считаем увеличение объема продаж на 30% к январю 2018 года» с четким определением исполнителей, ресурсов и так далее. Шансы у последнего варианта быть выполненным намного выше, так как он более точен и совпадает с критериями успеха, изложенными выше.

Основные тезисы стратегического планирования

Владельцу бизнеса важно понимать, что для его успешного ведения недостаточно простого мысленного представления развития событий – их необходимо изложить документально.

При наличии таких четко сформулированных задач, которые разбиты на этапы, можно отслеживать этапы развития компании, проводить успешную синхронизацию всего персонала, исключить возможное недопонимание, а также свести к минимуму риск возникновения «узких мест».


Этапы стратегического планирования

Стратегический план помогает выставить главные ориентиры в развитии компании, позволяет трезво и объективно оценивать ее внутренние ресурсы, возможности развития на рынке. Разумеется, его наличие не может гарантировать стопроцентного успеха вашего предприятия, ведь никто не застрахован от ошибок, форс-мажорных обстоятельств и прочих факторов. Но такое визуализированное планирование целей, их описание, отслеживание позволяет создать наиболее благоприятные условия для расширения влияния компании, ее роста, внутреннего эффективного распределения ресурсов и прочного укрепления на рынке.

Идеи для малого и среднего бизнеса без крупных первоначальных вложений

В первую очередь вам необходимо четко определиться с местом нахождения вашей «золотой жилы» - согласитесь, вряд ли бизнес по продаже антикварных картин и ювелирных изделий будет иметь успех в провинции. Самыми востребованными объектами малого и среднего бизнеса среди потенциальных клиентов могут стать предприятия сферы услуг и мелкой торговли. К этой сфере можно отнести, к примеру, выездную компьютерную диагностику автомобилей, клининговую компанию, мини-пекарню или магазинчик продовольственных товаров. Отличным решением было бы стать обладателем платежного терминала, который позволяет оплачивать коммунальные услуги, штрафы, телефонные счета – точно не прогадаете, ведь это то, что люди делать будут всегда.

Подведем итог. При наличии двух составляющих – большого желания и пусть даже небольшого начального капитала – можно организовать отличный бизнес-план, который откроет вам ворота в вашу будущую грандиозную предпринимательскую деятельность!

Малый и средний бизнес в России: системы кредитования, гарантий и поручительств (видео)

Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, большой долей основных средств среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен в основном крупный бизнес. К ним относится автомобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих отраслей. Наиболее высокими темпами растут отрасли определяющие НТП, так как в них быстрее, чем в других аккумулируются финансовые, производственные и людские ресурсы. По данным Наоборот, в отраслях, для которых не большие капитальные затраты, где в издержках предпринимателей велика доля расходов на персонал предпочтительнее малые размеры предприятий.

Существует две проблемы. Зачем следует различать малый средний и большой бизнес и каковы критерии различий.

Необходимость различать малый, средний и крупный бизнес вызвана тем, что фирмы отличающиеся по размеру играют различную роль в обеспечении устойчивости и конкурентоспособности рыночной экономики, имеют различные риски и преимущества, предполагают разные подходы к их государственному регулированию и правовому обеспечению. Все это заставляет законодателей искать качественные и количественные признаки определения прежде всего малого и крупного бизнеса и формулировать основные подходы к их регулированию.

Крупный бизнес.

Понятие крупный бизнес не поддается простому определению Обычно понятие "крупный бизнес применяется к таким гигантам как ИБМ и "Дженерал моторс"

По данным эксперта в число крупнейших компаний мира в 1996 году входили такие фирмы, General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США),. Nippon Telegraph & Telephone (Япония),. Exxon (США). В этот список входила и одна российская компания"- “Газпром, которая заняла 421 место. Среди 500 компаний мира, получивших в 1996 году наибольшую балансовую прибыль по данным Fortune были: General Motors (США),. Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Itochu (Япония) 1

Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является крупная, растущая корпорация. Крупные фирмы обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций. Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. это способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.

Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.

Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отноше7ний с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.

Кроме того - большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах.

В современных условиях крупные фирмы активно воздействуют не только на внутреннюю среду бизнеса, создавая эффективные рутины ведения бизнеса, но и способны активно видоизменять внешнюю среду, обеспечивающую им наиболее благоприятные условия для функционирования. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.

Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

Таблица 2.4.

Сильные стороны крупного бизнеса

Слабые стороны крупного бизнеса

Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства

Снижение стимулов к росту эффективности производства

Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса

Возможность для ограничение доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса

Экономия на издержках производства (технологическая экономия, экономия на масштабах производства, экономия на трансакционных издержках, использование глобальных рынков)

Падение эффективности управление с ростом объема фирмы

Устойчивость

Негибкость, отсутствие своевременной реакции на изменения рыночной ситуации, потеря контакта с потребителем

Государственное регулирование крупного бизнеса как особого типа бизнеса направлено на снижение рисков, связанных с его функционированием. Так как наибольшие риски для общества создает способность крупных фирм к монополизации производств и отраслей, государственное регулирование крупного бизнеса в основном ограничено проблемами монополизации, направленное на ограничение слияния крупных фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации небольших фирм, не использование патентов.

Российский крупный бизнес.

Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.

По данным журнала "Эксперт" на долю двухсот крупнейших российских компаний приходится более половины всего промышленного производства в стране. Суммарный объем реализации в 2000 голу двухсот крупнейших предприятий достиг 3, 67 трлн. руб. или 130,4 млрд. долларов.

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

На участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения , установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 , 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .