ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Гайд для разработчиков по собеседованиям в крупнейшие американские ит-компании. Интервью с нашим экскурсоводом - Сухановым Л.С Интервью с гидом в маленьких городах

Сергей был обычным офисным сотрудником, и несмотря на хорошую зарплату, понял, что его образ жизни — это не то, о чем он мечтал. Он решился бросить все и уехать работать в Индию, где стал гидом. Теперь он организует авторские путешествия по всему миру.

Эволюция Юга.ру расспросила его, как он сумел изменить свой образ жизни, удается ли ему зарабатывать, как к путешествиям относится его семья и как подготовиться к большому путешествию в незнакомую страну.

путешественник

— Я путешествую уже 6 лет. Никогда не ставил себе цели стать путешественником: закончил учебу в КубГУ, работал в Краснодаре пиарщиком в ночных клубах и кафе. К 25 годам понял, что, наверное, через десять лет у меня будет машина лучше, квартира больше, одежда дороже. Осознал, что такой результат моей работы мне не очень интересен и надо что-то менять.

Когда ты следуешь в потоке со всеми и не оглядываешься, жить можно спокойно и хорошо. Но потом что-то заставило меня остановиться и прислушаться к себе. Я попытался разобраться в том, что мне действительно нужно.

В детстве я любил историческую и приключенческую литературу. Все это безумно нравилось и вдохновляло, но на себя этот образ не примерял. И я бы не сказал, что у меня была однообразная работа — было интересно и нескучно. Но я испытывал недостаток смысла в своей деятельности, какие-то экзистенциальные муки, условно говоря.

Как удалось стать гидом в Индии

Когда я оставил работу здесь, в России, я решил подготовиться к поездке в Индию и найти там что-то аналогичное моей PR-деятельности. Но мои ожидания от работы не оправдались. Я думал, что можно будет там заниматься продвижением заведений, привычными для меня вещами. Но когда я приехал туда, понял, что ничего не получится: там все по-другому, бизнес устроен иначе. Люди не готовы платить деньги за то, за что мне платили в России.

У меня был билет в один конец, очень плохой английский и не совсем понятная перспектива работы. Но все сложилось как нужно.

Первое время я раздавал флаеры русским туристам на побережье в Гоа: предлагал посетить какие-нибудь водопады, искупаться со слоном — стандартный набор. Я делал это для туристического агентства, в котором работали экскурсоводы. Позже я сам стал водить туристов по популярным местам.

Вскоре я понял, что это именно то, чем я хотел всю жизнь заниматься — изучать историю, архитектуру, традиции региона и рассказывать о них людям.

Когда я вернулся из Индии и оглянулся на то, что произошло, я подумал: «Господи, это был райский сон какой-то! Мне что, нужно просыпаться и продолжать жить в Краснодаре?»

После Индии через знакомых мне предложили работать экскурсоводом еще в нескольких местах. Я отправился в Грецию, работал на Крите, водил экскурсии в Афины, Санторини, показывал Парфенон и Акрополь.

Так я отработал несколько сезонов как экскурсионный гид, после чего понял, что мне не хватает глубины и продолжительности. На экскурсии приходили люди, которым это было нужно ради галочки. А мне хотелось показывать регион с необычной стороны, которую я знаю глубже, — для тех, кому это интересно.

Как появились авторские путешествия

Я стал подолгу путешествовать самостоятельно, и по не самым туристическим местам — чтобы погрузиться в культуру и историю страны, получить отдельный опыт, прожить маленькую жизнь. 2-3 недели пребывания, даже месяц — для меня этого недостаточно. Я приезжаю надолго, и когда уже начинаю чувствовать страну, только тогда могу показать что-то другим людям.

Я жил, работал, узнавал маршруты в США, Норвегии, Исландии, Китае, Непале, Бирме, Таиланде, Вьетнаме и Бутане. Организовывал проект «Русское наследие Гималаев» совместно с Русским географическим обществом.

Перед тем как впервые отправиться в новую страну, я стараюсь эмоционально на нее настроиться. В этом очень помогает художественная литература, когда ты читаешь писателей из этой страны, — почти в каждой есть выдающиеся авторы. Во-вторых, конечно же, читаю историческую литературу.

Я не изучаю те вещи, которые можно узнать на туристических форумах: как пройти туда, сколько долларов стоит билет к достопримечательностям. Все это я прекрасно узнаю сам и получу свой опыт на месте. Мне не очень важно чужое мнение и чужой взгляд, тем более, как правило, людей некомпетентных. Когда пишут: «Обязательно сходите туда, там очень классно, а туда не надо», мне это не интересно.

После того как я пожил в стране долго и изучил ее достаточно, я могу разделить свой опыт. Долгие поездки, которые я организую для других, я называю не экскурсиями, а путешествиями. Это работа только с русскоязычными туристами в группах по 5-8 человек.

Как устроены авторские туры

Что касается проживания, это могут быть совершенно разные форматы в зависимости от дороговизны региона и обстоятельств — неплохие отели, арендованные дома, лоджии какие-нибудь в Гималаях с самыми примитивными базовыми удобствами. Или даже буддистские храмы, семьи местных жителей, палатки, матрасы и одеяла под звездами в пустыне.

Путешествия, которые я делаю, — это не узконаправленные, как сейчас модно, туры. Не йога-туры, не серф-туры, не паломнические и не трекинговые. Я стараюсь людей знакомить со страной или регионом очень комплексно, со всех возможных сторон, не отталкиваясь только от достопримечательностей.

В одном и том же регионе я бываю в современных городах, мегаполисах, общаюсь с людьми, которые разделяют глобальные ценности. В то же время в путешествии я могу показать деревни, где сохранилась традиционная культура, где живут очень религиозные люди. И для того чтобы пазл сошелся, нужно совершенно разными вещами интересоваться и показывать их.

Гид отвечает за жизнь и безопасность участников путешествия. У меня такой подход, что если люди отправляются со мной в страну, в которой они не ориентируются, они доверяют мне во всем: я выбираю место проживания, транспорт. Конечно, я несу ответственность за их здоровье и за жизнь, за то, чтобы они получили интересный, необычный опыт пребывания в этой стране. Такая ответственность увеличивается в каких-то более экстремальных условиях, в горных восхождениях.

Хобби, работа или образ жизни

Я не разделяю работу или хобби. Это все вместе, один образ жизни. Моя история — не про бизнес и не про захваты рынков, она про то, что мне нравится делать.

У меня есть семья в Краснодаре, за которую я отвечаю. Деньги — это важная составляющая, и я не отрицаю их значения. Мои авторские туры — это большая и непростая работа. За последний год я организовал 12 путешествий, это очень много, не считая разведок. Шесть месяцев за этот год я провел вместе с туристами. Я стараюсь путешествовать как можно больше с семьей, с женой, иногда даже получается куда-нибудь родителей с собой взять.

Если считать, как часто я бываю в Краснодаре, то за прошлый год девять месяцев я провел в путешествиях, три месяца был в Краснодаре. И то, иногда я приезжаю в Краснодар на четыре дня, на неделю, то есть эти три месяца — они складываются из таких вот коротких приездов.

Об опасностях и приключениях

В путешествии бывают разные незапланированные ситуации, но я стараюсь сделать так, чтобы люди, которые находятся рядом, не догадывались о том, что что‑то идет не так.

А в одиночку со мной происходит много интересного. Например, однажды я провел четверо суток на пароме «Никобар» на Андаманских островах, и на пароме начался бунт голодных индийцев.

Бывает, что приезжаешь в город, а в нем проходит какой-нибудь массовый религиозный праздник, на котором собираются 10 млн человек — и все в религиозном экстазе. Представьте: город, полный полуобезумевших людей, а тебе нужно найти место переночевать.

Чтобы не попадать в такого рода неприятности, нужно хорошо изучить регион, его культуру и традиции. Чем больше ты знаешь об этих людях, чем больше ты знаешь, чем они руководствуются в обычной повседневной жизни, тем меньше шансов попасть в какую-то неприятность. Например, в буддийском жилище не нужно садиться ногами к алтарю. Во многих регионах Азии нельзя трогать детей за голову.

О людях и о дружбе

В путешествиях очень важно иметь людей, которые помогут тебе в каких-то нештатных ситуациях. Но я не разделяю жизнь в путешествиях и вне их, легко понимаю, симпатизирует мне человек или нет.

Например, в той же Мьянме, когда я был в первый раз на озере Инле, где есть плавучие деревни и все местные перемещаются на лодках. Я зашел в агентство, где можно купить билеты на автобус. Там я разговорился с местным, он пригласил меня в свой дом. Мы подплыли к дому на лодке, он познакомил меня со своей семьей, мы чудесно пообщались.

В следующий раз я приехал с группой и связался с ним. Он был рад меня видеть, поэтому мы не брали лодку, как делают все туристы, — просто сразу встретились с этим товарищем. На его лодке поехали по местам, о которых там туристы не подозревают, приехали в гости на обед, пообщались с его семьей. Одно дело со стороны посмотреть на все эти дома, другое дело, когда ты там внутри, пробуешь еду, которую едят местные, смотришь на их быт. Это совершенно другой уровень погружения в среду.

Я стараюсь не отгораживаться от реальности искусственными стенами, которыми люди любят окружать себя за большие деньги, — жить в дорогих гостиницах, ездить в тонированных автомобилях

Я стараюсь не отгораживаться от реальности искусственными стенами, которыми люди любят окружать себя за большие деньги, — жить в дорогих гостиницах, ездить в тонированных автомобилях. Так ты смотришь на окружающую реальность просто как на картинку, которая сменяется за окном.

Если просто нужна плоская картинка, достаточно, не знаю, посмотреть «Орел и решка» или любую другую передачу о путешествиях на ТВ. А для меня важно стать частью того, что происходит.

В одних странах все-таки люди более гостеприимные, чем в других. Две мои любимые страны в этом плане — Непал и Бирма (Мьянма). Если говорить о самых недружелюбных странах, то Индия знаменита своей чертой: если ты обычный турист и проезжаешь по местным достопримечательностям, то тебя тут же атакует армия местных торговцев, рикшей, каких-то непонятных полугидов, которые хотят тебе что-то впарить. Турист воспринимается как кошелек с ножками.

Но если они видят, что ты не первый раз в этой стране, им не очень интересно с тобой общаться, потому что ты понимаешь, сколько что стоит на самом деле. В общем, прохиндеев достаточно много, они есть в любой стране.

А если говорить об Исландии и Норвегии, то в этих странах люди не то что более закрыты, они более сдержанные. Они приятные, очень располагающие к себе, уверенные и знающие себе цену.

В плане готовности местных помочь мне больше нравится Азия. Допустим, в Европе ты не успел забронировать гостиницу, а тебе нужно где-то остановиться. Ты находишь единственную гостиницу на 100 км вокруг, и они тебе отвечают — мест нет, ничем не можем помочь.

В Азии в похожей ситуации обязательно что-то придумается — каким-то невообразимым образом появится соседняя гостиница, какой-нибудь дядя, сват, брат, родитель, который, может, что-то организует.

О содержимом рюкзака и выборе билетов

Я путешествую налегке — мне кажется, что чем легче рюкзак, тем свободнее ты себя ощущаешь. Я стараюсь, чтобы у меня в рюкзаке всегда был спальный мешок, чтобы я мог переночевать где угодно. Аптечка, налобный фонарик.

Фотоаппарат с собой не беру. Раньше вообще не фотографировал ни на что долгие годы, за что меня все ругали. Сейчас я могу что-то сфотографировать на планшет, но как правило, у меня нет недостатка в фотографиях, потому что люди, которые со мной путешествуют, всегда фотографируют.

Если вы зайдете ко мне домой, вы никогда не подумаете, что я много путешествую. Я не любитель собирать всякое барахло отовсюду. Но я могу привезти друзьям и близким какие-то вещи, которые считаю подходящими для конкретного человеку. Это ситуативно. Чаще привожу одежду, какие-то функциональные вещи. Шапку могу прикольную привезти.

Если вы зайдете ко мне домой, вы никогда не подумаете, что я много путешествую. Я не любитель собирать всякое барахло отовсюду

В плане билетов я не могу сказать, что беру первые попавшиеся. Раньше ориентировался на цену билетов, сейчас смотрю на длительность пересадок и стараюсь, чтобы перелеты были более щадящими. И если уж есть пересадка, то здорово, если есть возможность выйти в город, провести там денек.

О планах

Осенью планирую открыть новый для себя регион — Южную Америку. Сейчас разрабатываю маршрут, а в ноябре будет большое путешествие с туристами. До конца года проведу еще пару путешествий в Индию, еще в Непал. На все лето уеду в Норвегию.

В будущем интересно заняться Антарктидой. Хочу сделать путешествия с переходами через пустыни. Если говорить о том, что хочется сделать для себя, то это экспедиционные какие-то вещи — чтобы надолго и автономно. Переход через пустыню, тяжелые путешествия, восхождения.

Мне очень нравится то, чем я занимаюсь, а какую форму это будет принимать — не так важно. Может, получится создать что-то новое на стыке технологий и путешествий, блог, может быть, какой-то, не закрываю для себя таких возможностей.

Мы подготовили интервью с гидом-переводчиком, который уже четыре года знакомит иностранных туристов с достопримечательностями нашей столицы. О секретах профессии, фальшивых гидах и особенностях национального менталитета путешественников — в нашем материале.

Про фальшивых гидов

Часто гиды работают без лицензии. Особенно характерно это для китайских, иранских и индийских групп. Китайцы почти в 80% случаев ходят со своими гидами, у которых, естественно, нет лицензии. И часто они несут такую околесицу, что страшно. Реальный случай: один китайский гид рассказывал своей группе, что Петр I был женат на Екатерине II и что он начал войну со Швецией из-за янтаря. Для китайцев янтарь — это редкость, они ценят его больше других материалов.

Чаще всего так подрабатывают студенты-иностранцы, которые учатся здесь. Им терять нечего: ну подойдет охранник, пожурит их, может, выгонит, a они возьмут и придут еще раз.

Про лицензию

Чтобы работать легально, гиду нужна лицензия. Общая лицензия дает право водить группы туристов по городу. Полиция может проверить у гида общегородскую лицензию, иногда даже останавливает автобусы. Если нет лицензии, то выпишут небольшой штраф.

Китайцы почти в 80% случаев ходят со своими гидами, у которых, естественно, нет лицензии. И часто они несут такую околесицу, что страшно. Реальный случай: один китайский гид рассказывал своей группе, что Петр I был женат на Екатерине II и что он начал войну со Швецией из-за янтаря

Лицензию надо получать на каждый город отдельно. Я работаю в Москве и не имею права водить туристов, например, по Питеру. У меня есть лицензия, которая дает право проводить экскурсию на любом иностранном языке, но если я буду рассказывать на русском, то у меня будут проблемы с местной администрацией.

Про программу


В интересах гида продать как можно больше допов, потому что часть выручки идет ему в карман. Но это возможно не всегда. Программа разрабатывается заранее иностранным агентством и согласовывается с российской стороной. Есть группы, у которых все по списку — ни добавить, ни убавить.

У многих компаний есть контракты с магазинами сувениров, и гид должен туристов водить именно туда. И для экскурсовода, кстати, это очень выгодно, потому что чем больше магазин продаст, тем больше монеток упадет ему в карман. Можно самому договариваться с магазинами: ты им лицензию показываешь, а они тебе звонкую монету за клиентов. Главное, чтобы туристы не видели.

У некоторых групп есть так называемый турлидер — гид, который путешествует вместе с туристами. Он говорит на их языке и переводит экскурсию, если это необходимо. Но по нашим правилам у каждой иностранной группы должен быть местный гид в городе и в музеях.

Если туристам не нравится гид, то компания идет навстречу и меняет его. Но это не всегда правильно, потому что бывают группы, особенно азиатские, которые сами не знают, чего хотят. А индусы вообще нередко относятся к гиду как к обслуге.

Про питание

Помимо экскурсий у гида есть много обязанностей. Например, он должен звонить в рестораны, договариваться, когда группа задерживается, а она часто задерживается… И с питанием туристов есть нюансы.

Европейцы и латиноамериканцы едят все русское — конечно, борщ для них в диковинку, но у них нет никаких проблем с едой. Трудности возникают у азиатов.

Индусов почти всегда водят в индийские рестораны — им наша еда не нравится, она для них недостаточно острая и пряная. К тому же мы едим много мяса, а индусы преимущественно вегетарианцы.

Евреи любят посещать могилу Исаака Левитана на Новодевичьем кладбище. «Здесь лежит хороший человек, художник Ицхак Левитан», — написано на идише на его надгробии. Евреям это приятно

С израильскими туристами по-разному: если это нерелигиозная группа, то они едят в любых ресторанах, а у религиозных все строго по кашруту — они питаются только в синагогах. Завтрак в отеле тоже кошерный. Утром к группе должен спуститься их религиозный представитель и зажечь газ, чтобы разогреть еду по их иудейским законам.

Религиозные евреи не приезжают сюда, чтобы посетить святые места: в отличие от христианства и ислама, у них в религии нет реликвий и мощей. Их туризм такой же, как и у всех остальных, с тем отличием, что они должны молиться и питаться кошерной едой.

Евреи любят посещать могилу Исаака Левитана на Новодевичьем кладбище. «Здесь лежит хороший человек, художник Ицхак Левитан», — написано на идише на его надгробии. Евреям это приятно.

Про религиозные особенности

Я как гид стараюсь уважать религию своих туристов и прошу их делать то же самое. Когда я захожу в синагогу с группой евреев, я надеваю кипу, а когда они посещают действующие православные храмы, я слежу, чтобы мужчины снимали головные уборы, а женщины надевали платки.

Желательно заходить в храмы в туристических местах, там батюшки уже привыкшие и реагируют адекватно. Но если это происходит там, где иностранцев не принято видеть, случаются трудности. И я не хочу оправдывать туристов, потому что они часто сами ведут себя по-свински.

И эти православные арабы захотели спеть молебен. У нас служба ведется на церковнославянском языке, а у них на арабском. И они как запоют про Аллаха, и я думаю: «Сейчас начнется». Но Аллах же по-арабски — это «Господь», это не какой-то особый исламский бог, только не все в курсе. Охранник сразу напрягся...

Был интересный случай с группой православных арабов из Израиля — да, не все израильтяне исповедуют иудаизм. Мы посещали храм Христа Спасителя, и они попросили меня показать подземную церковь под основным помещением храма.

И эти православные арабы захотели спеть там молебен. У нас служба ведется на церковнославянском языке, а у них на арабском. И они как запоют про Аллаха, и я думаю: «Сейчас начнется». Но Аллах же по-арабски — это «Господь», это не какой-то особый исламский бог, только не все в курсе. Охранник сразу напрягся, но тут же подошел батюшка к их лидеру и спросил: «Orthodox?» — «Orthodox». Все, больше проблем не было.

Наиболее прагматичны в духовном плане индусы: они могут без зазрения совести покреститься, хоть и индуисты.

Многие говорят, что чувствуют особую энергетику у могилы Сергия Радонежского. В одной моей группе из Вьетнама была бабушка 95 лет. Она у себя в стране пережила две войны: когда девочкой была — с французами, а потом — с американцами. Так она у гроба Сергия на колени упала и молиться начала, хотя христианкой не была.

Вообще, мне приятно, когда туристы просят свозить их в Сергиев Посад, поклониться. Католики, кстати, тоже могут молиться нашим святым.

Про вопросы

Я обожаю, когда мне задают вопросы, это значит, что человек слушал и я не зря рассказывал. Для меня нет глупого или неправильного вопроса — я стараюсь удовлетворить любопытство каждого.

Но всего знать нельзя, более того, можно забыть. Если ты не знаешь ответа на вопрос, то надо проявить находчивость, придумать что-то правдоподобное и рассказать это историкообразно. Допустим, спросили меня про один из шлемов в Оружейной палате, я вижу, к какой эпохе приблизительно он относится, и говорю, что он принадлежал князю такому-то. Это, конечно, не совсем правда, но и не совсем ложь. Все-таки экскурсия — это не лекция по истории.

Я стараюсь развенчивать темные мифы о России. Есть, например, известная история о том, что Иван Грозный приказал ослепить мастеров, создавших собор Василия Блаженного. Это с вероятностью 99% миф, который появился благодаря поэту Дмитрию Кедрину и его стихотворению «Зодчие» (1938). Сюжет там следующий: царь спрашивает, смогут ли зодчие сделать что-то лучше этого собора, а когда Барма и Постник отвечают, что смогут, он приказывает выколоть им глаза. Это бред хотя бы по той причине, что после собора Василия Блаженного Барму и Постника отправили строить Казанский кремль.

Я вообще стараюсь опровергнуть черные мифы об Иване Грозном, потому что он не был таким жестоким, как его рисуют. Это типичный правитель своей эпохи, даже в каких-то смыслах менее кровавый по сравнению с европейскими правителями XVI века.

Про музеи

Помимо Кремля и Оружейки туристам нравится Музей Великой Отечественной войны, особенно впечатляют их наши панорамы. Ведь панорам только 11 в мире, и самые интересные находятся в России.

А у Исторического музея мало связей с туристическими компаниями: за четыре года я только однажды проводил там экскурсию, причем это был индивидуальный турист. Поэтому, ребята, вам надо подумать, как к себе больше людей зазывать.

Про Пушкинский музей иностранные туристы почти не знают, потому что изначально это был музей копий, а уже потом туда привезли древние иконы, картины XVI-XVII веков. В мировом плане там не так много шедевров, как в той же Франции или Германии. В здании импрессионистов много интересного, но не все любят импрессионизм.

Обычно к экскурсии в Третьяковке туристы относятся скептически, особенно когда узнают, что там не будет XX века. Но быстро меняют свое мнение и признают, что и у нас тоже были свои гении

В Третьяковской галерее многих интересуют иконы, Кандинский и Малевич, то есть очень древнее искусство и авангард XX века. Про XIX век, про наших великих художников типа Перова, Верещагина, Крамского знают немногие.

Обычно к экскурсии в Третьяковке туристы относятся скептически, особенно когда узнают, что там не будет XX века. Но быстро меняют свое мнение и признают, что и у нас тоже были свои гении. Особенно их впечатляет Васнецов. Всегда, даже если времени мало, я стараюсь довести туристов до Васнецова и Верещагина — по-моему, без них поход в Третьякову будет неполным. Во второе здание галереи группы водят очень редко, в основном это индивидуалы.

В Мавзолей реально попасть только с индивидуальными туристами: он открыт всего три часа, очереди аж до Александровского сада тянутся, и только в ней полтора часа можно прождать. Но если в программе это прописано, то никуда не денешься. Обычно Мавзолей включают в программу вьетнамцы, индусы и другие азиаты.

Мы редко заходим в парк Горького — что там смотреть? Но у меня были туристы из Каталонии, которые очень хотели там побывать: они в юности зачитывались шпионскими романами, и парк Горького в них был неизменным местом встречи героев.

А однажды у меня были чилийцы. В Чили есть большая проблема — они не умеют строить разводные мосты. И эти туристы очень хотели в Питер съездить и посмотреть, как они работают.

А в целом компании сейчас делают акцент на древнерусском и имперском наследии и очень мало внимания уделяют советской эпохе. А туристы интересуются нашим советским прошлым.

Про Кремль

Из всех московских музеев больше всего проблем с Кремлем и Оружейной палатой. Во-первых, по правилам Кремля гид не имеет права купить входной билет в кассе — нужно обращаться в туристическую компанию, даже с индивидуальными туристами.

Кремль выделяет крайне мало билетов для туристических компаний. Поэтому агентства, которые работают с китайцами — а сейчас китайский туризм у нас очень развит, — сразу выкупают почти все билеты, из-за чего группы немцев, французов, испанцев и других иностранцев не могут туда попасть. И им приходится ждать, пока не доехавшие до России китайцы откажутся от брони.

С такой политикой я смог попасть в Кремль с испаноязычными группами только три раза за последний год. А хотят туда все.

В итоге у гида есть два выхода: либо работать нелегально, притворяясь туристом, либо пытаться найти билеты через компанию, что практически нереально.

Поговаривают, что администрация Кремля считает, что туристы своим дыханием вредят экспонатам...

Еще одно дурацкое правила Кремля: если обычный человек, не гид, прочитал много книжек и пришел в Кремль с друзьями, то он не имеет права им ничего рассказывать. Потому что это тоже считается экскурсией, а для этого существуют кремлевские гиды. Многие кремлевские экскурсоводы терпеть не могут гидов-переводчиков, потому что считают, что мы у них отнимаем хлеб.

Про рутину

Основная работа у нас в период с апреля по октябрь. Зимой в Россию едут только китайцы, наверное, они привыкшие. Из других стран приезжают только индивидуальные туристы.

С некоторыми группами по контракту гид обязан жить в одном отеле, чтобы 24 часа решать их проблемы. Иногда приходится разбираться с полицией. Был случай, когда мои уругвайцы взяли такси от Большого театра до Измайлова и таксист насчитал им 15 000 руб. Они позвонили мне, а я вызвал полицию. Но они сплоховали и сторговались с водителем до 5000, это все равно много. Бедные уругвайцы, что они теперь о России думают.

Когда я только начинал, мне приходилось сопровождать туристов в поезде от Москвы до Питера. И конечно, тоже были проблемы. Однажды две девушки из группы закатили скандал, потому что с ними в купе ехала семья с маленьким ребенком. Они посчитали, что это слишком много для одного купе. Так-то они сами виноваты: могли бы выкупить все места и ехать с комфортом, но слушать они не хотели ни меня, ни проводника, ни начальника поезда. В итоге с большим трудом их переселили к китайцам (они выкупили для себя весь вагон) и на халяву они получили отдельное купе. Так они после этого на меня еще и жалобу написали, что я ничего не сделал.

Работать с каждой культурой по-своему интересно. Сингапурцы, например, очень приятные люди, по менталитету они похожи на японцев — интересуются всеми деталями и подробностями. Вьетнамцы не такие, им важнее сделать фотографию, чем послушать историю. С индусами бывает по-разному. Они обычно удивляются, что здесь к ним относятся как к настоящим туристам, а не как к людям второго сорта. Но с индусами бывает сложно, потому что они часто ведут себя как капризные дети.

Про чаевые

Многие гиды привыкли получать на чай постоянно, но чаевые на то и чаевые, оставлять их — это право туриста.

Наше вознаграждение зависит от группы и от времени работы с ней. Бывает, что гиду передают туристов на один-два дня, тогда ни на что рассчитывать не приходится. С больших групп мы, как правило, получаем чаевые, а у некоторых туристов они прописаны заранее, чаще всего у вьетнамцев и израильтян. И случается, что они даже добавляют что-то сверх прописанной суммы.

У групп из США чаевые всегда прописаны, и это очень щедрая сумма, с испанцами по-разному, а латиноамериканцы всегда оставляют хорошее вознаграждение, потому что в Россию приезжают очень состоятельные люди.

У многих компаний есть анонимные анкеты, в которых туристы оценивают работу гида. Это, по сути, резюме гида: если у него много позитивных ответов, то ему с большей вероятностью предложат работу еще раз.

Другие анонимные интервью. , случаются ли в отелях служебные романы, что раскрывает о постояльце его номер и кто платит за испорченную вещь.

Засекреченная информация о полетах первых лиц, неадекватные пилоты, слова, которые нельзя использовать. Об этом и многом другом — в «Моей Планете».

В рамках которого показывают выставку немецких фотографов Михаэля Шефера и Виктории Биншток. Анна Карпенко встретилась с фотохудожниками и поговорила о выставке и о современной фотографии.


ПОЧЕМУ ВЫСТАВКА ТАК НАЗЫВАЕТСЯ

Михаэль . Вообще, название придумали кураторы, но я интерпретирую его как то, что вокруг нас, поток картинок, изображений, которые каждый из нас постоянно производит. И в этом смысле мы все идем с потоком.

Почему «против»? Потому что фактически нам следует грести в обратном направлении, надо останавливать мгновение, чтобы «выхватить» картинку, образ, изображение - и затем уже работать с ним. Получается такое сопротивление.

- Мы существуем в эпоху visual glostery, то есть визуального засилия . Медиа производят триллионы образов еженедельно. Где человек может найти свое место свободы в этом потоке?

Виктория . Все это засилие «картинок» появляется на экране. И у нас всегда есть возможность «выключить» его, не смотреть. Просто отвлечься. Например, даже когда я просматриваю новости, читаю только тексты, не глядя на фотографии.

Михаэль . В принципе, когда мы работаем как фотографы, мы пытаемся снять реальность. И получается, что это самостоятельная картинка. И я как художник, работая с этими фотографиями, делаю уже следующий шаг - массу картинок, связанных с реальностью, я изменяю еще дальше.



КАК ПРАВИЛЬНО НАЗВАТЬ ЭПОХУ, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ

- Вальтер Беньямин определял фотографию как своеобразн ую границу , такой концептуальный водораздел между эпохами до фотографии и с ее появлением. Сегодня, в эпоху «цифры», что, на ваш взгляд, является такой границей ?

Михаэль . Мне кажется, сегодня мы существуем во время, когда только расшаренные с другими изображения становятся ликвидными. С другой стороны, фотография всегда помогала взглянуть на мир под иным углом, и сегодня люди смотрят на изображения не так, как это было даже несколько десятилетий назад.

К примеру, в 70-е, когда ты смотрел на фотографию человека, выпрыгивающего из окна, ты был в шоке и говорил: «О боже, как они смогли это снять?» Сегодня это не будет чем-то оригинальным: «Ну, ок, милая репортерская работа. Я тоже могу так снять».

С появлением «фотошопа» мы воспринимаем реальность как уже созданную нами. Но, по правде говоря, сегодня мы не можем сказать наверняка, что это за эпоха, в которой мы живем, потому что всё технологически меняется слишком быстро. Мы живем «после фотографии».

Виктория. Все происходит прямо здесь и сейчас. После того как появились цифровые камеры, затем бум фотографии на смартфонах, это, естественно, изменило облик и границы даже профессиональной работы фотографа. Например, раньше мы могли делать автопортреты, и это совершенно не то же самое, что сегодня селфи на смартфоне. Вот почему так интересно исследовать новую эпоху, чем мы и занимаемся.


ТЕПЕРЬ ДАЖЕ СКРИНШОТЫ МОГУТ БЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА

Михаэль . У меня есть огромный архив скриншотов, сделанных из видео. Когда вы смотрите видеоролик или новости, множество изображений просто мелькают и проходят мимо, но, когда вы останавливаете поток и делаете скриншот этого изображения, вы воспринимаете его уже совершенно по-другому.

Видеоинсталляция, которую можно посмотреть на выставке, - это моя недавняя работа, которая состоит из зацикленных изображений, взятых из видеоновостей о саммите большой двадцатки (G20), проходившем в этом году в Гамбурге. В то время, пока политики наслаждались классической музыкой в филармонии, на улицах Гамбурга проходили протесты и ожесточенные столкновения людей с полицией. Когда мы видим эти «остановленные» изображения, то воспринимаем их рельефнее.


ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКУ СКРИНЫ ИЗ GOOGLE MAPS

Виктория . Фотографии, представленные на выставке, я брала из Google Street View - это изображения, снятые спутником, обезличенной камерой. Вы видите, что на них нет лиц. И тем не менее эти изображения публичные.

Я стала собирать изображения и заметила, что на фотографиях Google Street View люди смотрят прямо в объектив камеры. Но это автоматическая машина, а не фотограф-человек, стоящий за камерой. И это новый способ получения фотографий в публичных местах и новая проблема приватности, личного пространства. Ведь это все еще реальные люди, которые живут в реальных местах….

- Реальность, в которой мы давно живем, но не всегда понимаем, что она собой представляет...

Михаэль . С одной, стороны, да - это новая интерпретация проблемы приватного и публичного. Но если мы вспомним, как вообще появлялась стрит-фотография, то ни о каких правах на приватность здесь речи не идет. Если бы мы всякий раз предъявляли права на «частное», то стрит-фотографии как отдельного направления просто не было бы.

Витокрия . Но одно дело, когда тебя фотографирует на улице реальный человек с камерой в руках, и совсем другое, когда обезличенная машина, механизм.

- Да, возникает такой эффект непреходящего паноптикума….

Михаэль . Главное то, что фотографии из Google Street View видимые, но есть миллионы фотоизображений, которые мы не видим, они для нас недоступны, и вот это более серьезная проблема.

Методические указания и гайд интервью для исследования по курсу «Общественная роль социологии»

ИНТЕРВЬЮЕРУ : В этом исследовании нам важно получить нарративные элементы интервью, т.е. такие ответы, которые содержат развернутые истории, повествования с началом, серединой и концом. Если информант не склонен рассказывать, а отвечает на вопросы односложно (может быть, затрудняется вспомнить или сомневается, что нам его/ее примеры были бы интересны), попросите там, где уместно по контексту разговора: «приведите, пожалуйста, пример, это очень интересно» или «Расскажите, пожалуйста, как это было. Вы тогда уже здесь работали?» вплоть до таких стимулов: «Расскажите, пожалуйста, как это было? Это примерно в каком году было? Это было летом? Вы уже приехали из …?» и так далее.

Внимательно изучите гид интервью перед тем, как пойдете на встречу с информантом. Часто бывает так, что информанты рассказывают «не по гиду», а так, как работает их память. Следите за логикой изложения и не повторяйте те вопросы, которые уже были освещены в рассказе информанта. Однако, если нужно вернуться к какому-то вопросу, чтобы уточнить, раскрыть шире тот или иной аспект, не стесняйтесь сказать «Вы некоторое время назад рассказывали случай о том-то. А не могли бы мы вернуться к тем событиям, чтобы понять вот что. Как все это повлияло на…?» и так далее.

Внимательно изучите доступную в публичной сфере информацию о вашем респонденте, что он/она возглавляют, возможно, этапы жизненного пути, направления деятельности, т.к. с известным и интересным человеком было бы важнее не общие места обсуждать, которые уже стали хорошо заученной и широко распространенной формулой PR , а говорить со знанием дела и углубляться в нюансы, побуждая информанта по-новому взглянуть на те или иные факты биографии и карьеры.

Вам необходимо заранее найти публикации об информанте в СМИ и выступления информанта в публичной сфере – в прессе, на радио и ТВ. Разумеется, и знать о научных публикациях. Спрашивать в интервью о неизвестных вам публикациях можно, только если вы заранее провели работу и смогли хоть что-то найти.

Цель исследования сформулирована и для интервьюера, и для информанта, если встанет вопрос. В упрощенной форме цель звучит в преамбуле, которую нужно заранее для себя усвоить (можно импровизировать, а читать по бумажке не нужно). В начале интервью обязательно спросите разрешения на запись на диктофон. В случае отказа спросите разрешения делать заметки на бумаге. Объясните информанту, что материалы данного интервью могут быть использованы в двух видах: курсовой работе и публикациях. Обязательно спросите, какой вид ссылки на информанта он/ она предпочтут – анонимный или с указанием фамилии.

Цель исследования : выяснить, какое место в профессиональном становлении и современной деятельности информанта – известного российского социолога – занимает общественная деятельность, на примере биографической ситуации известного ученого.

Преамбула . Здравствуйте, Имя Отчество. Мы проводим исследование в рамках учебного курса магистерской программы на факультете социологии ГУ ВШЭ. Нас интересует, для кого и для чего существует сегодня социология в России, куда и как попадают результаты исследований, как и кем используются интересные идеи социологов. Вы очень известный и влиятельный ученый, нам было бы очень важно узнать, как происходило ваше проф.становление и как при этом складывалось ваше понимание этих двух вопросов – зачем нужна социология и кому она нужна

1.Биографический блок

Как Вы стали социологом? Почему Вы заинтересовались этой профессией? Расскажите вкратце, пожалуйста, историю Вашего профессионального становления.

Кто были Ваши учителя? Кто повлиял на Ваше становление?

Уточнения: В то время, когда вы только начинали работать социологом – что это была за профессия – кому, для чего она была нужна, как вы думаете? Могли бы вы привести пример?

ИНТЕРВЬЮЕРУ : поговорите с информантом о биографических вехах профессионального пути, фокусируясь на интересующей нас теме (общественная роль социологии – кому и зачем нужна была социология, где, как, кто и для чего обнародовал результаты исследований, какие были последствия)

Оглядываясь назад, как вы могли бы охарактеризовать в целом общественную роль отечественной социологии на том этапе?

А теперь поговорим о Вашей современной деятельности.

2 . Оценка деятельности . Публичные стороны профессии

Расскажите, пожалуйста, о вашей современной профессиональной деятельности. Мы знаем о ваших публикациях и направлениях исследований, а как вы оцениваете роль этой работы: где и для чего нужны результаты вашего труда, кем и как они используются или на что могут повлиять?

Вы очень много делаете для российской социологической науки, для студентов. Нам бы хотелось узнать о тех Ваших делах, проектах, которые бы имели, с Вашей точки зрения, социальную значимость.

С какими трудностями и противоречиями Вы сталкивались раньше и сталкиваетесь сейчас при реализации таких проектов?

Работаете ли Вы с какими-то группами общественности и в чем заключается эта деятельность? Каких результатов Вы добились?

ИНТЕРВЬЮЕРУ : Поясните в случае необходимости, что под группами общественности понимаются объединения людей, группы интересов, общественные движения, организации гражданского общества, которые вступают в дебаты между собой или с правительством и могут черпать аргументы из социологических исследований. ВНИМАНИЕ : Не стоит сразу давать пояснения, вначале дождитесь ответа информанта и только в случае непонимания уточните вопрос.

Какие исследования Вы со своими коллегами проводили, которые в дальнейшем повлияли на политику и практику? Можете ли Вы назвать какие-то прикладные эффекты Ваших проектов? Были ли какие-либо еще последствия? Что Вы чувствовали по этому поводу?

Какой отклик результаты Ваших проектов имели на властном уровне или у общественности? Был ли резонанс? Какие Вы испытывали чувства в связи с этим? Что Вы думаете по этому поводу?

Вы известны не только своими важными научными работами, но также своей публичной деятельностью.

Как вы думаете, может ли социолог в наше время в России быть публичной фигурой и почему? Как вы это понимаете?

Расскажите о ситуациях, когда вы чувствовали себя публичной фигурой. В чем это выражалось? Какие с этим связаны ощущения? Расскажите, пожалуйста, о тех случаях, когда Вас впервые пригласили на телевидение, взяли у Вас интервью, опубликовали Вас в популярных СМИ? Какие это вызвало у Вас ощущения? Что Вы думаете по этому поводу? Как складываются Ваши взаимоотношения со СМИ сейчас?

Как Вы думаете, кто является Вашей публикой? Какую миссию Вы для себя могли бы сформулировать в отношении участия в публичной сфере?

Скажите, пожалуйста, в чем особенности выступления или публикации материала для разных аудиторий?

Приведите, пожалуйста, примеры ваших коллег, учеников, если такие есть, которые тоже становились публичными фигурами.

Какие проблемы могут возникать у социолога в связи с публичной деятельностью?

Как вы могли бы охарактеризовать в целом общественную роль отечественной социологии на нынешнем этапе?

В завершение такой вопрос. Наверное, вы слышали и читали о таком понятии, как «публичная социология» или «публичный социолог». Считаете ли вы себя публичным социологом и почему?

Как возможна публичная социология в России?

Большое спасибо, Вы нам очень помогли.

Продолжаю общаться с блогерами и выпытывать из них секреты мотивации и успеха. Сегодня у меня в гостях Московский аккаунт-гид по ресторанам и местам, где можно вкусно покушать.

Прошлые интервью с Инстаграмщиками читайте по ссылкам:

Расскажи немного про идею своего блога в Instagram? Откуда она появилась и почему решили заняться именно ей?

Паблик restinmsk - это вкусный гид по ресторанам Москвы. Ведём мы его вдвоем с женой уже полтора года. Пришла к нам идея до того, как мы переехали в Москву. Родом мы из Республики Мордовия, г. Саранск.

Около месяца просматривали десятки вебинаров и прочитали столько же статей. Мы загорелись и даже нашли первого клиента. Предложили продвижение управляющей одной из уютнейших кофеен в городе, где в последствии сделал предложение своей жене! Наверно это был первый шаг в сторону гастрономической темы.

После нескольких месяцев ведения, мы поймали себя на мысли, что можем больше! Сидя как-то в кальянной, я предложил жене создать паблик по ресторанам России, но в ходе дискуссии, понял, что создание контента будет весьма затруднительным процессом. Это как из дробовика по воробьям стрелять! Нужно что то более локальное, но вести страничку по ресторанам Саранска, дело неблагодарное и ведущее в никуда. И тут ко мне пришла идея: рестораны столицы! Жена восприняла эту идею работающей, а долгосрочной перспективе, возможно и приносящей некую прибыль. Начало было положено.

С чего начинали продвижение?

После создания аккаунта и выбора концепции, мы начали продвижение. На первых порах пользовались черными методами раскрутки, в основном массофоловингом . О чем конечно же в дальнейшем пожалели! Нагнали около 8 тыс подписчиков и поняли, что нужно что то делать дальше, так как активность была крайне маленькой.

Знакомые много раз крутили у виска и говорили, что если вы не зарабатываете на блоге хотя бы пол миллиона рублей, вам нужно бросить эту затею!

Как хватило сил не бросить своё начинание через месяц?

Честно говоря, подобные мысли приходили очень часто, но уже где-то через год. В первый месяц мы об этом даже не задумывались. С самого первого дня и до сегодняшнего момента мы с женой работаем на мощнейшем энтузиазме, хотя некоторые знакомые много раз крутили у виска и говорили, что если вы тратите столько сил и не зарабатываете на блоге хотя бы пол миллиона рублей, вам нужно бросить эту затею!

Возвращаяясь к мотивации. Мы видим много аналогичных блогов, которые начали после нас. Выживают не все, поэтому страха, что конкурентов становится больше, нет. Не все выдерживают. Кому то просто становится не интересно у кого нет на это времени или мотивации. Есть парочку похожих блогов, которые вели страницы долгое время и достигли определённого уровня, но в какой то момет сдались.

Контент решает. Если у вас не будет идеи, то ломанного гроша не будут стоить все ваши усилия.

Был ли изначально чёткий план на последующую монетизацию или «начнёт, а там как карта ляжет»?

Мыслей о монетизации блога на старте не было. Окрылённые успехом при продвижении странички кофейни в Саранске, мы подумали: «А что, если при переезде в Москву попробовать поискать клентов там?». Конечно же все наши мечты разбились о «айсберг» столичных реалий. Во-первых, таких как мы «продвиженцев» в день в рестораны звонят сотни, во-вторых ведением соц. сетей занимаются PR-менеджеры и это прямые их обязанности, на ряду множеством других. Поэтому управляющему прост оне выгодно держать два сотрудника.

Мы бросили эту идею и начали медленно, но верно развивать блог.

Какие три вещи стоит знать любому, кто задумается над созданием блога в Instagram?

Первое . Это тяжелый труд, требующий полной отдачи, ответственности и пунктуальности.
Второе . Контент решает. Если у вас не будет идеи, то ломанного гроша не будут стоить все ваши усилия.
Третье . В первый год, если вы не супер гений SMM, забудьте о прибыли. Вам придется только вкладывать силы и бюджеты.

Что важнее — текст или фото?

В нашем случае на первом месте конечно же фото. Но я знаю множество блогеров, где фотографии в ленте посредственые, а вот вовлеченность в комментариях бомбическая! Если же вы и рукастый фотограф и пишете текста, словно бог, то я вам завидую белой завистью 🙂

Летом Instagram ввёл алгоритмическую ленту, сильно ударило по вовлечённости и что делаешь, чтобы не потерять охват?

Введение алгоритмической ленты мы встретили «грудью». Мониторили статистику ежедневно, и прикладывали максимум усилий, чтобы активность не проседала. На сегодняшний день мы стараемся поддерживать охват около 40-60% от количества подписчиков, в зависимости от самого поста. Начиная с марта, лично меня вводит в ступор некоторые моменты. Есть коллеги, которых я не буду упоминать, у которых активность была всегда в разы меньше нашей, относительно количества подписчиков. И никогда они не отличались искусством фотографии

Если бы ты смог дать один совет себе начинающему блог на самом старте, чего бы сказал?

Я бы сказал так: «Если ты собрался(-ась) вести лайфстайл блог, так же как ведут его тысячи московских блогеров, брось эту затею! Красивые картиночки без идеи и цели, лайкают такие же блогеры и не несут никакой смысловой нагрузки. Придумай крутую идею, а уже потом начинай!»

Необычных предложений у нас не было никогда. У нас настолько узконаправленный блог, что шальных или залётных рекламодателей у нас не бывает.

Сколько времени уделяете блогу и сколько уходить на один пост?

Если бы не спали, то все 24 часа уходили бы на создание контента и продвижение нашего блога. Мы сумасшедшие! Не знаю, когда мы перешагнем тот момент, когда будем относиться более спокойно к количеству лайков и комментариев. А если ER (Engagement Rate) начинает понижаться, то мы и вовсе бьем тревогу.

Был момент, когда после бана коммерческих страниц и массофолловеров, в автоматическом режиме, я спарсил базу оставшихся и начал ВРУЧНУЮ просматривать каждую страничку и банить тех, кто не подходит под нашу ЦА.

Придумай крутую идею, а уже потом начинай!

А вот жена у меня, повёрнута на фотографии. Если для меня фото вроде бы хорошее по обработке и композиции, то она может прицепиться ко всему, что угодно (пенка на кофе, чуть чуть грязная тарелка). Про обработку вообще молчу.

В нашем дуэте, как я уже сказал, поиском фотографии занимается жена. Времени на это может уходить от 40 минут до нескольких часов.

Что тебя больше всего сегодня раздражает в Instagram?

Больше всего конечно же раздражает статистика охватов. А еще последним плачевным опытом было физическое «выпиливание» поста из ленты новостей. Т.е. при каких то обстоятельствах после определенного момента, наши подписчики переставали видеть новую публикацию. Это не может не раздражать!

Какой пост самый любимый и на что хотел бы уделить больше сил и времени, но почему-то не хватает.

Любимого поста наверно нет, так как через мои руки проходит каждый день по десятку публикаций, в том смысле, что я занимаюсь их планированием. Больше сил и времени я хотел бы уделить конечно же семье. Но если речь идёт о блоге, то хочется поскорее достигнуть первой контрольной точки в 100 тыс подписчиков и начать уделять больше времени второй нашей страничке о ресторанах Санкт-Петербурга.

На что снимаешь контент и в чём обрабатываешь?

Все фотографии жена делает исключительно на телефон. Обработкой также занимается в мобильных приложениях: VSCO, Snapseed.
Что блог дал вам за время своего существования? Опыт, новые контакты, знакомства и т.д.?

Говоря вцелом, ведение блога дал нам опыт многозадачности. Мы оба работаем, поэтому приходится совмещать повседневные задачи с поиском контента, модерацией, рекламой, продажами, ведением финансов и стратегическим планированием.

Больше всего конечно же раздражает статистика охватов.

За все время, жена прокачала навыки фотографии и вспоминая о первых фото, что мы сделали, смеемся! Я же ежедневно изучаю все нововведения Instagram и стараюсь не отставать и поддерживать активность.

Блог дал нам возможность развиваться, иметь дополнительный заработок, как онлайн, так и офлайн. Чем больше мы становимся, тем увереннее мы себя чувствуем, а управляющие и представители ресторанов видят в нас партнеров, а не просто блогеров.

Мы увеличиваем прибыль кафе и ресторанов и в тоже самое время приносим пользу нашим подписчикам. Показываем тот контент, который считаем полезным, дарим подарки и проводим розыгрыши.

Мы не выкладываем платные посты платьев, салонов красоты или каких то товаров. Мы вынуждено ограничиваем свою прибыль, чтобы оставаться тематическим блогом.

Мы очень любим своё дело, живём им и не остановимся не на секунду! Считаем, что эта наша самая главная задача.