ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Язык общения птиц. Как общаются домашние птицы Язык диких животных

Общение или коммуникация птиц

У птиц коммуникация исследована лучше, чем у каких-либо других животных. Птицы общаются с особями своего вида, а также других видов, в том числе с млекопитающими и даже с человеком. Для этого они используют звуковые (не только голосовые), а также зрительные сигналы. Благодаря развитому слуховому аппарату, состоящему из наружного, среднего и внутреннего уха, птицы хорошо слышат. Голосовой аппарат птиц, т.н. нижняя гортань, или сиринкс, располагается в нижнем отделе трахеи.

Стайные птицы используют более разнообразные звуковые и зрительные сигналы, чем птицы одиночные, которые знают иногда всего одну песню и повторяют ее вновь и вновь. У стайных птиц есть сигналы, собирающие стаю, извещающие об опасности, сигналы «все спокойно» и даже призывы к трапезе.

У птиц поют преимущественно самцы, но чаще не для того, чтобы привлечь самок (как обычно считается), а для предупреждения, что территория находится под охраной. Многие песни весьма затейливы и спровоцированы выделением в весеннюю пору мужского полового гормона – тестостерона. Большая часть «разговоров» у птиц происходит между матерью и птенцами, которые выпрашивают пищу, а мать их кормит, предупреждает или успокаивает.

Птичье пение формируется и генами, и обучением. Песня птицы, выросшей в изоляции, неполна, т.е. лишена отдельных «фраз», выпеваемых другими птицами.

Неголосовой звуковой сигнал – крыловой барабанный стук – используется воротничковым рябчиком в период спаривания для привлечения самки и предупреждения самцов-конкурентов о необходимости держаться подальше. Один из тропических манакинов во время ухаживания щелкает хвостовыми перьями, как кастаньетами. По крайней мере одна птица, африканский медоуказчик, прямо общается с человеком. Медоуказчик питается пчелиным воском, но не может извлечь его из дуплистых деревьев, где пчелы устраивают свои гнезда. Неоднократно приближаясь к человеку, громко крича и затем направляясь к дереву с пчелами, медоуказчик приводит человека к их гнезду; после того, как мед взят, он поедает оставшийся воск.

Самцы многих видов птиц в период размножения принимают сложные сигнальные позы, чистят перья, исполняют брачные танцы и совершают различные другие действия, сопровождаемые звуковыми сигналами. Головное и хвостовое оперение, короны и гребни, даже подобное переднику расположение грудных перьев используются самцами для демонстрации готовности к спариванию. Обязательный любовный ритуал у странствующего альбатроса – сложный брачный танец, исполняемый совместно самцом и самкой.

Брачное поведение самцов птиц иногда напоминает акробатические трюки. Так, самец одного из видов райских птиц проделывает самый настоящий кульбит: сидя на ветке на виду у самки, плотно прижимает крылья к телу, падает с ветки, совершает полный кувырок в воздухе и приземляется в исходном положении.

Мало кто задумывается над звуками, которые издают животные, а зря, некоторые особенности общения животных между собой могут вас удивить.

Кошки мяукают только в присутствии людей

Кошки не мяукают друг на друга. Для внутривидового общения они использую язык жестов или шипение, а вот для своих хозяев они могут и сказать «мяу». Они произносят этот звук, чтобы поприветствовать нас, обратить на себя внимание, выпросить еду(вот почему котята мяукают на свою мать, это единственное исключение из правила)или показать, что они чего-то хотят, например, выйти погулять.

Непростой язык сусликов

Кто же самый умный в мире животных? Дельфин? Примат? А может быть суслик? Да-да, этот грызун глуповатого вида, который внезапно появляется из-под земли и так же быстро исчезает. Недавно исследователям удалось декодировать их язык и они выяснили, что возможно это самый сложный язык из всех языков животных. Суслики могут описывать хищников с потрясающей точностью, описывая вид, размер и строение. Они даже могут сообщить, какого цвета одежда на человеке. Одним писком, который длится не более доли секунды, они могут передать огромное количество информации.

Жуки и азбука Морзе

Наверное, сложно общаться, если ты древесное насекомое, слоняющееся по древесным тоннелям. Насекомое под названием «точильщик» использует систему общения, похожую на азбуку Морзе. Он ударяет головой, что приводит к возникновению эхо, которые слышат остальные точильщики. Именно благодаря такому виду общения они и получили свое название: они часто заполняют дерево в Англии, этот стук можно услышать ночью

Для нас очевидно, что каждый человек обладаем своим неповторимым голосом, но многие считают, что голоса животных весьма похожи. Биолог Андреа Туркало выяснила, что у слонов тоже разные голоса. После изучения стада слонов в Конго в течение 19 лет, Туркало могла узнать любого слона по голосу. Туркало работала над тем, чтобы расшифровать их звуки и составить «слоновий»словарь, в котором скорей всего будут слова с большим количеством гласных звуков.

Общение между курицей и цыпленком

Нет ничего удивительного, что мама говорит с ребенком, который находится у нее в животе, но, пожалуй, многих женщин напугало бы, если бы их пока нерожденный отпрыск вдруг ответил. Только не курицу- для них это обычное дело. Примерно за день до рождения цыплят можно услышать, как они пищат в яйце. Мать-курица может кудахтать в ответ, дабы успокоить взволнованного цыпленка.

Бабуины могут определять несуществующие слова

Многие люди терпеть не могут, когда другие начинают нести чепуху. Оказывается, бабуины чувствуют примерно то же самое. В течение 6 недель проводились тесты с участием 6 бабуинов: на экране компьютера им показывали несколько слов- существующих и придуманных, и предлагали определить, какое слово имеет смысл, а какое-нет. Чтобы усложнить задачу, обезьянам показывали не рандомный набор букв, а слова, очень похожие на существующие, - например «горворить». Они успешно справились с заданием, определив около 75 % выдуманных слов за время эксперимента.

Лягушка, которую нельзя услышать

Лягушка из Южной Азии, Huia cavitympanum,может общаться,используя ультразвуковые частоты, который человеческий слух не может различить. Эти животные могут слышать и воспроизводить звуки до 38 килогерц, что на 18 килогерц больше, чем может различить человек. Ученые считают, что лягушки используют такие высокие частоты, тк они живут в местности, где шумят водопады и звуки более низкой частоты просто невозможно различить. Или может быть они не хотят, чтобы люди слышали, как они их обсуждают.

Дельфины и иностранные языки

Исследования группы дельфинов показали, что возможно они способны к изучению "иностранных" языков. Дельфины из дельфинария во Франции давали слушать звуки китов во время своих выступлений. Они никогда не пытались подражать услышанному, пока находились в состоянии бодрствования, но зато с потрясающим сходством воспроизводили звуки во сне.

Попугаи: не просто подражание

Было немало случаев, которые доказывали, что попугаи могут не только бездумно повторять услышанные звуки, но и учить слова и поддерживать разговор. Африканский попугай по кличке Алекс стал знаменитым благодаря своему умению различать цвета. Он даже мог подшучивать над своим тренером. Другие известными попугаями были Прудл, который знал около 800 слов, и Н`киси, который знал 950 различных слов и также, как и Алекс, мог шутить.

Язык жестов у рыб

Некоторые рыбы используют плавники для того, чтобы общаться с сородичами во время охоты. Они указывают, куда должна попасть добыча, затем, когда добыча попадает в «ловушку», они поворачиваются к ней и изображают нечто вроде танца, чтобы обозначить ее присутствие Также рыба использует подобный метод как сигнал к действию, будто говоря «Эй, ребята, настало время поохотиться».


Всем животным приходится добывать пищу, защищаться, охранять границы территории, искать брачных партнеров, заботиться о потомстве. Все это было бы невозможно, если бы не существовали системы и средства коммуникации, или общения, животных.

Коммуникативный сигнал может передаваться звуком или системой звуков, жестом или другими телодвижениями, включая мимические; положением и окраской тела или его частей; выделением пахучих веществ; наконец, физическим контактом между особями.

Животные принимают коммуникативные сигналы и другую информацию о внешнем мире с помощью физических чувств – зрения, слуха и осязания, а также химических чувств – обоняния и вкуса. Для животных с высокоразвитыми зрением и слухом основное значение имеет восприятие зрительных и звуковых сигналов, однако у большинства животных наиболее развиты "химические" чувства. Сравнительно немногие животные, главным образом приматы, передают информацию с помощью комбинации разных сигналов – жестов, телодвижений и звуков, что расширяет возможности их "словаря".

Стая гусей. Фото: Dirk Ingo Franke

Чем выше положение животного в эволюционной иерархии, тем сложнее его органы чувств и тем совершеннее аппарат биокоммуникации. Например, у насекомых глаза не могут фокусироваться, и они видят лишь расплывчатые силуэты предметов; напротив, у позвоночных глаза фокусируются, поэтому они воспринимают предметы вполне отчетливо. Человек и многие животные издают звуки с помощью голосовых связок, расположенных в гортани. Насекомые издают звуки, потирая одну часть тела о другую, а некоторые рыбы "барабанят", щелкая жаберными крышками.

Пение как способ коммуникации птиц

У птиц коммуникация исследована лучше, чем у каких-либо других животных. Птицы общаются с особями своего вида, а также других видов, в том числе с млекопитающими и даже с человеком. Для этого они используют звуковые (не только голосовые), а также зрительные сигналы. Благодаря развитому слуховому аппарату, состоящему из наружного, среднего и внутреннего уха, птицы хорошо слышат. Голосовой аппарат птиц, т. н. нижняя гортань, или сиринкс, располагается в нижнем отделе трахеи.

Стайные птицы используют более разнообразные звуковые и зрительные сигналы, чем птицы одиночные, которые знают иногда всего одну песню и повторяют ее вновь и вновь. У стайных птиц есть сигналы, собирающие стаю, извещающие об опасности, сигналы "все спокойно" и даже призывы к трапезе.

У птиц поют преимущественно самцы, но чаще не для того, чтобы привлечь самок (как обычно считается), а для предупреждения, что территория находится под охраной. Многие песни весьма затейливы и спровоцированы выделением в весеннюю пору мужского полового гормона – тестостерона. Большая часть "разговоров" у птиц происходит между матерью и птенцами, которые выпрашивают пищу, а мать их кормит, предупреждает или успокаивает.

Птичье пение формируется и генами, и обучением. Песня птицы, выросшей в изоляции, неполна, т. е. лишена отдельных "фраз", выпеваемых другими птицами.

Суточные ритмы пения

Большинство птиц поют на рассвете, хотя далеко не все. На этот счет существуют разные точки зрения. И одна из них сводится к тому, что предутренние часы, когда освещение еще не полное, разумнее тратить именно на пение. А не на какие-то конкурирующие виды активности, которые требуют как раз наиболее яркого освещения и сопряжены с тем, что птицы должны наиболее полно включать свои зрительные возможности.

Есть птицы, которые поют не рано утром, тоже в сумерках, но вечерних. Это так называемый "предзакатный миг пения". Дрозды, например, часто фигурирующие и в стихах, и в песнях, птицы, действительно имеющие очень яркое и звучное пение, почему-то поют наиболее азартно, наиболее ярко именно в предзакатные часы.

Говоря о суточных ритмах пения, о том, как разные виды птиц приноравливаются к разному времени суток, как они строят свои выступления, свои концерты, как они строят свои сольные выступления по отношению к тому или иному времени суток, приходится иметь в виду еще один момент, очень важный. Дело в том, что если вы заходите в лес, то не надо быть специалистом-орнитологом для того, чтобы понять, что одновременно звучат, одновременно поют самые разные виды птиц. Зачастую их очень много. Если вы зайдете в наш обычный европейский лес, или в наш большой парк, скажем, Битцевский или Измайловский, не говоря уже о нашем Лосином Острове, который в сущности лес, а не парк, то, не сходя с места, можете насчитать буквально 10-12, а если постоять подольше, то, может быть, даже до двух десятков разных видов птиц. И все они поют одновременно. И существует такое понятие, как частотный диапазон. Да, каждый звук имеет свой частотный диапазон. И все птицы, большинство, по крайней мере, птиц, которые поют вместе, поют бок о бок, друг с другом, образуют единый хор, пользуются одним частотным диапазоном.

Это значит, что они каким-то образом перекрываются, как-то накладываются друг на друга и используют один канал связи. Они выходят в эфир одновременно, используют один канал связи и перекрикивают друг друга. И вот чтобы не создавать такого переуплотнения в эфире, не слишком забивать эфир своими голосами, возможно, поэтому они и стремятся как-то наиболее полно использовать этот доступный им суточный интервал времени. Для того чтобы как-то избежать этой акустической конкуренции, которую можно назвать, скажем, конкуренцией за эфирное время. А для того чтобы не совсем уж плотно забивать этот эфир, они используют разное время суток. Разные виды поют в разное время.

Назначение песен птиц

Теперь о том, как птицы избегают акустической конкуренции на коротких отрезках времени. Если вспомните еще раз песню зяблика, то там звук, потом пауза, звук, потом пауза. И разные виды птиц подстраиваются друг под друга. То есть они избегают того, чтобы их песни накладывались, звучали одновременно. Они обязательно выстраивают свой акустический ряд так, чтобы заполнять паузы между пением других исполнителей.

Причем тут важен один момент. Но здесь нужно сказать несколько слов о том, что же собой представляет песня? Для чего она, собственно говоря, нужна? Предназначение песни, довольно простое, это такой универсальный маяк, обозначающий присутствие самца данного вида в данном месте на данной территории.

Большинство видов певчих птиц, фактически все певчие птицы, – собственники, ярко выраженные собственники в отношении владения землей. Каждый самец ранней весной, прилетая на места гнездования, возвращаясь с зимовки, прежде всего озабочен тем, чтобы занять территорию. Территория эта размером, где-то, скажем, около гектара, то есть сто на сто метров – это в среднем, очень в среднем. Но почти для всех видов мелких воробьиных, певчих птиц – это стандартный размер территории. Очень стандартный.

Территория очень рьяно охраняется, с драками, со всевозможными ритуальными действия и т. д. Но я сейчас об этом говорить не буду, важно то, что когда самец поет, он как бы делает заявку на эту территорию.

Акустические доминанты

Самцы одного и того же вида, скажем, разные зяблики, оказываются рассредоточены в пространстве на достаточно приличное расстояние, порядка, скажем, 100-150 метров, 80 метров, вот в таких плотных поселениях.

А территории разных видов, они свободно перекрываются. И певцы разных видов, они вольны петь неограниченно близко друг от друга. И поэтому, собственно говоря, именно для межвидовых акустических отношений как раз наиболее важна эта возможность межвидовой интерференции, акустической интерференции. Возможность конкуренции за эфир.

И здесь, собственно говоря, возникают разные механизмы, с помощью которых певцы разных видов этой конкуренции избегают. Один из таких механизмов, как я говорил, это стремление заполнять паузы. Когда один вид спел, исполнил свою песню, поет другой вид, если остается время, поет третий, четвертый и т. д. На этой основе даже возникает некая иерархия, потому что виды, которые обладают громким голосом. . . Зяблик, это, например, ярко выраженный доминант. Почему? Во-первых, потому что у него очень громкий, бодрый, задорный, азартный голос. Во-вторых, это птица очень многочисленная, которая создает сплошные поселения, где звучание их голосов создает мощный акустический фон.

И другие птицы, вынуждены приспосабливаться к ним. Поэтому тон, ритм этого ансамбля, хора задают зяблики. К ним подстраиваются, допустим, какие-нибудь пеночки. Кстати, давайте пеночку-весничку послушаем, она того же типа пения птичка, тоже такой порционный пунктирный тип пения с коротенькими стереотипными песнями, разделенными ярко обозначенными паузами. Когда собираются в одном месте птички с таким типом пения, с порционным типом, то звучание хора становится наиболее упорядоченным, поскольку здесь хорошо выражены паузы, и в них легко можно вставиться.

А когда поют птицы с непрерывным типом пения, типа камышевок, которых мы тоже слышали, то здесь, конечно, возможность для их краткосрочного разделения по времени уже меньше, потому что песня непрерывная, там просто не встроиться никуда. Они вынуждены петь одновременно. И они используют тогда несколько иной механизм, они делят уже не время, они делят пространство.

Активной акустической доминантой является садовая камышевка, а видом, который подстраивается является болотная камышевка. И вот эта иерархия, их субординация, если можно так выразиться, проявляется в разных ипостасях, разных аспектах их жизни. Садовая камышевка прилетает раньше почти на две недели. Болотная, она заявляется, так сказать, с зимовок уже тогда, когда садовые заняли участки, они освоились, они чувствуют себя хозяевами. И болотные вынуждены как-то строить свою жизнь, свою активность сообразно тому, как ведет себя доминант, хозяин данной территории.

У садовой камышевки совершенно иной ритм. Четко расставлены акценты. Она как бы выкладывает свою акустическую программу. Не спеша, с расстановкой, с чувством, она никуда не торопится. Песни очень разные, на слух они легко различаются – и даже человеком. Естественно, они друг друга тоже различают.

И вот возникает вопрос. А, в сущности, может, они не реагируют друг на друга? Может быть, они безразличны, может быть, они хорошо различают друг друга, но не обращают друг на друга внимания? Как это можно установить. Для этого существует такой метод, который широко очень применяется в биоакустике, это так называемый "метод звуковой ловушки". Называется он так потому, что иногда с его помощью подманивают, скажем, птичку в сеть. Он предельно прост – записывается на магнитофон песня, затем она через какой-нибудь динамик проигрывается самцу, который занял территорию в данном месте. Как я уже говорил, птицы территорию очень азартно и рьяно охраняют, и поэтому хозяин территории чувствует себя в праве, он тут же кидается на поиски нарушителя. Подлетает к динамику и пытается как-то отыскать нарушителя, иногда даже вплоть до того, что с великим ожесточением клюет этот динамик. И таким образом можно транслировать самые разные песни и каким-то образом описывать или оценивать поведение респондента, то есть самца, который задействован в опыте.

При проигрывании песни садовой камышевки – болотной, и наоборот, песни болотной камышевки – садовой наблюдается неожиданная картина оказалась. Болотная камышевка абсолютно игнорирует песню садовой камышевки, никак не нее не реагирует, никакой реакции практически не проявляет. А садовая – та как раз реагирует четко, азартно, бурно. Самец садовой приближается к динамику, явно кого-то ищет возле него, подлетает вплотную. И производит некие действия, которые свидетельствуют о том, что он бы сейчас кое-кому задал основательную трепку.

Это проявление того самого доминирования, о котором я уже говорил, рассказывая о том, как они выбирают место для пения в той ситуации, когда их участки перекрываются. Таким образом, я повторяю, у певчих птиц совместное использование эфира отражает какие-то их побуждения избегать одновременного пения, избегать этой самой конкуренции за каналы связи. Но это далеко не все, о чем здесь можно говорить.

Индивидуальное развитие песни

Индивидуальное развитие песни у птицы, в процессе ее жизни, проходит, по меньшей мере, две ключевые стадии. Первая стадия целиком запрограммирована генами. Это генетически обусловленная стадия, и результатом этой стадии является то, что у любой птицы (даже абсолютно изолированной с рождения от своих сородичей, даже выращенной в инкубаторе, хотя, в общем, певчих птиц едва ли можно вырастить в инкубаторе) формируется в конечном итоге какая-то песня, очень похожая на ее видовую песню. Очень похожая, но весьма отличная в деталях. Это, если можно так сказать, очень расплывчатый образ, где видовые черты скорее угадываются, чем присутствуют. Но при этом, допустим, тот же зяблик, выращенный в изоляции от сородичей, будет петь песню, которая значительно больше похожа на песню зяблика, чем, скажем, на песню той же леснички, которую мы слышали. А молодая лесничка, когда она тоже оказалась волею судеб в изоляции от своих всех сородичей, она будет петь песню, достаточно похожую на песню леснички, а вовсе не на песню зяблика.

Дальше в природе приходит время второго этапа. Второй этап уже включает в себя с необходимостью элемент обучения. Для того чтобы песня, существующая в виде такой, генетически предопределенной, аморфной заготовки сформировалась, трансформировалась уже в песню настоящую, яркую, видовую песню, необходимо обучение. Причем, обучение это должно происходить достаточно в юном возрасте. Считается, что у большинства видов певчих птиц, о которых мы с вами сейчас ведем речь, этот период составляет где-то порядка двух месяцев от роду, от момента вылупления. Чтобы было понятно: две недели птица проводит в гнезде, потом она вылетает из гнезда, еще через две недели она приобретает навыки самостоятельной жизни – у птичек все быстро происходит. И вот в течение месяца, примерно, она должна слышать пение своего вида. И только в этом случае она сформирует ту видовую песню, которая является непременным атрибутом данной породы птиц.

"Позывки" как способ коммуникации птиц

Дело в том, что наряду с песней, акустический репертуар всех видов певчих птиц, в том числе и всех, о которых мы с вами говорили, включает так называемые, "позывы" или "позывки", это совершенно иной класс звуков. Отличаются они от песни, пожалуй, по двум основным признакам.

Первое. Песня – это все-таки довольно сложный сигнал, длительный, состоящий в простейшем случае из двух звуков, а иногда это сотни и тысячи звуков, если говорить о камышевках. В общем – это сложный сигнал. Сложный, длительный достаточно сигнал. Позывка же – это, как правило, только один короткий сигнал, это вскрик, окрик, это одна такая короткая посылка, очень простая, довольно простой структуры. И, если говорить о частотной модуляции, амплитудной модуляции, резко отличающаяся от песни в этом отношении.

Второе отличие состоит в том, что если для формирования песни, как я уже говорил, нужен период обучения, нужна некая модель, то позывки или позывы, они, в основном, развиваются на генетическом фундаменте, и для того чтобы у особи данного вида сформировалась присущая ей система позывок, ей совсем не нужно слушать других птиц своего вида. Это всё формируется на генетическом автомате. Гены здесь всё решают.

И третий важный момент – это то, что песня приурочена к периоду размножения, поскольку она обслуживает сферу репродуктивной коммуникации, призыв самок и отпугивание других самцов. А система позывок обслуживает весь бытовой цикл. И поэтому она бывает довольно разнообразной. Репертуар у некоторых видов, скажем, у тех же синиц, о которых мы уже говорили, включает десятки разных видов позывок.

В частности, самой сложной системой, вообще одной из самых сложных систем позывок в мире пернатых, обладает большая синица, всем прекрасно известная, поскольку именно она живет в городе, и которая у нас на балконах чаще всего бывает. Невероятное разнообразие разных звуков они издают, и вот каждый такой звук, в общем, хочется считать элементом их языка. Всегда кажется, что каждый такой звук что-то значит, скажем, тревогу, или то, что птица нашла корм, или то, что она к кому-то обращается, или кого-то о чем-то предупреждает.

Неголосовые способы коммуникации птиц

Неголосовой звуковой сигнал – крыловой барабанный стук – используется воротничковым рябчиком в период спаривания для привлечения самки и предупреждения самцов-конкурентов о необходимости держаться подальше. Один из тропических манакинов во время ухаживания щелкает хвостовыми перьями, как кастаньетами. По крайней мере одна птица, африканский медоуказчик, прямо общается с человеком. Медоуказчик питается пчелиным воском, но не может извлечь его из дуплистых деревьев, где пчелы устраивают свои гнезда. Неоднократно приближаясь к человеку, громко крича и затем направляясь к дереву с пчелами, медоуказчик приводит человека к их гнезду; после того, как мед взят, он поедает оставшийся воск.

Самцы многих видов птиц в период размножения принимают сложные сигнальные позы, чистят перья, исполняют брачные танцы и совершают различные другие действия, сопровождаемые звуковыми сигналами. Головное и хвостовое оперение, короны и гребни, даже подобное переднику расположение грудных перьев используются самцами для демонстрации готовности к спариванию. Обязательный любовный ритуал у странствующего альбатроса – сложный брачный танец, исполняемый совместно самцом и самкой.

Брачное поведение самцов птиц иногда напоминает акробатические трюки. Так, самец одного из видов райских птиц проделывает самый настоящий кульбит: сидя на ветке на виду у самки, плотно прижимает крылья к телу, падает с ветки, совершает полный кувырок в воздухе и приземляется в исходном положении.

Звук играет очень важное значение во все периоды жизненного цикла птицы. У птиц имеется целый набор сигнальных репертуаров и звуков, относящихся и к периоду территориального деления (маркировка гнездовой территории), и к брачному периоду, экспресс-сигналы (звуки тревоги и бедствия), защитные или оборонительные сигналы (выделяются типичное поведение птенцов – затаивание и бегство, типичные защитные реакции взрослых птиц – наоборот, приближение к источнику сигнала бедствия) и т. д.

Изучение языка птиц в комплексе с их поведением и контекстом ситуации показывает не только насколько он богат и разнообразен, но и насколько осмысленно и многофункционально ведется диалог, т. е. общение между птицами, причем разных видов.



Как общаются домашние птицы

О Языке тела Птиц - Глазах, Вокализации и Перьях

В то время как нет никакого недопонимания от счастливого виляния хвоста щенка или довольного подтягивания пушистого кота, понимание общения домашних птицы это талант. Или, по крайней мере, нужно острое внимание, чтобы детализировать. Каждая рябь перьев, моргание глаз, и громкий визг имеет значение.

Значение глаз

Глубоко изучите глаза любимой птицы. Птица общается, быстро изменяя размер его радужной оболочки - которой он может управлять - в отличие от людей. "Сверкание" или "сжатие" глаз не имеют одного простого значения. Когда объединено с другими значениями коммуникации, расширение радужной оболочки выражает волнение, агрессию или нервозность, согласно Терезе Джордан, автор "Понимания Языка тела Вашей Птицы."

Пение птиц

Птицы имеют вокальный репертуар, схожий на обучаемого оперного певца. От длинных трелей до короткого резкого звука орущего и низкой тонкой болтовни, птицы открыто напевают. В диком, несметном количестве звуков предупреждение относительно нависшей опасности, привлекает помощников и призывает соседних птиц. Одомашненные любимые птицы приспособили свои вокальные способности к жизни с людьми, другими домашними животными и содержанию жизни в клетке. Довольные и счастливые птицы поют, говорят, болтают или свистят в приятным тоне и громкости, согласно статье Doctors и Smith "Понимающий Язык тела Птицы: Ваш Попугай или Ваша Другая Птица Пробуют Вам Сказать." Птицы, которые продолжают непрерывную громкую болтовню, могут учиться напевать человеческие слова. Птица поет себе, чтобы мягко уснуть, тонко болтая. Когда раздражена, болтовня превращается в низко жужжащее мурлыканье. Интерпретируйте мурлыканье птицы как рычание собаки. Рассмотрите эту вокализацию как предупреждение. Если мурлыканье превращается в более громкий рычащий звук, и глаза птицы расширены, не трогайте птицу и проверьте её окружающую среду на угрозу. Пристальный взгляд между семейной собакой или обнаруженными страшными садовыми ножницами могло бы вызвать рычание.

Все Перья

Птицы пушат свои перья, когда довольны и в покое. Счастливые птицы показывают маленьких учеников, объединяя пух с перьями и низким мурлыканьем.

Птицы не умеют разговаривать подобно людям. Они общаются на своем, только им понятном языке. Но тогда как узнать человеку, что хочет сказать ему птица, живущая у него дома? Впрочем, голосовая речь здесь и не понадобится. Все можно понять по поведению вашего пернатого друга. Мимика, характер движений, настроение – это тот же язык, который очень многое может вам объяснить. Чтобы понять, что хочет ваш пернатый друг, просто внимательно за ним последите.

И так, мы пришли к выводу, что птицы могут общаться с помощью движений. Давайте назовем этот способ общения языком тела. Понятно, что у каждого вида он свой, однако общие его моменты у всех птиц одинаковы, и могут быть довольно красноречивыми. Впрочем, передавать информацию птицы могут не только движениями. В этом процессе участвуют все их органы: клюв, глаза, крылья, хвост, лапы. О многом может сказать стиль пения или щебетания, о котором мы поговорим чуть позже.

Давайте начнем с глаз. В отличие от птиц, человек не способен контролировать движение своих зрачков. Птицы же могут сужать и расширять их в зависимости от ситуации. По зрачкам можно определить, рассержена, довольна, или же взволнована птица.

Теперь, как и обещали, вернемся к пению и щебетанию птиц. Попробуйте понаблюдать за поющей птицей. Вы наверняка услышите совершенно разный стиль пения, который будет меняться в зависимости от ситуации и той цели, которую преследует птица. Для привлечения особей противоположного пола, подачи сигналов тревоги, защиты своей территории, общения между собой, будет использоваться совершенно разное пение. Точно также птица общается и с человеком. По характеру пения можно легко понять, что хочет ваш пернатый друг.

Заливистое пение и довольное посвистывание свидетельствует о том, что птица довольна и абсолютно здорова. Если птица радуется окружающим ее людям, она поет весело и задорно. Впрочем, такое поведение свойственно не всем пернатым.Некоторые птицы, при большом количестве посторонних людей, начинают нервничать и замолкают.

Тихое щебетание говорит о хорошем настроении птицы, а громкое и нервное, указывает на ее недовольство и попытку привлечь внимание человека.

Воркование птиц можно истолковать по — разному. Оно может быть признаком как хорошего, так и плохого их настроения. Чтобы понять его смысл, попробуйте оценить ситуацию и определить настроение птицы по ее позе.

Вы не поверите, но некоторые птицы могут ворчать, подобно недовольному человеку. Это значит, что они чем — то расстроены. Попробуйте найти причину такого их поведения. Внимательно осмотрите клетку, и уберите все предметы, которые, по вашему мнению, птицам не нравятся. Впрочем, ворчащую птицу лучше не беспокоить.

Крылья, как это ни странно, птицы также используют для общения. Подпрыгивая на месте и хлопая ними, птица выражает крайнюю степень довольства. Иногда, такие манипуляции являются составной частью брачного танца. Поднимать крылья птицы могут и с целью охлаждения тела. Это свидетельствует о том, что им жарко.

Впрочем, оттопыренные крылья могут являться свидетельством болезни или агрессивного настроя. Если при этом птица кивает головой, значит, она проголодалась, и ее нужно покормить. Ну а опущенные (повисшие) крылья у взрослых особей, свидетельствуют об их болезни. Молодые же птицы могут опускать крылья преднамеренно. Таким образом, они учатся ними управлять.

Определенные сигналы птицы могут подавать хвостом. Вы заходите в комнату, где находится клетка с вашим домашним питомцем, и он, в знак приветствия, начинает вам махать хвостом. Приподнятый хвост означает, что птица находится в хорошем настроении, и ждет от вас угощения. Покачивать хвостом она может и после большой физической нагрузки. Таким образом, птица восстанавливает свое дыхание. Иногда по покачиванию хвоста можно судить о заболевании птицы. Но точный диагноз может поставить только ветеринар. Ну и, конечно же, взъерошенное оперение и распушенный веером хвост свидетельствуют об агрессивном настрое вашего пернатого питомца.

Ну, а что же лапы?

Как это ни странно, они также участвуют в процессе общения. Давайте посмотрим, какие знаки может подавать птица своими лапами.

1.Перетаптывание – таким образом, птица демонстрирует себя в качестве хозяина данной территории.

2.Слабость в ногах – последствия стресса или испуга.

  1. Висение вверх ногами — демонстрация счастья.

Участвует в процессе общения и клюв. Это дополнительный инструмент вашего пернатого друга, который используется в следующих случаях:

  1. Скрежетание- сигнал засыпания.
  2. Единичное щелканье – сигнал приветствия.
  3. Постоянное щелканье- сигнал агрессии.
  4. Трение клювом о стенки клетки или иные предметы — метка своей территории.
  5. Укусы клювом – крайняя степень агрессии и недовольства.

Сигналы общения, используемые птицами, могут быть и комплексными. Они закатывают или выпячивать глаза, вертят шеей, топочут ногами, и даже отрыгивают съеденную пищу. В большинстве своем, так они проявляют крайнюю степень признательности к человеку, и демонстрируют свою любовь к нему.

Ну а позе мы уже говорили. Это очень важный сигнал, по которому можно определить, в каком расположении духа птица находится. Вот некоторые их них:

  1. Вытянутое расслабленное тело – крайняя степень удовлетворения.
  2. Напряженное тело и взъерошенное оперение- сигнал, что птица готова защищать свою территорию.
  3. Покачивание головой на вытянутой шее — просьба о ласке.
  4. Наклоненное вперед туловище при опущенной голове и приподнятых крыльях — метод привлечение внимания особей противоположного пола.
  5. Наклоненное вперед туловище, при опущенной голове, широких зрачках, распущенном хвосте, и взъерошенном оперении — крайняя степень агрессии.

Таким вот нехитрым образом птицы общаются между собой. Самое удивительное в том, что этот язык понятен всем животным. Так что при желании, вы всегда сможете узнать, что хочет вам сказать ваш пернатый друг.