ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Роспись яйца на пасху акриловыми красками. Простые техники росписи пасхальных яиц

В Германии, где я живу уже больше 15 лет, Пасха прошла ещё в марте. Но я всё равно расскажу с большим удовольствием об одной очень красивой пасхальной традиции в честь православной Пасхи, которую сейчас многие празднуют. Речь о традиции окрашивания яиц по рецептам сорбов (лужичан) в Германии.

Многие туристы представляют себе Германию сплошным таким Мюнхеном с душистым пивом и сосисками, грудастыми девицами в трахтах (традиционный национальный костюм) и гладкощёкими бюргерами. А она очень разная.

Вот, полюбуйтесь, к примеру, это немка из Шпревальда в часе езды от Берлина.


Фото отсюда spreewald-christl.de

Причём настолько, что иногда не верится, что всё это уживается в такой сравнительно маленькой стране. Например, я живу в Северном Рейн-Вестфалии. Исторически так сложилось, что это самая густонаселённая земля Германии и самая многострадальная. Сначала она считалась одной из самых красивых и через неё пролегал путь в Рим, например. Отсюда вывозили ценный камень (помните Драхенбург?), вырубленный лес и уголь. Начиная с 18 века её окончательно изуродовала индустрия, когда развернулись массивная добыча угля и производство стали. Даже сейчас основной отличительной чертой городов в Северном Рейн-Вестфалии являются многочисленные индустриальные сооружения, которые переоборудовали под музеи. Например, знаменитый музей современного дизайна Red Dot находится на территории подобного бывшего угледобывающего предприятия (Zeche Zollverein).

Во Вторую Мировую Северный Рейн-Вестфалию больше всех бомбили - некоторые города, как Эссен, были уничтожены на 90%, и до сих пор почти каждую неделю при строительстве новых домов и дорог находят уцелевшую бомбу и эвакуируют целые районы города. Кстати, к 10% уцелевших зданий относится знаменитая синагога - одна из старейших в регионе. Очень советую заглянуть при возможности. Потрясающе красивая снаружи и изнутри.

Сегодня я расскажу о жителях Шпревальда (лес на Шпрее) - сорбах и их традициях. А в частности о традиции создания писанок к Пасхе. Сорбы (и живущие с ними по соседству венды) официально признаны национальным меньшинством в Германии и появились на её территории в результате великого переселения народов в раннем Средневековье (так что в том, что сейчас очередная волна переселения народов нет ничего нового). То есть у немецких сорбов - славянские корни. Этот регион находится всего в часе езды от Берлина и объявлен Юнеско заповедником. Сами сорбы так же очень бережно относятся к своим традициям, и даже указатели у них подписаны на двух языках - на немецком и сорбском.

И это тоже немки


Фото отсюда arte.tv

Вот такие они, немецкие сорбы и венды.


Фото отсюда spreewaldportal.de


Фото отсюда spreewaldportal.de

Но, вернёмся к традиции окрашивания яиц. Самое распространённое объяснение, откуда пошла традиция красить и поедать яйца на Пасху такое, что во многих культурах яйцо - символ плодородия. Более приземлённая версия гласит, что поедание яиц в ожидании Пасхи (во время поста) было большим грехом. Но куры не переставали их нести. Поэтому, чтобы продукты не пропадали, яйца варили и держали в холоде, а на Пасху поедали запасы.

Третья версия тоже связана с церковью. Она гласит, что десятину часто было принято уплачивать натуральными продуктами. В день Великого четверга её яйцами и платили. Когда десятину отменили, в народном сознании сохранилась ценность яиц как единицы платы. Отсюда, якобы, и берёт свои корни традиция их церемонного поедания. Ниже на фото пример росписи яиц цветным воском.


Фотография отсюда Frank Heine

Традиция искать на Пасху спрятанные яйца появилась в Германии около 17го века. Ещё раньше, в 16ом веке, церковь стала красить яйца в разные цвета. Придумали они это из весьма прагматичных соображений - чтобы отличать освящённые яйца от тех, которые нет. А так как церковь многие обряды совершала только за определённую плату, понятно, что нужны были заметные признаки проделанной работы и уплаченных денег.


Фотография отсюда Kornelia Thor

Как же именно сорбы расписывают яйца? Оказывается, как я уже частично упомянула выше, есть целый ряд технологий - от нанесения рисунка воском до выцарапывания. Например, разноцветные яйца с белым узором делают как раз с помощью воска. Сначала его наносят специальным заточенным металлическим инструментом или обрезанным пером на варенное яйцо, потом красят в разные цвета, а потом удаляют воск - держат его над тёплой свечой, чтобы он сам стёк. Здесь можно ознакомиться с пошаговой инструкцией: spreewald-info.de , фотографии ниже тоже оттуда.

Инструменты для работы как раз видны здесь на фото в нижнем правом углу.

Фотография отсюда Kornelia Thor

Если вы думаете, что на таких яйцах рисуют просто так, что в голову взбредёт, то ошибаетесь. У каждого символа есть своё исторически сформировавшееся значение. Информация (мой перевод с немецкого) и фотографии ниже отсюда: spreewald-info.de . Не устаю поражаться, как тонко сплелось в европейской культуре язычество и христианство.

Например, вот эти ромашки и полуромашки представляют источники света и символизируют рост, возвращение весны и просыпающуюся жизнь.

- эти точки или треугольники, заключённые в большой треугольник, являются символом "отца, сына и святого духа", а так же употребляются как символ единстве семьи: отца, матери и детей.

- эти "волчьи зубы" символ силы и защиты от зла.

- эта еловая веточка является символом здоровья.

- это уже комбинация выше перечисленных символов, которая приносит счастье и вдвойне защищает от зла (символ волчьих зубов расположенный по магическому кругу).

- символ надёжно защищённого двора. Круг означает двор, а волчьи зубы - защиту. В технике выцарапывания или травления изображений чаще применяют такие мотивы как цветы, побеги, звёзды, растения и животные, и даже кресты и ягнята.

- Здесь тоже можно подумать, что это волчьи зубы по кругу, но нет. Речь о пчелиной сотке, которая всегда представляется в виде ровно шести треугольник и символизирует весну, прилежность (как у пчёл) и трудолюбие.

Одноцветные яйца с белыми узорами (когда узоры сначала наносят воском, а потом удаляют его после окраски - держат рядом(!) со свечой, чтобы воск сам стёк с него). Здесь пример, как расписывают яйца потом в несколько цветов.


Пасхальные, расписанные красками яйца так и назывались - писанками. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите "писанга") означает "красивый, яркий". Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.

Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами - магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.

Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы, а потом яйца погружали в краску, в основном растительную. Расписывали яйца специальным писачком - приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю.

Начинали красить яйцо с желтой краски, которую называли "яблонькой", потому что делали из корней молодой яблони, потом красили красной краской и завершали окрашивание черной краской. Между этапами крашения каждый новый слой записывался воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требовал наиболее интенсивного окрашивания, и яйца держали в краске 14 часов. Потом, вынув из краски готовое яйцо, его бережно протирали, полировали белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.

Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.

Писанки - не единственный вид магических яиц, распространенный на Украине. Есть еще одна разновидность, называемая «крашенки» . Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от слова «красить», а «писанки» - от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Крашенки сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми, чтобы сохранить их магию плодородия.

Крашенки красят в один-единственный цвет, обычно в красный, а писанки покрываются рисунками и окрашиваются в разные цвета.

Существуют разные виды таких яиц:

  • Крашенка - одноцветное.
  • Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
  • Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
  • Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
  • Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
  • Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.
Писанки - это магические амулеты, дарующие защиту и плодовитость. Бездетной женщине дарили писанку с изображением курицы.

Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в дрме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.

Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.

Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически - попросить их о защите.


По преданиям, писанки – это звезды, рожденные Богородицей-Пчелой. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» – золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением – в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.

Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала.

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку», и держалось в ней в течение «трех отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий – зеленый, Купала – золотой (желтый).

Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку – непростительный грех, даровать – значило честь оказывать.


Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них – курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге...


Роспись яиц - процесс творческий. Во-первых, удивительное ощущение возникает уже потому, что вы держите в руке начало жизни - яйцо, тяжелое, прохладное, словно дышащее изнутри. А когда вы его расписываете, постепенно делая все более и более темным, вы перестаете видеть уже нарисованные знаки. Перед вами только равномерное черное сияние. Но стоит нагреть темное яйцо - воск разойдется и сквозь него, как сквозь магическое стекло, начнут проступать яркие знаки.

Перед нанесением рисунка яйца обязательно вымойте, но делайте это очень осторожно, чтобы не повредить скорлупу. Проще всего расписывать вареные яйца. В этом случае отварите их в воде с добавлением 1 столовой ложки соли на 2 литра воды. Достаньте по одному и разложите на чистом полотенце для остывания. Можно расписывать и полые яйца, то есть выдутые, без содержимого. Такие яйца дольше хранятся, они своего рода "вечная писанка".

Для росписи желательно использовать природные краски. Желтая краска готовится из корней молодой яблони, побегов тополя, луковой шелухи, корня крапивы, цветков ромашки и других растений. Синюю и фиолетовую краску можно сделать из шелухи подсолнуховых семечек, цветков мальвы, а также ягод черники и бузины. Зеленую краску в чистом (то есть несмешанном) виде получают из листьев ландыша, крапивы, коры ясеня и крушины. Красную краску делают из ягод черемухи, цветков и семян зверобоя. Коричневую готовят из коры яблони, дуба, крушины. Черную изготавливают из корней ольхи.

Все растительные краски готовьте только в эмалированной посуде. Залейте сырье на 5- 6 часов холодной водой, после чего кипятите на медленном огне: листья - 40 минут, цветы - 30 минут, кору - 3 часа. Готовый отвар процедите и добавьте в него 1 чайную ложку алюмокалиевых квасцов. Срок окраски - от 10 минут до 14 часов. Готовые красители используются так, как указано на упаковке.

Красят яйца, погружая их в краску. Если вы используете анилиновые красители, то не держите в них яйца длительное время: краска глубоко проникает в слой яйца и разрушает структуру скорлупы. Максимальное время погружения - 5 минут для пищевого красителя, 3 минуты - для анилинового. Нельзя опускать покрытые воском яйца в горячую воду - только в теплую. Варить писанки вообще нельзя.

Традиционные цвета писанки - белый, желтый, красный и черный. Начинают окрашивание с белого и завершают черным. Допустимо использовать коричневый, зеленый, фиолетовый, лиловый цвета, но тогда яйцо уже называется малеванкой. В Процессе окрашивания слои краски смешиваются, поэтому нужно знать, как накладывается новая краска на существующий уже слой. Растопленный воск снимают с писанки при помощи полотняной салфетки. При постоянном использовании салфетка пропитывается воском и хорошо полирует скорлупу.

Лучше всего работать с пчелиным воском, но можно и с парафином. А выдутое яйцо укрепляют изнутри именно горячим парафином вводят его внутрь при помощи обычного шприца.


Белые яйца вымойте в кипяченой воде комнатной температуры и обсушите на полотенце.

Вымойте тщательно руки с мылом. Возьмите яйцо в левую руку, а карандаш – в правую. Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие яйца и карандашом делите его поверхность на поля. Яйцо при этом вращайте к себе, а линию ведите от себя. Положение карандаша старайтесь не менять. В полях распределите орнамент писанки.Нанесите рисунок на яйцо: сначала простым мягким карандашом, а затем - воском. Воск по рисунку наносят разными способами - кистями, спичками, соломинами, перьями. Кисть для воска - писачок - можно сделать из металлической фольги, свернув ее в воронкообразную трубочку длиной 1-1,5 см. Трубочка крепится тонкой проволокой к деревянному держателю диаметром 8 мм и длиной 10- 12 см. Но лучше всего пользоваться латунными кистями с тонким и удобным наконечником. Вам потребуется несколько кистей разной толщины (если вы хотите получить рисунок с разной толщиной линий): их ставят в расплавленный воск и берут оттуда по мере надобности.

Работают писачком так: нагревают кисть на огне (свечка, горелка) и заполняют воском. Яйцо берут в левую руку, а писачок - в правую, локти прижаты к телу, чтобы была опора, мизинцем правой руки опираются на скорлупу, а пальцами левой вращают яйцо. Яйцо вращают на себя, а линии ведут от себя. Вполне вероятно, что сперва у вас ничего не получится, но постепенно вы освоите это искусство.

Запомните: сначала наносите рисунок на белую поверхность яйца горячим воском (по карандашным наметкам). После этого кладете яйцо в краску. Следите, чтобы температура воды не превышала 40° С (иначе воск растает), а цвет краски был самым светлым, то есть желтым. Затем яйцо вновь покрываете воском и опускаете в более темную краску (рыжую, красную). Играйте с цветами и узорами - роспись яйца зависит от вашей фантазии. После того как получили нужные цвета и узоры, снимите воск. Для этого поместите яйцо на несколько минут в печь или поднесите его к язычку свечи и снимите растаявший воск бумажной салфеткой. Готовую писанку можно протереть подсолнечным маслом, придав ей большую яркость и блеск.


Если вам сложно рисовать магические символы, можете сделать не писанку, а крашенку. Для изготовления крашенки писачок не нужен. Нужна свечка. Яйцо во время росписи просто покрывают капельками и потеками воска. Вращайте яйцо вокруг оси и капайте на него воск прямо со свечки. Начинайте с белого цвета: закапайте яйцо воском и погрузите в желтую краску, потом закапайте еще и покрасьте яйцо в зеленый цвет, снова закапайте и положите в темно-синюю краску. А когда после снятия воска все слои откроются, можете дорисовать каплям недостающие детали и получить магические символы - рыбу, птицу, цветок, дерево, бабочку.

Если вы начнете красить не с белого, а с желтого цвета, то получите магическую мученую крашенку. Капельки воска нужно спускать так, чтобы образовывались чешуйки: каждый раз закрашивается часть капли, и они как бы накладываются частично друг на друга. В конце яйцо погрузите не в темную краску, а в воду с уксусом (пропорция 1:1). Потом яйцо вымойте с мылом в холодной воде, растопите воск и снимите его салфеткой. Все яйцо будет покрыто разноцветными горошинками.

Можно расписывать яйца при помощи одной краски и "печаток" из воска, в результате получая крашенки с клинышками, запятыми, точками или линиями. Все это тоже магические знаки. Но если вы делаете обрядовую писанку, то придерживайтесь правил. Орнамент писанки строится на известном нам уже вращении креста вокруг центра, из-за чего образуются знакомые фигуры: круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, колеса с восемью спицами. Эти символы в яйце могут быть как основой росписи (то есть яйцо изображает один из символов, а остальные выстраиваются внутри этого символа), либо входить в состав орнамента. Вот несколько примеров символов, используемых при росписи писанок:


Готовые писанки натрите как следует несоленым салом. Лаком не покрывать! Хранить в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма писанки. Письмо передавалось от поколения к поколению, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Символы писанок имеют божественную силу. Так учили меня, так вам говорю, так скажете своим детям, когда будете их учить писать писанку.

Почему красят яйца на Пасху? Одно из объяснений, достаточно логичное и практичное, трактует это так: во время 40-дневного поста куры не переставали нестись и хозяева варили яйца, чтобы они не испортились. Вареные яйца красили, так их легче можно было отличить от свежих. Другая, более поэтическая версия, почему красят яйца, рассказывает такую историю. Первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина императору Тиберию. После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к римскому императору со словами: «Христос Воскресе!». В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако, Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же, как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет. С тех пор появилась традиция красить яйца. Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, в то время как само яйцо было символом возрождения. Но позднее их стали красить в другие цвета и заменять куриные яйца деревянными, шоколадными или выполненными из драгоценных металлов и камней.

Знаете ли вы, какие существуют виды росписи яиц?

Есть несколько разных способов расписи пасхальных яиц. Каждый вид росписи пасхальных яиц имеет свое название.

Писанки - это расписанные пчелиным воском и красками сырые яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Писанки - это один из самых сложных способов раскрашивания яиц. На сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального пёрышка. Сделав узор, яйцо макают в разведённую холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском и опять макают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца над пламенем газовой горелки или над свечой. По мере того, как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой.

Крашенка - сваренное вкрутую яйцо, окрашенное в один цвет без узоров. В основном, именно крашенки делают на Пасху, также ими играют в игры. У славян катание крашенок по первой траве - магическое действие, призывающее мать-землю к плодородию.

Крашенки - от слова красить. Красить яйца можно по-разному.

Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.

Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковой шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковую шелуху и варят 15-20 минут, пока яйца не приобретут нужный цвет.

А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Крапанка - яйцо с однотонным фоном, на который горячим воском нанесены пятна, полоски, крапинки. Древние крапанки могли иметь в основе не более трех цветовых сочетаний.

Крапанки - от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.

Дряпанка (шкрабанка) - однотонно окрашенное яйцо, на котором узор процарапывается металлическим острием. Обычно шкрябанки окрашиваются природными красителями, так как пищевые очень сильно размазываются при процарапывании.

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой, канцелярским ножом. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо острым крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет - в правой. Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске. Рисунок на драпанке может быть любым, в отличие от писанки с её строго традиционными геометрическими рисунками. Остриём канцелярского ножа процарапываем контуры рисунка. Для создания оттенков внутри контуров прокорябываем рисунок не острием, а всей поверхностью лезвия ножа. Карандашный набросок стираем ластиком. Рисунок готов. Для блеска можно протереть яйцо ваткой с каплей масла.

Писанки, крапанки, крашанки – это яйца, раскрашенные к празднику Пасхи различными способами. Современные хозяйки обычно просто варят яйца в пищевых красителях и используют специальные пленки с рисунками, при попадании кипятка на них, они плотно обволакивают яйцо. В этой статье мы рассмотрим старинные традиции росписи пасхальных яиц своими руками, мастер-класс по раскрашиванию деревянных заготовок с помощью красок прилагается.

Рисуем воском

Чтобы начать роспись яиц горячим воском, нужно приготовить материалы и инструменты, а также придумать дизайн узора. В основном, писанки — это раскрашенные линиями и абстрактными узорами сырые яйца. Иногда содержимое яйца выдувают из отверстий.

Итак, для работы нам понадобится яйца, восковые или парафиновые свечи, салфетки, пищевые красители, заранее разведенные в воде, и инструмент писачек, который продается магазинах для рукоделия. Он представляет собой металлическую воронку с ручкой.

В эту воронку закладывается воск и топится над огнем свечи. Собственно, таким образом мы и будем наносить узор воском из этой лейки.

Яйца нужно промыть, высушить и протереть спиртом поверхность, каждый раз разогреваем лейку, ведь воск имеет свойство быстро остывать.

После нанесения основных линий, опускаем яйцо в один из цветов, достаем через пару минут и продолжаем наносить дополнительные узоры. И снова опускаем в краску, но уже другого цвета.

Чтобы рисунок теперь проявился себя, нужно подержать яйцо над пламенем свечи и вытереть салфеткой.

Еще один способ раскрашивания яиц на Пасху — с помощью цветных восковых мелков. Купить их можно в канцелярском магазине. Мелки растапливают в металлических контейнерах и перевернутой иглой или другой палочкой наносят разноцветные картинки.

Непрерывные линии вряд ли получаться, но сделать лепестки и колоски вполне реально точечной росписью.

Если вы используете пустые яйца, через отверстия снизу и сверху можно продеть атласные тонкие ленты, и теперь их можно подвешивать или свернуть в красивые бантики. Хотя на самом деле пасхальные яйца можно варить, красить и затем расписывать.

Пасхальные сувениры

Раскрашивание яиц — интересное творческое занятие для детей как в детском саду, так и дома. Для начинающих художников раскрашивать можно гуашевыми красками, а яйца предварительно опустошив. Для этого в верхней и нижней части шилом проделывают отверстие и выдувают содержимое, отверстия при желании можно заклеить маленьким кусочком малярного скотча или залепить тестом. Или если у вас есть медицинский шприц, то используйте его, чтобы достать содержимое. На яйца можно наносить рисунок.

Для работы c рисунками можно подключать маркеры и фломастеры, для контурирования.


Росписью деревянных яиц занимаются и опытные мастера, акриловыми красками создаются оригинальные сувенирные яйца, которые можно дарить близким или продавать.

Технику росписи рассмотрим детально на примере одной из работ.

Шаг 1. Подготовим материалы и инструменты.

Нам понадобятся — заготовка яйца из дерева, наждачная бумага, акриловые краски (можно рисовать и гуашью), кисти, желательно синтетические, для работы с акрилом. Остальное по необходимости — салфетки, карандаши и защитные газеты, декупажный лак.

Шаг 2. Подготовка заготовки для работы состоит в зачистки деревянной поверхности наждачной бумагой. Обычно деревянные поверхности перед покраской следует покрыть либо акриловой грунтовкой, либо самодельным раствором клея ПВА и воды в равных частях и зачистить. Можно вместо наждачной бумаги использовать строительную шлифовальную губку.