ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Презентация - Искусство Западной Европы XVII века. Презентация на тему "Искусство Западной Европы XVIII века

Слайд 2

Восемнадцатое столетие в Западной Европе представляет собой переходную эпоху от абсолютной монархии в ряде стран к буржуазному обществу. Его часто называют веком Просвещения. Классической страной Просвещения и ярчайшего расцвета художественной культуры стала Франция. В первой половине и середине XVIII века распространился стиль «рококо» или «стилем Людовика XV», порождённый французской культурой, росло и реалистическое искусство. Портрет Людовика XV

Слайд 3

Огромное значение для развития прогрессивных идей культуры XVIII века имело французское Просвещение. Религия, понимание природы, общество, государственный порядок - все было подвергнуто самой беспощадной критике: все должно было предстать пред судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Французские просветители, начиная с Ж. Мелье, Монтескье, Вольтера, Руссо и кончая энциклопедистами во главе с Дидро, плеяда писателей, в числе которых были Лесаж, Прево, Мариво, Бомарше, и мастеров изобразительного искусства в лице Ватто, Шардена, Латура, Пигаля, Буше, Греза, Фрагонара, Гудона, Давида распространили французскую культуру и французское искусство по всей Европе, придав им ту своеобразную и неувядаемую прелесть и ценность, которые пленяют и не могут не интересовать современников до наших дней. Дидро

Слайд 4

Вольтер Монтескье

Слайд 5

Лесаж ЖАК ЛУИ ДАВИД Автопортрет 1794 г

Слайд 6

Гудон Лессинг

Слайд 7

Ватто «сюрприз»

Слайд 8

Мастера изобразительного искусства XVIII века состояли в гораздо более тесном контакте со зрителями и критиками, чем в прошлом. От них требовали, чтобы их работы служили средством развлечения, призывали наслаждаться жизнью. Наиболее яркими мастерами, характерными для игриво-кокетливой, праздничной, декоративной живописи, господствовавшей в придворном искусстве в первой половине XVIII века во времена Регентства и недолгого царствования Людовика XV, были изысканно нарядный Франсуа де Труа (1679-1752), декоративно чувственный Франсуа Лемуан (1688-1737), грациозный Шарль Натуар (1700-1777), изящный Шарль АнтуанКуапель (1694-1752), манерный и малоестественный Карл Ванлоо (1705- 1765) и самый крупный художник искусства рококо Франсуа Буше (1703-1770). Жан Франсуа Де Труа

Слайд 9

Шарль ЖозефНатуар (1700 – 1777)

Слайд 10

Натуар, Шарль-Жозеф - Вакх и Ариадна, Эрмитаж

Слайд 11

Карл Ванлоо (1705-1765). «портрет Императрицы Елизавета Петровны»

Слайд 12

Карл Ванлоо, Аполлон и Марсий, 1735

Слайд 13

Ф. Буше «Утро»

Слайд 14

Франсуа Буше (1703 – 1770)

Слайд 15

Известность также получило творчество Шардена. Две основных любимых темы пронес Шарден через все свое творчество - тему бытового жанра с изображением повседневной жизни окружавших его людей и натюрморт, в котором он утверждал художественную ценность материального мира вещей. Шарден «Прачка»

Слайд 16

РИГО ГИАЦИНТ Мадам Риго, мать художника, в двух поворотах

Слайд 17

ТРУА ФРАНСУА ДЕ Шарль Мутон, играющий на лютне

Слайд 18

Искусство придворного портрета 30-50-х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо. Среди подобных портретов выделялись работы Ж. М. Наттье (1685-1766), который начал свою деятельность в качестве исторического живописца, а потом специализировался на придуманном им самим так называемом «мифологическом» портрете, ставшем очень модным в то время. Он изображал придворных дам в виде нимф, Дианы, Венеры и других античных богинь, чрезвычайно отдаленно передавая сходство и бесстыдно льстя своим моделям. Жан-Марк Наттье. Портрет Екатерины

Слайд 19

Кусту (Coustou) Гийом Старший

Слайд 20

К наиболее выдающимся скульптурным произведениям первой половины столетия следует отнести две конные мраморные группы Гильома (Первого) Кусту, изваянные им для украшения увеселительного парка в Марли (1740-1745). Черты переходного стиля от рококо к классицизму, поиски реалистической трактовки образов выявились в творчестве наиболее выдающегося мастера скульптуры середины XVIII века - Жана Батиста Пигаля (1714-1785). Гийом Кусту. Укротитель коня

Слайд 21

Жана Батист Пигаль «Любовь и дружба»

Слайд 22

Таким образом, начиная с середины XVIII столетия и особенно во второй половине века, изобразительное искусство все более меняется, обращаясь к поискам более правдивых, реалистических образов. Художником, в многогранном и противоречивом творчестве которого можно наблюдать развитие как декоративных тенденций искусства рококо, так и глубоко эмоциональных, реалистических веяний второй половины XVIII века, был Оноре Фрагонар (1732- 1806). Жан-Оноре Фрагонар. «Читающая девушка» (1776)

Слайд 23

Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806). Качели

Слайд 24

Конец XVIII века характеризуется Французской буржуазной революцией 1789-1794 годов и началом нового периода в истории Европы. В изобразительном искусстве это время ознаменовано господством классицизма; наиболее яркий и передовой художник революции Луи Давид утверждал суровые и мужественные идеалы борьбы за общественный долг, за свободу личности. Его энергичный художественный язык был лаконичным и сдержанным. Он выражал чувства патриотизма и гражданской доблести. Луи Давид «Смерть»

Слайд 25

Жак-Луи Давид. Наполеон при переходе через Сен-Бернар. 1800-180

Слайд 26

Век Просвещения, век развития интеллектуальной мысли не мог не интересоваться выражением в искусстве индивидуального, психологического. Мастерские, проникновенные портреты, исполненные Латуром и Перронно, Шарденом и Аведом, Хогартом, Рейнольдсом и Гейнсборо, Грезом и Гисланди повлияли на развитие портрета в XIX веке. Без тех правдивых, поэтичных и непосредственных изображений природы, которые дали пейзажисты XVIII века, такие, как Ж. Верне и Г. Робер, Каналетто и Гварди, Фрагонар и Гейнсборо, немыслимы также и достижения пейзажной живописи XIX века. И, наконец, неоспорим вклад, внесенный Шарденом и Грезом, Хогартом и Ходовецким, КреспииБонито в развитие реалистической жанровой живописи, которая получит столь широкое распространение лишь в последующее столетие. Таким образом, мы видим, что XVIII век принес много нового в изобразительное искусство Западной Европы как со стороны развития техники живописи, так и дальнейшей разработки различных жанров в искусстве. Помимо успехов, достигнутых многими отдельными художниками, нельзя не отметить и тех факторов, которые оказали положительное влияние на организацию художественного воспитания.

Слайд 27

Восемнадцатое столетие характеризуется повсеместным созданием Академий художеств, учреждений, объединявших крупнейших мастеров изобразительного искусства и подготовлявших молодых художников. В 1697 году была создана Академия в Дрездене, в 1699 - в Берлине, в 1726 - в Вене, в 1754 - в Копенгагене, в 1755 - в Венеции, в 1758 - в Петербурге, в 1768 - в Лондоне.

Слайд 28

Восемнадцатое столетие является временем формирования эстетики как науки, создаются целостные эстетические системы: просветителей во главе с Дидро и Лессингом, немецких идеалистов, Канта, Гегеля и других. Выходят в свет первые систематические истории искусства (Винкельман). Винкельман

Слайд 29

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Слайд 30

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-JacquesRousseau; 28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) - французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством - (прямую демократию), которая используется и по сей день, например в Швейцарии. На смену барочному рационализму XVIII века пришёл сентиментализм, главной особенностью которого была новая культурная струя, источником которой было чувство. Оно преобразило культурного человека, его отношение к самому себе, к людям, к природе и к культуре. Самым оригинальным и влиятельным представителем и проводником этого направления был Руссо. Оно поставило его в антагонизм к представителям рационализма - философам XVIII в. Но, так как Руссо в политике усвоил себе рационализм и внёс в него чувство и страсть, то он стал главным предтечей того коренного переворота, которым закончился XVIII век. Руссо был также музыковедом, композитором и ботаником.

Слайд 31

Детство Француз по происхождению, Руссо был уроженцем протестантской Женевы, сохранившей до XVIII в. свой строго кальвинистский и муниципальный дух. Мать умерла при родах. Отец - Исаак Руссо (1672-1747), часовщик и учитель танцев, остро переживал потерю жены. Жан-Жак был любимым ребёнком в семье, уже с семи лет зачитывался вместе с отцом до утренней зари « Астрей » и жизнеописаниями Плутарха;

Слайд 32

Он был учеником нотариуса, гравёра, учился в монастыре, работал лакеем, домашним секретарём и наставником, затем общался в кругу энциклопедистов. Таким образом он от самого простого человека пришёл к известной личности того периода. Летом 1749 г. Руссо шёл навестить Дидро, заключённого в Венсенском замке. По дороге, раскрыв газету, прочёл объявление от дижонской академии о премии на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Внезапная мысль осенила Руссо; впечатление было так сильно, что, по его описанию, он в каком-то опьянении пролежал полчаса под деревом; когда он пришёл в себя, его жилет был мокр от слёз. Мысль, осенившая Руссо, заключает в себе всю суть его мировоззрения: «просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление». В ответ Руссо был удостоен премии; всё просвещённое и утончённое общество рукоплескало своему обличителю.

Слайд 33

В 1761 г. появилась в печати «Новая Элоиза», весной следующего года - «Эмиль», а несколько недель спустя - «Общественный договор» («Contratsocial»). Во время печатания «Эмиля» Руссо был в большом страхе: он имел сильных покровителей, но подозревал, что книгопродавец продаст рукопись иезуитам и что его враги исказят её текст. «Эмиль», однако, вышел в свет; гроза разразилась несколько позже. Парижский парламент, готовясь произнести приговор над иезуитами, счёл нужным осудить и философов, и приговорил «Эмиля», за религиозное вольнодумство и неприличия, к сожжению рукой палача, а автора его - к заключению. Принц Конти дал об этом знать в Монморанси; герцогиня Люксембургская велела разбудить Руссо и уговаривала его немедленно уехать. Руссо, однако, промешкал целый день и едва не стал жертвой своей медленности; на дороге он встретил посланных за ним судебных приставов, которые с ним вежливо раскланялись.

Слайд 34

Философия Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства. Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения. Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

Слайд 35

Сочинения Оставляя в стороне трактаты специального содержания, посвящённые ботанике, музыке, языкам, а также литературные произведения Руссо - стихотворения, комедии и письма, можно разделить остальные сочинения Руссо на три группы (хронологически они следуют одна за другой именно в этом порядке): 1. обличающие век, 2. наставления, 3. самозащита

Слайд 36

Педагогические идеи Для мировоззрения Руссо характерен дуализм: признания изначального существования духа и материи. В области гносеологии - сенсуалист. Признавал наличие высшей силы которая создала весь мир. Защищал идею равенства людей, их естественные права на свободу.Выступал за ликвидацию крупной собственности. Мелкую собственность как результат личного труда считал неприкосновенной. Выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки. Воспитание должно быть естественным, или природосообразным, т.е. Соответствующим возрасту ребёнка, и осуществляться в естественных условиях на лоне природы. Выступал против авторитаризма и отрицал наказания, считая, что детей должны ограничивать непреложные законы природы, а не запреты воспитателя. Особую роль в воспитании играют два свойства человеческой натуры: способность воспринимать мир через ощущения и любовь к себе. Основные факторы воспитания. 1. Природа – обеспечивает развитие и совершенствования органов чувств и способностей. 2. Люди – приучение человека использовать развитие своих природных способностей, развитие органов чувств. 3. Предметы - столкновение с вещами обогащает личный опыт ребёнка. Задача воспитателя. Тактично, незаметно для ребёнка направлять всю его деятельность, формировать его интересы и взгляды. Результат такого воспитания: свободомыслящая личность, живущая своим трудом. Свою концепцию воспитания Ж.-Ж. Руссо изложил в произведении, в котором он сконцентрировал свои размышле¬ния о врожденной доброте человека: это «Эмиль, или О воспитании» (1762), трактат, который он считал лучшим наиболее важным из своих трудов и в котором его педагогические воззрения выражены через художественные образы. Нужно заметить, что ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля» не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли.

Слайд 37

Слайд 38

Музыка Руссо принадлежит несколько музыкальных произведений, в том числе опер. Наиболее значительно и известное музыкальное сочинение Руссо - опера - «Деревенский колдун» (фр. LeDevinduVillage), написанная под влиянием итальянской оперной школы на собственное французское либретто. Первое представление оперы состоялось 10 октября 1752 года в Фонтенбло в присутствии короля. Интересно, что либретто оперы Руссо, вольно переведённое на немецкий язык, легло в основу оперы В. А. Моцарта «Бастьен и Бастьенна».

Слайд 39

Летом 1777 г. состояние здоровья Руссо стало внушать его друзьям опасения. Весною 1778 г. один из них, маркиз де Жирарден, увёз его к себе на дачу в Шато де Эрменонвиль. В конце июня для него был устроен концерт на острове среди парка; Руссо просил похоронить его в этом месте. 2 июля Руссо внезапно скончался

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Искусство Западной Европы XVII век - I пол. XIX века МБОУ « Ростиловская школа» Учитель изобразительного искусства: Забелин Александр Валентинович

Исторические художественные стили Определенные этапы в истории искусства, когда складывалась единая художественная система, охватывающая различные виды искусства и художественного творчества. Барокко – к. XVI- сер. XVIII в. Рококо – I пол. XVII в. Классицизм – XVII- нач. XIX в. Ампир – нач. XIX в. Романтизм - I пол. XIX в. Реализм – XVIII-XIX в.

Барокко от итал. barocco – причудливый, странный Главенствовал в искусстве европейских стран с конца 16 до середины 18 века. Родина стиля барокко – Италия. Главные характеристики: масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам в интерьере (обилие зеркал и живописные плафоны зрительно увеличивают пространство). Преобладание изысканных кривых линий, вихреобразных движений, золотистых, ярких тонов. В России развитие барокко приходится на первую половину и середину 17 века.

«Союз Земли и Воды» (Шельда и Антверпен) 1618 «Охота на тигров и львов» 1617-1618 В творчестве Рубенса нашел своё законченное выражение стиль барокко. В его произведениях всегда присутствует могучее ощущение жизни. Его герои полны духовной силы и энергии. Композиции Рубенса всегда пронизаны движением. Телесная мощь, накал страстей и чувств – таков мир картин Рубенса, мир возвышенный, героический, но связанный с земной реальностью. Питер Пауэль Рубенс 1577 – 1640 Величайший фламандский живописец XVII века, блестящий представитель стиля барокко в Европе.

Рококо франц. rococo , от rocaille – раковина Европейский художественный стиль первой половины 17 века.Зародился во Франции (царствование Людовика XV) . Отличительные черты: асимметрия, обильный декор, светлая цветовая палитра, предпочтение мелких, дробных, причудливых форм. Особый круг сюжетов в изобразительном искусстве – идиллистические сцены из жизни пастухов и пастушек (пасторали), галантные сцены и мифологические сюжеты, нередко с игривым оттенком.

Гамма любви Жиль Жан – Антуан Ватто 1684 – 1721 Прославился как мастер изображения «галантных празднеств». Ватто создал в искусстве свой неповторимый образ – это аристократическое общество в парке, музицирующее, танцующее, праздное; жизнь в которой как будто нет ни действия, ни сюжета - сценки беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Здесь нет ни людского горя, ни бурной радости, это, скорее, маскарад, а не настоящая жизнь.

Классицизм Большой европейский стиль 17 – начала 19 века, ориентированный на античное искусство и эпоху Возрождения. Характерные особенности: гармония и мера во всем, уравновешенность и симметрия, статика, предпочтение четких геометрических фигур (круг, эллипс, квадрат, прямоугольник). Устойчивая композиционная и колористическая система решения живописного полотна с делением на три цветовых и пространственных плана (коричневый – первый, зеленый – средний, голубой – дальний). Наиболее завершенная классицистическая система сложилась во Франции в 17 – середине 18 века. Новая волна классицизма приходится на начало 19 века, Рим – становится центром классицистического искусства. В России расцвет классицизма падает на последнюю треть 18 – первую треть 19 века.

Аркадские пастухи 1638-1639 Танкред и Эрминия 1630 Никола Пуссен 1594 – 1665 Величайший французский художник XVII века. Классицизм как стиль живописи наиболее ярко выразился в его творчестве. В 1623 г. Пуссен покинул Францию и большую часть своей жизни провел в Италии. Картины Пуссена написаны на мифологические и библейские темы. В них художника привлекают сильные характеры, высокие чувства, стремление к правде и справедливости. Воспитывать у зрителя добродетель – в этом Пуссен видел главное назначение искусства.

Ампир франц. empire - империя Стиль в архитектуре, живописи и прикладном искусстве первых трех десятилетий 19 века, завершающая стадия классицизма. Опирался на искусство греческой архаики и императорского Рима.

Клятва Горациев 1784 Смерть Марата 1793 Жак – Луи Давид 1748 – 1825 Французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма. Создавал полотна воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию. Картина Давида «Клятва Горациев» изображает один из эпизодов истории Древнего Рима. В период вражды городов Рима и Альба-Лонги трем братьям из рода Горациев предстояло выйти на смертельный поединок с друзьями детства из рода Куриациев. Давид подчеркивает непреклонную решимость юношей выполнить свой долг: отец Горациев поднимает мечи, и братья клянутся победить или умереть.

Романтизм франц. romantisme – странное, фантастическое Идейное и художественное направление в европейской и американской культуре первой половины 19 века.

Плот «Медузы» 1819 Теодор Жерико 1791 – 1824 Французский художник, яркий представитель романтизма в западноевропейском искусстве начала 19 века. В центре произведений романтиков – яркая, выдающаяся личность, которая находится в конфликте с обществом или противостоит природным стихиям. Раненый кирасир

Реализм франц. realisme , от лат. realis – вещественный, действительный. Художественный стиль в европейском искусстве 18 - 19 века.

Сеятель 1850 Сборщицы колосьев 1857 Посредством выразительной почти скульптурной светотени лепящей фигуры людей большими нерасчлененными массами и сдержанной мощью колорита, Милле стремится достичь обобщающей типизации героев в уверенности, что именно собирательный « тип есть самая глубокая правда в искусстве». Франсуа Милле 1814 - 1875 Вышедший из народа, художник по праву считается крупнейшим представителем подлинно народного жанра в искусстве Франции 19 века.

К каким художественным стилям относятся произведения живописи? 1 Рубенс «Персей и Андромеда» 4 Ватто «Капризница» 2 Пуссен «Суд Соломона» 3 Давид «Переход Наполеона через Альпы» 5 Жерико «Офицер императорских конных егерей» 6 Милле «Сборщицы колосьев» Барокко Классицизм Ампир Рококо Романтизм Реализм

Домашнее задание Написать (напечатать) сообщение на тему: «10 интересных фактов из жизни и творчества …» Питера Пауэля Рубенса; Жана-Антуана Ватто; Николы Пуссена; Жака-Луи Давида; Теодора Жерико; Франсуа Милле.

Сообщение на тему: « 10 интересных фактов из жизни и творчества Франсуа Милле» 1 Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814г. В деревне Грюши, в Нормандии. Его отец служил органистом в местной церкви. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства проявлял способности к рисованию. 2 В 1839г. Милле получил заказ на посмертный портрет бывшего мэра г.Шербура, но работу отвергли по причине малого сходства с умершим. Чтобы сводить концы с концами, художник какое-то время зарабатывал тем, что писал вывески. 3 В 1853г. Женился второй раз на Катрин Лемер (первая жена, Полина Оно, умерла от туберкулёза в 1844г). От этого брака у Милле родилось девять детей. 4 В Салоне 1848г. Милле показал картину «Веяльщик». Полотно удостоилось хвалебных отзывов, и его приобрёл министр французского правительства Александр Ледре-Роллер. На следующий год он бежал из страны в США – вместе с ним исчезла и картина. Полагали даже, что она сгорела во время пожара в Бостоне в 1872г. В 1972г. – ровно через 100 лет после предполагаемой гибели – оригинал «Веяльщика» нашли в США, на чердаке одного из домов. 5 В 1860г. Милле заключил контракт с Э.Бланком и А.Стивенсом, по которому обязывался поставлять ежегодно им для продажи 25 картин. В 1866г. Художник разорвал контракт, считая его обременительным. Но многочисленные выставки, организованные торговцами картин, уже сделали своё дело, и популярность Милле продолжала расти. 6 В 1889г.была выставлена на продажу картина Милле «Анжелюс», за неё яросно боролись Лувр и консорциум американских торговых агентов. Американцы победили, отдав за полотно рекордную по тем временам сумму – 580 000 франков. В 1909г. она была перекуплена и подарена Лувру одним из французских толстосумов. 7 Образы крестьянской жизни вдохновили немало художников, шедших вслед за Милле. Подобно Писсарро, Ван Гогу и Гогену, Милле искал в крестьянском быту идеал патриархального мира, ещё не заражённого тлетворным дыханием цивилизации. 8 Милле никогда не работал на пленэре. Его картины всегда были тщательно продуманы, взвешены, и все его сцены «подлинной жизни» рождались в воображении, не имея никакого отношения к опыту непосредственного наблюдения. 9 Картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма». 10 Удивительно то, что в США находится больше картин Милле, чем на его родине – Франции.




Общая характеристика искусства Живопись на первом месте. Два стиля: барокко и классицизм Расцвет садово - паркового искусства Индивидуальный подход к человеку Мир – это противоречивое изменчивое единство Иное восприятие природы Расцвет больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии.


Расцвет садово - паркового искусства регулярные « французские » парки пейзажные « английские » парки с боскетами, аллеями, партерами и водоёмами геометрически правильных форм своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивали абсолютный контроль человека над природой. живописная композиция наподобие естественного ландшафта с лужайками утверждают наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.






Развитие изобразительного искусства Расширение тематики, разработка новых самостоятельных жанров или развитие и углублении тех, которые уже существовали в эпоху Возрождения Усиление интереса к индивидуальной личности, ко всем особенностям ее физического облика и характера, подчеркнутое внимание к внутреннему миру человека Подъем портретного искусства Развитие психологического портрета.


Восприятие действительности Художники 17 века более цельно воспринимают действительность. Теперь видное место в искусстве занимают жанры, которые прежде не были распространены, например бытовой жанр, изображение животных, натюрморт. Совершенно новое понимание композиции. Она становится более естественной и динамичной, смело используются глубина, пространство. Колористические достижения искусства








Классицизм В переводе с латыни – classicus – образцовый. Мир – это разумно организованный механизм стремление к разуму и порядку Для классицизма свойственна симметрия, гармония, возвышенность художественного языка, преобладание светлых тонов. Идеал для классиков – античность.

Слайд 1

Искусство Западной Европы XVII века
Филиппова Светлана Викторовна, учитель истории ГБОУ гимназия 1507

Слайд 2

«Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий». Б. Паскаль.

Слайд 3

Особенности восприятия мира в XVII веке
Появляется противоречие между идеалами гуманизма и суровой действительностью. Человек не властен над собой и своей судьбой. Человек зависит от обстоятельств и времени, находится в вечном движении и и изменении. Появляются трагические оттенки

Слайд 4

Пессимизм и оптимизм великих литераторов
Писатели XVI-XVII веков не идеализировали человека, вполне осознавали его слабости и пороки. Они видели, как эгоизм, страсть к наживе, жестокость продолжают царить в мире, и остро переживали это. Но все же, несмотря ни на что, они хотели верить, что благодаря разуму и лучшим духовным качествам людей добро в мире восторжествует.

Слайд 5

Сервантес и его рыцарь Печального Образа.
В 1605 году вышла в свет книга, слава которой быстро распространилась в Европе. Речь идет о «Хитроумном идальго Дон Кихоте Ламанческом» Мигеля Сервантеса де Сааведры. Автор Дон Кихота происходил из обедневшего дворянского рода. Всю жизнь он воевал, был в плену, получил три ранения, но так и не поправил своего материального положения. Бедность вынудила его заняться литературой. Он был автором стихов, пьес и новелл, но известность ему на старости лет принес «Дон Кихот»
(1547-1616)

Слайд 6

«Дон Кихот » задумывался как пародия на популярные рыцарские романы, начитавшись которых, полунищий дворянин Алонсо Кихана начал грезить о рыцарских подвигах. В поисках славы он отправляется в странствия вместе с простым крестьянином, возведенным им в оруженосцы, - Санчо Пансой.

Слайд 7

Образ Дон Кихота-символ отваги и бескорыстия
Подвиги Дон Кихота оказываются нелепыми на фоне реальной жизни: он принимает постоялые дворы за замки, служанок-за прекрасных дам, сражается с ветряными мельницами. Однако постепенно ирония уступает место сочувствию герою романа, который повсюду стремится восстановить справедливость, помочь слабым, защитить обиженных.

Слайд 8

Уильям Шекспир 1564-1616
Родился в провинциальном городке Стратфорде-на-Эйвоне. Он неожиданно порвал с бюргерской жизнью, с семьей и отправился в Лондон, чтобы примкнуть к беспокойному племени актеров. Его пьесы ставились на подмостках театра «Глобус».
гениальный английский драматург

Слайд 9

«Весь мир-театр, и люди в нем актеры» Образы, созданные Шекспиром, так ярки и психологически точны, что стали нарицательными.
Символ всепобеждающей любви-Ромео и Джульетта
Символ ревности-Отелло

Слайд 10

Символ мучительных сомнений- Гамлет

Слайд 11

Общая характеристика искусства
Живопись на первом месте. Два стиля: барокко и классицизм Расцвет садово-паркового искусства Индивидуальный подход к человеку Мир – это противоречивое изменчивое единство Иное восприятие природы Расцвет больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии.

Слайд 12

Восприятие действительности
Художники 17 века более цельно воспринимают действительность. Теперь видное место в искусстве занимают жанры, которые прежде не были распространены, например бытовой жанр, изображение животных, натюрморт. Совершенно новое понимание композиции. Она становится более естественной и динамичной, смело используются глубина, пространство. Колористические достижения искусства

Слайд 13

Развитие изобразительного искусства. Характерные черты.
Расширение тематики, разработка новых самостоятельных жанров или развитие и углублении тех, которые уже существовали в эпоху Возрождения Усиление интереса к индивидуальной личности, ко всем особенностям ее физического облика и характера, подчеркнутое внимание к внутреннему миру человека Подъем портретного искусства Развитие психологического портрета.

Слайд 14

Искусство барокко
Новый художественный стиль возник в Италии. Итальянский термин означал «причудливый», «странный». В XVII веке он быстро захватил всю Европу, в особенности-католические страны. Барокко полно движения, эмоций, страстей, религиозного экстаза. Ему свойственны подчеркнутые декоративность и зрелищность; фантазия художников и архитекторов не знала границ – они превращали фасады зданий и скульптурные композиции в подобие текущих, бурлящих и вздымающихся волн

Слайд 15

В Испании XVII век был отмечен взлетом религиозной живописи
Франсиско Сурбаран
Хусепе Рибера

Слайд 16

Ярчайшим представителем архитектуры барокко был Джованни Лоренцо Бернини
Барокко было излюбленным стилем католической церкви. Бернини создал ансамбль площади перед собором Святого Петра в Ватикане.
(1598-1680)

Слайд 17

Бернини был талантливым скульптором, умевшим в своих работах передать:
момент наивысшего эмоционального напряжения в скульптуре «Экстаз святой Терезы»
момент порывистого движения, полета в скульптуре «Аполлон и Дафна»

Слайд 18

Его живопись казалась современникам очень необычной из-за резких контрастов света и тени. Персонажи Караваджо исполнены загадочности и значительности, хотя это просто обыкновенные крестьянские юноши.
Одним из самых интересных итальянских художников XVI-XVII веков был Микеланджело да Караваджо (1573-1610)

Слайд 19

Картины Караваджо
«Карточные шулеры»
«Юноша с лютней»

Слайд 20

Барокко
Барокко призвано прославлять монархию, церковь и аристократию. Диего Веласкес:
Папа Иннокентий X
Портрет придворного карлика
Портрет Филиппа IV

Слайд 21

Диего Веласкес 1599-1660
Был придворным художником короля Филиппа IV ,оставил великолепную галерею портретов монарха, его близких, придворного окружения.
Величайший испанский художник XVII века работал в жанре парадного портрета.

Слайд 22

Портрет римского папы Иннокентия X
Веласкес был не только прекрасным колористом, но и тонким психологом, умевшим передать характер своего героя. «Слишком правдиво!»- так сказал о своем портрете Иннокентий X.

Слайд 23

Картины Веласкеса
Инфанта
Принц Балтазар

Слайд 24

Веласкес любил писать и сцены крестьянского быта, портреты людей из простонародья, грустные лица придворных карликов и шутов.

Слайд 25

Самым известным художником был фламандец (выходец из Нидерландов)
Питер Пауль Рубенс Любил обнаженную натуру и обилие плоти. Был великолепным колористом, прекрасно владел светотенью.

Слайд 26

Картины Рубенса

Слайд 27

В XVII веке голландская школа живописи дала множество прекрасных мастеров, работавших в разных жанрах.
Он создал множество портретов по заказам богатых амстердамских бюргеров, писал портреты близких-жены и сына, и более 60 автопортретов в разные периоды жизни.
Рембрандт Харменс ван Рейн наиболее выдающийся среди них.

Слайд 28

Картины Рембрандта
«Возвращение блудного сына»
«Ночной дозор»

Слайд 29

Вывод: стиль барокко построен на контрастах и асимметрии, тяготеет к грандиозности и пышной декоративности.
Рембрандт, «Святое семейство»
Якоб ван Рейсдал, «Вид деревни Эгмонт»

Слайд 30

17 век – эпоха расцвета классицизма в литературе и искусстве

Слайд 31

Его называли “король-солнце”.
Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии. Таким монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик 14, король из династии Бурбонов.

Слайд 32

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке.

Слайд 33

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА:
1. Укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного. 2. Высшим достоинством человека провозглашено исполнение долга, служение государственной идее.

Слайд 34

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА: 1. Строгое деление на жанры. 2. Логическая стройность произведения: три единства:место,время,действие 3. Основной конфликт: личные и гражданские интересы, чувство и долг. 4.Наследование античности как образцу. 5.Герои «одной страсти», “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин. 6. Исключалось использование простонародного языка.

Слайд 35

Как относились к античному искусству художники эпохи Возрождения и классицизма?
-логика; -гармония; -разум человека.
Античное искусство
Возрождение
Классицизм
-уважение к человеку; -воспевание переживаний, чувств, любви.

Слайд 36

Рационализм Декарта: “Мыслю, следовательно, существую”.
ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА КЛАССИЦИЗМА: С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта. Основа всего – разум, прекрасно лишь то, что разумно.