ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Деятельность человека и её основные виды. Виды деятельности

Природа заложила в нас главные отличия от животных – разум и деятельность. Постоянное бездействие неизбежно приводит к деградации личности, поэтому деятельность является важнейшим инструментом развития. Виды и формы деятельности человека на сегодняшний день достаточно разнообразны - это игра, учение и труд. Игра несет функцию развлечения и отдыха. Учение помогает в приобретении навыков и знаний. А труд способствует формированию и росту личности. Деятельность играет главную роль в жизни человека. И чтобы знать, куда направить свою энергию, разберемся, какие виды деятельности существуют в природе.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности – создать идеальную систему материального мира;
  • художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности – творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности – созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам. На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и пр.
Все основные виды деятельности - игра, учение, труд -присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих де-ятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее зна-
1 Теплое Б.М. Ум полководца // Избранные труды: В 2 т. - М., 1985. -Т. 1.-С. 253.чение для развития личности, другие - меньшее. А.Н.Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.
Ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьника - учебная деятельность, для взрослого - труд. Игровая и учебная деятельность создают условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхож-- дения в трудовую деятельность взрослых.
Вопросы и задания
1. Что такое деятельность?
2. Какая деятельность называется ведущей и почему?
3. Как связана деятельность со знаниями и умениями?
4. Всегда ли переживание успеха в какой-либо деятельности соответствует ее результату?
5. Какими способами учитель может поддержать успешную деятельность школьника?

Еще по теме 1.5. Основные виды деятельности:

  1. В экономической сфере, как и в ряде других, изобретения могут быть двух основных видов: Изобретения
  2. Классификация и основные виды договоров в гражданском праве.
  3. М. Формы и методы проведения перестраховочных операций. Основные виды перестраховочных договоров. М.,
  4. 3.4. Формирование бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности предприятия при совмещении общепринятой системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Существуют различные классификации видов деятельности:

1. По способу осуществления:

- практическая деятельность (преобразование объектов природы и общества). Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную (преобразование общества);

- духовная деятельность, связана с изменением сознания людей. В нее входят:

Познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);

Ценностно-ориентировочная деятельность (отношение лю­дей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоз­зрения);

Прогностическая деятельность (планирование и предвидение возможных изменений действительности).

2. По характеру человеческой активности:

Созидательная деятельность - производство материальных и духовных ценностей;

Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу (загрязнение окружающей среды) и общество (войны, нашествия и пр.).

3. По творческой роли в социальном развитии:

Репродуктивная деятельность - направленная на получение известного результата труда;

Продуктивная деятельность - производство новых идей, способов достижения цели.

4. В зависимости от соответствия общекультурным цен­ностям и социальным нормам:

Законную и незаконную;

Моральную и аморальную.

5. В зависимости от новизны целей, результатов, средств:

Однообразную, шаблонную, монотонную;

Инновационную, изобретательскую, творческую.

6. В зависимости от общественных сфер, в которых дея­тельность протекает

Экономическая (производственная, потребительская и др.);

Политическая (государственная, военная, международная и др.);

Социальная;

Духовная (научная, образовательная, досуговая и др.)

7. По способу формирования человека как личности:

- игра;

Общение.

Труд - целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достиже­ние общественно полезного результата. Отличительной особен­ностью трудовой деятельности является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных ре­зультатов, заранее ожидаемых результатов. Труд, как целесооб­разная деятельность, начался с изготовления орудий труда. На­личие орудий труда и специальной подготовки является специ­фической особенностью трудовой деятельности человека. Толь­ко люди способны действовать на окружающую среду с помо­щью специально созданных средств труда. Для успеха необхо­димо мастерство, умения, знания. В любой трудовой деятельно­сти ее участники решают какую-то определенную задачу, пла­нируют свои действия, предвосхищают результат.


Игра - первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искусственно смоделированных си­туациях Основной мотив не в результате, а в самом процессе. Игры часто имеют характер развлечений, преследующих цель получения отдыха. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных заня­тий, спортивных увлечений. Наиболее существенной особенно­стью игровой деятельности является ее двуплановость:

С одной стороны, играющий осуществляет реальное дейст­вие;

С другой стороны, действия носят условный характер. Игра в развитом виде включает роли, которые берут на себя играю­щие Роль - это соответствие принятым (условным) нормам по­ведения в игровой ситуации.

Занимаясь любой деятельностью, человек чему-то учится, а, значит, изменяем себя самого. Цель учения - приобретение знаний иовладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.

В процессе совместной работы люди общаются друг с дру­гом, обмениваются практическим опытом и способами деятель­ности, т.е. находятся в общении.

В современной отечественной науке существуют разные точки зрения на то, как связаны деятельность и общение:

1) эти понятия отождествляют;

2) деятельность и общение противопоставляются друг другу;

3) общение рассматривается наряду с деятельностью как са­мостоятельное, но равноправное явление.

В учебных пособиях чаще представлена первая точка зре­ния.

Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия лю­дей и социальных групп, в ходе которого происходит обмен ин­формацией, опытом, результатами деятельности. В мире обще­ния, происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а субъ­ектом.

В зависимости от разнообразия субъектов выделяют сле­дующие виды общения:

Общение между реальными субъектами (двумя людьми);

Общение реального субъекта с иллюзорным партнером (об­щение с животным),

Общение реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний диалог);

Общение воображаемых партнеров (художественных пер­сонажей).

Все виды деятельности взаимосвязаны между собой и в по­вседневной жизни их трудно отделить друг от друга. Так, в про­цессе труда человек может общаться с партнёром, устраивая иг­ру в виде соревнования, обучаясь новым навыкам, и в этом про­цессе получить принципиально новые знания о мире, познавая его законы. Ряд ученых выделяет как вид деятельности наряду с трудом, игрой, общением и познание (учение в данном случае трактуется как частный вид познания).

Виды деятельности человека - довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд . Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности , но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность (труд ) - это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:

  • практическую деятельность (или продуктивную деятельность - изменение объектов природы, либо изменение общества);
  • духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).

Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида - учения, или обучения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование ) - это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение - это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность (игра ) - вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное - участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» - все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.

Многообразие деятельности.

Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи - четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.

Деятельность

Дополнительные материалы по теме "Деятельность - как средство существования".

Многообразие деятельности.

Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек — продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов — «второй природы».

Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер . Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям.

Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:

субъект — тот, кто осуществляет деятельность;

объект — то, на что направлена деятельность;

цель —ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и сам результат.

В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека.

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной деятельности.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества).

Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.

Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

Основные понятия:

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей. Основное содержание деятельности состоит в изменении и

преобразовании мира, создании того, чего нет в природе. Деятельность человека проявляется в различных сферах и имеет разнообразный характер. Она является непременным условием существования и развития человека и общества.

Деятельность мыслительная (мышление) - процесс познавательной деятельности человека, движение мыслей; отражение сознанием человека окружающего мира в представлениях, понятиях, суждениях, теориях и т. п., способность человека создавать новые идеи, планировать свои действия, предвидеть события.

Деятельность политическая включает в себя государственное управление,

воздействие политических партий на ход общественных процессов, принятие государственных решений, различные формы участия широких народных масс в политической жизни общества.

Деятельность практическая - деятельность, направленная на преобразование реальных объектов природы и общества.

Труд - деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.

Общение - преобразование информации в процессе взаимодействия. Процесс установления и развития взаимоотношений и контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей.

Учеба - изучение опыта предшествующих поколений

Творчество - деятельность человека, создание нечто нового, ничего ранее не существовавшего.

Игра - деятельность, характеризующаяся выполнением реальных действий воображаемыми средствами