подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по образовательным программам основного общего образования в городе Севастополе в 2017 году
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОГЭ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ФИЗИКЕ,
ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ, ЛИТЕРАТУРЕ
ОГЭ по иностранному языку(ИЯ)
В целях оптимизации времени нахождения в ППЭ участников ОГЭ по ИЯ ДО принимает решение о выборе одной из схем организации проведения экзамена для всех участников ОГЭ по ИЯ:
проведение экзамена по ИЯ (одновременно ПЧ и устная часть (далее – УЧ) (раздел «Говорение») в один из дней, предусмотренных расписанием;
– проведение экзамена по ИЯ (одновременно ПЧ и УЧ раздел «Говорение») в два дня, предусмотренных расписанием;
– проведение письменной части экзамена в один день, а устной части (раздел «Говорение») – в другой день, предусмотренный расписанием.
Проведение ОГЭ по ИЯ в письменной форме.
При проведении ОГЭ по ИЯ в экзамен включается раздел «Аудирование», все задания по которому записаны на аудионоситель.
Аудитории, выделяемые для проведения раздела «Аудирование», оборудуются средствами воспроизведения аудионосителей.
Для выполнения заданий раздела «Аудирование» технические специалисты или организаторы настраивают средство воспроизведения аудиозаписи так, чтобы было слышно всем обучающимся. Аудиозапись прослушивается обучающимися дважды, после чего они приступают к выполнению ЭР.
ОГЭ по ИЯ (раздел «Говорение»).
Порядком-9 не предусмотрен отказ обучающихся от участия в ОГЭ по ИЯ (раздел «Говорение»).
Сдача ОГЭ по ИЯ предполагает обязательное участие обучающихся в выполнении письменных заданий, а также заданий раздела «Говорение».
При проведении ОГЭ по ИЯ (раздел «Говорение») устные ответы (далее – УО) на задания записываются на аудионосители.
Проведение ОГЭ по ИЯ (раздел «Говорение») включает выполнение 3-х заданий:
– чтение вслух небольшого текста (время на подготовку – 1,5 минуты, время выполнения задания – 2 минуты);
– участие в условном диалоге-расспросе (вопросы диалога записаны на ауодионоситель, время ответа на каждый вопрос не более 40 секунд);
– монологическое высказывание на определенную тему с опорой на план (время на подготовку – 1,5 минуты, время выполнения задания – 2 минуты).
Время УО составляет 15 минут на одного отвечающего. Каждое последующее задание выполняется после окончания выполнения предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудиозапись.
Пользование участниками ОГЭ по ИЯ (раздел «Говорение») черновиками запрещено Порядком-9.
Для проведения устной части экзаменов используется два типа аудиторий:
– аудитория подготовки, в которой участники ожидают своей очереди сдачи экзамена, заполняют поля регистрации БО-1, дополнительное оборудование для аудиторий подготовки не требуется;
– аудитория проведения, в которой проводится инструктаж участников, выдаются КИМ, участниками переносится номер КИМ в соответствующее поле БО-1, в аудитории проведения должны быть подготовлены средства аудиозаписи и воспроизведения аудиозаписей.
Технические специалисты или организаторы в аудитории проведения настраивают средства цифровой аудиозаписи для осуществления качественной записи УО.
В аудиториях подготовки и проведения должно присутствовать не менее 2 организаторов в каждой аудитории. В день проведения УЧ экзамена в ППЭ должен присутствовать технический специалист.
В аудитории подготовки одновременно могут присутствовать не более 25 обучающихся (рассадка по два человека за одну парту допускается).
Ответственный организатор в аудитории подготовки и ответственный организатор в аудитории проведения получают в штабе ППЭ экзаменационные бланки для участников экзамена и ИК с КИМ соответственно.
Выдача экзаменационных бланков первой группе участников в аудитории подготовки осуществляется не ранее 10.00 дня проведения экзамена.
При заполнении участником экзамена в аудитории подготовки регистрационных полей БО-1 номер аудитории проведения и номер КИМ не указываются.
Обучающиеся приглашаются в аудитории проведения для получения задания УЧ КИМ и последующей записи устных ответов на задания КИМ.
Сопровождение участников экзамена из аудитории подготовки в аудиторию проведения осуществляется организатором вне аудитории.
Каждая группа участников заходит в аудиторию проведения только после того, как сдачу экзамена завершили все участники из предыдущей группы (рекомендуется чтобы через одно рабочее место в аудитории проведения за день смогли пройти максимум 4 участника ОГЭ).
В аудитории проведения участник занимает рабочее место.
Организатор в данной аудитории проводит инструктаж:
– о заполнении полей для номера аудитории проведения и номера КИМ;
– о времени на подготовку и выполнение заданий.
Также организатор предупреждает участника о том, что при выполнении задания 2 (условный диалог-расспрос) отвечать на вопрос необходимо сразу после его прослушивания, затем слушать следующий вопрос и отвечать. Следует сообщить участнику о том, что время на подготовку к ответу на вопросы задания 2 не предусматривается. Прежде чем приступить к ответам на вопросы участник проговаривает на РЯ в средство аудиозаписи уникальный идентификационный номер своей работы.
Перед ответом на каждое задание участник произносит номер каждого задания на РЯ.
После завершения выполнения 1-го задания организатор должен включить воспроизведение аудиозаписи 2-го задания (условный диалог-расспрос).
Участник последовательно слушает и отвечает на каждый вопрос в аудиозаписи, а затем приступает к подготовке и выполнению 3-го задания.
По истечении 15-ти минут организаторы в аудитории объявляют о завершении экзамена и выключает аудиозапись ответа.
Организаторы (технический специалист) сохраняет аудиозапись ответа участника под определенным кодом – номер ППЭ_ номер аудитории_уникальный идентификационный номер работы .
Участник расписываются в ведомости о проведении экзамена.
После того как все участники в группе в аудитории проведения закончили выполнение работы, в аудиторию проведения из аудитории ожидания приглашается новая группа участников.
Организаторы осуществляют контроль времени подготовки к заданиям и контроль времени выполнения заданий. В случае если время подготовки к заданию или время ответа на задание истекло, то организатор должен сообщить об этом участнику. Технический специалист или организатор дает обучающемуся прослушать запись его ответа и убедиться, что она произведена без технических сбоев. Если во время записи произошел технический сбой, обучающемуся предоставляется право сдать раздел «Говорение» повторно.
При техническом сбое оборудования или выявлении низкого качества аудиозаписи ответа участника ОГЭ по ИЯ после выполнения им заданий раздела «Говорение» пересдача УЧ экзамена возможна в этот же день либо в дополнительные сроки, установленные расписанием.
По окончании сдачи экзамена всеми участниками аудиозаписи с ответами собираются техническим специалистом в каталоги поаудиторно и направляются в РЦОИ для проведения экспертизы ответов на съемном электронном носителе.
ОГЭ по физике
В ОГЭ по физике включено экспериментальное задание, выполняемое на реальном оборудовании.
Перечень дополнительных материалов и оборудования, пользование которыми разрешено на ОГЭ по физике, утвержден приказом МОН. Используется непрограммируемый калькулятор (далее – НПК) на каждого ученика и экспериментальное оборудование.
Экзамен проводится в кабинетах физики. При необходимости можно использовать другие кабинеты, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении экспериментальных заданий ЭР. На экзамене присутствует специалист по физике, который проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы обучающихся с лабораторным оборудованием.
Комплекты лабораторного оборудования для выполнения лабораторной работы формируются заблаговременно, до проведения экзамена. Для подготовки лабораторного оборудования в ППЭ за один-два дня до экзамена сообщаются номера комплектов оборудования, которые будут использоваться на экзамене. Перечень комплектов оборудования для выполнения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике, а также на основе комплектов «ГИА-лаборатория».
При отсутствии в ППЭ каких-либо приборов и материалов оборудование может быть заменено на аналогичное с другими характеристиками. В целях обеспечения объективного оценивания выполнения лабораторной работы участниками ОГЭ в случае замены оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо довести до сведения экспертов ПК, осуществляющих проверку выполнения заданий, описание характеристик реально используемого на экзамене оборудования.
Руководителем ППЭ/членом ГЭК в свободной форме составляется акт о замене оборудования, акт передается вместе с ЭМ в РЦОИ.
Задания с РО оцениваются двумя экспертами с учетом правильности и полноты ответа.
ОГЭ по литературе
При выполнении заданий обеих частей ЭР экзаменуемый имеет право пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому экзаменуемому. Экзаменуемые по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых находятся нужные книги. При проведении экзамена необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подготовить таким образом, чтобы у экзаменуемого не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам. Экзаменатор должен обеспечить равные условия доступа к художественным текстам для всех участников экзамена.
Инструкция по подготовке и проведению ОГЭ по предмету «Физика»
В качестве организаторов ППЭ и специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку.
Организаторы ППЭ и специалисты по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ информируются о месте расположения ППЭ, в который они направляются, не ранее чем за три рабочих дня до проведения экзамена.
Особенности экзамена по физике
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 27 заданий.
Часть 1 содержит 19 заданий (1–19), к 1-18 заданию приводится четыре варианта ответа, задание 19 требует развернутого ответа.
Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (20–23).
Часть 3 содержит 4 задания (24–27), на которые следует дать развёрнутый ответ. Задание 24 экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием .
Экзамен проводится в кабинетах физики. При необходимости можно использовать другие кабинеты, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении экспериментальных заданий экзаменационной работы. Специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы участников экзамена с лабораторным оборудованием.
На экзамене участникам разрешается пользоваться непрограммируемыми калькуляторами (непрограммируемые калькуляторы приносят с собой самостоятельно).
На этапе выполнения экспериментального задания участники используют лабораторное оборудование.
Лабораторное оборудование размещается в аудитории на специально выделенном столе. (В случае отсутствия возможности обеспечить каждую аудиторию для проведения ОГЭ по физике полным набором комплектов лабораторного оборудования специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ после выдачи ИК участникам экзамена подготавливает необходимые комплекты по вариантам участников ОГЭ).
Выдача лабораторного оборудования осуществляется только специалистом по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ.
После выдачи лабораторного оборудования участник экзамена может приступать к выполнению экспериментального задания.
Вмешиваться в работу участника экзамена при выполнении им экспериментального задания специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ имеет право только в случае нарушения участником техники безопасности, обнаружения неисправности оборудования или других нештатных ситуаций.
Подготовка к проведению экзамена
За день до проведения экзамена специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ совместно с руководителем ППЭ должен:
проверить готовность аудитории к проведению экзамена: соблюдение условий безопасного труда, наличие комплектов оборудования.
проверить работоспособность комплектов оборудования по электричеству и оптике;
подготовить характеристики лабораторного оборудования с указанием внесенных изменений (при необходимости);
заполнить листы «Поверка лабораторного оборудования для проведения ОГЭ по физике», внеся соответствующий номер в таблицу характеристики комплектов. Каждый комплект оборудования должен быть помещен в собственный лоток. Цилиндры из комплектов №1 и №2 и резисторы из комплекта №5 должны иметь обозначения, соответствующие перечню оборудования. На каждом лотке с оборудованием указывается номер, состоящий из номера комплекта и буквы (от А до C для всех комплектов, кроме комплекта №5, и от А до F для комплекта №5).
В день проведения экзамена организаторы и специалисты по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ должны:
явиться в ППЭ не позднее чем за один час тридцать минут до начала экзамена и зарегистрироваться у руководителя ППЭ;
получить у руководителя ППЭ информацию о назначении ответственных организаторов в аудитории и распределении по аудиториям ППЭ;
получить распределения по аудиториям от руководителя ППЭ специалистам по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ;
пройти инструктаж у руководителя ППЭ по процедуре проведения экзамена.
Ответственному организатору получить у руководителя ППЭ:
краткую инструкцию для участников экзамена,
инструкцию по технике безопасности,
списки участников экзамена на аудиторию,
таблички с номером аудитории,
памятку с кодировкой (региона, образовательного учреждения, ППЭ, аудитории), используемую при заполнении регистрационных частей бланков ОГЭ,
ножницы для вскрытия доставочного пакета с ЭМ,
возвратный пакет для ЭМ,
возвратный пакет для КИМ;
не позднее чем за 45 минут до начала экзамена пройти в свою аудиторию, проверить ее готовность к экзамену и приступить к выполнению своих обязанностей:
раздать на рабочие места участников экзамена черновики (минимальное количество - два листа) на каждого участника;
подготовить на доске необходимую информацию для заполнения регистрационных полей в бланках ответов в соответствии с полученной у руководителя ППЭ памяткой с кодировкой;
прикрепить к двери аудитории один экземпляр списка участников экзамена,
Специалисту по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ необходимо получить ведомость для ознакомления участников ОГЭ с инструктажем по технике безопасности.
КИМ ОГЭ по физике содержат экспериментальное задание, которое выполняется участниками с использованием реального лабораторного оборудования. Используются 5 экспериментальных заданий. Для проведения необходимо подготовить в аудитории на 15 экзаменуемых шесть комплектов №5 и по три комплекта остальных номеров комплектов.
Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются заблаговременно, за один-два дня до проведения экзамена.
Каждый комплект оборудования должен быть помещен в собственный лоток. Цилиндры из комплектов №1 и №2 и резисторы из комплекта №5 должны иметь обозначения, соответствующие перечню оборудования. На каждом лотке с оборудованием указывается номер, состоящий из номера комплекта и буквы (от А до D для всех комплектов, кроме комплекта №5, и от А до H для комплекта №5).
Вход участников экзамена в аудиторию.
Ответственный организатор при входе участников экзамена в аудиторию должен:
проверить данные документа, удостоверяющего личность участника экзамена;
сообщить участнику экзамена номер его места в аудитории;
указать место, где участник экзамена может оставить свои личные вещи. Если участник экзамена принес свой непрограммируемый калькулятор, организатор проверяет его на отсутствие дополнительных функций и т. д;
помочь участнику экзамена быстро занять отведенное ему место, при этом следить, чтобы участники экзамена не переговаривались и не менялись местами.
Не позднее чем за 15 минут до начала экзамена ответственный организатор принимает у руководителя ППЭ ЭМ участников экзамена.
Проведение экзамена
Организатор должен:
напомнить участникам экзамена о запрете иметь при себе и использовать во время проведения экзамена мобильные телефоны, иные средства связи, электронно-вычислительную технику;
проверить, что гелевая ручка участника экзамена пишет неразрывной черной линией (при необходимости заменить ручку).
Выдача экзаменационных материалов.
Ответственный организатор в аудитории должен:
продемонстрировать участникам экзамена целостность упаковки доставочного спецпакета с ИК;
вскрыть доставочный спецпакет с ИК;
раздать всем участникам экзамена ИК в произвольном порядке;
по указанию ответственного организатора участники экзамена заполняют регистрационные поля бланков ответов №1 и №2, дополнительном бланке ответов №2.
Специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ должен провести краткий инструктаж по технике безопасности.
После проведения инструктажа по технике безопасности участники экзамена должны расписаться в ведомости по ознакомлению с правилами работы с лабораторным оборудованием.
После выдачи участникам КИМ специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, должен узнать номер комплекта лабораторного оборудования у каждого участника ОГЭ и по мере готовности участников экзамена по практическому заданию должен выдать на стол ему индивидуальный комплект оборудования в соответствии с заданием его варианта.
После заполнения всеми участниками экзамена регистрационных полей бланков ответов №1 и №2 объявить начало экзамена, продолжительность и время окончания экзамена и зафиксировать на доске время начала экзамена.
Затем участники экзамена выполняют задания.
Во время экзамена организатор в аудитории должен:
проверить правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках у каждого участника и соответствие данных участника экзамена (ФИО, серии и номера документа, удостоверяющего личность) в бланке ответов №1 и документе, удостоверяющем личность.
Следить за порядком в аудитории и не допускать:
разговоров участников экзамена между собой,
обмена любыми материалами и предметами между участниками экзамена,
использования мобильных телефонов, иных средств связи и электронно-вычислительной техники; справочных материалов, кроме разрешенных,
хождения по ППЭ во время экзамена без сопровождения организатора вне аудитории.
В том случае, если участник экзамена предъявил претензию по содержанию задания своего КИМ, необходимо зафиксировать суть претензии в служебной записке и передать ее руководителю ППЭ (служебная записка должна содержать информацию об уникальном номере КИМ, задании и содержании замечания).
Выдача лабораторного оборудования
В начале экзамена специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ должен узнать номера комплектов лабораторного оборудования участников экзамена и выдать соответствующий комплект лабораторного оборудования.
В ИК участника экзамена будет выдан дополнительный бланк ответов №2, в который после завершения экзамена специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ вносит характеристики соответствующего комплекта.
Решение на задания практической части участник экзамена записывает на бланке ответов №2, при необходимости участник может запросить следующий дополнительный бланк ответов №2. Дополнительный бланк ответов №2А с характеристиками лабораторного оборудования сдается вместе с бланками ответов участника экзамена.
В процессе экзамена специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ следит за соблюдением участниками экзамена правил безопасности труда. В случае нарушения участником экзамена правил безопасного труда при выполнении экспериментального задания организатор имеет право удалить его с экзамена. Организатор в аудитории фиксируют факт удаления в акте удаления с экзамена.
После проведения экзамена специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ убирает со столов комплекты оборудования.
Завершение экзамена и организация сбора экзаменационных материалов у участников экзамена.
За 30 и 5 минут до окончания экзамена организатор уведомляет участников экзамена о времени до окончания экзамена.
По окончании экзамена организатор должен:
объявить, что экзамен окончен;
записать на доске время окончания экзамена;
принять у участников экзамена в организованном порядке:
бланки ответов №1, бланки ответов №2, дополнительные бланки ответов № 2, вариант КИМ, вложенный обратно в конверт, черновики;
поставить прочерк «Z» на полях бланков ответов №2, предназначенных для записи ответов в свободной форме, но оставшихся незаполненными (в том числе и на его оборотной стороне);
передать дополнительный бланк ответов № 2 специалисту по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ для внесения соответствующих характеристик лабораторного оборудования;
использовать какие-либо иные пакеты вместо выданных возвратных пакетов,
вкладывать вместе с бланками какие-либо другие материалы,
скреплять бланки (скрепками, степлером и т. п.),
менять ориентацию бланков в пакете (верх-низ, лицевая-оборотная сторона);
сложить собранные у участников экзамена материалы:
в один возвратный пакет - бланки ответов № 1;
во второй возвратный пакет - бланки ответов № 2, в том числе и дополнительные бланки ответов №2. Дополнительный бланк ответов №2 необходимо размещать за основным бланком ответов №2;
конверты с КИМ;
черновики.
Сдать руководителю ППЭ:
возвратные пакеты с бланками ответов участников ОГЭ (пакет с бланками ответов №1; пакет с бланками ответов№2 и дополнительными бланками ответов №2);
возвратный пакет с КИМ,
черновики,
неиспользованные ИК,
служебные записки;
ведомости и формы проведения экзамена в аудитории
убрать лабораторное оборудование.
Организаторы и специалисты по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ покидают ППЭ после передачи всех материалов, оформления соответствующего протокола и только по разрешению руководителя ППЭ.
Порядок проведения инструктажа организаторами в аудитории
На доске (информационном стенде) в аудитории оформляется образец регистрационных полей бланков ответов участника ОГЭ. Организатор в аудитории на доске заполняет – дату проведения ОГЭ, регион 77, код ППЭ, номер аудитории. Оставшиеся поля - код образовательной организации, класс (номер буква), ФИО, данные паспорта, – участники экзамена заполняют, используя свои данные из документа, удостоверяющего личность.
Инструкция для участников ОГЭ, зачитываемая организатором в аудитории:
Уважаемые участники экзамена! Сегодня Вы сдаете экзамен по физике в форме ОГЭ.
Во время проведения экзамена вы должны соблюдать порядок проведения экзамена.
Во время проведения экзамена запрещается:
иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
разговаривать, вставать с мест, пересаживаться, обмениваться любыми материалами и предметами;
передавать, разглашать и фотографировать КИМ или их части;
иметь при себе и использовать корректирующую жидкость, карандаши;
пользоваться справочными материалами, кроме тех, которые указаны в тексте КИМ;
перемещаться по ППЭ во время экзамена без сопровождения организатора.
В случае нарушения указанных требований установленного порядка проведения ОГЭ вы будете удалены с экзамена.
Ознакомиться с результатами ЕГЭ вы можете в образовательной организации.
Плановая дата ознакомления с результатами: _____________( назвать дату).
После получения результатов ОГЭ вы можете подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами. Апелляция подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ОГЭ.
Во время экзамена на вашем рабочем столе, помимо экзаменационных материалов, могут находиться только:
гелевая, капиллярная или перьевая ручка с чернилами черного цвета;
документ, удостоверяющий личность.
Во время экзамена вы имеете право пользоваться непрограммируемым калькулятором.
Организатор обращает внимание участников ОГЭ на доставочный пакет с экзаменационными материалами.
Экзаменационные материалы в аудиторию поступили в доставочном пакете. Упаковка пакета не нарушена
(продемонстрировать и вскрыть, используя ножницы).
В нем находятся индивидуальные комплекты с экзаменационными материалами.
(организатор раздает участникам ИК).
Проверьте целостность своего индивидуального комплекта. Осторожно вскройте пакет, отрывая клапан (справа налево) по линии перфорации
(организатор показывает место перфорации на конверте).
До начала работы с бланками проверим комплектацию вашего индивидуального комплекта. В индивидуальном комплекте:
бланк ответов №1,
бланк ответов №2,
контрольный измерительный материал (КИМ).
Внимательно просмотрите текст КИМ, проверьте качество текста на полиграфические дефекты, количество страниц КИМ.
При обнаружении лишних или нехватки бланков, типографских дефектов заменить полностью индивидуальный комплект.
Проверьте, совпадает ли номер на листе КИМ с номером КИМ напечатанном на бланке №1.
Сделать паузу для проверки участниками целостности ИК
Приступаем к заполнению бланка №1
Записывайте буквы и цифры в соответствии с образцом на бланке. Каждая цифра, символ записывается в отдельную клетку.
Заполните регистрационные поля в соответствии с информацией на доске (информационном стенде). Обратите внимание участников на доску.
Заполняем региона, дату проведения ОГЭ, код образовательной организации, класс, код ППЭ, номер аудитории .
Заполняем поля: фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, пол.
Сделать паузу для заполнения участниками полей
Поставьте вашу подпись в поле «подпись участника», расположенном в верхней части бланка №1.
Заполните поля бланка ответов №2 – регион, код и название предмета.
При выполнении заданий внимательно читайте инструкции к заданиям, указанные у вас КИМ. Записывайте ответы в соответствии с этими инструкциями.
При выполнении «Задания с выбором ответа» необходимо выбрать один правильный ответ и поставить в бланке крестик в клеточку с номером выбранного варианта ответа.
При выполнении «Задания с кратким ответом» справа от номера задания Вы записываете ответ. Каждый символ обязательно записывается в отдельном окошке. Разрешается писать только печатными буквами. Образцы их написания приведены на бланке под регистрационными полями.
Если не удалось избежать случайных пометок, их следует заменить в области «Замена ошибочных ответов на задания с выбором ответа» на те ответы, которые Вы считаете правильными.
В нижней части бланка ответов № 1 предусмотрены поля для записи новых вариантов ответов на «Задания с ответом в краткой форме» взамен ошибочно записанных.
Чтобы изменить ответ на «Задание с кратким ответом» в бланке ответов № 1, надо в соответствующих полях замены проставить номер исправляемого «Задания с кратким ответом» и записать новое значение верного ответа на указанное задание.
В бланке ответов №2 заполняются: код региона, код предмета, название предмета.
На бланке ответов №2 выполняются задания – 19, 24-27. Если Вам не хватило места на бланке, Вы можете запросить у организатора дополнительный бланк ответов №2.
Сейчас вам будет зачитана инструкция по правилам безопасности. После начала экзамена к Вам подойдет специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ и узнает номер необходимого для выполнения экспериментального задания лабораторного оборудования. По мере вашей готовности Вам будет выдан необходимый комплект лабораторного оборудования.
ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасности труда для участников ОГЭ
при проведении экзамена по физике
1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора экзамена.
2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.
5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.
9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
10. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.
11. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.
12. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
13. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
14. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.
15. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору экзамена.
Инструктаж закончен. Вам необходимо сейчас расписаться в ведомости по ознакомлению с правилами по технике безопасности.
(Специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ проходит по аудитории с ведомостью, где участники ставят свои подписи)
Вы можете приступать к выполнению заданий.
Начало экзамена: (объявить время начала экзамена)
Окончание экзамена: (указать время)
Запишите на доске время начала и окончания экзамена.
Время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных частей бланков ОГЭ, в общее время экзамена не включается.
За 30 минут до окончания экзамена необходимо объявить
До окончания экзамена осталось 30 минут.
Не забывайте переносить ответы из текста работы и черновика в бланки ответов.
За 5 минут до окончания экзамена необходимо объявить
До окончания экзамена осталось 5 минут, досрочная сдача экзаменационных материалов прекращается.
По окончанию времени экзамена объявить
Экзамен окончен. Положите на край стола свои бланки. КИМ вложите в конверт индивидуального комплекта.
Организаторы осуществляют сбор экзаменационных материалов в организованном порядке
Участники экзамена могут взять с собой в аудиторию только паспорт, черную гелевую ручку и непрограммируемый калькулятор.
При раздаче ИК кладется на край стола.
В случае обнаружения ошибочного заполнения полей регистрации организаторы дают указание участнику экзамена внести соответствующие исправления.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Экспериментальное задание 24 проверяет: 1) умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, периода и частоты колебаний математического маятника, момент силы, действующего на рычаг, работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного и неподвижного блока, работы силы трения, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока.
3 слайд
Описание слайда:
Экспериментальное задание 23 проверяет: 2) умение представлять экспериментальные результаты в виде: таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины, о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити, о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника, о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления, о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.
4 слайд
Описание слайда:
Экспериментальное задание 23 проверяет: 3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.
5 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.Р.№1. Измерение плотности вещества. Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, определите плотность цилиндра №(1 или 2). Проделайте необходимые измерения и вычисления и определите плотность вещества. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела; 3) запишите результаты измерений. 4) вычислите плотность твёрдого тела. Образец возможного выполнения. 1.
6 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №2. Измерение выталкивающей силы. Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (С=0,1Н), стакан с водой, цилиндр № (1 или 2) соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы; 3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; 4) запишите численное значение выталкивающей силы. Образец возможного выполнения. 1. 2. Fа = Р1 – Р2; 3. Р1 = …. Н; Р2 = …. Н; 4. Fа = … Н.
7 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №3. Измерение жесткости пружины. Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета жесткости пружины; 3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины; 4) запишите численное значение жесткости пружины. Образец возможного выполнения. 1. 4) k = … Н/м 3) 2) F = kх, k = F х №п/п Fупр,Н x, м 1 2 3
8 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Образец возможного выполнения. Л.р. №4. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы; 3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
9 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Образец возможного выполнения. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы; 3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. 1) 2) 3) 0 4) Вывод: опыт показал, что изменение длины тела при растяжении прямо пропорционально модулю силы упругости. №п/п Fупр,Н x, м 1 2 3
10 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№5. Измерение коэффициента трения скольжения. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения; 3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола; 4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения. Образец возможного выполнения. 1)
11 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по (100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы нормального давления. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления. Образец возможного выполнения.
12 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления. Образец возможного выполнения. 2) 4) Вывод: при увеличении силы нормального давления сила трения скольжения, возникающая между кареткой и поверхностью рейки, также увеличивается. 1) 3) №п/п Fтр,Н N,Н 1 2 3
13 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№7. Измерение сопротивления проводника. Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления; 3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А; 4)запишите численное значение электрического сопротивления. Образец возможного выполнения. 3) I = 0,5 А, U = … В 4) R = … Ом 1) U R
14 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№8. Определение работы электрического тока Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе при силе тока 0,5А в течение 10 минут. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчета работы электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А; 4) запишите численное значение работы эл. тока. Образец возможного выполнения. 2) А = IUt 3) I = … А, U = … В, t = 10 мин. = 600 c 4) А = …. Дж 1)
15 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№9. Определение мощности электрического тока в проводнике. Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите экспериментальную установку для определения мощности резистора. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А; 4) запишите численное значение мощности эл. тока. Образец возможного выполнения. 2) Р = IU 3) I = 0,5 А, U = … В 4) Р = IU
16 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№10. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №(1или2), соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы тока от напряжения; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
17 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы тока от напряжения; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. Образец возможного выполнения. 2) I = … А, U = … В 3) 4) Вывод: при увеличении силы тока в проводнике напряжение, возникающее на его концах, также увеличивается. №п/п I,А U,В 1 2 3
18 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№ 11. Измерение оптической силы линзы. Используя собирающую линзу №(1или2), линейку длиной 20-30см, экран, рабочее тело определить фокусное расстояние и рассчитайте оптическую силу линзы. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы; 3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы; 4) запишите численное значение оптической силы линзы. Образец возможного выполнения. 1) 3) F = … см = … м 4) D = … дптр 2) D = 1 F
19 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№ 12. Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м, 0,5м и 0,25м. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; 3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
20 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Образец возможного выполнения. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; 3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. 1) 2,3) 4) Вывод: при уменьшении длины нити в 4 раза период колебаний математического маятника уменьшается в 2 раза. Т = t n , c №п/п Длина нитиl, м Число колебанийn Время колебаний t, с Периодколебаний 1 1 30 2 0,5 30 3 0,25 30