ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Международные стандарты по фитосанитарным мерам мсфм. Сертификаты

EUROPEAN AND MEDITERRANEAN PLANT PROTECTION ORGANIZATION

ORGANISATION EUROPEENNE ET MEDITERRANEENNE POUR LA PROTECTION DES PLANTES

ЕВРОПЕЙСКАЯ И СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО КАРАНТИНУ И ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ

05/11589

Translation № 12

Перевод № 12

OFFICIAL EPPO TRANSLATIONS OF

INTERNATIONAL PHYTOSANITARY TEXTS

TRADUCTIONS OFFICIELLES DES TEXTES

PHYTOSANITAIRES INTERNATIONAUX

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОДЫ ЕОКЗР

МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИТОСАНИТАРНЫХ ТЕКСТОВ

INTERNATIONAL STANDARDS FOR PHYTOSANITARY MEASURES

ISPM № 12

GUIDELINES FOR PHYTOSANITARY CERTIFICATES

NORMES INTERNATIONALES POUR LES MESURES PHYTOSANITAIRES

NIMP № 12

DIRECTIVES POUR LES CERTIFICATS PHYTOSANITAIRES

МСФМ № 12

(Russian text / Texte en russe / Текст на русском языке)

2005-02

OEPP /EPPO

1 rue le Nôtre

75016 PARIS

Публикация №12

Май 2001 года

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ФИТОСАНИТАРНЫМ МЕРАМ

РУКОВОДСТВО ПО ФИТОСАНИТАРНЫМ СЕРТИФИКАТАМ

Секретариат Международной Конвенции по карантину и защите растений

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ПРОДОВОЛЬСТВИЮ И

СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ ООН

Рим, 2001 год

Использованные обозначения и презентация материалов в данной публикации не предполагают выражение чьего-либо мнения от имени Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН относительно юридического статуса той или иной страны, территории, города или региона или их властей, или относительно демаркации их границ.

Все права защищены. Воспроизводство и распространение материала из этой публикации для образовательных или других некомерческих целей разрешаются без предварительного письменного разрешения со стороны владельцев авторских прав в том случае, если иточник полностью назван. Воспроизводство материала из этой публикации для перепродажи или других коммерческих целей запрещено без письменного разрешения владельцев авторских прав. Заявления для получения такого разрешения должны направляться Главе Службы управления публикациями, в Отдел информации Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, виале делле Терме ди Каракалла, 00100 Рим, Италия, или по электронной почте на адрес: [email protected].

ФАО , 2001 год

МСФМ № 16: Регулируемые некарантинные вредные организмы: концепция и применение, 2002. ФАО, Рим.

МСФМ № 17: Оповещение о вредных организмах, 2002. ФАО, Рим.

МСФМ № 18: Руководство по использованию облучения в качестве фитосанитарной меры, 2003. ФАО, Рим.

МСФМ № 19: Руководство по перечням регулируемых вредных организмов, 2003. ФАО, Рим.

МСФМ № 20: Руководство по системе фитосанитарной регламентации импорта, 2004. ФАО, Рим.

МСФМ № 21: Анализ фитосанитарного риска для регулируемых некарантинных вредных организмов, 2004. ФАО, Рим.

Международные стандарты на санитарные и фитосанитарные меры (ISPM) могут быть загружены с Международного портала по фитосанитарии .

——————————-

В оригинале МСФМ № 12 2001 года приведена ссылка на Глоссарий фитосанитарных терминов ФАО 1999 года. В существующей на момент перевода версии Глоссария 2003 года ряд терминов, включённых ранее, отсутствуют. Эти термины в данном переводе не приводятся. Определение многих других терминов в значительной степени изменилось. В данном переводе даны определения терминов из современного Глоссария (см. документ ЕОКЗР № 04/11182 – перевод № 2) (примечание ЕОКЗР)

ВКФМ – Временная комиссия по фитосанитарным мерам (примечание ЕОКЗР)

КЭФМ – Комитет экспертов по фитосанитарным мерам (примечание ЕОКЗР)

ВКС – Временный комитет по стандартам (примечание ЕОКЗР)

Руководство по фитосанитарным сертификатам МСФМ N 12 Рим, 2001 год

Стандарт по санитарным фитосанитарным мерам №15 (ISPM 15)

«Инструкция по использованию упаковочного материала из древесины в международной торговле»

Секретариатом Международной Конвенции по защите (карантину) растений ФАО принят Стандарт по санитарным и фитосанитарным мерам № 15 «Инструкция по использованию упаковочного материала из древесины в международной торговле» для предотвращения распространения опасных вредных организмов (точильщиков, капюшонников, златок, усачей, долгоносиков, древогрызов, узконадкрылок, короедов, рогохвостов, сосновой стволовой нематоды) с древесными упаковочными материалами при международном товарообмене.

Согласно вышеприведенному Стандарту, к древесным упаковочным материалам относятся изготовленные из древесины хвойных и лиственных пород поддоны, деннаж (крепежные приспособления, опорные стойки), подкладки, коробки, барабаны, ящики, прокладки, деревянные слеги для погрузки, борта для ящичных поддонов, стеллажи, используемые при закреплении, предохранении или транспортировке товара.

Требования Стандарта №15 не касаются материалов, произведенных из древесины с использованием клея, высоких температур или прессования (клееная и однослойная фанера, ДСП, ДВП, шпон, бумажная продукция).

Согласно Стандарту №15, используемые при экспорте древесные упаковочные материалы должны быть свободны от коры, вредителей древесины и их ходов, а также подвергнуты обеззараживанию методом термообработки или фумигации бромистым метилом.

Окорение – это технологический процесс удаления коры с древесины. Необходимость окорения объясняется тем, что сохраняется большой риск заражения вредителями древесины даже после обеззараживания из-за того, что многие виды вредителей откладывают яйца в кору.

Термообработка – это обеззараживание древесины нагреванием при достижении температуры внутри древесины не ниже +56°С в течение как минимум 30 минут. Эта мера признается эффективной для уничтожения большинства видов вредителей древесины на любой фазе развития.

Камерная сушка «килн драинг» – вид обеззараживания, при котором сушка древесины происходит в камерах с искусственно созданными высокими температурами (выше + 60°С) в течение 3-6 часов с целью достижения заданного процента влажности древесины (обычно не выше 20%), при которой происходит гибель большинства видов вредителей древесины.

Фумигация бромистым метилом проводится в соответствии с технологическими схемами, данными в Стандарте 15. При этом, минимальная температура в камере должна быть не ниже +10°С, а минимальное время экспозиции должно быть равно 16 часам.

Другие методы обеззараживания (фумигация фосфином, сульфурилфторидом или карбонилсульфидом, химическое прессование под давлением, различные виды облучения) могут быть признаны в будущем, если будет научно доказана их эффективность.

В подтверждение произведенного метода обеззараживания, на древесные упаковочные материалы должны быть нанесены маркировочные знаки, разработанные национальными службами защиты (карантина) растений.

Маркировочный знак представляет собой прямоугольник, разделенный на 2 части: в левой части помещен колос и аббревиатура Международной конвенции по защите (карантину) растений (IPPC – International Plant Protection Convention), а в правой – необходимая информация об упаковке: 2-х буквенный код страны происхождения; уникальный номер, присвоенный национальной службой по карантину и защите растений производителю древесных упаковочных материалов (или производившего их обеззараживание); древесина окорена (debarking, DB); сокращенное название произведенного метода обеззараживания: термообработка (heat treatment, HT), камерная сушка “килн драинг” (kiln-drying, KD) или фумигация бромистым метилом (methyl bromide, MB).

Право на использование маркировки дает только национальная служба по карантину и защите растений или организация, официально получившая разрешение от национальной службы по карантину и защите растений.

Промаркированные древесные упаковочные материалы могут использоваться повторно при реэкспорте, если к ним не было добавлено нового древесного материала в стране назначения. В последнем случае они должны обеззаражены заново и перемаркированы в реэкспортирующей стране.

В случае, если ввозимые в страну с грузом древесные упаковочные материалы не соответствуют требованиям Стандарта №15 (то есть поступают без маркировки или фитосанитарных сертификатов), то страна назначения может, в случае обнаружения в них коры, вредителей или ходов насекомых, поступить с упаковкой по своему усмотрению, вплоть до возврата. При этом страна назначения обязана будет представить стране-отправителю научное обоснование такой меры.

Маркировка должна наноситься на каждую единицу древесного упаковочного материала и может быть выполнена в виде штампа, выжигания или нанесения несмываемой краской (кроме красной или оранжевой, используемых в предупреждающих знаках).

В соответствии со Стандартом №15, маркировка древесных упаковочных материалов служит заменой фитосанитарного сертификата. Страны-члены ЕС вводят требования Стандарта №15 с 1 января 2005 года. Остальные страны до официального введения таких мер принимают фитосанитарные сертификаты на древесные упаковочные материалы с указанием произведенного метода обеззараживания.

ФГУ “Росгоскарантин” разработаны образцы маркировочных знаков и рекомендуемая система учета организаций (граждан), производящих древесные упаковочные материалы на экспорт (организаций или граждан, производящих их обеззараживание) (прилагаются).

ФГУ “Росгоскарантин” рекомендует использовать в качестве основного метода маркировки, как наиболее практичного и долговечного, метод выжигания тавровым клеймом. При невозможности его использовать может быть применен штамп, наносимый темной несмываемой краской.

В связи с вышеизложенным, инспекциям необходимо изготовить маркировочные знаки (в виде клейма или штампа) по каждой позиции шаблона в необходимых количествах (образцы знаков прилагаются).

Госинспекторы по карантину растений проводят маркировку древесных упаковочных материалов, произведенных на экспорт (или обеззараженных) только теми организациями (гражданами), которые поставлены на учет и получили личный идентификационный номер.

Для постановки на учет и получения личного идентификационного номера, организации (граждане), производящие древесные упаковочные материалы на экспорт (или производящие их обеззараживание), обращаются в госинспекции по карантину растений и представляют в их адрес следующие документы: заявление, в котором указано ответственное лицо, местонахождение производства, объемы производства, используемые режимы сушки (фумигации) вид и технологические схемы сушильных помещений (фумигационных камер) и складов.

Деревообрабатывающие станки и оборудование, сушильные камеры (фумигационные камеры) должны обеспечивать выполнение фитосанитарных требований Стандарта №15, а склады должны быть приспособлены для хранения обработанной древесины, предназначенной для изготовления древесных упаковочных материалов на экспорт отдельно от древесины, предназначенной для других целей.

Госинспекторы по карантину растений в регионах проводят инспекцию деревообрабатывающих станков и оборудования, сушильных и фумигационных камер и делают заключение о соответствии фитосанитарного состояния производимых на экспорт древесных упаковочных материалов требованиям Стандарта №15.

В случае, если организации (граждане), производящие древесные упаковочные материалы на экспорт (или производящие их обеззараживание), выпускают продукцию, фитосанитарное состояние которой отвечает требованиям Стандарта №15, они вносятся в журнал учета и им присваивается личный идентификационный номер. Он состоит из 3-х знаков (например, 008, 127) и может быть использован в маркировочном знаке.

В случае, если производитель древесных упаковочных материалов на экспорт самостоятельно проводит обеззараживание готовой продукции, ему присваивается личный номер, дающий право госинспектору на ее маркировку.

В случае, если производитель древесных упаковочных материалов на экспорт не имеет возможности самостоятельно проводить обеззараживание готовой продукции, то личный номер, дающий право госинспектору на ее

маркировку, получает тот, кто проводит обеззараживание готовой продукции.

Работы по обеззараживанию методом газации (фумигации) проводятся специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по обеспечению карантина растений (ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений»).

В соответствии со Стандартом №15, маркировка древесных упаковочных материалов на экспорт, являющихся подкарантинной продукцией, служит заменой фитосанитарного сертификата. Фитосанитарную сертификацию подкарантинной продукции осуществляет специально уполномоченн государственный орган Российской Федерации (ст. 5 Федерального Российской Федерации от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений»). Поэтому право наносить соответствующую маркировку имеют только госинспекторы по карантину растений.

Госинспекторы по карантину растений проводят регулярные проверки (инспектирование) деятельности организаций (граждан), производящих древесные упаковочные материалы на экспорт (или производящих их обеззараживание).

При несоблюдении фитосанитарных требований Стандарта №15, госинспекторы по карантину растений имеют право лишить организации (граждан) личного идентификационного номера и не маркировать их продукцию.

Спорные случаи при постановке на учет и присвоению личного идентификационного номера организациям (гражданам), производящим древесные упаковочные материалы на экспорт (или производящим их обеззараживание), решает Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Приложение: по тексту на 1 листе.

Приложение

Образцы маркировочных знаков

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

(размеры даны в натуральную величину):

IPPC - аббревиатура Международной конвенции по защите (карантину) рас­тений (International Plant Protection Convention);

RU - код страны-экспортера деревянной упаковки (Russia);

XX - код региона России (согласно классификатора регионов-субъектов Рос­сийской Федерации;

XXX - личный идентификационный номер организаций (граждан), производя­щих упаковку или производящих ее обеззараживание;

DB - древесина, используемая в качестве упаковки, окорена (debarking);

НТ - проведена термическая обработка при достижении температуры не ниже 56° С за минимальный промежуток времени 30 минут (heat treatment);

KD - высушивание в закрытой камере с использованием высоких температур для получения заданного процента влажности - «килн-драинг» (kiln-drying);

MB - проведена фумигация бромистым метилом по заданным стандартам об­работки (methyl bromide).

Возможно Вас заинтересует подборка статей на форуме про

Контакты отдела санитарных мер
Подкомитет по санитарным мерам при Консультативном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер
Рабочие группы
Совет руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств – членов Евразийского экономического союза
Информационные ресурсы
Уполномоченные органы государств-членов Евразийского экономического союза в сфере применения санитарных мер
Национальные реестры Сторон свидетельств о государственной регистрации продукции (товаров)
Сведения о мероприятиях по санитарной охране таможенной территории Евразийского экономического союза (Форма № 1КТ)
Список методов (методик), применяемых для целей оценки (подтверждения) соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, установленным техническими регламентами Таможенного союза и Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)
Перечень пунктов пропуска

В связи с тем, что существует большая вероятность переноса вредных организмов, личинок и микробов с древесины поддонов на перевозимые товары, секретариатом Международной конвенции по защите (карантину) растений Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agriculture Organization, FAO) в марте 2002 года был принят стандарт ISPM 15 «Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле». Он содержит перечень мер санитарной и фитосанитарной защиты, которые необходимо принять для снижения риска «интродукции и/или распространения карантинных вредных организмов, переносимых с древесными упаковочными материалами (включая крепежную древесину), изготовленными из необработанной хвойной и лиственной древесины и использующимися в международной торговле».

Эти меры применяются в отношении деревянных поддонов (и не только: деревянные ящики, кабельные катушки и т.п.), которые нередко изготавливаются из свежей древесины, не прошедшей обработку, достаточную для того, чтобы удалить или уничтожить вредные организмы, содержащиеся в древесине.

Согласно требованиям стандарта ISPM 15 древесные упаковочные и крепежные материалы должны быть свободны от коры, вредителей древесины и их ходов.

Эти материалы также должны подвергаться обеззараживанию посредством камерной сушки, тепловой обработки или фумигации (окуривания) бромистым метилом. В большинстве стран используются технологии тепловой обработки древесины и камерной сушки. Метод фумигации бромистым метилом менее распространен, а в ряде стран запрещен.

После появления международного стандарта ISPM 15 во многих странах мира были приняты меры по введению в действие его положений через национальное законодательство, а Евросоюз одним из первых заявил о введении положений стандарта в Директиву ЕС.

В России, несмотря на отсутствие прямого действия стандарта ISPM 15, фитосанитарный контроль не менее строгий. Так, ещё в феврале 2005 года Росветнадзор распространил «Информацию о фитосанитарных мерах, вводимых странами мира к ввозимым на их территории древесным упаковочным и крепежным материалам».

Основной фитосанитарной мерой является обработка заготовок и готовых поддонов по стандарту ISPM 15 методом камерной сушки при температуре свыше 60°С, которая должна приводить к полному уничтожению вредителей древесины всех видов.

В соответствии с требованиями ISPM 15 и Федерального закона РФ от 15 июля 2000 года № 99-ФЗ «О карантине растений» каждая партия произведенных поддонов, обработанных методом камерной сушки, снабжается документами, подтверждающими, что все они прошли фитосанитарную обработку: сертификатом соответствия и актом Государственного карантинного фитосанитарного надзора.

Фитосанитарный сертификат - это международный документ (установленного образца), который выдаётся органами по карантину и/или защите растений стран-экспортеров, и удостоверяет фитосанитарное состояние товара. Фитосанитарный сертификат должен прилагаться к транспортным документам, сопровождающим товар.

В соответствии со Стандартом ISPM 15 кроме получения сертификата, на каждый поддон должно быть нанесено специальное клеймо «IPPC» или как его еще называют «Колосок».

На поддоне должны быть указаны:

  • IPPC - аббревиатура Международной конвенции по защите (карантину) растений;
  • Код страны-производителя. На данном клейме это Россия (RU);
  • Код региона, где происходило изготовление (16);
  • Уникальный номер предприятия осуществившего фитосанитарную обработку (ххх);
  • Метод обеззараживания.

HT - древесина подвергалась термической обработке;

KD - происходило высушивание при помощи высоких температур в закрытой камере;

МВ - проведена фумигация;

И еще один знак «DB» говорит о том, что древесина, используемая для производства, окорена.

Такое клеймо означает, что была произведена фитосанитарная обработка по стандарту ISPM 15.

Существует несколько способов обработки поддонов.

Фумигация - обработка древесины химическим веществом в жидком или газообразном состоянии, убивающим всех вредителей и бактерии. У этого метода есть существенный недостаток - после фумигации дерево меняет свои свойства, на поверхности древесины остается некоторое количество раствора, что нежелательно. Из-за этого многие предприятия, особенно те, которые занимаются производством или хранением продуктов питания, вообще отказываются принимать поддоны, обработанные таким образом. Поэтому компании, производящие поддоны, начинают переходить на другие, более прогрессивные методы.

Тепловая обработка - длительное воздействие при помощи высокой температуры в специальной камере, благодаря чему все вредители и микроорганизмы погибают.

Все поддоны, на которых продукция отправляется за рубеж, в обязательном порядке проходят фитообработку и должны иметь клеймо, подтверждающее это. Если поддон изготавливается для использования на территории Беларуси, то эти жесткие правила не действуют.

В Республике Беларусь, которая является страной-членом Таможенного Союза, действует нормативная правовая база Таможенного Союза, регламентирующая проведение карантинного фитосанитарного контроля на таможенной территории и таможенной границе Таможенного союза.

Стандарт ISPM-15

ИНФОРМАЦИЯ О ТРЕБОВАНИЯХ

Организации, производящие обеззараживание древесной упаковки или крепежных материалов, подтверждают соответствие применяемых ими технологий указанным в Стандарте № 15, и им присваивается национальной службой по карантину и защите растений соответствующий регистрационный номер. Этот номер включается в маркировочный знак, наносимый на древесную упаковку и крепежные материалы. Кроме указанного номера маркировочный знак должен содержать код страны, а также сокращенное название примененного метода обеззараживания: HT (термообработка — heat treatment), KD (камерная сушка "килн драинг" (kiln-drying) или MB (фумигация бромистым метилом — methyl bromide).

Читайте также:

ИНФОРМАЦИЯ О ТРЕБОВАНИЯХ

«Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле»

Согласно Директивы № 102/2004 ЕС Комиссии Европейского сообщества, касательно защитных мер против проникновения и распространения в Сообществе организмов, вредоносных для растений и растительных продуктов), начиная с 1 марта 2005 года страны Европейского Союза ввели новые фитосанитарные меры при ввозе на их территории лесоматериалов хвойных пород, в том числе из Российской Федерации.

В соответствии с этой Директивой, лесоматериалы хвойных пород, ввозимые на территории стран ЕС, должны быть заготовлены в зонах, свободных от неевропейских видов насекомых — вредителей древесины (усачей рода Monochamus, долгоносиков рода Pissodes, короедов семейства Scolytidae), или не содержать коры и ходов насекомых диаметром более 3 мм, или быть подвергнуты обеззараживанию (камерной сушке «килн драинг» до влажности не выше 20%, термообработке при температуре не ниже +56оС в течение не менее 30 минут или фумигации бромистым метилом). Сведения о проведенном обеззараживании должны указываться в фитосанитарном сертификате.)

Рядом стран вводятся фитосанитарные меры, предусмотренные Международным стандартом по фитосанитарным мерам (МСФМ (ISPM) №15 «Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле».

Согласно этим мерам, древесные и крепежные упаковочные материалы (поддоны, ящики, коробки, блоки, барабаны, катушки, обрешетки, подпорки, крепеж, опорные стойки), используемые для перемещения грузов при международном товарообмене, должны быть подвергнуты тепловой обработке с достижением температуры по всей толще древесины +56оС с продолжительностью этого теплового режима более 30 минут, или искусственной сушке в специальных камерах («кiln drying») до влажности не выше 20%, или обеззараживанию методом газации (фумигации) бромистым метилом.

Подтверждением такого обеззараживания являются специальные маркировочные знаки, наносимые на древесную упаковку и древесные крепежные материалы.

Организации, производящие обеззараживание древесной упаковки или крепежных материалов, подтверждают соответствие применяемых ими технологий указанным в Стандарте № 15, и им присваивается национальной службой по карантину и защите растений соответствующий регистрационный номер.

Стандарт ISPM 15 - фитосанитарная обработка деревянной тары

Этот номер включается в маркировочный знак, наносимый на древесную упаковку и крепежные материалы. Кроме указанного номера маркировочный знак должен содержать код страны, а также сокращенное название примененного метода обеззараживания: HT (термообработка — heat treatment), KD (камерная сушка "килн драинг" (kiln-drying) или MB (фумигация бромистым метилом — methyl bromide).

В Российской Федерации эта функция осуществляется Федеральными государственными учреждениями под контролем Россельхознадзора и его территориальных органов (Адрес в г. Санкт — Петербурге, Книпович, 10; тел. 640-15-68, 640-15-69, 640-15-70).

Во многих странах довольно широко применяются технологии тепловой обработки древесины и камерной сушки («кiln drying»), соответствующие указанным режимам.

Читайте также:

Согласно международному стандарту ISPM 15, используемые при экспорте древесные упаковочные материалы должны быть свободны от коры, вредителей древесины и их ходов, а также подвергнуты обеззараживанию методом термообработки или бромистым метилом — это и называется фумигация деревянной тары на экспорт.

Производя фумигацию тары на экспорт , наша компания несет ответственность, как и перед заказчиком на территории Российской Федерации, так и перед иностранным заказчиком, зачастую незнакомым с нюансами производства изделий из пиломатериалов в нашей стране.

Мы поможем отправить груз для отправки в ЕС, а также и по всему миру.

Стандарт ISPM-15

Для обработки по стандарта ISPM 15 используется древесина первого сорта, обязательно без коры, изготавливается тара нужного размера и уже тогда проводится фитосанитарная обработка деревянной тары. На поверхность тары наносится нужная маркировка и манипуляционные знаки по гост 14192-96).

Наша компания предлагает услугу обеззараживания поддонов, ящиков для отправки груза за границу. При производстве производится окорение (полное удаление коры с древесины; обусловлено тем, что многие вредители откладывают яйца именно в кору), подготовка помещения, где проводится фитосанитарная обработка тары, а наши партнеры проводят фумигацию деревянной продукции и выдают соответствующий акт обеззараживания на тару для пересечения границы.

После проведения необходимых работ по подготовки деревянной тары на экспорт ставится маркировка ISPM 15, подтверждающая прохождение обработки. Обычно это выжженная на самом изделии печать.

При проведении фитосанитарной обработки деревянной тары тщательному воздействию с применением пестицидов или газов подлежат не только видимые части конструкции, но и элементы, которые в обычных условиях подвергнуть дезинфекции и дезинсекции не удается. Важно отметить, что в случае с международными перевозками обязательным условием также является правильный подбор сроков действия химикатов.

При транспортировке на дальние расстояния предпочтительнее будет использовать пестициды, обладающие более пролонгированным действием и способные лучше противостоять источникам биологической опасности непосредственно в процессе транспортировки грузов.

Стоит отметить, что единственный документ для беспрепятственного пересечения границы – это правильно составленный по форме акт обеззараживания на тару (а не фумигационный сертификат, как часто ошибочно указывают в запросах иностранные заказчики) с указанием количества, объема продукции, даты обработки и места назначения груза. Мы выдаем данный акт!

Наш многолетний опыт позволяет предусмотреть возможные сложности при отправке груза на экспорт, изготовить нужную тару и выдать все необходимые документы!

В связи с требованием международного стандарта ISPM 15 (МСФМ №15) вся деревянная упаковочная тара должна пройти специальную фитосанитарную обработку.

Согласно стандарту ISPM 15 (МСФМ №15) обработке подлежат:

1) лесоматериалы хвойных пород

2) поддоны деревянные

3) деревянные ящики и коробки

4) крепежная древесина

5) барабаны и катушки

6) деревянные обрешетки

7) упаковочные блоки

8) обечайки поддонов

9) погрузочные подмостки

10) трелёвочные волоки и подпорки

Для ввоза на территорию ЕС все лесоматериалы хвойных пород должны сопровождаться фитосанитарным сертификатом, удостоверяющим, что данная продукция заготовлена в зонах, свободных от ряда неевропейских видов вредителей древесины, не содержит ходов насекомых, прошла процедуру обеззараживания путем камерной сушки, термообработки, фумигации или химической пропитки под давлением.

МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ПО ФИТОСАНИТАРНЫМ МЕРАМ(МСФМ) № 15

Сам процесс тепловой фитосанитарной обработки довольно прост – древесина нагревается в специальных камерах до температуры не ниже +60 градусов C и находится в указанном температурном диапазоне не менее 30 минут. Это позволяет эффективно уничтожать большинство видов вредителей древесины. Древесина, прошедшая камерную сушку, обладает низкой влажностью и почти не поражается дереворазрушающими грибами.

После совершения необходимых операций на деревянную тару наносят маркировку, подтверждающую процесс прохождения фитосанитарной обработки. Применение маркировки отменяет необходимость использования фитосанитарного сертификата, поскольку она свидетельствует о применении международных общепринятых фитосанитарных мер.

Маркировка, свидетельствующая о том, что древесный упаковочный материал был подвергнут утвержденной фитосанитарной обработке в соответствии с настоящим стандартом, включает следующие требуемые компоненты:

— символ

— код страны

— код изготовителя материала или производителя обработки

— код обработки с использованием соответствующей аббревиатуры (НТ или МВ)

Расшифровка знаков международной маркировки по стандарту ISPM 15:

RU– код страны-экспортера деревянной упаковки (Russia);

ХХ– код региона России (согласно классификатора регионов-субъектов Российской Федерации);

ХХХ– личный идентификационный номер организаций (граждан), производящих упаковку или производящих ее обеззараживание;

DB–древесина, используемая в качестве упаковки, окорена (debarking);

HT–проведена термическая обработка при достижении температуры не ниже 56 градусов С за минимальный промежуток времени 30 минут (heat treatment);

KD–высушивание в закрыто камере с использованием высоких температур для получения заданного процента влажности - «килн драинг» (kiln-drying);

MB– проведена фумигация бромистым метилом по заданным стандартам обработки (methyl bromide).

Все статьи

Санитарные, фитосанитарные меры

И подтверждение соответствия

В международной торговле

Обязательные требования государства к техническим параметрам

продукции реализуются с помощью системы технического

регулирования, в которой ключевыми документами являются

технические регламенты.

В последние годы страны проводят все более активную политику

регулирования торговли. Это является результатом роста

уровня жизни в мире, который повысил спрос потребителей

на безопасные и высококачественные товары. Обострение проблемы

загрязнения воды, воздуха и почвы заставляет общество

обратиться к продукции, дружественной окружающей среде.

В результате число технических инструкций и стандартов, принятых

разными странами, значительно увеличилось.

Если фирма отрегулировала свои производственные мощности

так, чтобы они соответствовали техническим требованиям

различных рынков, себестоимость продукции, вероятнее всего,

возрастет.

Стандарт по санитарным фитосанитарным мерам №15 (ISPM №15)

Такие затраты ставят экспортеров в менее благоприятное

положение по сравнению с фирмами, работающими на

внутренний рынок.

Соответствие техническим инструкциям должно быть подтверждено

путем испытаний, сертификации или инспекции,

обычно за счет компании. Сертификация - еще одно препятствие

для экспортеров.

Если инструкции установлены произвольно, в международной

торговле их можно использовать как инструмент защиты

внутренних отраслей промышленности.

Для того чтобы технические регламенты не наносили неправомерного

ущерба международной торговле, страны-члены

ВТО подписали соглашения «О технических барьерах в торговле

» и «О санитарных и фитосанитарных мерах», которые в их

Соглашение ВТО по применению санитарных

И фитосанитарных мер (СФС)

Соглашение по СФС устанавливает базовые правила для стандартов

безопасности пищевых продуктов и здоровья растений и

животных.

Все страны принимают меры, которые гарантируют, что

пищевые продукты безопасны для потребителей и предотвращено

распространение вредителей или болезней среди животных

и растений. Для целей Соглашения санитарные и фитосанитарные

меры определены как любые меры, применяемые:

Для защиты жизни человека и животных от рисков, источником

которых являются пищевые добавки, загрязнители,

токсины или патогенные организмы в пищевых продуктах;

Защиты жизни человека от болезней, переносимых растениями

или животными;

Защиты жизни растений или животных от вредителей,

болезней, или патогенных организмов;

Предотвращения или ограничения другого ущерба, который

может быть нанесен стране от ввоза, акклиматизации

или распространения вредителей.

Сюда входят меры, принятые для защиты здоровья рыб и

дикой фауны, лесов и дикой флоры.

СФС меры могут принимать различные формы:

Требования, чтобы продукция прибывала из свободных

от болезней регионов;

Осмотр продукции;

Определенная обработка;

Установление допустимых максимальных уровней остатков

пестицидов;

Разрешение использовать только некоторые добавки в

пищевых продуктах.

Санитарные (здоровье человека и животных) и фитосанитарные

(здоровье растений) меры применяются к пищевым продуктам,

произведенным внутри страны, к местным болезням растений

и животных, а также к продукции, поступающей из других стран.

СФС меры по самой их природе могут привести к ограничениям

в торговле. Основная цель Соглашения по СФС состоит в

том, чтобы поддержать суверенное право любой страны на обеспечение

уровня защиты здоровья, который считается приемлемым,

и гарантировать, что эти независимые права не используются

для протекционистских целей и не приводят к ненужным

барьерам в международной торговле.

Меры, определяемые Соглашением по СФС, распространяются

на следующие объекты:

Пищевые добавки, загрязнители, токсины в продуктах и

напитках;

Остатки ветеринарных препаратов и пестицидов в пищевых

продуктах;

Сертификация пищевой продукции, здоровья животных

и растений;

Влияние методов переработки на безопасность пищи;

Требования к маркировке, имеющие прямое отношение

к безвредности пищевой продукции;

Карантин животных и растений;

болезней;

Процедуры по предотвращению распространения, контролю

Основные принципы Соглашения следующие:

Гармонизация

Соглашение по СФС поощряет правительства устанавливать

национальные СФС меры, совместимые с международными

Международные стандарты разрабатывают:

В области безопасности пищевых продуктов - объединенная

Комиссия ФАО/ВОЗ - Codex Alimentarius;

В области здоровья животных - Международное бюро

эпизоотии;

В области здоровья растений - Международная Конвенция

по защите растений.

Товароведение и экспертиза в таможенном деле

Одна из проблем состоит в том, что международные стандарты

являются часто настолько строгими, что многим странам

трудно применить их на национальном уровне. Соглашение

позволяет странам использовать собственные стандарты

и различные методы инспекции продуктов. Члены

Соглашения могут также вводить меры, которые отвечают

более высоким стандартам, чем международные. В этом случае

страну можно попросить предоставить научное оправдание

того, что соответствующий международный стандарт не

даст приемлемого уровня защиты. Правительство одной страны

может поставить под сомнение меры другой страны.

Недискриминация и национальный режим

Из-за различий в климате, различной распространенности

вредителей и болезней, различных условий безопасности

пищи не всегда корректно применять те же самые санитарные

и фитосанитарные требования к товарам, прибывающим

из различных стран. Поэтому СФС меры иногда изменяются

в зависимости от страны происхождения товаров.

Это принято во внимание в Соглашении. Государства должны

также признать свободные от болезней области, которые

не могут соответствовать политическим границам, и адаптировать

свои требования к товарам из этих областей.

Эквивалентность

Соглашение не требует отдавать приоритета торговле безопасными

товарами. Как только страна остановилась на приемлемом

уровне риска, имеется множество альтернативных

мер, которые могут использоваться, чтобы достичь этой защиты

(обработка, карантин или строгий осмотр). Например,

хотя можно запретить ввоз экзотического вредителя,

обработка товаров также может уменьшить риск и явится

меньшим ограничением торговли.

Оценка риска

Страны должны установить СФС меры на основе оценки фактических

рисков. Соглашение, в частности, разъясняет, какие

факторы должны быть приняты во внимание при оценке

риска. Правительства должны быть последовательны в

решениях о том, что является безопасным продуктом, здоровым

растением или животным. Ограничения должны применяться

только в необходимой степени. Эти ограничения

не должны произвольно или неоправданно вносить различия

между странами, где преобладают идентичные условия.

Е. В. Жиряева, Т. Д. Хайландт

Соглашение СФС разрешает принимать предупредительные

меры, немедленные меры в чрезвычайных ситуациях.

Известно много примеров, когда на основе научного свидетельства

были запрещены производство, продажа и импорт

продуктов. Соглашение СФС не влияет на право стран накладывать

запреты при этих условиях.

Прозрачность

Правительства должны уведомить другие страны о введении

или пересмотре какого-либо СФС требования, которое

затрагивает торговлю, а также создать информационные

центры, через которые можно было бы узнать о новых или

существующих мерах. Они также должны позволить провести

расследование того, как на территории страны применяются

требования к безопасности пищевых продуктов, здоровью

животных и растений.

Международные стандарты по фитосанитарным мерам

Транзитные грузы

ВВЕДЕНИЕ

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Этот стандарт (МСФМ № 25) описывает процедуры определения, оценки и управления фитосанитарным риском, связанные с грузами подкарантинных материалов, которые проходят через страну, не будучи импортируемыми, и должны осуществляться таким образом, чтобы любые фитосанитарные меры, применяемые в стране транзита, были технически обоснованными и необходимыми для предотвращения интродукции вредных организмов в данную страну и/или их распространения на ее территории. Утвержден Комиссией по фитосанитарным мерам в апреле 2006 г

Анализ фитосанитарного риска для карантинных вредных организмов, включая анализ риска для окружающей среды и риска, представляемого живыми модифицированными организмами, 2004. МСФМ № 11, ФАО, Рим. Глоссарий фитосанитарных терминов, 20061. МСФМ № 5, ФАО, Рим. Международная конвенция по карантину и защите растений, 1997. ФАО, Рим. Оповещение о вредных организмах, 2002. МСФМ № 17, ФАО, Рим.

Руководство по фитосанитарной системе регламентации импорта, 2004. МСФМ № 20, ФАО, Рим. Руководство по досмотру, 2005. МСФМ № 23, ФАО, Рим.

Руководство по анализу фитосанитарного риска, 19962. МСФМ № 2, ФАО, Рим. Руководство по фитосанитарным сертификатам, 2001. МСФМ № 12, ФАО, Рим.

Руководство по нотификации о несоответствии и экстренном действии, 2001. МСФМ № 13. ФАО, Рим.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Определения фитосанитарных терминов, используемых в данном стандарте, можно найти в МСФМ № 5 («Глоссарии фитосанитарных терминов»).

РЕЗЮМЕ ТРЕБОВАНИЙ

Международная торговля может включать передвижение грузов подкарантинных материалов, которые проходят через страну, не будучи импортируемыми, под контролем таможенной службы3. Такое передвижение может представлять фитосанитарный риск для страны транзита. Договаривающиеся стороны МККЗР могут применять меры к транзитным грузам, перевозимым через их территории (Статья VII. 1в и VII. 2ж МККЗР, 1997), в том случае, если эти меры технически обоснованы и необходимы для предотвращения интродукции и/или распространения вредных организмов (Статья VII. 4 МККЗР, 1997).

Настоящий стандарт представляет руководство, с помощью которого Национальная организация по каран-

тину и защите растений (НОКЗР) страны транзита может решать, какое передвижение требует вмешательства НОКЗР и применения фитосанитарных мер, и, если они нужны, устанавливать тип необходимых фитосанитарных мер. Для таких случаев обязательства и элементы системы транзита описываются наряду с указанием о необходимости сотрудничества и связи, отсутствия дискриминации, пересмотра и документирования.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Транзитные грузы и перевозящие их транспортные средства учитываются в сфере применения МККЗР в Статье VII и Статье I.

Статья VII. 1 заявляет: «С целью предотвращения интродукции и/или распространения регулируемых вред-

1 В оригинале МСФМ № 25, 2006 г. приведена ссылка на Глоссарий фитосанитарных терминов ФАО 2006 г. С того времени Глоссарий был пересмотрен и его последняя версия (2007 г.) была переведена на русский язык в январе 2008 г. (см. документ ЕОКЗР № 08/14075 - перевод № 34) (примечание ЕОКЗР).

2 В оригинале МСФМ № 25, 2006 г. приведена ссылка на МСФМ № 2, 1996 г. С того времени этот стандарт был пересмотрен и утвержден в 2007 г. под названием «Структура анализа фитосанитарного риска» (см. документ ЕОКЗР № 08/14145 - перевод № 36) (примечание ЕОКЗР).

3 Таможенные процедуры, которые охватывают все аспекты таможенного законодательства, включая Приложение Е1, касающееся таможенного транзита, и Приложение Е2, касающееся перегрузки, гармонизированы в «Международной Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур», также известной как Киотская Конвенция 1973 г.

ных организмов на свою территорию, договаривающиеся стороны имеют суверенное право регулировать... и с этой целью могут. запрещать или ограничивать проникновение регулируемых вредных организмов на их территорию».

Статья VII. 4 гласит: «Договаривающиеся стороны могут применять меры, перечисленные в данной статье, к грузам, перевозимым транзитом через их территории, только в том случае, если они технически обоснованы и необходимы для предотвращения интродукции и распространения вредных организмов».

Статья I. 4 устанавливает: «В случае необходимости, положения настоящей Конвенции могут рассматриваться договаривающимися сторонами в качестве положений, распространяющихся, помимо растений и растительных продуктов, на хранилища, упаковку, транспортные средства, контейнеры, почву и на любой другой организм, объект или материал, могущий служить местом укрытия вредных организмов или способствовать их распространению, особенно в тех случаях, когда дело касается международных перевозок».

Транзит подразумевает под собой передвижение грузов подкарантинных материалов, которые проходят через страну (далее называемую «страна транзита»), не будучи импортируемыми. Транзитные грузы представляют собой потенциальный путь распространения вредных организмов вследствие их интродукции и/или распространения в стране транзита.

Транзитные грузы могут проходить через страну транзита, оставаясь закрытыми и, если необходимо, опечатанными, не разделенными на части и не смешанными с другими грузами, а также без замены упаковки. При таких условиях, передвижение грузов не будет, во многих случаях, представлять фитосанитарный риск и не будет требовать применения фитосанитарных мер, особенно, если грузы транспортируются в опечатанных контейнерах4. Однако, даже при таких условиях, могут быть необходимы планы экстренных действий на случай непредвиденных обстоятельств, например, если произойдет авария во время транзита.

Грузы и перевозящие их транспортные средства, проходящие через страну, могут, тем не менее, также транспортироваться или быть погруженными таким способом, что они представляют фитосанитарный риск для данной страны. Это может быть, например, в том случае, когда перевозимые грузы скорее открыты, чем закрыты, или когда они не проходят сразу через страну, а удерживаются на период хранения, или разделяются на части, смешиваются или переупаковываются, а также, если меняется средство транспортировки (например, с корабля на железную дорогу). В таких случаях в стране транзита могут применяться фитосанитарные меры для

4 Стандартный, полностью закрытый и безопасный грузовой контейнер, обычно используемый при морских торговых перевозках.

предотвращения интродукции вредных организмов в данную страну и/или их распространения на ее территории.

Необходимо отметить, что термин «транзит» используется не только в фитосанитарных целях, а также является общепринятым названием стандартной процедуры в отношении товаров, перевозимых под контролем таможенной службы. Таможенный контроль может включать проверку документов, отслеживание (например, электронное)ситуации, опечатывание, проверку перевозчика и проверку при ввозе и вывозе. Таможенный контроль сам по себе не имеет целью гарантировать фитосанитарную целостность и безопасность грузов, и, таким образом, не обеспечивает защиту от интродукции и/или распространения вредных организмов.

Перегрузка является особым аспектом транспортировки грузов между странами. Она подразумевает перемещение грузов с одного транспортного средства (средства перевозки) на другое (например, с корабля на корабль в порту) в процессе транспортировки. Обычно перегрузка происходит под контролем таможенной службы в зоне, установленной таможней. Перегрузка может происходить в стране транзита и, соответственно, рассматривается в рамках настоящего стандарта.

ТРЕБОВАНИЯ

1. АНАЛИЗ РИСКА ДЛЯ СТРАНЫ ТРАНЗИТА

Анализ риска в отношении транзитных грузов должен быть упрощен путем совместного использования соответствующей информации по анализу фитосанитарно-го риска (АФР), уже полученной и/или разработанной одной или обеими НОКЗР импортирующей и экспортирующей сторон. 1.1 Определение риска

С целью определения потенциального фитосанитар-ного риска в отношении транзитных грузов, НОКЗР страны транзита (далее «НОКЗР») должна собирать и анализировать соответствующую информацию.

Эта информация может включать следующие элементы:

Процедуры, применяемые таможней и другими компетентными службами;

Классы товаров или подкарантинных материалов, перевозимых транзитом, а также страну их происхождения;

Средства и способы транспортировки транзитных грузов;

Регулируемые вредные организмы, связанные с транзитными грузами;

Распространение растений-хозяев в стране транзита;

Данные о транзитном маршруте в стране транзита;

Возможность проникновения вредных организмов вовне из грузов;

Существующие фитосанитарные меры в отношении грузов товаров, перевозимых транзитом;

Типы упаковки;

Условия транспортировки (рефрижерация, измененная атмосфера и т.д.).

НОКЗР может решить, что транзитный груз не представляет потенциального фитосанитарного риска, например, если не существует связанных с этим транзитным грузом вредных организмов, регулируемых страной транзита, и тогда данный груз может передвигаться или

продолжать передвижение без фитосанитарных процедур.

НОКЗР может также решить, что транзитный груз представляет незначительный фитосанитарный риск и может передвигаться или продолжать передвижение без фитосанитарных процедур, например, если транспортные средства или упаковка полностью закрыты, опечатаны и безопасны, или, если вредный организм регулируется страной транзита, но его проникновение вовне из транзитного груза маловероятно.

Если обнаружен потенциальный фитосанитарный риск, то необходима оценка риска в отношении определенных вредных организмов или транзитных товаров с целью установления необходимости и технического обоснования каких-либо фитосанитарных мер.

Должны рассматриваться только те фитосанитарные риски, которые связаны с вредными организмами, регулируемыми страной транзита, или с теми вредными организмами, которые являются объектом экстренных действий в данной стране. 1.2 Оценка риска

Оценка фитосанитарного риска, связанного с путем распространения во время транзита, должна, как правило, концентрироваться только на оценке возможности интродукции или распространения вредных организмов из транзитных грузов. Сопутствующие потенциальные экономические последствия должны были быть оценены ранее в случае существующих регулируемых вредных организмов и, следовательно, не должны повторяться.

Руководство по оценке возможности интродукции и распространения вредных организмов дано в МСФМ № 11 (2004, «Анализ фитосанитарного риска для карантинных вредных организмов, включая анализ риска для окружающей среды и риска, представляемого живыми модифицированными организмами»), в частности, в разделе 2.2. В отношении транзитных грузов также может быть полезной следующая информация:

Пути распространения регулируемых вредных организмов вследствие их интродукции с транзитными грузами и/или распространения из этих грузов;

Механизм расселения и подвижность рассматриваемых вредных организмов;

Средства транспорта (например, грузовой автомобиль, поезд, самолет, корабль, и т.д.);

Фитосанитарная безопасность транспортного средства (например, закрытое, опечатанное транспортное средство, и т.д.);

Наличие и тип упаковки;

Изменение конфигурации груза (например, смешанный, разделенный на части, переупакованный груз);

Продолжительность транзита или хранения, а также условия хранения;

Маршрут, предусмотренный для груза до транзитной страны и на ее территории;

Частота, объем и сезон транзита.

В случае если НОКЗР с помощью оценки риска обнаружила фитосанитарный риск, могут быть рассмотрены варианты управления фитосанитарным риском. 1.3 Оценка управления риском

На основании результатов оценки риска транзитные грузы могут быть классифицированы НОКЗР в две большие категории в отношении оценки управления риском:

Транзит, не требующий дальнейших фитосанитарных мер, или

Транзит, требующий дальнейших фитосанитарных мер.

Дополнительные указания по оценке управления риском представлены в МСФМ № 11 («Анализ фитосанитарного риска для карантинных вредных организмов, включая анализ риска для окружающей среды и риска, представляемого живыми модифицированными организмами», 2004).

1.3.1 Транзит, не требующий дальнейших фитосанитарных мер

Посредством оценки фитосанитарного риска НОКЗР может установить, что проведение таможенного контроля является достаточным. В этом случае НОКЗР не должна применять какие-либо фитосанитарные меры в дополнение к таможенному контролю.

1.3.2 Транзит, требующий дальнейших фитосанитарных мер

Оценка риска в отношении транзитных грузов может привести к решению, что необходимы особые фитосанитарные меры, которые могут включать следующее:

Проверку грузов на подлинность или целостность (дополнительные указания даны в МСФМ № 23 -«Руководстве по досмотру»);

Фитосанитарные сопроводительные документы (например, транзитное разрешение);

Фитосанитарные сертификаты (с транзитными требованиями);

Указанные пункты ввоза и вывоза;

Проверку вывоза груза;

Способ транспортировки и указанные транзитные маршруты;

Правила изменения конфигурации (например, смешивание, разделение на части, переупаковывание);

Использование предписанного НОКЗР оборудования или установок;

Таможенные установки, признанные НОКЗР;

Фитосанитарные обработки (например, обработки перед погрузкой, обработки в том случае, когда целостность груза сомнительна);

Прослеживание груза во время транзита;

Физические условия (например, рефрижерация, непроницаемая для вредных организмов упаковка и/или транспортное средство, предотвращающие проникновение вредных организмов вовне из грузов);

Использование специальных пломб НОКЗР для транспортных средств или грузов;

Специальные планы действий перевозчика в случае чрезвычайной ситуации;

Временные или сезонные ограничения транзита;

Дополнительную, по отношению к требованиям таможни, документацию;

Проведение НОКЗР досмотра грузов;

Упаковку;

Уничтожение отходов.

Такие фитосанитарные меры должны применяться только по отношению к вредным организмам, регулируемым страной транзита, или к тем вредным организмам, которые являются объектом экстренных действий в этой стране.

1.3.3 Другие фитосанитарные меры

В том случае, если подходящие фитосанитарные меры в отношении транзитных грузов являются недоступными или невозможными для применения, НОКЗР может потребовать, чтобы к этим грузам применялись такие же требования как при импорте, и которые могут включать запрет.

Если транзитные грузы хранятся или переупаковываются таким способом, что в результате они представляют фитосанитарный риск, НОКЗР может решить, что эти грузы должны соответствовать импортным требованиям или должны быть подвергнуты другим адекватным фитосанитарным мерам.

2. УСТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРАНЗИТА

Договаривающаяся сторона может разработать систему транзита для фитосанитарного контроля транзитных грузов в сотрудничестве с НОКЗР, таможенной службой и другими компетентными органами ее страны. Целью такой системы транзита является предотвращение интродукции в страну транзита и/или распространения на ее территории регулируемых вредных организмов, связанных с транзитными грузами и перевозящими их транспортными средствами. Системы транзита строятся на базе основных регулирующих положений фитосанитарного законодательства, регла-ментаций и процедур. Транзитная система управляется НОКЗР, таможенной службой и другими компетентными органами в необходимом сотрудничестве, и должна обеспечивать выполнение предписанных фитосанитарных мер.

НОКЗР несет ответственность за фитосанитарные аспекты системы транзита, а также устанавливает и обеспечивает выполнение фитосанитарных мер, необходимых для управления фитосанитарным риском, принимая во внимание транзитные процедуры таможенной службы.

3. МЕРЫ В СЛУЧАЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Система транзита может включать установленные НОКЗР меры на случай несоответствия и чрезвычайных ситуаций (например, аварий в стране транзита, которые могут привести к неожиданному проникновению вовне регулируемых вредных организмов из груза, перевозимого транзитом). МСФМ № 13 («Руководство по нотификации о несоответствии и экстренном действии», 2001) содержит специальные инструкции для страны транзита по оформлению нотификаций о несоответствии для экспортирующей страны и, при необходимости, для страны назначения.

4. СОТРУДНИЧЕСТВО

И ВНУТРИНАЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Сотрудничество между НОКЗР, таможенной службой и другими органами (например, портовыми властями) является неотъемлемой частью установления и/или поддержания эффективной системы транзита и выявления транзитных грузов подкарантинных материалов. В связи с этим для НОКЗР может быть необходимо специальное соглашение с таможенной службой для получения информации о грузах, находящихся под контролем таможни, и получения доступа к ним.

НОКЗР также может, по мере необходимости, налаживать сотрудничество и поддерживать связь со всеми заинтересованными сторонами, вовлеченными в транзит.

5. ОТСУТСТВИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ

К транзитным грузам не должны применяться более ограничивающие фитосанитарные меры, чем меры, применяемые к импортируемым в эту страну транзита грузам идентичного фитосанитарного статуса.

6. ПЕРЕСМОТР

НОКЗР должна, по мере необходимости, пересматривать и корректировать систему транзита, типы транзитных грузов и связанные с ними фитосанитарные риски, сотрудничая, по мере необходимости, с соответствующими компетентными органами и заинтересованными сторонами.

7. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ

Любая система транзита должна адекватно описываться и документироваться.

Фитосанитарные требования, ограничения и запреты в отношении транзитных грузов должны быть предоставлены по запросу любой договаривающейся стороне или сторонам, которые могут быть непосредственно затронуты этими мерами.