ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что подразумевает выражение аналогичные рабочие места. Аналогичные рабочие места при проведении специальной оценки условий труда

При определении класса опасности рабочих мест может быть проведено сплошное или выборочное их оценивание. В последнем случае анализу подвергают аналогичные рабочие места. Специальная оценка условий труда происходит обычно в ситуациях с большим числом штатных однотипных сотрудников. Это позволяет ускорить процедуру СОУТ (спецоценки) и снизить затраты на реализацию таких оценочных мероприятий.

Основные особенности

В законодательстве есть определение специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест. Это ч. 6 ст. 9 профильного Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.

В итоге, специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест – это когда на этапе подготовки к проведению спецоценки они могут быть классифицированы по схожим характеристикам: каждая сформированная категория объектов будет состоять из аналогичных мест труда наемного персонала.

Закон № 426-ФЗ выделяет перечень критериев, по которым ведут объединение рабочих мест в группу аналогичных. Это когда:

  • рабочие места расположены на одном производственном объекте, в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • условия работы идентичны или почти одинаковые;
  • персонал при выполнении своей трудовой функции применяет однотипное оборудование, схожими характеристиками обладают системы кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
  • на схожих рабочих местах трудятся специалисты с одинаковыми должностными инструкциями, совпадают их квалификационные уровни, должности, профессиональные навыки;
  • рабочий процесс на разных объектах, которые предполагается объединить, протекает однотипно;
  • при выполнении заданий наемный персонал использует инструменты и средства защиты с одинаковыми техническими характеристиками.

Как говорят разъяснения о специальной оценке условий труда на аналогичных рабочих местах, если не выявлены совпадения по всему набору признаков, нельзя объединять места труда для целей спецоценки. То есть, подходит только сплошной метод.

Ответственность за выявление однотипных рабочих мест и их разделение по группам возложена на комиссию по подготовке к СОУТ. Этот коллегиальный орган создает руководитель предприятия. Одна из функций комиссии – составление полного перечня рабочих мест, которые есть в компании, сбор информации о вакантных должностях и других исключаемых трудовых местах.

Если аналогичных мест на предприятии много, ориентироваться необходимо на лимит минимального охвата проверкой рабочих мест. Оценивание должно пройти в отношении 20% рабочих мест, признанных одинаковыми. В абсолютном значении минимальный порог охвата установлен на 2 рабочих объекта.

По итогам специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест приказ руководства закрепляет общую картину – карту СОУТ. По всем объединенным объектам выносят одинаковые рекомендации по повышению уровня безопасности и комфортности труда.

Примеры ошибок при группировке рабочих мест

На предварительном этапе работодатель составляет ориентировочную смету затрат на спецоценку. При расчете необходимых финансовых вложений в это мероприятие все предприятия стремятся сэкономить. Это, конечно, возможно, если объединить аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда будет проведена тогда в отношении меньшего числа объектов (за счет уменьшения объема работы экспертов снижается стоимость их услуг).

В процессе идентификации аналогичных мест труда могут быть допущены грубые ошибки, искажающие расчеты. Например:

Ошибка Пример Пояснение
При объединении в одну группу не был учтен фактор разных наименований штатных должностей и наличия отличий в должностных функциях Бухгалтерский отдел занимает один кабинет. В помещении находится несколько бухгалтеров и главный бухгалтер с кассиром. Работодатель причислил весь финансовый персонал к одной категории. Это неверный подход – объединять можно только бухгалтеров со схожими функциональными обязанностями. А у кассира и главного бухгалтера набор трудовых обязанностей отличается от всех других должностей.

В итоге, в данном примере 3 группы рабочих мест.

Не учтен фактор идентичности эксплуатируемого оборудования Служба технической поддержки клиента состоит только из операторов. Все они трудятся в одном помещении, их рабочие обязанности и названия должностей совпадают. Наниматель объединил их в одну группу для проведения спецоценки. Этот шаг будет оправданным при одном условии – весь набор используемого такими работниками отдела оборудования и инструментов обладает идентичными характеристиками, совпадают даты изготовления этих технических средств и марки производителей.
Нарушен лимит проверки – аналогичные рабочие места специальная оценка условий труда должна охватывать в объеме от 20%, но не менее 2-х штатных единиц В одном цехе работает 5 раскройщиц. Они соответствуют всем критериям идентичности для объединения в группу аналогичных рабочих мест. Вычисляют 20-типроцентный порог проверки: он равен 1 единице (5 × 20%). Работодатель включает в план оценочной проверки одну должность. Это неверное решение – если 20% должностей внутри одной группы охватывают менее 2-х штатных единиц, спецоценку проводят хотя бы по двум рабочим местам

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Напомним, что в соответствии с п.5 ф.З. №426 ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.


Многие заблаговременно самостоятельно определяют перечень рабочих мест, чтобы рассчитать примерные затраты на проведение СОУТ.


Но, как показывает практика, очень часто этот перечень составляется неверно, в том числе из-за того, что неправильно определены аналогичные рабочие места.


Давайте разберемся, какие же места можно признать аналогичными?


Согласно п.6 ФЗ. №426-ФЗ от 28.12.2013 г. аналогичными рабочими местами признаются рабочие места:


Расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);


Оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;


на которых работники:


Работают по одной и той же профессии, должности, специальности,


Осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья,


Обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.


Сколько рабочих мест можно отнести к аналогичным?


Законодательно ограничений никаких не установлено, какое количество рабочих мест может быть отнесено к аналогичным. Естественно, что работодатели стремятся отнести как можно больше рабочих мест к аналогичным, так как это уменьшает расходы на спецоценку: на аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда. Здесь то и начинаются ошибки.


Пример 1. В штате небольшой косметологической организации - директор, главный бухгалтер, 2 администратора. Все работают в одном кабинете, с использованием одного компьютера. При заключении договора на СОУТ работодатель предоставляет перечень, в котором эти рабочие места значатся как аналогичные, обосновывая, что условия трудна одинаковые, так как один кабинет, оборудование, т.е. компьютер один на всех, поэтому места нужно «аттестовывать» как аналогичные.


Естественно руководитель не прав, так как обязательным условием является принадлежность работников к одинаковой профессии, специальности, должности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей.


Так же рабочее место бухгалтера и ведущего бухгалтера, находящихся в кабинете напротив друг невозможно отнести к аналогичным, даже если работники выполняют одинаковые функции, находятся в одной рабочей зоне. Если разные должности, то об аналогии не может быть и речи.


Иногда рабочие места, на которых заняты работники одинаковой должности или профессии, все равно не являются аналогичными.


Пример 2. В штате организации 3 слесаря-сантехника. Два слесаря сантехника ремонтируют сантехнические системы, а третий еще периодически обслуживает и канализационные системы и опускается в канализационные люки.


Не смотря на то, что наименование профессии одно и тоже, трудовые функции различаются, поэтому отнести рабочие места к аналогичным так же нельзя.


Похожий пример, когда рабочие места одной профессии нельзя отнести к аналогичным, связан с использованием разного оборудования.


Пример 3. В штате организации есть водители погрузчика, 3 человека. За Ивановым закреплен дизельный погрузчик Maximal FD10T-M, за Петровым - вилочный электропогрузчик МЗиК ЭП-103КО, за Сидоровым - автопогрузчик Heli CPCD25 / CPQD25 серия H2000.


Данные рабочие места так же нельзя отнести к аналогичным, так используемое оборудование разное.


При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.


Если же при оценке аналогичных рабочих мест выявляются различия в показателях факторов, признаки, которые не отвечают требованиям аналогичности, спецоценка проводится на 100% рабочих мест, изначально отнесенных к аналогичным.


С. Бурлакова

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Готовые пакеты документов
по охране труда и кадрам
от 3500 рублей

Труда (СОУТ - Спецоценка, - ред.) стараются корректировать существующее штатное расписание, скрывая реальное количество сотрудников в целях экономии. Объединяют одну должность с другой, сокращают количество рабочих мест, убирают «неугодные» должности. В итоге: недостоверно поданные сведения - неверные результаты СОУТ . При выявлении неточностей в документах по спецоценке в ходе проверок госинспектора по труду, к административной ответственности, в первую очередь, привлекут работодателя, так как неверные сведения могут стоить людям жизни и здоровья. Можно, конечно, задать вопрос организации, проводящей СОУТ , но ее дело правое: какой объем рабочих мест заявили, тот и проверяли. А на случай особо недовольных: «Вот копия заверенного штатного расписания за подписью руководителя и печатью организации, какие еще могут быть претензии?»

Скрывать и изменять штатно-списочный состав работников не стоит. Тем более, что если у Вас выявятся аналогичные рабочие места, можно еще и неплохо сэкономить на СОУТ , не нарушая требования законодательства. Какие это места и как определить их среди имеющихся рабочих мест?

  • Ключевые проблемы:
    Сколько рабочих мест можно отнести к аналогичным?
    Почему рабочие места с одинаковым оборудованием не всегда аналогичные?
    Когда рабочие места для одинаковых должностей нельзя считать аналогичными?

Перед проведением специальной оценки условий труда работодателю нужно составить перечень рабочих мест, которые будут оцениваться. Так можно узнать примерную стоимость этой процедуры. Но в большинстве случаев расчеты оказываются неверными, потому что неправильно определены аналогичные рабочие места. Разберемся, как избежать типичных ошибок.

Сколько рабочих мест можно отнести к аналогичным

Аналогичными считаются рабочие места, которые (Пункт 6 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»):
— расположены в одном или нескольких однотипных помещениях (зонах);
— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;
— заняты работниками одной профессии, должности, специальности с одинаковыми функциями и режимом работы; они должны использовать одинаковое оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье, а также обеспечиваться однотипными СИЗ.

Например, рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера, сидящих в одном кабинете, не являются аналогичными. Все потому, что у них разные названия должностей.
Стремление работодателя отнести как можно больше рабочих мест к аналогичным понятно. Это уменьшает расходы на спецоценку: на аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и для них оформляется общий перечень мероприятий по улучшению условий труда. Не стоит забывать, что оцениваться должны 20 процентов от общего числа аналогичных рабочих мест, но не менее двух (Пункт 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Пример
В штате компании есть пять операторов call-центра. Все они работают в одном кабинете и имеют одинаковые обязанности. То есть речь идет об аналогичных рабочих местах. Казалось бы, оценивать нужно 20 процентов от их общего числа – одно рабочее место. Но не тут-то было. Закон о спецоценке требует проводить процедуру как минимум на двух рабочих местах. Поэтому в перечень рабочих мест для спецоценки включаем двух операторов call-центра.
Если в организации, например, два аналогичных рабочих места менеджера, то оценивать все равно придется оба. Это необходимо, чтобы получить объективный результат при инструментальных исследованиях. В случае несовпадения хотя бы одного измеряемого параметра, оценивать будут 100 процентов рабочих мест.

Независимо от размера ставки сотрудника, его рабочее место при специальной оценке условий труда будет приравниваться к одному. То есть: занятость на полставки – одно рабочее место, на 0,3 ставки – одно рабочее место, на 2,15 ставки – два рабочих места.

Почему рабочие места с одинаковым оборудованием не всегда аналогичные

Одинаковое оборудование на рабочих местах не всегда является признаком одинакового производственного процесса.

Пример
В кабинете работают бухгалтер, ведущий бухгалтер, главный бухгалтер и специалист по кадровому делопроизводству. У всех абсолютно одинаковые компьютеры. Тем не менее данные рабочие места не аналогичные. Во-первых, у сотрудников – разные должности. Во-вторых, оборудование на рабочих местах должно быть абсолютно идентичным: и марка, и модель, и год выпуска.
Похожий пример можно привести для рабочих мест водителей.

Пример
В организации – пять водителей. Иванов работает на автомобиле Renault 2010 года выпуска, Сидоров – на автомобиле Ford 2009 года выпуска, Петров, Стаханов и Павлов – на автомобилях Ford 2013 года выпуска.
Часто работодатели относят все такие рабочие места к аналогичным. Это неверно, поскольку аналогичными будут только рабочие места Петров, Стаханов и Павлова. Иванов работает на автомобиле другой марки, а Сидоров – другого года выпуска. Кроме того, дополнительно нужно запросить информацию о категории транспортного средства и используемом топливе. Это может сыграть роль при определении квалификации рабочих мест.

Когда рабочие места для одинаковых должностей нельзя считать аналогичными

Иногда рабочие места, на которых трудятся работники с одинаковыми должностями, все равно не являются аналогичными. В штатном расписании организации может быть пять руководителей отдела, но это не значит, что у них одинаковые функции.
В подобных ситуациях нужно уточнять, каким отделом руководит сотрудник. Например, рабочие места руководителей отдела продаж, интернет-отдела и отдела маркетинга должны оцениваться отдельно.
Не менее важный момент – по сменность работы.

Пример
На производстве – 14 операторов линии по розливу лекарств. Они работают в две смены. На спецоценку представлено три рабочих места.
В данном случае работодатель неправильно подошел к определению аналогичных рабочих мест. В одной смене работают семь человек. То есть с учетом аналогии оценивать нужно два рабочих места. При условии, что семь человек, работающих во вторую смену, приходят на те же рабочие места и выполняют такие же функции.
Таким образом, если вы не уверены, что учли все особенности и правильно определили аналогичные рабочие места, то лучше обратиться за помощью в организацию, которая будет проводить спецоценку.

Ответы на ваши вопросы

Как обосновать работникам изменение класса условий труда?
В образовательном учреждении провели СОУТ. Убрали класс вредности 3.1 у уборщиц, что вызвало их огромное возмущение. Как объяснить сотрудницам правомерность изменения класса их условий труда с 3.1 на 2?

Необходимо ознакомить персонал с результатами спецоценки под роспись. При желании можете также ознакомить их с нормативными документами, подтверждающими правомерность ваших действий. Если спецоценка подтвердила, что условия труда улучшились, вы вправе отменить компенсации, которые уборщицы получали раньше (ч. четвертая ст. 219 ТК РФ).

Нужно ли платить дополнительные страховые взносы, если по результатам спецоценки установлены вредные условия труда?
В организации провели спецоценку. Для многих должностей (бухгалтер, начальник отдела кадров и т. д.) установили класс вредности 3.1. Нужно ли оплачивать дополнительные взносы в ПФР или достаточно устранить нарушения по освещенности?

Если на рабочих местах установлен класс условий труда 3.1, то за них необходимо платить страховые взносы по дополнительному тарифу – два процента (Пункт 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Когда нарушения будут устранены, вы можете провести внеплановую спецоценку условий труда (Статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Только если она подтвердит улучшения, страховые взносы по такому тарифу можно будет не платить.

Можно ли определить влияние влажности и плесени на работников?
У нашего предприятия есть подземный музей горного дела, геологии и спелеологии, расположенный в отработанных выработках действующей шахты. Там естественная повышенная влажность и плесень. Рабочие места экскурсовода и сопровождающего подлежат спецоценке, но в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов влажности и плесени нет. Можно ли оценить их вредность для работников музея? Правомерно ли делать это не в рамках спецоценки?
Вы можете пригласить независимую экспертную организацию для измерения уровня влажности и характера плесени. Если исследования подтвердят, что данные факторы действительно могут негативно повлиять на работников, то появится веский повод выдавать персоналу СИЗ и спецодежду, а также отправлять на медосмотр.

Самые необходимые нормативные акты:

Запомните главное:
1 Аналогичными считаются рабочие места, расположенные в одном помещении (однотипных помещениях) и занятые работниками с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.
2 Спецоценке подлежат 20 процентов аналогичных рабочих мест, но не менее двух.
3 Для того чтобы рабочие места считались аналогичными, на них должно быть одинаковое оборудование, вплоть до года выпуска.
4 При посменной работе допустимо проводить спецоценку только работников одной смены.