ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Проекты в дет саду старшая группа. Исследовательские проекты для дошкольников

Статья

Проекты в детском саду

Коробова Татьяна Владимировна,
преподаватель ГБПОУ "Педагогический Колледж №4
"
Санкт-Петербурга

Введение

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

В представленной статье кратко раскрываются теоретические основы реализации проектов в ДОУ и предлагается примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений и студентам Педагогических Колледжей и вузов, обучающимся по специальности "Дошкольная педагогика".

Метод проектов

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.

Способы разработки проектов в ДОУ

1. Системная паутинка по проекту

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.

КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.

3. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Классификация тематических проектов в ДОУ

1. По доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательско - творческий

Ролево - игровой

Творческий

Информационный (практико-ориентированный)

2. По предметно- содержательной области:

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

3. По характеру координации:

Непосредственный

Скрытый

4. По характеру контактов:

С воспитанниками одной группы

С воспитанниками нескольких групп

С воспитанниками всего ДОУ

5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

Краткосрочные (1 – 3 недели)

Средней продолжительности (до месяца)

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

1. Исследовательско - творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).

2. Ролево - игровой . Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.

3. Информационный (практико-ориентированный) . Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)

4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Что такое "проект"?

Каждый проект - это "пять П":

Проблема;

Проектирование (планирование)

Поиск информации;

Продукт;

Презентация

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

2. Тема проекта и ее происхождение.

3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.

4. Системная паутинка проекта.

5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

6. Краткое содержание проекта:

* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

7. Описание продукта проекта : для детей, для педагогов, для членов семьи

8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, Я ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ!

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ

Дошкольное образование - важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать обучение в ДОУ. Один из способов сформировать учебный процесс - внедрить проекты в детском саду.

Для чего нужны проекты в детских садах

Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения - дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия - сложение и вычитание.

Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

  1. По доминирующему принципу.
  2. По характеру содержания и информативности.
  3. По роли ребенка в проекте.
  4. По особенностям проводимых контактов.
  5. По количеству участвующих в проекте людей.
  6. По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Ролевые с элементами игры.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

  • исследовательские;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • комплексные;
  • творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Документы, необходимые для реализации проекта

Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Составить цель проекта.
  2. Разработать план достижения цели.
  3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составить план-схему проекта.
  5. Собрать необходимый материал.
  6. Включить в проект занятий разные виды деятельности.
  7. Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.

При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:

  1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
  2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели.
  3. Выполнение проекта - практическая часть.
  4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Проекты для разных возрастных групп в ДОУ

В детских садах существует разделение на следующие группы:

  • ясельная - от 1,5 до 2 лет;
  • младшая - от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
  • средняя - от 4 до 5 лет;
  • старшая - от 5 до 6 лет;
  • подготовительная - от 6 до 7 лет.

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям - не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям - не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе - это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

Образцы проектов по ФГОС

Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:

  • пояснительная записка;
  • паспорт проекта;
  • циклограмма его реализации;
  • этапы работы над ним;
  • итоги;
  • отзывы участников.

Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.

В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога. Образец паспорта проекта в ДОУ по ФГОС можно посмотреть .

Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.

Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй - 11, а третий - 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.

Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Д.Д.Яфарова с.Татарский Канадей

ПРОЕКТ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Старшая группа

Воспитатель: Санжапова Г.Р.

2014 – 2015 уч. г.

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель : формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта в виде презентации.

Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц» .

Проведение акции «Птичья столовая»

Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

Совместно с ребенком сделать кормушку.

Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в дошкольную группу.

5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I. Игровая деятельность:

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Театрализация.

Подвижные игры.

Упражнения на дыхание.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

II. Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины

III. Беседы.

IV. Решение проблемной ситуации .

V. Наблюдение за птицами зимой.

VI. Труд. VII. Коммункация.

VIII.Творческое рассказывание.

IX. Художественное творчество:

Рисование.

Лепка из пластилина.

Аппликация.

X. Музыка.

XI. Работа с родителями.

Ожидаемый результат.

Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Улучшение предметно-развивающей среды.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.


« Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э.Н. Голованова


Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Домашние задание родителям Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка. Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Игровая деятельность Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».

Лото. Лабиринт Зимующие птицы.

«Разрезные картинки»

Подвижные игры

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Беседы:

«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Наблюдение за птицами зимой:

Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

Труд:

изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Коммуникация :

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Художественное творчество :

Рисование «Снегири».

Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.

Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»:

Цель: учить лепить птиц из целого куска.

Аппликация «Синичка».

Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания. Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

III этап - заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации. Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц». Проведение акции с родителями «Птичья столовая»

Результаты реализации проекта.

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №108» г. Саратова

Проект в ДОУ – что это такое? Виды проектов, используемых в детском саду.

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

Сенина Юлия Викторовна

2017 г.

Что представляет собой проектная работа в детском саду?

Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

«игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной. Вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовленного детского завтрака, устройство клумб.

К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу: исследовательские, творческие, информационные, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности (среднесрочный) и долгосрочный).

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей.

Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.

Тематика проектов самая разнообразная.

Ну, например, ходовой для детских проектов является тема «Семейное дерево» или «Моя семья». Этот проект может реализоваться по-разному – в виде коллективного панно с фотографиями семьи каждого ребенка в группе, либо нарисованного большого дерева, или выставки детских работ на тему семьи ребят.

Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.

Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам

Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.

Чтобы долго не искать информацию, предлагаю посмотреть в Интернет-магазине «УчМаг», поскольку там есть абсолютно любая методическая литература, включая отличные пособия по нашей теме:

    «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет» ;

    «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ» ;

    «Проекты в ДОО: теория и практика развития детей» ;

    «Проекты в ДОО. Практика обучения детей 3-7 лет. Программа для установки через Интернет» ;

    «Программа развития ДОУ. Компакт-диск для компьютера: инновационный образовательный проект» ;

Для воспитателей ДОУ, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, в таких методичках можно найти все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.

Виды проектов в детском саду

В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:

    Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;

    Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;

    Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;

    Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.

По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя» и т.д.;

    межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года» и т.д.;

    творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»,

«Любимые сказки», «Мир природы», «Рябины России» и т.д.;

    групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Юганские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия» и.т.д.;

    индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица» и т.д.;

    исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье» и т.д..

Может показаться, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект - выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования

неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект - осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект - осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект - выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности - рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию); сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев) - решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в детский сад домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.

Название – проекты – для нашего уха звучит очень серьезно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.

Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Проектная деятельность - метод реализации индивидуального подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников ДОУ, в ходе которой дошкольники расширяют кругозор, словарный запас, получают новые знания и учатся находить им практическое применение. Детский интерес служит источником вдохновения для реализации серьезных и увлекательных задач. - результат совместной деятельности взрослых (родителей и педагогов) и детей, направленный на:

  • развитие предметных навыков и знаний у дошкольников;
  • формирование компетентностей, необходимых для успешной учебы в школе (анализировать собственные возможности, ставить задачи, находить пути и оптимальные средства их решения);
  • гармоничное развитие личности ребенка (дети учатся работать в коллективе, находить компромиссы, добиваться поставленных целей, демонстрировать лидерские качества и инициативность, уверенно себя вести в ситуации неопределенности).

Готовые проекты в детском саду: характеристика педагогической инновации

Метод готовых проектов в детском саду позволяет в полной мере развить творческие способности и познавательные инициативы детей, при участии взрослых решать познавательно-практические задачи. Инновация, которая появилась в педагогической копилке дошкольного образования относительно недавно, сегодня ориентирована на раскрытие потенциала детей, синтез образовательных областей, теоретических и практических знаний. Парадоксально, но проектная деятельность в равной степени важна и для детей, и для взрослых, поскольку стимулирует креативное мышление, повышение профессионального мастерства и качество образования в целом.

Проектная деятельность предполагает интеграцию нескольких видов деятельности под эгидой единой тематической плоскости поставленной проблемы, глубокое и всестороннее изучение проблемы. Благодаря ней в педагогическом процессе появляются новые методы воспитания и обучения, привносятся новые идеи, а дошкольники формируют единую картину мира, а детский сад реализует развивающие, образовательные и здоровьесберегающие технологии. Основная цель детских проектов в ДОУ по ФГОС заключается в:

  • получении опыта творческой деятельности, воображения, развитии свободной самостоятельной личности;
  • способствует формированию общеучебных навыков, практики коллективного творчества и сотрудничества с одногодками, членами семьи и педагогами;
  • создании эмоционально-ценностного отношения к окружающему;
  • стимулировании познавательных способностей, мышления;
  • приобщения к выполнению заданий нарастающей сложности, имеющих практическую ценность;
  • развитии коммуникабельности.

Поскольку семья чаще всего является комфортной и жизненно необходимой средой, взаимодействие с членами семей воспитанников является необходимостью для достижения поставленных целей и гармоничного развития личности дошкольника.

Методика базируется на принципе «я познаю то, что мне пригодится, и знаю, где и как я смогу применить полученные навыки и знания», который обеспечивает баланс между теоретическими и практическими навыками. Она позволяет активизировать природную любознательность детей и направить ее в нужное русло. При этом ребенок всегда остается «ведущим», а воспитателю отводится роль «ведомого», подчиняющегося интересам и желаниям дошкольника, но курирующего его деятельность. Это позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу принципов сотрудничества в совместной деятельности.

Практика применения проектов в деятельности ДОУ доказывает, что воспитанникам она:

  • дает гибкость мышления и самостоятельность в принятии решений;
  • стимулирует использование сенсорики в решении задач на практике;
  • позволяет осознать границы знания и незнания.
  • Воспитатели также ощущают положительную динамику, поскольку:
  • практикуют поисковую профессиональную деятельность;
  • учатся планировать работу в соответствии с интересами и способностями детей;
  • самостоятельно планируют воспитательно-образовательный процесс.

К сожалению, педагоги дошкольного образования часто нуждаются в методической помощи, консультациях, мастер-классам по передовой проектной технологии, поскольку зачастую демонстрируют недостаточную осведомленность о принципах реализации и особенностях проектной деятельности, нежелание отказываться от привычной учебно-воспитательной системы, отсутствие мотивации на повышение профессионального мастерства и проявление инициативности. Далеко не все понимают разницу между проектной и исследовательской деятельностью: проект - способ организации работы, завершающейся конкретным решением, применимым на практике.

Проектная деятельность в ДОУ имеет следующие характеристики:

  1. Проектная работа призвана решать не учебные, а жизненные проблемы, интересующие одного воспитанника или группу детей. Именно поэтому важно, чтобы исследуемая проблема была актуальной для малышей, а не была навязана педагогом.
  2. Методом проектов целесообразно решать только те проблемы, которые не допускают линейного (простого) решения. Поскольку проектирование - интеллектуально, трудо- и ресурсозатратный метод, к нему прибегают для решения действительно сложных и важных задач.
  3. Каждый проект объединяет ограничение по ресурсам, срокам и строгим требованиям к готовому продукту. Детям легче настроиться на деловой лад, зная, что они действуют во «взрослых» условиях и решают важные проблемы. Так, малышам, следует понимать, как распределить свое и время воспитателя, сколько бумаги, красок, карандашей или пластилина потребуется на выполнение проекта, каким должен быть итог работы (что-то материальное, что можно представить, потрогать, увидеть). Последний момент очень важен, поскольку завершением проекта является продукт, а результатом деятельности являются навыки и компетентности, которые получили дети. Смешивать понятия продукта и результата нельзя, как и создавать проекты на патриотизм, дружбу, понимание. Подобные проекты допустимы, но в ином ключе: для приобщения к чувству патриотизма, можно изучать генеалогическое дерево семьи, изучать жизнь великих земляков, а для дружбы - составить коллаж из фотографий с друзьями, коллективно выполнить важное дело - ухаживать за растениями, сделать кормушку для птиц, чтобы в процессе выполнения подружиться. Продукт проектной деятельности дошкольников должен быть социально и материально значимым.
  4. Проектная деятельность на всех этапах детства предполагает командную работу. Командообразование позволяет детям понять, как взаимодействовать с родителями и воспитателями, кого привлекать в качестве подмоги.

Проектная деятельность в детском саду: разновидности готовых проектов

Прежде чем приступать к реализации проектной работы в детском саду, воспитателям важно уяснить разницу между следующими видами деятельности:

  • исследовательская - позволяет больше узнать о проблеме или интересующем явлении (предмете), найти истину;
  • продуктивная - предполагает простейшее решение задачи;
  • проектная - подразумевает не только решение проблемы, но и развитие ситуации, потому в рамках проекта дошкольники могут использовать и продуктивную, и исследовательскую, и учебную деятельность, но все они должны приводит к созданию определенного продукта.

Таким образом готовые проекты в детском саду по ФГОС отличаются:

  1. наличием проблемы, которую нельзя решить прямым действием;
  2. социальной или личностной мотивированностью всех участников процесса;
  3. адресным характером выполнения задачи.

Каждый проект расширяет детские знания в определенной сфере, формирует у них необходимые навыки и умения, позволяет обогатить жизненный опыт дошкольника. Ребята учатся принимать самостоятельные решения, ставить цели и достигать их, развивать мышление, сотрудничать и договариваться с другими участниками группы.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТРИ КРИТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации о реализации проектной деятельности в детском саду, которые помогут не столкнуться с распространенными затруднениями

В зависимости от темы проектов в детском саду их делят на:

  1. Исследовательские - дошкольники проводят эксперименты и опыты, выясняя природу вещей и суть некоторых явлений, которые впоследствии оформляются в виде выставок, презентаций, альбомов или газет. Их отличает социальная значимость тем, актуальность проблемы, наличие четкой структуры и целей.
  2. Игровые - осуществляются с элементами творческих игр, в которых дети становятся сказочными персонажами, решая поставленные перед ними задачи. Между участниками проектной деятельности строго распределяют роли между собой, действуя в рамках ролево-игровой деятельности, представляя себя сказочным персонажем, животным, героев литературных произведений или мультфильмов.
  3. Информационные - дошколята выбирают тему и ее реализацию в соответствии со своими социальными интересами. В ходе работы дети собирают и анализируют информацию, а после на ее основании готовят продукт и презентуют его. В результате они учатся обобщать и анализировать, работать с информацией, делиться полученными сведениями о явлении или объекте с остальными.
  4. Творческие - реализуются в формате детского праздника, театрализованного представления, оформления интерьера, сказки или конкурса. Часто не имеют строго продуманной структуры, действия участников могут быть не распределены. Они отражают характер взаимоотношений между детьми в детском саду, детьми и родителями, дошкольниками и обществом, окружающим миром, педагогами. Все проекты творческой направленности делятся на категории по форме презентации результата, по доминирующей разновидности творчества, по мотиву.
  5. Практико-ориентированные - раскрывают социально важные проблемы, результат деятельности имеет социальный окрас. Такие проекты реализуются при условии четко продуманной структуры, качественного распределения ролей и правильной организации на каждом этапе выполнения.
  6. Открытые - чаще всего используются в рамках разных групп ДОУ, что позволяет вывести проектирование на новый уровень. Когда работа ведется внутри одной возрастной группы, все участники процесса знают личностные и социальные качества друг друга, творческие возможности детей. Контактируя с детьми разных возрастов, воспитанники ДОУ расширяют сферы общения, улучшают коммуникативные и социальные навыки. Совместная деятельность дает им новые эмоции и впечатления, младшие и старшие дети перенимают опыт друг друга.
  7. Досуговые - реализация мероприятий развлекательной и спортивной направленности.
  8. Комплексные - по своему содержанию объединяют несколько типов сразу.

Любые проекты в ДОУ по ФГОС способствуют повышению самооценки детей посредством признания ценности детских достижений и разделяются по срокам реализации на краткосрочные, реализуемые в рамках нескольких занятий, а также среднесрочные и долгосрочные (последние изучаются и осуществляются в течение полугодия или года). По характеру участия ребенка, он может в проектной деятельности быть участником, исполнителем, заказчиком и оценщиком. Поскольку детям не под силу разработать и реализовать проект самостоятельно, им на помощь приходят воспитатели, музыкальные руководители и родители, которым отводится роль наставников. Следовательно, по количеству участников все проекты делятся на индивидуальные, парные, групповые (участники проекта - 3-12 человек) и фронтальные (выполняется всем коллективом группы ДОУ).

  • Индивидуальное проектирование способствует обогащению культурного и социального опыта дошкольника, позволяет ему проявлять инициативу, высказывать свои мысли и переживания, демонстрировать способности, делать ошибки и достижения.
  • Коллективные проекты реализуют стремление детей действовать сообща, желание участвовать в коллективной работе, решении поставленных задач. Все это способствует появлению навыков коллективного сотрудничества, которые формируются посредством приобщения к выполнению общих работ. Выполняя проектную работу, воспитанники ДОУ объединяются, обсуждают проблему, ищут пути ее решения, распределяют обязанности и ответственность, помогают друг другу.
  • Парные проекты выполняются парами детей, что способствует установлению дружеских и партнерских взаимоотношений, позволяет им сформировать навыки сотрудничества, поиска компромиссов, решения сложных задач посредством совместной деятельности.

По характеру взаимосвязей проекты в группе в ДОУ делят на задачи внутри одной возрастной группы, с привлечением детей старше или младше, участием родителей, представителей общественных организаций или учреждений.

Метод проектов на разных этапах дошкольного детства

Предполагают совместную работу взрослых и детей над определенной темой или выбранной проблемой в рамках познавательной деятельности. Проектная методика рекомендована для использования в старших и подготовительных группах ДОУ, несмотря на то, что она может применяться и с детьми более раннего возраста. Педагогу важно учитывать, что возрастные особенности дошкольников непосредственно влияют на их роль в проектировании:

  • младшим дошкольникам свойственно преимущественно наблюдение, а потому для них предпочтительны простые краткосрочные проекты, мини-проекты, которые осуществляются вместе с родителями или при их активном участии;
  • в среднем дошкольном возрасте дети более готовы к партнерским взаимоотношениям, потому они могут осуществлять среднесрочные проекты, раскрывающие интересующие их проблемы;
  • старшие дошкольники могут лучше удерживать интерес, останавливаться, концентрироваться на конкретной задаче, а потому им подходят более продолжительные по времени проекты, которые они реализуют на позициях сотрудничества со взрослыми.

Метод проектов предполагает равноправие взрослых и детей, а потому родители и воспитатели не вправе оценивать или контролировать деятельность малышей. Педагоги стремятся сформировать у детей ключевые учебные компетенции и свойства личности, которые окажутся незаменимыми в будущем.

Методисты выделяют три этапа использования проектов, характерные для разных возрастных групп воспитанников ДОУ:

  1. Подражательный. Дети 3-5 лет активно подражают в своих действиях взрослым, им свойственна исполнительность, потому в реализации проектов им отводится вторая роль. Воспитанники выполняют задачи, подражая взрослому (педагогу или родителю), или действуют по предложенному примеру.
  2. Развивающий. Дошкольники 5-6 лет уже могут активно сотрудничать со сверстниками (находить компромиссы, согласовывать действия, распределять функции), у них есть опыт совместной деятельности. Малышей на этом этапе отличает развитая самооценка и самоконтроль, объективная оценка своих и чужих действий, потому они могут самостоятельно предлагать темы для проектной разработки, ставить цели и находить средства (способы) их реализации.
  3. Творческий. Дети 6-7 лет для осуществления проектов в старшей группе ДОУ нуждаются в создании определенных условий развития творческого начала, однако при этом они без труда ставят цели, определяют содержание своей деятельности, выбирают способы реализации задачи.

В ходе реализации проектной деятельности значение имеет не идеальный продукт, а качество результата, навыки, которые получают дети в процессе работы, активизация любознательности, познавательной активности, настойчивости и другие полезные компетенции.

Задачи Характер развития личности
В младшем дошкольном возрасте
  • под кураторством воспитателя дошкольники входят в проблемную ситуацию;
  • педагог стимулирует их на поисковую и исследовательскую работу, экспериментирование;
  • благодаря практическому опыту у детей проявляются зачатки исследовательской активности;
  • дошколята приобщаются к процессу познания, у них формируются различные компетенции, эмоциональная заинтересованность, развивается воображение, мышление, речь;
  • воспитатели привлекают детей к образному воспроизведению, помогают им знакомиться с явлениями, предметами и их применением;
  • дети учатся понимать поставленную цель, искать способы ее достижения, учитывая новые знания и прошлый опыт.
  1. физическое развитие - происходит стимулирование двигательных способностей, дети осознают важность заботы о своем здоровье (проект «Азбука здоровья»);
  2. социальное развитие - дошкольники ищут способы коммуникации, познания своего места в обществе, своей истории (проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»);
  3. познавательное развитие - представления об окружающем мире расширяются, дети учатся применять сенсорные ощущения на практике (проекты «Мир природы», «Любимые сказки»);
  4. эстетические развитие - овладение художественной деятельностью, знакомство с произведениями искусства и эмоционально-ценностное осознание их (готовые проекты в ДОУ «Здравствуй, Пушкин!», «Мир театра», «В Третьяковской галерее»).
В старшем дошкольном возрасте
  • появляются предпосылки интеллектуальной и поисковой активности;
  • дошкольники под кураторством взрослого находя эффективные методы решения проблемы, а после выполняют эту работу самостоятельно, применяя методы для выполнения поставленных задач;
  • воспитанники ДОУ старшего возраста стремятся общаться со взрослыми на равных, использовать специальные термины, осуществлять совместную деятельность;
  • дети развивают навыки моделирования, экспериментирования, демонстрируют интеллектуальную и поисковую инициативу, делают первые шаги в прогнозировании изменений, используют обобщенные алгоритмы умственной работы;
  • дети нуждаются в осознании картины мира, осуществлении продуктивной деятельности и конструктивного общения;
  • они способны выявить проблему, найти вариант ее решения, продуктивно используя имеющиеся способы, а после проанализировать результаты.
  1. физическое развитие - отношение к собственному здоровью становится осознанным, появляется потребность вести здоровый образ жизни, двигательные способности развиваются (проекты «Секреты Ильи Муромца», «В здоровом теле здоровый дух»);
  2. социальное развитие - формируется положительная самооценка, развивается самопознание, дети овладевают необходимыми коммуникативными компетентностями, осознают значение и силу речи (проекты «Познай себя», «Сказки о любви», «Кто я?»);
  3. познавательное развитие - система знаний становится более структурированной, что способствует развитию творческих и познавательных способностей, выполнению логических операций, стремлению к моделированию и экспериментированию («Весёлая астрономия», «Волшебная страна», «Богатыри земли русской», «Подводный мир»);
  4. эстетическое развитие - дошкольники приобщаются к миру художественных образов и искусства, владеют различными видами творческой деятельности и способами эстетической оценки («Книжкина неделя», «Мир театра», «Великие мастера кисти»)

Этапы реализации готовых проектов в детском саду

Целью являются не готовые проекты , а процесс их реализации, в ходе которого педагоги наставляют, помогают, стимулируют интерес и активное участие детей, а те в свою очередь отвечают вовлеченностью. Работа над любым проектом в детском саду проходит четыре этапа:

Этапы реализации Характеристика
I. Погружение и выбор темы

Воспитатель вместе с дошкольником выбирает наиболее интересную для детей тему, планируют познавательную работу. Методисты рекомендуют использовать систему трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как я могу это узнать?

Педагогам важно не только поддержать ребенка в его стремлении изучать тот или иной вопрос, но и создать условия для познавательной деятельности, организовать с ним диалог. Для успешного выбора действительно актуальной темы воспитатели нередко используют метод создания проблемной ситуации, осознание которой поможет выбрать направление и цель проектной работы.

В качестве темы можно выбрать и раздел дошкольной образовательной программы, но гораздо важнее, чтобы идея будущего проекта исходила именно от ребенка, который бы выразил удивление, заинтересованность, сформулировав ее посредством открытого вопроса, способного стать началом для успешной исследовательской работы, совместной для взрослых и детей.

II. Планирование Педагог планирует процесс осуществления проектной деятельности, содержание, ставит образовательные задачи, продумывает разновидности деятельности, собираем материалы. Затем вместе с воспитанниками он собирает интересные факты, касающиеся предмета проектирования, разрабатывают план работы на примере тематической схемы, чертежа, в который ребенок сможет вносить свои предложения. В идеале, чтобы планированием проекта занялись дети, а воспитатель взял на себя роль куратора.
III. Реализация

На этапе реализации педагогу отводится роль помощника, но не руководителя. Ему важно создать максимально комфортные условия для осуществления запланированного, задействовать как можно больше видов деятельности, что будет способствовать всестороннему развитию детей, его личностных, социальных и учебных компетенций. В ходе проблемного обсуждения активизируется исследовательская деятельность детей, желание анализировать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы. В процессе работы дети являются инициаторами и активными участниками деятельности: они осуществляют поисковую работу, осмысление, передачу опыта, обсуждение, практикуют коммуникацию, творческую и исследовательскую деятельность. У детей должно быть ощущение самостоятельного выбора, для этого педагог должен тонко направлять, курировать, но не доминировать над решениями и выбором воспитанников.

К реализации проекта в ДОУ могут привлекаться другие специалисты (логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

IV. Презентация

Чаще всего презентация готового проекта проводится в формате круглого стола, чаепития, праздника, спектакля, выставки, вернисажа, на которые можно пригласить родителей или членов семей воспитанников.

V. Рефлексия

Завершающим этапов работы над проектом в детском саду является рефлексия всех участников проектной деятельности: педагог на педсовете или в личной беседе с родителями дошкольника рассказывает об изменении собственной позиции в ходе реализации задачи. Как правило, наблюдается поэтапное изменение от обучающе-организующей роли воспитателя в начале работы до корректирующей и направляющей на этапе презентации продукта.

Дети нуждаются в похвале и поощрениях, воспитателю важно обсудить с ними достигнутые результаты, помочь осознать, какие навыки и умения они получили в процессе работы. В ходе общения с дошкольником педагогу важно показать социально важную результативность его труда, показать, что весь путь осуществления проекта был пройден не зря и он может быть использован в дальнейшем. В коллективном анализе результатов проектной деятельности также принимает участие сотрудники научно-методической службы, которые на протяжении всей работы курировали и консультировали педагога.

Продолжительность отдельных этапов реализации проекта зависит от выбранной темы, возраста детей, характера проектной деятельности, числа участников. Важно не только разработать проект, но привести его к созданию готового продукта, который можно будет представить публике. Наличие результата позволит детям испытывать чувство гордости, будет стимулировать инициативность, умение анализировать, планировать, ставить цели и достигать их. Общество получает социально активных, творчески развитых, отмеченных гражданско-патриотическими чувствами детей.

Позиции участников проектной деятельности в детском саду

Проектная деятельность в ДОУ является частью прогрессивного образовательно-воспитательного процесса. Поскольку в силу возраста и отсутствия соответствующего опыта дети не могут самостоятельно найти противоречие, поставить цель, планировать свою деятельность, реализация проектов в детском саду строится на принципам сотрудничества детей и взрослых, которые сопровождают каждый этап работы. Детские проекты в детском саду реализуются в несколько этапов, которые предполагают следующие действия взрослых и детей:

Действия воспитателя Действия дошкольников
Педагог помогает определить цели и темы проекта, сформулировать продукт проектной деятельности, а через игровую ситуацию обозначает задачи выбрать конечный продукт (презентация, спектакль, выставка работ, стенгазета). Малыши вживаются в проблему через игровую ситуацию, осознают цели и задачи работы, дополняют поставленные задачи, таким образом они учатся самостоятельному поиску интересного.
Воспитатель стимулирует активность малышей, помогает им спланировать работу, оценивает необходимые ресурсы, подбирает информацию, оборудование и материалы, способствует формированию благоприятной обстановки в коллективе, консультируется со специалистами, на родительском собрании обсуждает план осуществления долгосрочных проектов или в ходе индивидуальной беседы с родителями - краткосрочных. Воспитанники делятся или объединяются в группы, распределяют роли в рамках групп, договариваются между собой, делят этапы работы.
Педагог дает советы и рекомендации по практической реализации проектов, контролирует и направляет работу, в рамках основной части проектной деятельности в детском саду проводит наблюдения, специальные занятия, прогулки, игры, дает соответствующее задание детям и членам их семей, для поиска материалов и новых способов реализации проекта поощряет инициативу детей и их родителей. Дети приобретают разнообразные навыки и знания, овладевают умениями в ходе реализации проектов в ДОУ по ФГОС.

Воспитатель презентует результаты проектной деятельности посредством оформления альбома или книги (совместно с воспитанником), организуя досуговое мероприятие, праздник, отдельное занятие.

Дошкольники помогают педагогу в подготовке презентации, а после демонстрируют продукт коллективной деятельности воспитателям или родителям.

Подводятся итоги работы с детьми, обобщая педагогический опыт или выступая на педсовете.

Малыши рефлексируют на тему готовых проектов в детском саду, высказывая свои впечатления от работы, оценивают результаты проектной деятельности.

Чтобы ребенок мог реализовать свои потребности, раскрыть способности, сформировать субъектную позицию, педагогу, курирующему его проектную деятельность, следует:

  • представлять ребенка в роли исследователя, полноправного партнера со своим мнением и целями;
  • минимально вмешиваться в процесс выявления проблематики и определения темы (воспитателю достаточно внимательно слушать детей, фиксировать и анализировать их слова);
  • грамотно и в доступной форме обосновывать использование выбранных методов перед родителями воспитанников и другими педагогами;
  • учитывать в первую очередь интересы детей, их потребности, опыт, а после необходимые ресурсы и необходимые временные рамки;
  • создает для детей ощущение самостоятельности, направляя их в проектной деятельности, помогая приходить к нужным выводам, видеть ошибки и правильные решения, чтобы вырабатывать оптимальный алгоритм работы;
  • находить контакты с родителями и, если в этом есть потребность, с другими специалистами (психолог, наблюдая за процессом реализации проекта, сможет сделать полезные для детей выводы);
  • стимулирует интерес и активность ребенка, помогает правильно использовать ресурсы, распределять нагрузку, сглаживать конфликтные ситуации, помогает находить компромиссы, чтобы дети могли проявить свои лучшие качества.

Независимо от того, выполняются долгосрочные или краткосрочные проекты в детском саду , чтобы готовые проекты принесли наибольший результат, педагогу важно оказывать всестороннюю помощь своим воспитанникам, формируя детско-взрослое сообщество, основанное на принципах партнерства. От правильности выбора тактики общения педагога с ребенком зависит успех готового проекта и полученных в результате компетенций, а также активность ребенка и его успех не только в образовании, но и дальнейшей жизни. Выделяют три формы организации партнерства педагогов и детей:

  1. Совместно-индивидуальная - каждый участник выполняет свою часть работы над проектом отдельно, но на завершающем этапе она оказывается частью общего продукта.
  2. Совместно‐последовательная - результат работы предыдущего участника используется для деятельности последующего.
  3. Совместно-взаимодействующая - участники согласовывают действия на каждом этапе осуществления проекта.

Чтобы готовые проекты в детском саду по ФГОС, скачать которые можно по ссылке, позволяли полноценно охватить тему, этот интеграционный метод основывается на многочисленных методических приемах. Стремление дошкольников к познанию является движущей силой проектной деятельности, которая осуществляется под руководством педагогов или родителей. Дети раскрывают свой потенциал, учатся планированию работы, контролю за каждым этапом, прогнозированию и оценке результатов.

Родители могут интересоваться, что непонятно и трудно для выполнения, помочь ребенку найти нужный источник информации, выделить наиболее интересную, оформить ее, помочь украсить готовый продукт. Но при этом взрослым запрещено выполнять какой-либо из этапов без участия ребенка, объясняя свою инициативу его неаккуратностью, неопытностью или неумелостью.

Развития проектного метода: опыт передовых ДОУ

Высокая степень адаптивности передовых педагогических технологий в современном детском саду обеспечивает повсеместное использование перспективного метода интегрированного обучения (метода проектов) в ДОУ, где он позволяет повысить творческое мышление, образовательную и исследовательскую активность детей, обеспечивает открытость воспитательно-образовательной системы для родителей.

В процессе осуществления проектной деятельности дети становятся более социально адаптированными, внимательными и общительными, их игровая деятельность становится структурированной и разнообразной. Меняются и детско-родительские отношения: ребенок интересуется новым, выдвигает идеи, задает вопросы, чем становится более интересен родителям. Претерпевают изменения и алгоритмы взаимодействия ДОУ и семьи: члены семей воспитанников становятся непосредственными участниками образовательного процесса, ощущая чувство удовлетворения за успехи своих детей и свое сопричастие.

Перспективность проектной деятельности заключается в том, что она:

  • создает культурную нишу для стимулирования продуктивной детской инициативы, не предусмотренной традиционными педагогическими методиками;
  • максимально привлекает родителей к продуктивной деятельности, позволяя им стать ближе со своими детьми;
  • позволяет дошкольникам наблюдать и анализировать, сравнивать и обобщать, учиться делать выводы, получают информацию, развивать свои коммуникативные навыки, творческие способности и мыслительные процессы.