ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Оплатили торговый сбор не в ту налоговую. Разъяснения по вопросам уплаты торгового сбора

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Практикующий юрист, начальник юридического отдела ООО «Инфа»

Новый местный налог: торговый сбор

В прошлом году Минфином России был разработан проект изменений в Налоговый кодекс РФ, предполагалось с 01 января 2015 года ввести налог с продаж. Однако Правительство России отказалось от его введения. Но для решения бюджетных проблем изобрели торговый сбор.

Определение понятия «сбор» для целей применения налогового законодательства дано в п. 2 ст. 8 НК РФ : под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Данное определение дополнено Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее – Закон № 382-ФЗ). Согласно определению, данному в гл. 33 НК РФ, торговый сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Торговый сбор относится к местным налогам и сборам.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Федеральный закон № 382-ФЗ расширил перечень местных налогов и сборов: к земельному налогу и налогу на имущество физических лиц добавлен торговый сбор.

Из приведенного определения можно выделить следующие характеристики торгового сбора:

  • это обязательный платеж для всех организаций и физических лиц;
  • он уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных НК РФ;
  • он уплачивается, только если указанный вид деятельности осуществляется на территории, на которой введен данный сбор.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Торговый сбор представляет собой платеж за право ведения торговли любыми товарами на объектах осуществления торговли.

Кто является плательщиком торгового сбора?

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и(или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

Из этого правила есть исключения. От уплаты торгового сбора освобождаются:

  • индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН;
  • налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Кроме того, организации и предприниматели, торгующие в розницу на территориях, где будет введен торговый сбор, не смогут по этому виду деятельности применять ЕНВД.

ПЕРВОИСТОЧНИК

В целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

Пункт 3 ст. 413 НК РФ.

Какие виды деятельности облагаются торговым сбором?

Как мы отметили выше, торговый сбор уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, определенных НК РФ. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли.

К торговой деятельности отнесены четыре вида торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Кроме этого, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнена деятельность по организации розничных рынков.

Законодатель счел необходимым прописать понятия, используемые для целей применения гл. 33 НК РФ:

  • торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;
  • деятельность по организации розничных рынков – деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

В каких регионах РФ будет уплачиваться торговый сбор?

Что может успокоить субъектов предпринимательской деятельности в связи с введением торгового сбора, так это, пожалуй, то, что он вводится не на всей территории РФ.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.

Торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01 июля 2015 года. Таким образом, в других субъектах РФ торговый сбор пока введен не будет.

ВАЖНО В РАБОТЕ

В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Каков порядок исчисления и уплаты торгового сбора?

Поскольку мы ведем речь о торговом сборе, а не о налоге, то вместо привычного термина «налоговый период» используется «период обложения», а вместо «объекта налогообложения» – объект обложения.

Объект обложения. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее – объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Законодатель выделил следующие понятия:

  • дата возникновения объекта обложения сбором – дата, когда объект осуществления торговли начал использоваться для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
  • дата прекращения объекта обложения сбором – дата, когда объект осуществления торговли перестал использоваться для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Период обложения. Периодом обложения сбором признается квартал.

Ставки сбора. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом субъектами РФ могут быть установлены дифференцированные ставки сбора и ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля. Дифференцирование ставок может производиться в зависимости:

  • от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности;
  • от категории плательщика сбора;
  • от особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • от особенностей объектов осуществления торговли.

Законодатель установил следующие предельные ставки по торговому сбору:

Вид торговой деятельности Предельная ставка сбора
Торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м* по каждому объекту организации торговли Не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСН в данном муниципальном образовании на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50
Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала*)
Деятельность по организации розничных рынков Не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год
* Площадь торгового зала в целях применения гл. 33 НК РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Площадь торгового зала – часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Порядок исчисления и уплаты сбора. По общему правилу плательщик торгового сбора сумму сбора определяет самостоятельно. Но в случае предоставления уполномоченным органом информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления такой информации. Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.

Сумма сбора определяется для каждого объекта обложения начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли. Формула для расчета проста:

Например, если ставка установлена по одному объекту торговли, то она умножается на 1. А если ставка определена в отношении 1 кв. м площади торгового зала (розничного рынка), ее необходимо умножить на размер этой площади.

Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения, которым является квартал. Соответственно, уплачивать сбор, например, за I квартал необходимо будет не позднее 25 апреля.

Учет сумм торгового сбора для целей УСН

С 01 января 2015 года ст. 346.21 НК РФ дополнена п. 8, в соответствии с которым в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, определенным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Указанные положения не применяются, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

В данном случае речь идет об «упрощенцах», которые применяют объект налогообложения «доходы». Что касается «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы», то они вправе учесть сумму торгового сбора в расходах на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Формы уведомлений о постановке на учет в качестве плательщика сбора, а также порядок и состав сведений, указываемых в них, будут разработаны ФНС России.

Каков порядок учета плательщиков сбора?

Для постановки на учет, снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе предусмотрено два основания:

  • соответствующее уведомление плательщика сбора, представляемое им в налоговый орган;
  • информация уполномоченного органа.

Уведомление плательщика торгового сбора. Плательщик сбора представляет уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. В уведомлении указывается следующая информация об объекте обложения сбором:

  • вид предпринимательской деятельности;
  • объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;
  • характеристики (количество и(или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

В случае прекращения предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Плательщик сбора обязан информировать налоговый орган не только о начале и прекращении соответствующей деятельности, но и о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

ФНС определит форму уведомления, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях.

Уведомление можно будет представить как в письменном виде на бумажном носителе, так и в электронной форме.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если налоговики поставили вас на учет самостоятельно на основании имеющейся у них информации, ждите требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления к ним такой информации. Правда, сумму сбора проверяющие рассчитают сами исходя из данных, представленных уполномоченным органом.

Постановка на налоговый учет. Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. Также в течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) – в иных случаях.

В случае если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

Источник: БухОнлайн.ру

С 1 июля 2015 года в РФ появятся торговые сборы для малого бизнеса. Торговому сбору законодатели отвели новую . Этот сбор с торговли является местным и может быть введен не ранее 1 июля 2015 года только в городах федерального значения - в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На других территориях власти смогут вводить торговый сбор только после принятия специального федерального закона.

Торговый сбор , по сути, является обязательным платежом, который нужно ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Поэтому если с 1 июля 2015 года он будет введен, допустим, в городе Москве, то его уплата на этой территории станет обязательной. Плательщиками торгового сбора, в таком случае, станут занимающиеся торговлей организации и ИП, применяющие общий режим налогообложения или УСН.

Глава 33 НК РФ. Торговый сбор

Торговый сбор устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

ФНС дала разъяснения по торговому сбору

Плательщики торгового сбора

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

Торговый сбор: нужно ли платить при торговле через объект общепита

Если реализация покупной продукции является составной частью услуг общепита, такая деятельность не подпадает под торговый сбор.

Примечание : Письмо Минфина от 05.06.2019 № 03-11-11/40960



Освобождаются от уплаты торгового сбора

ИП на патентной системе и налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (п. 2 ). А ЕНВД нельзя применять по той деятельности, в отношении которой установлена уплата торгового сбора (п. 2.1 ).

Кто должен платить торговый сбор при осуществлении торговой деятельности по агентскому договору

Специалисты Минфина России в письме от 18.08.17 № 03-11-09/53070 рассмотрели вопрос об уплате сбора на торговлю в случае, когда торговая деятельность осуществляется в рамках агентского договора. Кто должен платить торговый сбор - агент или принципал? По мнению чиновников, ответ на этот вопрос зависит от того, от чьего имени агент ведет торговлю.

Если агент ведет торговлю с использованием движимого и (или) недвижимого имущества от имени и за счет принципала, то плательщиком торгового сбора признается принципал. Если же агент ведет торговую деятельность от своего имени, но за счет принципала, то плательщиком торгового сбора признается агент.

Объект обложения торговых сборов

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В целях НК РФ используются следующие понятия:

  • дата возникновения объекта обложения сбором – дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
  • дата прекращения объекта обложения сбором – дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Виды предпринимательской деятельности для торгового сбора

Причем в законе не уточняется, какими именно товарами должны торговать те, кто подпадает под действие торгового сбора. Это означает, что торговым сбором, по всей видимости, будет облагаться торговля любыми товарами.

Сбор для малого бизнеса устанавливается правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

Чтобы стать плательщиком взноса объект осуществления торговли достаточно использовать хотя бы один раз в квартал (п. 1 ). То есть если ИП хотя бы раз квартал продаст свои товары, например, на рынке выходного дня, то после этого он становится плательщиком торгового взноса.

В законе не уточняется, на каком праве организация или ИП должны пользоваться объектом осуществления торговли. Не имеет значения, находится ли магазин или торговый павильон в собственности или же арендуется. Определяющее значение, повторимся, имеет сам факт осуществления торговли через торговый объект хотя бы раз в квартал.

Сумма торгового сбора

Какую сумму потребуется заплатить в качестве торгового сбора? Точного ответа пока нет, до вступления в силу федерального закона.

Организации и ИП п общему правилу должны будут рассчитывать торговый сбор самостоятельно по каждому объекту торговли. Формула для расчета будет такая:

Торговый сбор

ставка торгового сбора

фактическое значение физической характеристики объекта торговли

Фактическое значение характеристики объекта, это, например, площадь объекта торговли. Ставка сбора описана ниже.

Изменение характеристик объектов торговли

В течение квартала количество торговых объектов или размер торговых площадей может измениться. Такое изменение влияет на сумму торгового сбора. Если количество объектов или их площадь увеличилась, при расчете торгового сбора изменения нужно учитывать с начала квартала, в котором изменение произошло. Если же количественные характеристики уменьшились, они снизят размер торгового сбора только со следующего квартала. Об этом сказано в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. № ГД-4-3/11229 .

Ставки торгового сбора для малого бизнеса 2019

Согласно закону о торговых сборах, ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

В целях определения предельных ставок сбора не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные подпунктом 1 пункта 3 .

Ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на 3 месяца, деленную на 50.

Максимальная ставка торгового сбора , установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на , установленный на соответствующий календарный год.

Площадь торгового зала определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 .

Нормативными правовыми актами муниципальных образований, могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Итак, законом предусмотрено ограничения по максимальным ставкам, которые зависят от нескольких различных показателей:

  1. от стоимости патента для розничной торговли (ставка сбора не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца);
  2. от вида торговли (например, ставка сбора по деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв.м. площади розничного рынка);
  3. от площади торгового объекта (ставка сбора для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную сумму налога «по патенту» для розничной торговли, выданного на три месяца и деленную на 50).

Пример расчета максимальной суммы торгового сбора

Есть стационарная торговая точка находится в городе Санкт-Петербург. Площадь составляет 100 кв. м Патент на розничную торговлю на 3 месяца сейчас стоит 30 000 рублей. Поэтому максимальный торговый сбор за квартал () составит 60 000 рублей (30 000 рублей / 50 × 100 кв. м.).

Итак величина торгового сбора связана с размером стоимости патента. А этот размер власти городов федерального значения, вправе увеличивать. Тем самым может увеличиваться и максимальный размер торгового сбора.

Учет плательщиков торгового сбора

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной уполномоченным органом в налоговый орган.

В уведомлении указывается объект обложения сбором (вид предпринимательской деятельности и объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность), а также характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

Плательщик сбора для малого бизнеса представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор для малого бизнеса, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, о расчете сбора, служащее основанием для исчисления и уплаты сбора.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется:

  1. по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  2. по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

В случае, если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения указанного объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора, впервые.

Порядок исчисления и уплаты торгового сбора

Согласно закона, в случае, если ИП состоит на учете по месту прописки, а торговлю и уплату сбора осуществляет в другом городе (например, в городе Севастополь), то уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора будет нельзя. Потому что НДФЛ платится по месту прописки, а не ведения бизнеса.

УСН доходы-расходы

Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» учитывают сумму уплаченного сбора в расходах.

УСН доходы

Организации или ИП на «упрощенке» в дополнение к суммам, на которые сейчас можно (например, на страховые взносы: п. 3.1 ) вправе будут уменьшать налог на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода. Но только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ).

Организации на УСН могут иметь обособленные подразделения (письмо Минфина России от 12.05.14 № 03-11-06/2/22075). И в этом случае единый налог уплачивается головной организацией. Поэтому если головная организация находится, например, не в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, то право на уменьшение налога можно и не получить.

Однако если у вас несколько видов деятельности на «доходной» УСН, на сумму сбора можно уменьшить только сумму налога с доходов от розничной торговли, по которой уплачивается торговый сбор. Поэтому вам придется учитывать доходы от розницы отдельно.

Льготы по торговым сборам

Какая торговля не облагается торговым сбором

Разновидность торговой деятельности
Облагается / не облагается
Комментарий ФНС
Реализация ломбардом предметов залога
не облагается

Продажа продуктов питания предприятиями общепита
облагается в случае продажи через торговые точки
не облагается в случае продажи через объекты общепита
письмо Минфина России от 27.07.15 № 03-11-09/42962
Реализация продукции собственного производства
облагается, если продажа осуществляется через торговые объекты
не облагается, если продажа осуществляется минуя торговые объекты
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730
Использование офиса для заключения договоров купли-продажи
не облагается, если офис не оборудован для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730
Продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг
не облагается
письмо Минфина России от 27.07.15 № 03-11-09/42966
Интернет-торговля, при которой товар доставляется курьером
облагается
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730

Рекомендуемые формы уведомлений для плательщиков торгового сбора, ТС-1, ТС-2

Федеральная налоговая служба разработала формы, форматы и порядок заполнения уведомлений для плательщиков торгового сбора (письмо от 10.06.15 № ГД-4-3/10036@). Данные уведомления необходимо заполнять тем организациям и индивидуальным предпринимателям, которые подпадают под уплату сбора.

Как известно, торговый сбор может быть введен с 1 июля 2015 года в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На сегодняшний день .

Как рассчитать торговый сбор - этот вопрос волнует многих московских предпринимателей, занимающихся торговлей. Что же это за платеж, как он рассчитывается, какие есть льготы и почему вопрос расчета торгового сбора беспокоит именно москвичей?

Что такое торговый сбор?

Торговый сбор (ТС) — это сравнительно новый (введен в 2015 году) платеж в бюджет для налогоплательщиков, занимающихся торговой хоздеятельностью. Ему посвящена глава 33 НК РФ. Согласно НК РФ, этот платеж может быть введен только в Москве, Петербурге и Севастополе путем принятия соответствующих нормативных актов. На текущий момент (октябрь 2017 года) такой нормативный акт принят только в Москве — закон «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62. Именно поэтому вопросы, связанные с ТС, волнуют главным образом москвичей. Хотя питерцам и жителям Севастополя успокаиваться не следует. В последнее время руководство страны нередко упоминает о наметившейся тенденции к экономическому росту и в связи с этим в 2018 году не исключены решения, связанные с повышением налоговой нагрузки на бизнес.

Плательщики торгового сбора и объект обложения

Плательщиками ТС являются организации и ИП, осуществляющие торговую хоздеятельность. В соответствии со ст. 413 НК РФ, к ней для расчета ТС относится:

  1. Использование стационарных и нестационарных торговых точек, как с торговыми залами, так и без них (за исключением АЗС без торговых залов).
  2. Реализация товаров со склада.
  3. Организация розничных рынков.

Если хозсубъект, занимающийся торговой деятельностью, применяет в ее отношении патентную систему налогообложения или является плательщиком единого сельхозналога, то он освобождается от уплаты ТС.

Объект обложения ТС — используемая хозсубъектом торговая точка (как стационарная, так и передвижная).

ВАЖНО! Объект налогообложения ТС возникает именно при использовании объекта для осуществления торговой деятельности. Сам факт наличия торговой точки в собственности или в аренде еще не является основанием для начисления ТС.

Период обложения и ставки торгового сбора

Периодом обложения по ТС является квартал.

НК не определяет конкретных ставок по ТС, предоставляя это право органам власти соответствующего города. Кодекс только устанавливает два варианта расчета ТС: фиксированная сумма на определенный хозобъект либо ставка за единицу его площади. Также НК РФ содержит предельные значения налоговых ставок по ТС.

ВАЖНО! Для объектов торговли (кроме розничных рынков) ставка ТС не должна быть больше, чем стоимость патента на три месяца по соответствующему виду хоздеятельности.

Для розничных рынков установлена предельная ставка — 550 руб. за 1 кв. м площади, подлежащая ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.

Теперь рассмотрим, какие ставки ТС существуют фактически в единственном регионе, где он на сегодня введен, — в Москве (ст. 2 закона № 62).

Ставки ТС в Москве зависят от тарифных зон:

  • Центральный административный округ (ЦАО) Москвы;
  • районы за МКАД (в т. ч. Новая Москва);
  • районы внутри МКАД (кроме ЦАО).

ВАЖНО! Ставка ТС не зависит ни от фактической выручки, ни от периода, в течение которого осуществляется торговля. Даже если точка работала только в течение одного дня, уплате подлежит полная сумма ТС, причитающаяся за квартал.

Льготы по торговому сбору

Льготы по ТС можно разделить на 2 группы — по сфере деятельности и по месту осуществления торговли (ст. 3 закона № 62).

В зависимости от вида хоздеятельности ТС не платится:

  1. Почтовыми организациями.
  2. Автономными, бюджетными и казенными учреждениями.
  3. Религиозными организациями (в части торговли в культовых зданиях и прилегающих земельных участках).
  4. Бизнесами, реализующими билеты в кинотеатры, театры, музеи и другие учреждения культуры, если выручка от реализации билетов составляет не менее 50% от общей выручки.
  5. При осуществлении торговли через нестационарные объекты со специализацией «Печать». Размещение объектов должно соответствовать регламенту, утвержденному правительством Москвы.
  6. При оказании парикмахерских и бытовых услуг (стирка, химчистка, ремонт одежды и обуви и т. п.) не облагается ТС сопутствующая торговля, если она ведется на площади, не превышающей 10% от общей площади помещения, используемого для основного вида хоздеятельности.
  7. При розничной торговле книгами, газетами, журналами, если доля выручки от их реализации за расчетный период составляет не менее 60% от общей выручки торговой точки.
  8. При реализации товаров через торговые (вендинговые) автоматы.
  9. Если торговая точка является автозаправочной станцией, не имеющей торгового зала.

По месту осуществления торговли ТС не платится:

Не знаете свои права?

  • При торговле на ярмарках.
  • При торговле на территории розничных рынков — в этом случае ТС платят организаторы рынка.
  • При разносной торговле, осуществляемой в помещениях автономных, бюджетных и казенных учреждений.
  • При торговле на территории агропродовольственного кластера (АПК). Понятие АПК содержится в п. 10 ст. 1 закона Москвы «О продовольственной безопасности города Москвы» от 12.07.2006 № 39. Согласно данному нормативному акту, под АПК понимается форма взаимодействия между управляющей организацией и другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и оборот сельхозпродукции на земельном участке, находящемся в собственности управляющей организации.

Порядок исчисления и уплаты торгового сбора

В первую очередь, налогоплательщик должен встать на учет в качестве плательщика ТС. Для этого подается специальное уведомление, утвержденное приказом ФНС РФ от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@. Скачать его вы можете по ссылке .

Этим же приказом утверждены формы уведомлений, подаваемых при изменении параметров объекта (например, площади торгового зала) и в случае снятия объекта с учета при прекращении хоздеятельности.

Посмотреть и скачать уведомление о снятии объекта с учета можно на сайте ФНС по ссылке .

Уведомление подается в налоговую инспекцию по месту регистрации хозобъекта, используемого для осуществления торговли. В случае если таких объектов несколько и они расположены в разных районах города, то все они указываются в одном уведомлении. Документ нужно подать в налоговую инспекцию, в зоне обслуживания которой находится хозобъект, указанный в уведомлении первым (письмо ФНС РФ от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@).

Если же торговля осуществляется без использования хозобъектов недвижимости, то уведомление подается по месту регистрации юридического лица или по месту жительства предпринимателя.

Срок подачи уведомления — 5 рабочих дней с даты начала торговой хоздеятельности.

В случае если бизнесмен прекращает торговлю на том или ином объекте, то ему, чтобы не нести лишние затраты по уплате ТС, нужно подать заявление о снятии с учета в ту же инспекцию, куда подавались документы о постановке на учет. Деятельность будет считаться прекращенной с даты, указанной в заявлении.

Сумма ТС зависит не от количества дней, в течение которых осуществлялась торговая деятельность, а от самого факта ее ведения в течение квартала (хотя бы и один день). Поэтому с точки зрения оптимизации затрат лучше по возможности начинать хоздеятельность в начале квартала, а завершать — в конце.

Как рассчитать торговый сбор в 2018 году?

Расчет ТС в 2018 году осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Для этого нужно ставку ТС умножить на физический параметр объекта. Этим параметром может быть либо количество хозобъектов данного вида (если облагается сам объект), либо площадь хозобъекта (если по данному виду торговых точек облагается единица площади).

Срок уплаты ТС — до 25 числа месяца по истечении расчетного квартала.

Пример

ИП Смоленцев Семен Федорович владеет следующими торговыми точками:

  1. Магазином площадью 70 кв. м в Новой Москве.
  2. Двумя павильонами площадью 30 кв. м и 35 кв. м внутри МКАД (за пределами ЦАО).
  3. Ларьком в ЦАО.

Как рассчитывает торговый сбор Смоленцев С. Ф.:

  1. за магазин — 21 000 руб. + (50 руб. × 20 кв. м.) = 22 000 руб.
  2. За павильоны — 2 × 30 000 руб. = 60 000 руб.
  3. За ларек — 1 × 81 000 руб. = 81 000 руб.

Общая сумма ТС за квартал, подлежащая уплате Смоленцевым С. Ф.:

22 000 + 60 000 + 81 000 = 163 000 руб.

Влияние торгового сбора на расчет других налогов

Понятно, что любого бизнесмена не радует перспектива увеличения налоговых платежей по его компании. Но в случае с ТС эти затраты можно компенсировать за счет снижения выплат по другим налогам.

НК РФ позволяет предпринимателям уменьшить на сумму ТС причитающийся к уплате НДФЛ (п. 5 ст. 225). Также сумма ТС, в зависимости от применяемого режима налогообложения, может быть включена в затраты, принимаемые при расчете налога на прибыль (п. 10 ст. 286) или УСН (объект «доходы минус расходы», подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если же по УСН налогоплательщик выбрал объект «доходы», то он может уменьшить налог, подлежащий уплате, на сумму уплаченного ТС (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Однако это правило действует только в том случае, если по соответствующему хозобъекту было своевременно подано соответствующее уведомление. Сам факт уплаты ТС еще не дает права на его включение в затраты или на снижение налоговых платежей.

Если вы планируете заняться торговой деятельностью в Москве, то для правильного расчета и уплаты ТС нужно сделать следующее:

  1. Выяснить, нужно ли вам вообще его рассчитывать. То есть проверить, не входит ли ваш вид хоздеятельности или планируемое место торговли в льготные списки.
  2. Если платить ТС все-таки нужно — в первую очередь своевременно (в течение 5 рабочих дней с даты приобретения объекта) подать уведомление о постановке на налоговый учет.
  3. Определить, к какой категории относится ваша торговая точка и к какой тарифной зоне — место торговли. На основании этих данных вы узнаете ставку налога и тот физический параметр, к которому она применяется.
  4. Рассчитать сумму ТС к уплате в бюджет, умножив ставку на физический параметр (количество объектов или площадь торгового зала).
  5. Вовремя заплатить ТС — до 25-го числа следующего за отчетным кварталом месяца.

Если вы торгуете в Севастополе или Санкт-Петербурге, следите за местным законодательством, поскольку данные города могут также установить ТС.

Торговый сбор является местным платежом и устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411 , главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации - далее НК РФ).

Плательщики торгового сбора

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ().

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентую систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Постановка на учет(снятие с учета) в качестве плательщика торгового сбора

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (пункт 1 статьи 416 НК РФ).

Постановка на учет производится на основании уведомления в течении 5 дней после его получения налоговым органом. В течение 5 дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство (пункт 3 статьи 416 НК РФ).

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет в налоговый орган соответствующее уведомление.

Форма и формат уведомления о постановке на учет (снятия с учета) в качестве плательщика торгового сбора

Сроки для уплаты торгового сбора, код бюджетной классификации

Уплата сбора производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца , следующего за периодом обложения, т.е. квартала (пункт 2 статьи 417 НК РФ).

Код бюджетной классификации

182 1 05 05010 02 1000 110

182 1 05 05010 02 2100 110

182 1 05 05010 02 2200 110

182 1 05 05010 02 3000 1100

Льготы по уплате торгового сбора

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 410 НК РФ).

Особенности регионального законодательства

Информация ниже зависит от вашего региона (77 город Москва )

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Коды бюджетной классификации по Торговому сбору, действующие в городе Москве


Код бюджетной классификации

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 05010 02 1000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2100 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2200 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 05010 02 3000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (прочие поступления)*

182 1 05 05010 02 4000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

182 1 05 05010 02 5000 110


Торговый сбор является местным платежом и устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной, мелкооптовой и оптовой торговлей товарами через объекты движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) (статьи 411, 412 НК РФ главы 33 НК РФ).

К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков ().

На орган исполнительной власти города Москвы, выполняющий функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики возлагаются полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором.


09.09.2016

77 город Москва
Порядок учета сумм торгового сбора индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения
05.09.2016

Информация для индивидуальных предпринимателей и организаций, которые работают в Москве и платят торговый сбор. Налоговики выпустили разъяснение, из которого следует, что один объект налогообложения дважды торговым сбором не облагается.

Что случилось?

ФНС в письме от 7 июля 2018 г. N СД-4-3/13187@ разъяснила, как проводится работа по постановке на учет новых объектов обложения торговым сбором. В ведомстве уточняют, что при выявлении нового объекта налоговым органом или добровольной постановке его на учет, предприниматель должен направить в ИФНС уведомления по форме N ТС-1, утвержденной Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@. Когда приходит такой документ, проводится проверка. Если идентичный объект уже облагается сбором, то его на учет во второй раз не поставят, а значит, торговый сбор с него платить дважды не придется.

Почему это важно?

Вопрос о постановке на учет объекта в большей степени касается ситуаций, когда предприниматель в течение одного квартала уведомляет о постановке на учет объекта и снятии его с учета. Как поясняют налоговики, объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества, которое используется хотя бы один раз в течение квартала. Поэтому проверки объектов, поставленных на учет, проводятся в пределах квартала. Поэтому повторное взимание сбора с одного и того же объекта исключено.

Что делать?

Закон требует, чтобы предприниматели уведомляли налоговые органы об использовании торговых объектов не позднее 5 дней с начала их работы. Если объект не используется, в ИФНС надо подать уведомление по форме N ТС-2, чтобы он был снят с учета и в отношении него не начислялся торговый сбор.